Методическая разработка.
Комплексы логопедической гимнастики «Доброе утро»
Сенцова Виктория Владимировна,
учитель-логопед высшей категории,
Санкт-Петербург.
Данная методика разрабатывалась для детей с ТНР, которые проходят курс занятий на аппарате БОС (биологически обратной связи). Но она может использоваться и самостоятельно.учитель-логопед высшей категории,
Санкт-Петербург.
Немного остановлюсь непосредственно на системе работы с аппаратом БОС.
Основой для формирования звуков речи является полноценное дыхание, физиологические механизмы которого подробно описаны многими авторами. По мнению Л.С.Выготского [13], речь немыслима без речевого дыхания (которое по многим характеристикам отличается от дыхания вне речи), причем даже внутренняя речь с ее малейшими речевыми движениями базируется на речевом дыхании.
Для здорового ребенка должен быть характерен диафрагмально-релаксационный тип дыхания. Формирование и поддержание такого типа дыхания является базисом и необходимым условием успешной реализации любой программы оздоровления и реабилитации .
Выработка диафрагмально-релаксационного типа дыхания производится путем последовательной тренировки выполнения статических дыхательных упражнений с акцентом на диафрагмальный тип дыхания, на фоне релаксации, с использованием в качестве объективизации метода БОС (биологически обратная связь) тренинг до достижения должных показателей дыхательной аритмии сердца, характерных для здоровых детей (соответственно возрасту).
Для более успешной коррекции речи детей, учитываю методику работы с аппаратом БОС, был разработан ряд комплексов, включающий в себя не только дыхательную гимнастику , но и упражнения для развития голоса, артикуляторной моторики, пальчиковой и лицевой мускулатуры. А так же и работу над дикцией.
Все комплексы опираются на лексические темы и проводится ежедневно под музыку.
Перспективное планирование комплексов, входящих в утреннюю гимнастику, для детей старшего дошкольного возраста.
комплексы | Лексическая тема | Содержание |
1 |
Овощи. |
|
2 |
Фрукты |
|
3 |
Осень |
|
4 | Игрушки |
|
5 |
Посуда |
|
Зима |
|
|
7 |
Домашние животные |
|
8 |
Дикие животные |
|
9 |
Наша Армия |
|
10 |
Транспорт |
|
11 |
Весна |
|
12 |
Перелетные птицы |
|
13 |
Деревья |
|
14 |
Насекомые |
|
Комплекс № 1
- Дыхательное упражнение “Поиграем животиками”.
В положении лежа на спине, дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую-либо небольшую игрушку. Когда ребенок дохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях. Второй вариант. В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.
- Работа над голосом «Стон»
Произнести фразу «на стоне»: Маму я молю упрямо молока налей мне, мама.
МммаМммуяМммолюупряМммо
МммолокаНалейМммнеМммаМмма
- Артикуляционная гимнастика. «Лежит кабачок». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном состоянии под счет от 1 до 5-10. Кончик языка должен касаться нижних зубов.
«Как растет салат?». Губы в улыбке. Широкий язык с силой протискивать между зубами наружу так, чтобы верхние резцы скоблили по спинке языка.
4. Чистоговорка.
Ох-ох-ох – лучше всех горох. Дети соединяют большой и
указательный пальцы
Ха-ха-ха – это чепуха Хлопают в ладоши
Ор-ор-ор – всех вкуснее помидор Ударяют кулачками по коленям
Овь-овь-овь – сладкая морковь. Хлопают ладонями по коленям
Ла-ла-ла – вкусная свекла Ритмично сжимают пальцы в кулаки
Оп-оп-оп – душистый укроп Ритмично сжимают и разжимают
пальцы, подняв руки вверх.
- Самомассаж
На опушке на лесной Вырос огород большой. В нём морковка – для зайчишки, И капуста для бобра. Репка сладкая – для мишки. Лист свекольный – для ежа Удивлён лесной народ – Кто сажает огород? |
Поглаживание лоб волнообразными движениями лоб от середины к вискам. Растереть лоб по кругу пальцами правой руки. Поглаживание от переносицы к кончику, от переносицы к ноздрям Нарисовать «очки» Погладить щёки по кругу Погладить подбородок от центра по направлению ушей тыльной стороной ладони. Изобразить удивление, размять края от мочек ушей вверх. Погладить лоб, щёки и подбородок. |
- Дыхательные упражнения. “Узнай по запаху”.
Дети по очереди нюхают, например фрукты, стараясь запомнить их запах. Взрослый просит ребенка закрыть глаза и подносит ему один из фруктов, предлагая определить по запаху, какой именно цветок перед ним. Ребенок должен сделать глубокий длительный вдох носом, не поднимая плеч, а затем выдох и назвать угаданный фрукт. Для того, чтобы ребенок сделал глубокий диафрагмальный вдох, взрослый сначала сам показывает, как надо понюхать фрукт. А затем, держа фруктперед лицом малыша, педагог просит ребенка положить обе ручки на живот и проконтролировать, таким образом, свое дыхание.
