Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование малых фольклорных форм
в работе с детьми с общим недоразвитием речи

 Эстрина Светлана Михайловна
    Одной из форм работы по развитию речи является использование малых фольклорных форм. Каждый педагог в своей работе использует сказки, пословицы, загадки, песни, народные игры.
    Поэтапное усвоение фольклорного материала делится на:
  • первичное понимание предъявленного материала, т.е. понимание смысла.
  • выполнение аналитических и синтетических упражнений на ограниченном фольклорном материале.
  • сопоставление частных явлений (вариантов) текста по теме.
  • дифференциация (различение) сходных явлений в текстах по нескольким темам.
  • и самостоятельное применение усвоенного фольклорного материала.
    Такой подход позволяет фиксировать формальные и семантические признаки грамматических категорий, усваивать структурные признаки текста, насыщать речь ребёнка выразительно- изобразительными средствами.
    Подготовка к работе с текстами малых фольклорных форм начинается с предметно- практической деятельности детей с опорой на внешние действия, которые по мере развития переходят во внутренний план. На основе развития предметной деятельности расширяются знания о предметах, обогащается лексический словарь.
    Большое значение имеет специальная организация предметно- развивающей среды: подбор книг с фольклорными произведениями, книг- раскрасок, кассет, дисков, костюмов, атрибутов для театрализации, наборов открыток, иллюстраций к потешкам, прибауткам, пословицам, небылицам, образных- игрушек- персонажей, кукол, предметов русского быта, деталей народной одежды.
    Особую роль играет создание языковой среды, активизация восприятия произведений малых фольклорных жанров: использование в повседневной жизни
малых фольклорных форм, музыки, совместное обсуждение понравившихся фольклорных образов, персонажей.
    Для повышения мотивации на занятиях часто используется приём присутствия игрового персонажа (образной игрушки петушка, кота, ежа, Петрушки). На занятиях разыгрываются несложные диалоги на материале малых фольклорных форм. («Лизавета, здравствуй…»), что способствует формированию коммуникативных навыков, адекватному эмоциональному отношению к персонажам.
    На логопедических занятиях дети учатся анализировать средства лексической и интонационной выразительности- тавтологию ( чудо- чудное, диво- дивное), синонимику, уменьшительно- ласкательные суффиксы ( котенька- коток).
 
 
 
 
 
 
 Используются активные методы анализа фольклорного текста. «Почему героя называют по-разному: сначала, просто котом. Затем котиком, а в конце котенькой?»
    Детям предлагается сравнить оригинальный текст потешки со специально изменённым, с невыразительной лексикой .
    Сначала следует отметить маловыразительные слова и словосочетания, затем выяснить их соответствие идее и общему настроению произведения, сделать соответствующие выводы: почему текс становится монотонным и менее интересным.
    Содержание, методы и приёмы логопедической работы направлены на формирование навыков правильного звукопроизношения, речевого слуха и фонематического восприятия. Для этого используются потешки, скороговорки; для развития грамматических и семантических компонентов языка используются поговорки, пословицы, небылицы, заклички, загадки; для развития связной речи- составление загадок, описательного рассказа на образной игрушке, описание сюжета иллюстрации к сказке, сюжетная картина.
    Развитие выразительности речи включает: обучение понимания метафор, переносного смысла пословиц и поговорок. Всё это способствует развитию познавательной деятельности- мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»