Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект урока по предмету Развитие речи и окружающий мир в 9 классе
для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Весна, весна, как воздух чист!

Зубова Ольга Андреевна,
учитель
ГБОУ школа № 627
Санкт-Петербурга
 
Цель урока:
Повторить сведения об изменениях, происходящих весной в живой и неживой природе.
Ввести в понятийный словарь новые слова: капель, проталина.
Использование в речи слов: весна, капель, сосульки.
Задачи:
Образовательные: стимуляция  восприятия  окружающего мира.
Воспитательные: развитие эстетического вкуса, умения видеть прекрасное в природе.
Коррекционно-развивающие: развитие имитационной деятельности, зрительного и слухового восприятия
Современные образовательные технологии:
мультимедийные,
здоровьесберегающие.
                                     

 
 
 
Этапы работы,
деятельность педагога
 
Деятельность детей
Материально-дидактическое обеспечение
1 Организационный момент:
Круг приветствия.
Создание эмоционального настроя.
Пение учителя: «Солнышко ясное встало,
«Доброе утро!» - сказало.
Если же дождик в окно все стучит, и стучит
и без солнца темно –
Доброе утро, друзья, всё равно!
Солнышко поднимается высоко.
Окутанное золотым облаком опускает на землю весну».
Дети сидят по кругу. Внутри круга – солнце.
Дети передают жестами содержание текста, следуя за жестами педагога: поднимают руки к «макету» солнца. Стучат  пальчиками, изображая дождик.
 Макет солнца
2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4
 
 
 
 
 
5
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
6
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
7
Мотивация учебной деятельности. Создание игровой ситуации по теме. Появление театральной куклы «Весна».  Учитель декламирует:
Привет весенний вам, друзья!
Не виделись мы целый год.
За зимой следом мой черёд.
Вы рады встретиться со мной?


 
 
Учитель продолжает:
 
«Зима недаром злится,
Прошла её пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора». 
 
 
 
 
 
Пропедевтические упражнения, направленные на зрительное восприятие.
Учитель продолжает:
В стихотворении два важных слова: Зима, весна.
Давайте повторим эти слова: ЗИ-МА, ВЕС-НА
По цвету зима отличается от весны?
Изобразите краской зиму и весну
(Учитель предлагает два тюбика краски: зелёный и белый).
 
Слуховое восприятие
Учитель спрашивает:
А звуками зима от весны отличается? Зима воет буранами, свистит вьюгами.
Учитель продолжает:
Весна звенит ручьями, звонкими каплями сосулек.
Покажите нам, что же звенит?
 
 
Изучение нового материала.
Учитель декламирует:
«Растопился снег-снег,
От сосулек кап-кап!».
Ребята вы хотели бы послушать, как звенит капель?
За ширмой учитель рассыпает горох, имитируя звон капели.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Учитель:
Сосульки можно облизывать?
(Показ пиктограммы).
 
 
Учитель:
А ещё чьи голоса возвещают о приходе весны?
 
 
Актуализация имеющихся знаний.
Театральная сценка «Вестники весны: Ворона и грач».
Ворона сидит на ветке, мимо пролетает грач:
«Карр! Карр! Стой, грач! Ты птица весенняя, птица горластая, первой ты весной появляешься. Помоги нам зимушку лютую прогнать. Карр, Карр!
Грач: Я мороза первый враг.
Пеньем солнце позову,
Весну в гости приглашу. Поет:
Ой, бежит ручьем вода.
Нет ни снега, нет ни льда!
Ой, вода, ой вода
Нет ни снега, нет ни льда!
Мы весняночку поем,
весну красную зовем!
Ой, поем, ой, поем
весну красную зовем!»
 
Первичная проверка понимания.
Учитель: Отгадайте мою загадку:
«Тает снежок,   
Ожил лужок,
День прибывает:
Когда это бывает?»
 
Учитель: Весна – это утро года!
Пробуждение природы от зимнего сна.
«Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей  лазурию живой
Слепит мне очи он».
 
 
Дифференцировать выполнение: кукла наклоняется к каждому ребёнку с приветом. Ребёнок приветствует ее поклоном, произнося слово: «привет». На слова «встретиться со мной» отвечают: «Да!»
Дети, стоя у окна, передают жестами содержание текста, следуя за жестами педагога.
1 строка: обхватывают руками тело -  дрожат.
2. взмахом руки передают - прощание.
3. Стучат в окно.
4. Взмахом руки гонят зимушку.
 