- . Артикуляционная гимнастика.
Игровое упражнение «Жуем твердую грушу».
«Спрячем слuву за щеку». Надувать попеременно то правую, то левую щеку.
«Круглая виноградинка». Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
«Банан». Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.
Язычок пролезает через щель в заборе в сад. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами.
- Работа над голосом.
хлопая ладонями по коленям
Лукошкино Произносят [о] с постепенным усилением звука,
Разводя руки в стороны показывая большую корзину
Опушкино Произнося «чап-чап» в низком регистре, ударяя
кулачками по бедрам
Засушкино Произносить звук [а] на связках так, чтобы звук был
Скрипучим
Кастрюлькино Поют звук [а] от самого высокого звука до
самого низкого, показывая высоту звука рукой
Бульбулькино Произносят «Буль-буль» в разных регистрах на одном
звуке
Лучково Поют звук [у] от самого высокого звука до самого
низкого, показывая высоту звука рукой
Сельдереюшкино Поют звук [ы] от самого высокого звука до самого
низкого, показывая высоту звука рукой
Морковкино Произносят «ших-ших» скользя ладонями друг о друга.
Перловкино Коротко произносят «х,х,х» резко сжимая пальцы в
кулак и раскрывая их.
Тарелкино Произносят «пых-пых» энергично выдыхая, руки на
поясе, понимая и опуская плечи.
И ложкино Выдыхают воздух через губы-трубочки, как бы дуя на
ложку.
Приятного аппетита!
- Чистоговорка «Яблочко».
Ато-ато-ато – витаминами богато Хлопают в ладоши.
Ти-ти-ти – где же яблоко найти? Поднимают и опускают плечи
Ать-ать-ать – надо яблоню искать. Приставляют к глазам то одну ладонь, то другую
- Самомассаж тот же.
- Дыхательные упражнения. “Носик и ротик поучим дышать”. Цель: дифференциация вдоха и выдоха через нос и рот, развитие внимания.
- Артикуляционная гимнастика.
3. Работа над голосом
«Листочки»
Налетел ветерок, зашумели листочки и полетели на землю.
Дует лёгкий ветерок – Ф-Ф-Ф…
И качает так листок – Ф-Ф-Ф…
Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф…
И качает так листок – Ф-Ф-Ф…
Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а-а-а…
Рябиновый – и-и-и…
Берёзовый – о-о-о…
Дубовый – у-у-у…
(Дети хором поют: “а-а-а, и-и-и, о-о-о, у-у-у”).
4.Чистоговорка «Осень»
Ла-ла-ла – осень к нам пришла. Дети хлопают в ладоши.
Ул-ул-ул – ветерок подул Ритмично вытягивают руки вперед,
раздвинув пальцы, и прижимая их к груди,
сжимая пальцы в кулаки
Ила-ила-ила – листва Вращают кистями поднятых вверх рук
в воздухе кружила
Али-али-али - Делают скользящие хлопки (тарелочки)
Все мы осень ждали.
- Самомассаж. «Осень».
Комплекс №4
- Дыхательные упражнения. «Надуй шарик».
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем.
Шарик лопнул - выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Стихотворный текст произносит взрослый, а дети выполняют нужные действия.
- Работа над голосом. «Тихо — громко»
Оборудование: бубен или барабан.
Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Под звуки бубна или барабана они начинают шагать по кругу. Если взрослый ударяет в барабан громко, то шатать нужно, высоко поднимая ноги и громко говоря: «топ — топ». При тихих ударах шагать надо как обычно и говорить тихо. Также при громких ударах следует громко хлопать в ладоши, а при тихих ударах — тихо. В это время произносить следующие слова:
Мы идем и топаем:
«Топ — топ — топ».
Мы идем и хлопаем:
«Хлоп — хлоп — хлоп».
- Артикуляционная гимнастика.
«Хоботок» (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
«Заборчик». Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
«Бублик» (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
«Заборчик - Бублик. Улыбка – Хоботок». Чередование положений губ. «Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы
- Пальчиковая гимнастика «Игрушки».
Куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино, Загибают поочередно все пальцы.
И веселый Чиполино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. Разгибают поочередно все пальцы.
Помогаем нашей Тане Попеременно хлопают в ладоши и
Мы игрушки сосчитать. стучат кулаками.
- Самомассаж тот же.
Комплекс №5
- Дыхательные упражнения . “Танец живота”.
- Артикуляционная гимнастика «У бабушки с дедушкой»
С ними худые – лишь кожа да кости Втягиваем щеки
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись Губы в широкой улыбке, зубы
Обнажены.
