Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методические рекомендации по проведению
технологии «мастерская» в коррекционной школе

Алексеева Ольга Алексеевна
Основной задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у учащихся универсальных учебных умений: личностных, регулятивных,  познавательных,  коммуникативных, которые станут основой их успешной социализации.
Особое значение в этой связи приобретают исследования, посвященные психологическому изучению школьников с задержкой психического развития (далее ЗПР).  Из всех категорий детей, обучающихся в коррекционных школах, дети с ЗПР находятся, пожалуй, в самом противоречивом положении, поскольку, не смотря на имеющиеся повышенные трудности в обучении, должны усвоить программный материал базовой общеобразовательной школы, в то время как требования программы в соответствии с  требованиями  общества постоянно растут. Ситуация усугубляется и в связи с прослеживающейся тенденцией увеличения в специальных (коррекционных) школах VII вида численности детей с тяжелыми формами задержки психического развития, у которых как знания, так и учебные умения формируются с большим трудом.
По мнению многих ученых, низкая обучаемость этих детей связана с интеллектуальной пассивностью, слабостью регулятивной функции, личностной незрелостью. Наиболее общее проявление этих свойств — отсутствие (или снижение) познавательной потребности, направленной на овладение необходимыми знаниями, а также приемами или способами решения интеллектуальных задач. Очевидно, что применение традиционных уроков ограничивает возможность формирования учебных действий. Ослабленное соматическое и психоневрологическое здоровье, вызывающие    повышенную истощаемость детей данной категории, напряженный режим школьной жизни, постоянное усложнение учебного материала, нарастающий поток информации приводят к тому, что дети, как правило,  избегают любого умственного напряжения, даже вполне преодолимого.  Если  ребенку вовремя не оказывается помощь,  то велика вероятность возникновения вторичных нарушений, в виде школьной дезадаптации,  личностных изменений, трудностей в поведении, социальной дезадаптации.
Одним из видов помощи данной категории детей в существующем образовательном пространстве  является  применение в процессе обучения педагогически и психологически обоснованных здоровьесберегающих технологий. Анализ педагогических здоровьесберегающих технологий в контексте формирования универсальных учебных действий  позволил нам взять за основу наиболее  эффективную, с этой точки зрения, технологию «мастерская» и адаптировать ее для детей с задержкой психического  развития.
Мы придерживались общих принципов проведения мастерской, предполагающих равенство всех участников, включая педагога, право каждого на ошибку, предоставление свободы в рамках принятых правил, отсутствие оценки, стрессовой ситуации и п. д.  Однако, опытно - экспериментальная работа показала, что своеобразие  познавательной и эмоционально – волевой  сферы детей с ЗПР требуют внесения существенных изменений в ее форму. Результатом проделанной нами в течении двух лет работы по использованию мастерских  в четвертых и  пятых классах школы VII вида явилось создание специальных рекомендаций по ее проведению. 
Так, необходима  подготовка    детей к участию в мастерской на более  ранних этапах обучения. С этой целью в 1-2 классах целесообразно применять элементы технологии коллективной игры, а в третьих  классах также использовать  технологию обучения в групповом и парном взаимодействии. 
Необходима специальная  организация продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми. В коррекционной школе целесообразно разделять класс на группы. Количество групп определяется содержанием материала (на 2 - 4  разрабатываемые проблемы,  2 - 4  группы) и количеством учащихся в группе (оптимально от 3 до 5 человек). Состав группы подбирается с учетом основного критерия: равных возможностей учащихся, т. е. группы, состоящие из сильных учащихся, группы средних  и слабых учащихся. Это позволит успешно вовлечь в работу всех участников,  и дифференцировать задания по сложности. Учитываются также общность интересов учащихся и    их психологическая совместимость. Состав групп в зависимости от учебного материала и целей занятий может меняться.