Дети повторяют слова: зима, весна.
 
Дети «Да!» смотрят на картинку:
Зима - белого цвета, весна - зелёного цвета.
Дети опускают пальчики в краску и примакиванием соотносят цвета с картинками - зима белый цвет, весна- зелёный.
 
 
Дети: «Да» и подражают завыванию зимней вьюги.
(Слушают запись и повторяют за учителем слова: вьюга, буран).
 
Дети жестом показывают: «ручей звенит!»
Дети слушают звон ручья и подражают его звукам. Соотнесение звука и слайда.
Побуждение к ответу: «Да».
 
Дети слушают «звон капели».
Затем дети подходят к окну. На стекле окна подвешены «сосульки». Из каждой «сосульки» капает капля воды. Дети слушают звон капели (аудиозапись), подставляют ладони, ловят капли и проговаривают: «кап, кап,
ка-пель!»
 
Побуждение к отрицательному ответу: «Нет». Дети подкрепляют слово «Нет» жестом.
 
Дети: Птичьи голоса.
Соотнесение звука и слайда.
Проговаривание слова: дрозд.
 
 
Дети смотрят и слушают.
Восприятие диалога.
Вокализация «Карр!».
Соотнесение звука и образа вороны.
 
 
 
 
 
Подражание пению за учителем, произнесение отдельных звуков, слогов, слов (в соответствии с возможностями).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дети: Весной.
 
 
 
 
 
Ученик  декламирует  стихотворение наизусть.
 
 
Кукла «Весна»
 
 
 
 
 
 
 
 
Стихотворение.
«Весна» Ф. И. Тютчева.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Картинка – зима, весна.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Аудиозаписи:
зимняя вьюга
(слайд 1)
 
 
 
весенний ручей
(слайд 2).
 
 
 
 
Макет сосулек (из пластиковых бутылок, горох, вода).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Пиктограмма
 
 
 
 
Аудиозапись:
Пение дрозда (слайд 3)
Слайд: дрозд.
 
 
 
Куклы
 
Слово и жест.
 
 
 
 
 
 
 
Театр
«Ворона и грач».
Грач поет.
(украинская народная песня: «Веснянка»).
 
 
 
 
(слайд 4). Весна.
Загадка
«Весна».
 
 
 
 
 
 
Стихотворение «Весна» Е. Баратынского
8 Физкультминутка.
Удержание произвольного слухового внимания, общеоздоровительная функция.
 
Дети выполняют движения, ориентируясь на речь учителя и музыку.

 
 
9 Развитие эмоционального восприятия речи и эмоционального ответа.
Учитель читает отрывок из рассказа «Веснушки»:
На всех снежных полях рыжие пятнышки – проталинки. Это - веснушки весны. Солнце пригревает и день ото дня их все больше и больше. Не успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие веснушки сольются в одну большую весну!
Земля освобождается от снега. Она совсем влажная.
Учитель:
Скажем все вместе весенние слова:
ВЕ-СНА, ПРО-ТА-ЛИ-НА!
 
 
 

 
 
 
 
 
 
Дети слушают и рассуждают: Проталины - пятна земли на снегу.
 
 
 
 
Дети трогают влажную землю, смотрят слайд «Проталины».
 
Дети повторяют несколько раз.
 
 
Рассказ
Н. Сладкова: «Веснушки».
Слайд 5 Проталины.
Земля.
 
 
 
 
Слайд 6 Большая весна.
 
 
 

 
10 Закрепление материала по теме урока.  Презентация.
Учитель: Весна дарит песню «Капель».
 

 
Дети смотрят и отвечают на вопросы.
 
Дети слушают песню.
Презентация: «Весна».
 
Песня: «Капель».
11 Подведение итогов. Ритуал завершения урока.
Учитель показывает ленту с картинками пройденного материала.
Что весна нам принесла?
 
Вот и заканчивается наш урок.
С  каким же настроением вы пойдёте на перемену? Пусть каждый выберет своё настроение,
Скажем гостям: До свидания!

 
 
 
Дети называют или показывают солнце, сосульки, проталины.
 
 
Дети берут кубик и находят на картинке своё настроение.
 
Прощание жестом.
 
 
Лента с картинками.
(Сосульки – капель проталины, птицы, ручей).
 
Кубик с изображением лиц - различных эмоций.
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»