Поцеловать они всех потянулись Губы тянуться вперед
Утром проснулись – в улыбочку губы Снова широкая улыбка
Чистим мы свои верхние зубы Широкий язык за верхними зубами
Вправо и влево, внутри и снаружи Соответствующие движения широким
Языком
С нижними зубками тоже мы дружим Движения широким языком за
нижними зубами
Губы сожмем мы, и рот прополощем Поочередное надувание щек – губы
не пропускают воздух
И самоваром пыхтим, что есть мочи Одновременное надувание обеих щек
С последующим выпусканием воздуха через губы
Блюдца поставим - положат блины нам Широкий язык на нижней губе
Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо Подуть на широкий язык
Блинчик жуем, завернем и прикусим Жуем распластанный язык, потом
прикусываем его, завернув за нижние зубы
Блинчик с вареньем малиновым вкусным Облизываем широким языком
Верхнюю губу спереди назад
- Упражнеиия для голоса и дыхания
Пьём коктейль через трубочку. (Вдох.) Вытянуть губы узкой «воронкой». (Выдох.)
Дуем на горячий чай. Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох).
Пыхтящий чайник. Произносить: «Пых – пах – пох! Пых – пих – пых – пих!»
- Самомассаж «Посуда»
вискам по спирали.
Сковородки и кастрюли Нарисовать «очки» вокруг глаз.
Сами жарят, Погладить щёки по кругу.
Сами варят, Пальчиковый «душ» по кругу на щеках.
Сами тушат, Погладить губы от середины к углам.
Сами парят. Пощипать края губ от середины к углам
рта.
Сами столик накрывают - Обхватить подбородок указательным и
большим пальцами и погладить от центра
к ушам.
Бабку Ёжку угощают. Погладить голову руками от макушки к шее
- рисуем платок.
Комплекс №6
- Дыхательные упражнения «Поющие звуки”.
Таблица. И, э, а, о, у, ы, е, я, ё, ю. Произнесите эту таблицу несколько раз, каждый раз на одном выдохе, сначала перед зеркалом и беззвучно, потом шепотом, затем без зеркала вслух, но на силу голоса не нажимать.
- Работа над голосом.
Звуки [а] в разных регистрах.
Дым из труб поднимается столбом. Поют звук [у] от нижнего к
верхнему, и наоборот.
Плавно летят снежинки. Пропевают нисходящие звуки [о].
Большие сугробы на земле. Усиливают и уменьшают звук на одном
дыхании на любые гласные.
- Артикуляционная гимнастика «Снеговик»
«Снеговик удивился» (на развитие жевательно-артикуляторных мышц). Выдвигание нижней челюсти вперед с последующим оттягиванием ее назад.
«Снеговик встретил знакомых ребят» (на развитие мимико-артикуляторных мышц). Придать лицу выражение радости, удивления, восхищения.
2Снеговик восхищен» (на стимуляцию движений нижней челюсти). Открывать рот с преодолением сопротивления и произнесением звуков [а] и [э] шепотом на мягкой атаке.
- Пальчиковая гимнастика. «Снежный ком».
Будем строить снежный дом Движения, изображающие лепку снежков
Мы польем его водой, Имитируем движения "поливаем водой"
Домик будет ледяной Соединяем пальцы рук над головой, делаем крышу
Ком за комом мы кладем, Ставим кулачок на кулачок
Вот и вылепили дом Рисуем в воздухе ладонями домик
- Самомассаж «Снег».
Лыжи, Растирать лоб вертикальными
движениями указат. пальцев.
Санки Растирать лоб горизонтальными
движениями указат. пальцев.
и коньки. Растирать лоб спиральными
движениями указат. и средних пальцев.
И на зиму не похожи Поглаживать по направлению от носа к
ушам.
Это зимние деньки Постучать пальчиками, собранными в щепотку
по щекам.
Землю спрячет от мороза Погладить подбородок тыльной стороной
ладоней от середины подбородка к ушам.
И порадует нас всех Пощипать подбородок от середины к ушам.
Мягкий, Надавливать указательными пальцами на
верхнюю губу от середины к углам.
белый Надавливать указательными пальцами на
нижнюю губу от середины к углам.
И пушистый Растирать спиральными движениями губы
Долгожданный первый снег Погладить лоб, щёки, подбородок.
Комплекс 7
- Дыхательные упражнения. “Боковой маятник”.
Постоянство и систематичность – необходимое условие при постановке диафрагмального дыхания. Делать дыхательные упражнения дети должны осмысленно, а не механически.
- . Работа над голосом. «Кто как кричит».
Лошадка кричит. Произносят «и-го-го!»: 1-й слог высоким голосом,
2-й и 3-й – низким
Курочка поет, Поют «ко-ко-ко…», опускаясь с высокого звука к низкому.
Цыпляток зовет. Коротко произносят «пи-пи-пи..» в разных регистрах.
Крякает утка, Пропевают «кря-кря-кря!», произнося 1-й и 2-й «кря» в
Зовет своих малюток. низком регистре, а 3-й – как можно более высоком.
- Артикуляционная гимнастика.
«Сердитый Пушок» (Рот приоткрыт, язык в виде «мостика»)
«Котёнок лакает молоко» (лакательные движения языком).
«Лошадка улыбается» (Губы растянуты в улыбке, зубы сжаты и хорошо видны.)
- Чистоговорки