Методические разработки по развитию фонематического анализа
и синтеза для профилактики дисграфии
Гараева Марианна Владимировна,
логопед СПб ГБУЗ «Детский санаторий «Солнечное»
Многолетний опыт логопедической работы с детьми дошкольного возраста, страдающими нарушениями устной речи, а также с младшими школьниками, у которых до поступления в школу все, по мнению родителей, было хорошо, но в школе в конце первого класса или в начале второго стали появляться «глупые» ошибки, которые уже не только забавляют, но и сердят и маму и учительницу, показывает, что у определенной части «здоровых» детей появляются проблемы с письменной речью. Одним из нарушением является дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В основе вышеуказанной дисграфии лежат нарушения различных форм языкового анализа и синтеза, в том числе фонематического. К сожалению, в настоящее время, если ребенок, как ни странно, не является «пациентом» логопеда, он, как правило, редко (мало) упражняется в развитии и совершенствовании фонематического , или , речевого слуха. Развитый фонематический слух является необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком процессами чтения и письма, т.е. грамотой. Поэтому фонематический слух не только можно , но и нужно развивать у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста , даже, если они не посещают занятия логопеда, для предупреждения (профилактики) дисграфии.
Формы фонематического анализа и синтеза:
1.Узнавание звука на фоне слова (есть или нет звук в слове).
2.Выделение первого и последнего звука в слове.
3.Определение последовательности, количества и места звука по отношению к другим звукам.
Это наиболее сложная форма языкового анализа и синтеза, поэтому искажения звукобуквенной структуры слова бывают особенно распространены среди пациентов с диагнозом дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Наблюдаются следующие ошибки:
• пропуски согласных при их стечении
«пичка» - птичка
«гом» - гном
• пропуски гласных букв (встречаются чаще, т.к. дети воспринимают гласный на слух как призвук согласного и не пишут его)
«глодная» - голодная
«барбан» - барабан
• перестановки букв
«пчитка» - птичка
«кшока» - кошка
• добавление букв
«сенежок» - снежок
«масака» - маска
Обследование и наблюдение показывает, что многие дети, у которых в письме имеются искажения звукобуквенной структуры слова, во внешнем плане (в устной речи) определяют последовательность звуков в слове, их количество, но при письме
подобные операции не проводятся и возникают ошибки. Это объясняется, вероятно, тем, что в процессе письма осуществляются операции по фонематическому анализу слова «про себя», то есть во внутреннем плане. Производя эту операцию, ребенок может опираться только на свои фонематические представления, память и зрительную память слова. Фонематические представления у детей, страдающих дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза, как правило, бедные, память снижена. Поэтому ребенок обычно «про себя» выделяет ударные и звонкие звуки, которые записывает правильно, а остальные может пропустить, заменить или переставить.
Зрительная память слова у старших дошкольников и младших школьников довольно слаба, т.к. чтение только начинает формироваться как автоматизированный акт. Поэтому на коррекционных занятиях полезно использовать прием «проговаривание вслух». При проговаривании «на помощь» фонематическим операциям и зрительной памяти приходят артикуляторные ощущения и дополнительные слуховое восприятие собственной речи. Данный прием позволяет несколько снизить количество ошибок в звукобуквенной структуре слова.
Для успешного развития фонематических процессов полезно с первых занятий обратить внимание детей на работу артикуляторного аппарата: сделать его в достаточной мере управляемым, приучать детей оценивать мышечные ощущения при проговаривании звуков и слов. Поэтому рассматривается артикуляция отдельных согласных (произношение которых у детей не нарушено).
Система упражнений включает постепенно усложняющиеся задания: от сопоставления изолированных звуков (с указанием сходства и различия в артикуляции и звучании), до дифференциации фонем в слогах, словах, текстах (в произношении, по слуху, в письме).
Учитывая психологические особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, и воспитывая у них положительное отношение к логопедическим занятиям, необходимо использовать эмоциональный речевой материал и игровые приемы, что отвечает потребности детей в игровой деятельности и создает благоприятные условия для преодоления нарушений письма.
Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку
также позволяет во многом улучшить процесс коррекционной работы. Необходимо учитывать степень подготовленности ребенка, уровень его знаний и умений, структуру дефекта, личностные особенности и пр. Именно поэтому логопедическая работа планируется для каждого ребенка отдельно, что помогает более качественно решать проблемы каждого пациента.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
У П Р А Ж Н Е Н И Я :
1.Узнавание звука на фоне слова.
1.1.Поднять карточку или хлопнуть в ладоши, если услышан заданный звук.
а). Сочетания звуков.
У А И , О У Э , А Ы У
па - ра - ма , ас - ак - ап
А П О , У Н А , А К У
б). Из слова.
А Р М И Я , У З К И Й , О Б Л А К О
К И Т , М Ы Ш Ь , С А Д
1.2.Прослушать названия картинок и повторить их. Разложить картинки на две группы: в первую отложить те, в названиях которых есть заданный звук, а во вторую сложить оставшиеся картинки.
1.3.Выборочный диктант слов.
а). Устный. Поднять соответствующую букву, если в слове есть заданный звук.
б). Письменный. Подобрать картинки, названия которых содержат
заданный звук. Записать их.
1.4.Работа с текстом. Прочитать стишок и подобрать слова на заданный звук.
Вот сколько на «К» я сумел сказать:
Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
Корона, квартира, картина, ковер,
Кладовка, калитка, комод, коридор.
1.5.Работа с сюжетной картинкой. Рассмотреть картинку и назвать
( записать) все слова с заданным звуком.
1.6.Игра «Лото». Картинку с заданным звуком закрыть соответствующей буквой.
1.7.Придумать предложение, где все слова начинаются на один
звук.
