Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методические разработки по развитию фонематического анализа
и синтеза для профилактики дисграфии

Гараева Марианна Владимировна,
логопед СПб ГБУЗ «Детский санаторий «Солнечное»

     Многолетний опыт логопедической работы с детьми дошкольного возраста, страдающими нарушениями устной речи, а также с младшими школьниками, у которых до поступления в школу все, по мнению родителей, было хорошо, но в школе в конце первого класса или в начале второго стали появляться «глупые» ошибки, которые уже не только забавляют, но и сердят и маму и учительницу, показывает, что у определенной части «здоровых» детей появляются проблемы с письменной речью. Одним из  нарушением является дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В основе вышеуказанной дисграфии  лежат нарушения различных форм языкового анализа  и синтеза, в том числе фонематического. К сожалению, в настоящее время, если ребенок, как ни странно, не является «пациентом» логопеда, он, как правило, редко (мало) упражняется в развитии и совершенствовании фонематического , или , речевого слуха. Развитый фонематический слух является необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком процессами чтения и письма, т.е. грамотой. Поэтому фонематический слух не только можно , но и нужно развивать у детей дошкольного возраста и  младшего школьного возраста , даже, если они не посещают занятия логопеда, для предупреждения (профилактики) дисграфии.

Формы фонематического анализа и синтеза:
1.Узнавание звука на фоне слова (есть или нет звук в слове).
2.Выделение первого и последнего звука в слове.
3.Определение последовательности, количества и места звука по отношению к другим звукам.
Это наиболее сложная форма языкового анализа и синтеза, поэтому искажения звукобуквенной структуры слова бывают особенно распространены среди пациентов с  диагнозом дисграфия на почве нарушения языкового анализа  и синтеза. Наблюдаются следующие ошибки:
• пропуски согласных при их стечении
«пичка»  -  птичка
«гом»  -  гном
• пропуски гласных букв (встречаются чаще, т.к. дети воспринимают гласный на слух как призвук согласного и не пишут его)
«глодная»  -  голодная
«барбан»   -  барабан
• перестановки букв
«пчитка»  -  птичка
«кшока»   -  кошка
• добавление букв
«сенежок»  -  снежок
«масака»  -  маска

         Обследование и наблюдение  показывает, что многие дети, у которых в письме имеются искажения звукобуквенной структуры слова, во внешнем плане (в устной речи) определяют последовательность звуков в слове, их количество, но при письме
подобные операции не проводятся и возникают ошибки. Это объясняется, вероятно, тем, что в процессе письма осуществляются операции по фонематическому анализу слова «про себя», то есть  во внутреннем плане. Производя эту операцию, ребенок может опираться только на свои фонематические представления, память и зрительную память слова. Фонематические представления у детей, страдающих дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза, как правило, бедные, память снижена. Поэтому ребенок обычно «про себя» выделяет ударные и звонкие звуки, которые записывает правильно, а остальные может пропустить, заменить или переставить.
      Зрительная память слова у старших дошкольников и младших школьников довольно слаба, т.к. чтение только начинает формироваться как автоматизированный акт. Поэтому на коррекционных занятиях полезно использовать  прием «проговаривание вслух». При проговаривании «на помощь» фонематическим операциям и зрительной памяти приходят артикуляторные ощущения и дополнительные слуховое восприятие собственной речи. Данный прием  позволяет несколько снизить количество ошибок в звукобуквенной структуре слова.
           Для успешного развития фонематических процессов полезно с первых занятий обратить внимание детей на работу артикуляторного аппарата: сделать его в достаточной мере управляемым, приучать детей оценивать мышечные ощущения при проговаривании звуков и слов. Поэтому рассматривается артикуляция отдельных согласных (произношение которых у детей не нарушено).
Система упражнений включает постепенно усложняющиеся задания: от сопоставления изолированных звуков (с указанием сходства и различия в артикуляции и звучании), до дифференциации фонем в слогах, словах, текстах (в произношении, по слуху, в письме).
       Учитывая психологические особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, и воспитывая у них положительное отношение к логопедическим занятиям, необходимо использовать эмоциональный речевой материал и игровые приемы, что отвечает потребности детей в игровой деятельности и создает благоприятные условия для преодоления нарушений письма.
      Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку
также позволяет во многом улучшить процесс коррекционной работы. Необходимо учитывать степень подготовленности ребенка, уровень его знаний и умений, структуру дефекта, личностные особенности и пр. Именно поэтому логопедическая работа планируется для каждого ребенка отдельно, что помогает более качественно решать проблемы каждого пациента.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ   ПРИЛОЖЕНИЕ