Важная особенность проведения мастерской  в коррекционной школе - наличие  помощника  группы. Поскольку дети с ЗПР имеют крайне низкую степень самостоятельности, они во многих случаях не способны адекватно оценивать свои возможности, планировать деятельность, распределять обязанности, делать выводы, обобщать. Поэтому  каждая группа учащихся должна иметь своего временного или постоянного помощника.  В качестве помощника мастера можно в  зависимости от темы и задач мастерской привлекать сотрудников службы сопровождения: психологов, логопедов. В функцию помощника входит поддержка  в направлении и стимулировании работы группы, в распределении ролей и  организации обсуждения проблемы на основе принципов толерантного отношения к мнению участников, отсутствия доминирующей позиции и мнения кого-то из детей.
Активизация субъективных факторов, стимулирующих мыслительную деятельность учащихся (эмоциональный комфорт, ситуация успеха, учет интересов, практической значимости и др.)  Для большинства детей с ЗПР, имеющих задержку формирования эмоционально-волевой сферы, особенно важен учет субъективных факторов. С этой целью  мы отбираем материал, представляющий особый интерес, имеющие элементы загадочности или практическую значимость для учащихся, применяем большое количество наглядности, ИКТ, используем приемы «погружения» в ситуацию, драматизацию и пр. Мотивация к решению проблемы существенно возрастает в тех случаях, когда дети сами становятся участниками событий (путешественники, космонавты, строители и т.п.).
Введение этапа проверки знаний,  основной целью которого является самоконтроль знаний.  Этот этап не только организует, стимулирует,  активизирует учащихся, способствует уточнению и обобщению изученного материала, но и создает дополнительную социальную мотивацию, способствует развитию у учащихся  адекватной самооценки. Обычно он проходит в конце урока перед рефлексией фронтально, в виде совместного решения кроссворда или ответов на вопросы, и индивидуально – в виде коротких тестов.  Результаты тестов используется педагогом для дальнейшей коррекции знаний.
Включение анонимных индивидуальных анкет  «самооценка» для более достоверной информации об удовлетворенности учащихся уроком, определяющие истинную динамику отношения участников к работе мастерской, их желаний и настроений.
Особое внимание мы уделяем работе по  развитию речи. Для  развития импрессивной речи мы предлагаем работу с текстом: выделение ключевых слов, нахождение ответов на вопросы, нахождение иллюстрации к тексту и пр., для развития экспрессивной стороны речи - составление  устных рассказов. Особое место отводим  написанию синквейна – пятистрочного стиха,  формирующегося по определенным законам, позволяющего в нескольких словах изложить учебный материал на заданную тему. Для того чтобы процесс написания синквейнов был успешным, в работе с детьми с ЗПР наиболее целесообразно предлагать задания по выбору слов из имеющегося готового списка слов каждой части речи. Такая вариация написания синквейна делает этот вид деятельности более доступным для детей с ЗПР, препятствует быстрому утомлению, но в то же время способствует обогащению их пассивного и активного словаря и закреплению грамматических категорий. Поскольку синквейн не является обязательным элементом для изучения темы, с его помощью можно выравнивать темп работы групп для одновременного окончания работы.
Установка на осознание учащимися логической структуры своей познавательной деятельности и приемов умственной работы. Для этого очень важно на каждом этапе мастерской возвращаться к проделанному и планировать следующие действия. Большое значение в формировании этих умений имеет также  этап рефлексии. В отличие от традиционного, в котором учащиеся делятся знаниями, полученными в процессе обсуждения и своими чувствами, мы дополнительно фиксируем внимание на последовательности проведенных действий, обосновывая их необходимость для решения общей задачи.
И, наконец, оптимальное сочетание  проведения  мастерских и традиционных уроков. Мастерская  - трудоемкая педагогическая технология, требующая большой серьезной подготовки педагога. При частом ее проведении  у детей теряется острота восприятия, снижается интерес. Мастерскую целесообразно использовать как обобщающий, систематизирующий и закрепляющий этап прохождения темы  1 раз в 2-3 недели.
Разработанная модель мастерской может применяться с успехом не только в любой коррекционной школе, где обучаются дети с проблемами в познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфере. Предложенная модель может применяться в любой общеобразовательной школе на более ранних этапах обучения, а также в условиях инклюзивного образования.
 
Литература:
Технологии обучения в коррекционной школе: мастерские знаний 5 класс (методическое пособие) Под общей редакцией Алексеевой О. А., СПб.: «Книжный дом», 2012. – 176 с.
Алексеева О. А. Мастерская как фактор формирования универсальных учебных действий у детей с задержкой психического развития /Научное мнение, №4, 2013, С.  127-133

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»