Развитие эмоционально-оценочной лексики
у младших школьников с нарушением слуха
Никифорова Анисия Михайловна,
учитель ГКОУ РС(Я) РС(К) ШИНО
учитель ГКОУ РС(Я) РС(К) ШИНО
Тема:
Развитие эмоционально-оценочной лексики у младших школьников с нарушением слуха.
При изучении понимания глухими школьниками эмоциональных ситуаций, в том числе обозначенных речью, целесообразно вести работу над словарем эмоций у глухих детей уже на раннем этапе их развития, но вопросы обогащения речи глухих детей эмоционально-оценочной лексикой разработаны не в полной мере. Поэтому представляется актуальным поиск педагогических техник, методов и приемов, направленных на развитие эмоционально-оценочной лексики, формирование умений адекватно ее использовать в практике речевой деятельности.
Объект исследования: эмоционально-оценочная лексика младших школьников с нарушением слуха.
Задачи исследования:
1.Проанализировать:
-психолого-педагогическую литературу по проблеме развития эмоционально-оценочной лексики детей с нормальным и нарушенным слухом.
-лингвистическую и психолингвистическую литературу с целью определения границ и состава эмоционально-оценочного словаря русского литературного языка;
-программы и учебники для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида с позиции представленности в них материалов по эмоционально-оценочной лексике.
2.Теоретически обосновать и разработать методику экспериментального изучения вербальных средств выражения эмоций у детей младшего школьного возраста; на ее основе выявить особенности употребления эмоционально-оценочной лексики младшими глухими школьниками.
3.Разработать и апробировать систему работ по развитию эмоционально-оценочной лексики глухих детей во внеурочное время.
4.Оценить эффективность предложенной системы работ по развитию эмоционально-оценочной лексики; определить педагогические условия, способствующие активизации словаря эмоций в речи детей с нарушенным слухом с целью разработки психолого-педагогических рекомендаций для сурдопедагогов.
Формирование эмоциональной сферы глухого ребенка выступает как одной из важных условий его адаптации в обществе, успешного взаимодействия с окружающими. Поэтому в общеобразовательной школе 1 вида считаем, важным проводить специальную работу, направленную на решение проблемы эмоционального развития учащихся, которое взаимосвязано с обогащением их речи эмоционально-оценочной лексикой.
В чем же заключается значимость овладения эмоционально-оценочной лексикой в жизнедеятельности ребенка?
1.Вербальное обозначение эмоций необходимо для осознания человеком своих собственных эмоциональных переживаний и переживаний других людей, для адекватной коммуникации с ними, а эмоционально-оценочная лексика служит средством оречевления.
2. Формирование эмоционально-оценочной лексики является важным условием личностного и эмоционального развития, нравственного воспитания. Знание о нормах и правилах морали, отражающихся в слове, рассматривается как один из приоритетов в оценке уровня морального развития индивида.
3.Задачи обучения детей регуляции эмоций, развития их чувственной сферы могут быть решены лишь при условии наличия у воспитанников необходимых знаний (в том числе, выраженных вербально) об эмоциональн6ой стороне жизни человека.
4. Эмоционально-волевая готовность, рассматриваемая как один из важнейших критериев готовности ребенка с нарушенной слуховой функцией к успешной социальной адаптации.
Учитывая актуальность данной проблемы мы, мы разработали методики, позволяющие на ограниченном тестовом материале (картинки, пиктограммы) определить: установление причинно-следственных связей у младших школьников с нарушением слуха. В результате, которого выяснили, что у всех младших школьников с нарушением слуха низкий уровень развития эмоционально-оценочной лексики. По плану мы начали заниматься с учащимися над обогащением эмоционально-оценочной лексикой. Проводили разные игры, рисовали пиктограммы, угадывали эмоции, показывали эмоции, устанавливали причинно-следственные связи: почему девочка плачет? Почему мальчик обиделся? Как ты думаешь, чему радуется эта девочка? И т.д.
Выявление уровня развития эмоционально-оценочной лексики у младших школьников с нарушением слуха(2013-2014гг)
Высокий уровень-0%
Средний уровень-0%
Низкий уровень-100%
Выявление уровня развития эмоционально-оценочной лексики у младших школьников с нарушением слуха(2014-2015гг)
Высокий уровень-0%
Средний уровень-10%
Низкий уровень-90%
Выявление уровня развития эмоционально-оценочной лексики у младших школьников с нарушением слуха (2015г)
Высокий уровень-0%
Средний уровень-40%
Низкий уровень-60%
Как видно на диаграммах, мы работаем над обогащением эмоционально-оценочной лексики глухих детей младшего школьного возраста весьма эффективно. С момента начала работы над проблемой уровень развития эмоционально-оценочной лексики увечился с на средней на 40%. Мы отмечаем, что после каждого проведенного нами занятий по обогащению эмоционально-оценочной лексики, у учащихся заметно растет словарь эмоций, дети уже более адекватно оценивают те или иные эмоции и могут адекватно устанавливать причинно-следственные связи.
Использованная литература
- Бондарь, Т.А. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе / Т.А. Бондарь, И.С. Захарова [и др] 2-е изд. - М.: Теревинф, - 2012 – С. 280
- Петшак В. Понимание глухими школьниками эмоций других людей /В. Петшак // Дефектология. – 1981 - № 4- С.37-42
- Петшак В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих школьников / В. Пештак // Дефектология. – 1989 - №4 – С. 61-65.
- Пискун, О.Ю. Коррекция эмоционально-волевого и когнитивного развития детей с недостатками слуха, имеющих комплексные нарушения /О.Ю. Пискун. –Новосибирск. – 2005 – С.171
- Речицкая, Е.Г. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохраненным слухом /Е.Г. Речницкая - Методическое пособие М. – 2006 – С. 208