У П Р А Ж Н Е Н И Я :

1.Узнавание звука на фоне слова.
1.1.Поднять карточку или хлопнуть в ладоши, если услышан заданный звук.
а). Сочетания звуков.

У  А  И  ,  О  У  Э  ,  А  Ы  У

па  -  ра  -  ма  ,   ас  -  ак  -  ап

А П О , У Н А , А К У
б). Из слова.

А Р М И Я , У З К И Й , О Б Л А К О

К И Т , М Ы Ш Ь , С А Д
1.2.Прослушать названия картинок и повторить их. Разложить картинки на две группы: в первую отложить те, в названиях которых есть заданный звук, а во вторую сложить оставшиеся картинки.
1.3.Выборочный диктант слов.
а). Устный. Поднять соответствующую букву, если в слове есть заданный звук.
б). Письменный. Подобрать картинки, названия которых содержат
заданный звук. Записать их.
1.4.Работа с текстом. Прочитать стишок и подобрать слова на заданный звук.

Вот сколько на «К» я сумел сказать:
Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
Корона, квартира, картина, ковер,
Кладовка, калитка, комод, коридор.

1.5.Работа с сюжетной картинкой. Рассмотреть картинку и назвать
( записать) все слова с заданным звуком.
1.6.Игра «Лото». Картинку с заданным звуком закрыть соответствующей буквой.
1.7.Придумать предложение, где все слова начинаются на один
звук.
Папа   подарил   Паше   портфель.

2.Выделение первого и последнего звука.
2.1.Поднять соответствующую букву.
а). Начальный гласный в слове под ударением.

О С Л И К , У Г О Л , А В Г У С Т

б). Конечный гласный в слове под ударением.

В О Д А , М Е Т Р О , Ш А Р Ы

2.2.Определить место заданного звука в слове, поднять соответствующую полоску (фиолетовая  полоска – звук в начале слова, желтая полоска – звук в конце слова).
2.3.Подобрать картинки, в которых есть первый звук данного слова.

Р Ы С Ь
                                  Рыбы                    зебра                       краски


2.4.Найти в разрезной азбуке букву соответствующую первому
( последнему) звуку в названии данной картинки.
2.5.Подобрать названия профессий, которые начинаются с заданного звука.
     Например:  звук  «П»

ПОРТНОЙ  , ПРОДАВЕЦ  , ПОВАР , ПОГРАНИЧНИК
2.6.Изменить первый (последний) звук в слове, чтобы получилось
новое слово.
Майка  -  зайка  -  гайка  -  чайка  -  шайка
Ком  -  кот  -  кол
2.7.Вписать пропущенную букву в слово.

. А Л Ы Ш   ( малыш )                     Т О П О .  ( топор)
2.8.Отгадать загадку и продемонстрировать букву соответствующую первому (последнему) звуку в отгадке.
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят.
( месяцы)
2.9.Из диктанта выбрать и записать слова, в которых первый (последний) звук задан логопедом.
Например:  для звука твердого «Л» в начале слова .

Ласточка

Ласточка летела мимо окна и запуталась лапкой за нитку. Нитка не пускала ласточку. Тогда она стала пищать. На её писк слетелось много ласточек. Они
помогли подруге выпутаться из нитки.

