Конспект открытого урока
Профилактика и преодоление аграмматической дисграфии у учащихся
Петрушкова Нина Васильевна,
учитель-логопед школы №34
Грамматическая тема: Конструирование словосочетаний, образованных по способу согласования (в роде и числе), составление предложений на их основе.учитель-логопед школы №34
Лексическая тема: Кухня, продукты, предметы хранения.
Коррекционная тема: Профилактика аграмматизмов. Развитие связной речи на уровне словосочетаний и предложений.
Цели урока:
1.Формировать умение составлять словосочетания по типу Им. Сущ.+Им.Прил. И предложение: подлежащее + сказуемое +прямое дополнение + определения. 2.Закреплять навык согласования Им. Сущ + Им прил. в роде и числе.
3.Закрепить навыки слогового анализа (повторение) слов с различной слоговой структуры и навык чтения.
4.Формировать вербально-логическое мышление на основе построения предложений, установление причинно-следственных связей на основе сюжетной картинки.
Оборудование: компьютер, DVD диск, мышка (помощник на доске), карточки со словами, с предложениями, со словосочетаниями, сюжетная картинка, мяч.
План урока:
1.Организация начала урока.
2.Повторение.
3.Восстановление деформированного предложения.
4.Восстановление слов.
5.Работа над предложением.
6. Работа по сюжетной картинке.
7.Физкультминутка (динамическая пауза).
8.Игра «Путаница».
9.Завершение урока.
Ход урока
1.Организация начала урока.
Сядет тот, у кого в имени 2 слога (Паша), чьё имя начинается на гласную (Андрей), кто не мальчик (Ксения), чья фамилия на гласную (Иванова, Алёхин).
2.Повторение – закрепление слогового анализа.
Л: Определите на слух, сколько слогов в словах (вода, кухня. Духовка, плита, хлеб, банки, ваза, уборка, стол, хлебница);
Д: - Слушают и определяют количество слогов в словах.
Л: - Выпишите первые слоги из слов: запасы, хранят, кладовка, посуда, продукты, положили, убрали.
Приложение №1. (Детям раздаются карточки со словами)
Д: - Выписывают: за, хра, кла, по, про, по, уб;
Л: - Выпишите последние слоги из слов: полки, мешок, коробка, варенье, банка, крючок, ваза, бутылки.
Приложение №2. (Раздаются карточки со словами)
Д: - Выписывают: ки, шок, ка, нье, ка, чок, за, ки;
Л: - А теперь запишите только первое слово из предложения:
Приложение №3. (Раздаются карточки с предложениями)
Д: - Записывают: мышки, бабушке, к, залезли, в, кладовку;
Мышки всегда ищут, что поесть. Бабушке известны повадки мышей. К ним у неё особое внимание. Залезли однажды грызуны и в подвал. В подвале люди всегда хранят овощи. Кладовку бабушка закрывает на ключ.
3.Восстановление деформированного предложения.
Л: - восстановите предложение из записанных слов:
Д: - Работают над предложением.
Мышки залезли к бабушке в кладовку.
Д: - Запишите предложение верно.
4. Восстановление слов.
Л: Восстановите в скобках слова и прочитайте словосочетания.
Мышка (персонаж – помощник на доске) «разгрызла» и эти слова.
Серые (бой, ки, ни, раз), хрустящее (че, нье, пе), полная (дов, кла, ка), липовой (ё, д, м), длинный (о, в, х, т, с), варёное (ц, й,я,о).
Д: - Восстанавливают и читают.
Запишите их в тетрадь.
5. Работа над предложением.
Л: - Ответьте на вопросы и закончите предложение:
Д: - Отвечают на вопросы:
Мышки залезли (куда?) в кладовку.
Бабушка хранит продукты (где? в чём?) в кладовке.
Зверьки утащили колбасу (из чего?) из кладовки.
Мука лежит (где?) в коробке.
Мышонок полез (куда?) в коробку, в муку, в ящик.
Его друзья выглядывают (из чего?) из мешка, из дырки.
Ложка торчит (из чего?) из банки с мёдом.
Мышка пьёт молочко (из чего?) из чашки.
Лук висит (на чём? где?) на гвозде.
Полотенце висит (па чём?) на крючке.
Колбасу несут (на чём?) на спинке.
Задание выполняется устно.
6.Работа по сюжетной картинке.
Л: - Восстановите деформированные предложения по сюжету картинки (работа с карточкой) Приложение №4.
В кладовой стоит ______________мешок с _______________. На полке находится баночка с ________________.
В вазе хранятся ____________ _____________. В бутылках налит_______________. Сок очень _______________.
На верхней полке,на тарелке лежат ______________ и __________________.
На гвозде висит _______. Лук очень ________________. Два мышонка несут ______________ к себе в норку.
Другая мышка грызёт вкусное _____________________. Что же скажет хозяйка? Она очень_______________.
Д: - Задание выполняется письменно, затем дети читают свои варианты.(нужные слова вписать на карточку)
7. Физкультминутка (динамическая пауза)
Л: - Сейчас будем играть в игру «горячий мячик», которая предполагает сокращен времени на обдумывание ответа. Во время обдумывания мячик «нагревается».
Варианты: а) учитель даёт мяч каждому по очереди;
б) дети передают мяч друг другу.
Л. и Д. Серый – хвост, вкусное – печенье, чистое – полотенце, горький – лук,сладкая – конфета.
Залезла – в мешок, выглядываем из мешка (из-за коробки), несут – в норку, пьёт – из чашки.
8.Игра «Путаница»
Л: - На доске слова в два столбика, прилагательные и существительные, одна пара слов не относится к сюжету. Нужно её определить и разобрать.
Д: - По одному выходят к доске и соединяют пары слов.
Серая печенье
Красивые полотенце
Льняное цветы
Полный мышь
Хрустящее мешок
9. Завершение урока:
Мы научились складывать слова, обозначающие предметы и живые существа и слова, отвечающие на вопрос – какой?
Наша мышка довольна и убегает в тряпку.