Папа подарил Паше портфель.
2.Выделение первого и последнего звука.
2.1.Поднять соответствующую букву.
а). Начальный гласный в слове под ударением.
О С Л И К , У Г О Л , А В Г У С Т
б). Конечный гласный в слове под ударением.
В О Д А , М Е Т Р О , Ш А Р Ы
2.2.Определить место заданного звука в слове, поднять соответствующую полоску (фиолетовая полоска – звук в начале слова, желтая полоска – звук в конце слова).
2.3.Подобрать картинки, в которых есть первый звук данного слова.
Р Ы С Ь
Рыбы зебра краски
2.4.Найти в разрезной азбуке букву соответствующую первому
( последнему) звуку в названии данной картинки.
2.5.Подобрать названия профессий, которые начинаются с заданного звука.
Например: звук «П»
ПОРТНОЙ , ПРОДАВЕЦ , ПОВАР , ПОГРАНИЧНИК
2.6.Изменить первый (последний) звук в слове, чтобы получилось
новое слово.
Майка - зайка - гайка - чайка - шайка
Ком - кот - кол
2.7.Вписать пропущенную букву в слово.
. А Л Ы Ш ( малыш ) Т О П О . ( топор)
2.8.Отгадать загадку и продемонстрировать букву соответствующую первому (последнему) звуку в отгадке.
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят.
( месяцы)
2.9.Из диктанта выбрать и записать слова, в которых первый (последний) звук задан логопедом.
Например: для звука твердого «Л» в начале слова .
Ласточка
Ласточка летела мимо окна и запуталась лапкой за нитку. Нитка не пускала ласточку. Тогда она стала пищать. На её писк слетелось много ласточек. Они
помогли подруге выпутаться из нитки.
3.Определение количества, последовательности
и места звука в слове.
3.1.Анализ слов с опорой на цифровой ряд. Каждому ученику дается ряд цифр (от 1 до 9).Услышав слово, дети ведут палец от цифры к цифре, произнося последовательно все звуки. Цифру, обозначающую последний звук слова, выдвигают из ряда, определяя, сколько звуков в слове.
3.2.Позиционный анализ звуков в слове.
а). Указать место звука в слове (с опорой на цифровой ряд). Назвать «соседей» звука (предыдущий, последующий). Используются слова, написание которых не расходится с произнесением.
Например: для звука «Р»
К О Р К А
( «р» третий в слове, «сосед» слева ударный «о», «сосед» справа звук «к»)
б) Назвать выборочно (выдвигая из ряда) второй звук, третий и т.д.
3.3.Выбрать из предложения слова, в которых 4.5.6 звуков (используя цифровой ряд).
3.4.Прослушать стихотворение. Расставить по местам перепутанные слова, сравнить их по звучанию и значению. Назвать количество звуков, указать общие и разные звуки.
Кто на дереве сидит? - Кит.
В океане кто плывет? - Кот.
В огороде что растет? - Рак.
Под водою кто живет? - Мак.
3.5.Придумать слово, где заданный звук будет первым, вторым и т.д.
Например: для звука «Р»
Р А К , Т Р А В А , К О Р О В А
3.6.Добавить различное количество звуков к одному слогу.
П А Р
П А П А Р К
П А Р О М
П А Н А М А
3.7.На каждый звук исходного слова подобрать слова, состоящие из определенного количества звуков.
Д У П Л О К О Ж А
у х а у с у м а р
б о р к а с а б к
т р а а
3.8.Преобразовать слово.
а). Заменить звук (букву), заданную логопедом.
Например: заменить вторую букву в слове СОК так, чтобы получилось другое слово.
С О К - С У К
б). Изменить порядок букв так, чтобы получилось новое слово.
Например: К О Т - Т О К , К И Т - Т И К
в). Убрать одну букву из слова так, чтобы получилось новое слово.
Например: Г Р А Д - Г А Д , С Т О Л Б - С Т О Л
3.9.Игра «Кубик». Количество точек на стороне кубика равно количеству букв (звуков) в слове, которое должен придумать ребенок.
3.10. Придумать слова с определенным количеством звуков (букв).
Например: слово должно быть из 5 звуков, из них 3 согласные и 2 гласные звука.
Г Р О З А , М А Р К А , А С Т Р А
3.11.Игра «Угадай». Записать третью букву слова так, чтобы следуя стрелочке, получилось новое слово.
Л А П А
ме ос по ед
3.12.Дописать недостающую букву. Диктуются слова без последнего согласного. Записываются только пропущенные буквы. (При диктовке логопед обозначает отсутствующий согласный легким стуком).
Например: В О Р О Т Н И . , С А М О Л Ё . , П Е Н А .
3.13.Составить слово из «перепутанных» букв.
н , м , о , г - Г Н О М о , о , к , н - О К Н О
3.14.Преобразовать слово , добавив звук (букву).
Например:
Е Д А - Б Е Д А . О С А - К О С А , П О Л - П О Л К
3.15.Составить из букв одного слова другие слова.
Например: Р О М А Ш К А
Ром , омар , комар , мошка , марка , Рома, кошмар
Используемая литература:
1. З.Е.Агранович «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры у детей».
2. Л.Н.Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов».
3. Л.Н.Ефименкова, Г.Г.Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на логопункте».
4. А.Н.Корнев «Нарушения чтения и письма у детей
5. Р.И.Лалаева, Л.В.Венедиктова «Дифференциальная диагностика
и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников».
6. «Логопедия» под редакцией Л.С.Волковой.
7. Л.Г.Парамонова «Предупреждение и устранение нарушений письма и чтения у детей».
8. И.Н.Садовникова «Нарушения письменной речи у младших школьников».
9. Е.Е.Семенова «Занимательная грамматика».