3.Определение количества, последовательности
и места звука в слове.
3.1.Анализ слов с опорой на цифровой ряд. Каждому ученику дается ряд цифр (от 1 до 9).Услышав слово, дети ведут палец от цифры к цифре, произнося последовательно все звуки. Цифру, обозначающую последний звук слова, выдвигают из ряда, определяя, сколько звуков в слове.
3.2.Позиционный анализ звуков в слове.
а). Указать место звука в слове (с опорой на цифровой ряд). Назвать «соседей» звука (предыдущий, последующий). Используются слова, написание которых не расходится с произнесением.
Например: для звука «Р»

                                           К О Р К А
 ( «р» третий в слове, «сосед» слева ударный «о», «сосед» справа звук «к»)
б) Назвать выборочно (выдвигая из ряда) второй звук, третий и т.д.
3.3.Выбрать из предложения слова, в которых 4.5.6 звуков (используя цифровой ряд).
3.4.Прослушать стихотворение. Расставить по местам перепутанные слова, сравнить их по звучанию и значению. Назвать количество звуков, указать общие и разные звуки.

Кто на дереве сидит?  -  Кит.
В океане кто плывет?  -  Кот.
В огороде что растет?  -  Рак.
Под водою кто живет?  -   Мак.
3.5.Придумать слово, где заданный звук будет первым, вторым и т.д.
Например: для звука «Р»

                        Р А К , Т Р А В А , К О Р О В А
3.6.Добавить различное количество звуков к одному слогу.


                                                                       П А Р
            П А                                                   П А Р К
                                                                     П А Р О М
                                                                     П А Н А М А
3.7.На каждый звук исходного слова подобрать слова, состоящие из определенного количества звуков.

               Д     У      П       Л       О                                   К      О        Ж         А


              у      х        а         у       с                                   у       м          а         р
              б      о       р         к       а                                   с       а           б        к
                                                                                       т       р           а        а

3.8.Преобразовать слово.
а). Заменить звук (букву), заданную логопедом.
Например: заменить вторую букву в слове СОК так, чтобы получилось другое слово.

                                      С О К   -  С У К
б). Изменить порядок букв так, чтобы получилось новое слово.
Например:             К О Т  -  Т О К , К И Т  -  Т И К
в). Убрать одну букву из слова так, чтобы получилось новое слово.
Например:              Г Р А Д  -  Г А Д  ,  С Т О Л Б  -  С Т О Л
3.9.Игра «Кубик». Количество точек на стороне кубика равно количеству букв (звуков) в слове, которое должен придумать ребенок.
3.10. Придумать слова с определенным количеством звуков (букв).
Например: слово должно быть из 5 звуков, из них 3 согласные и 2 гласные звука.

                      Г Р О З А  ,  М А Р К А  ,  А С Т Р А
3.11.Игра «Угадай». Записать третью букву слова так, чтобы следуя стрелочке,  получилось новое слово.


                                   Л          А            П             А

             ме               ос            по             ед

3.12.Дописать недостающую букву. Диктуются слова без последнего согласного. Записываются только пропущенные буквы. (При диктовке логопед обозначает отсутствующий согласный легким стуком).
Например:  В О Р О Т Н И .    , С А М О Л Ё .  ,  П Е Н А .
3.13.Составить слово из «перепутанных» букв.

н , м , о , г   -   Г Н О М       о , о , к , н    -   О К Н О
3.14.Преобразовать слово , добавив звук (букву).
Например:

Е Д А  -  Б Е Д А  .  О С А  -  К О С А  ,  П О Л  -  П О Л К
3.15.Составить из букв одного слова другие слова.
Например:              Р О М А Ш К А

                    Ром , омар , комар , мошка , марка , Рома, кошмар

 

 

 


Используемая   литература:

1. З.Е.Агранович «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры у детей».
2. Л.Н.Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов».
3. Л.Н.Ефименкова, Г.Г.Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на логопункте».
4. А.Н.Корнев «Нарушения чтения и письма у детей
5. Р.И.Лалаева, Л.В.Венедиктова «Дифференциальная диагностика
и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников».
6. «Логопедия» под редакцией Л.С.Волковой.
7. Л.Г.Парамонова «Предупреждение и устранение нарушений письма и чтения у детей».
8. И.Н.Садовникова «Нарушения письменной речи у младших школьников».
9. Е.Е.Семенова «Занимательная грамматика».

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»