Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Характерные особенности учащихся с тяжелыми множественными
нарушениями развития (ТМНР)

 
Князева  Марина Анатольевна,
учитель ГБОУ школа-интернат№16
Пушкинского района Санкт-Петербурга
 
Для  обучающихся,  получающих  образование  по  варианту  2 адаптированной  основной  общеобразовательной  программы  образования (дети с тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми и множественными нарушениями развития), характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными  нарушениями  зрения,  слуха,  опорно-двигательного  аппарата, расстройствами аутистического  спектра,  эмоционально-волевой  сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие  психические  и  соматические  заболевания,  которые  значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение. Психические заболевания всегда складывают картину поведения детей. Соматические заболевания практически постоянно являются спутниками общего состояния здоровья наших учеников. Это подверженность простудам, ОРЗ, ОРВИ, заболевания внутренних органов и т.д.
Что характеризует детей с тяжёлой умственной отсталостью?
Практически всегда дети с глубокой умственной отсталостью имеют дополнительные расстройства и нарушения различной этиологии. Дети  с  умеренной  и  тяжелой  умственной  отсталостью характеризуются  выраженным  недоразвитием  мыслительной  деятельности, препятствующим  освоению  предметных  учебных  знаний.  Что значит нарушение мышления: неспособность из деталей создать единое целое (синтез); невозможность правильно воспроизвести прочитанный текст;  эти дети не могут анализировать видимый объект( у чучела вороны не видят лап и клюва); не проводят сравнительную характеристику 2-х объектов; очень сложно обобщать, выделять одну общую черту у нескольких предметов. Наряду  с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное  нарушение  всех  структурных  компонентов  речи:  фонетико-фонематического,  лексического  и  грамматического.  У  детей  с  тяжелой  и глубокой  степенью  умственной  отсталости  затруднено  или  невозможно формирование  устной  и  письменной  речи,  что  требует  для  большей  части обучающихся  использование  разнообразных  средств  невербальной коммуникации,  а  также  логопедической  коррекции. Внимание  у обучающихся  с  умеренной  и  тяжелой  умственной  отсталостью  отличается низким  уровнем  продуктивности  из-за  быстрой  истощаемости,  неустойчивости,  отвлекаемости (нужен частый отдых).  Слабость  активного  внимания  препятствует решению  сложных  задач  познавательного  содержания,  формированию устойчивых  учебных  действий,  однако,  при  продолжительном  и направленном  использовании  методов  и  приемов  коррекционной  работы становится  заметной  положительная  динамика  общего  психического развития  детей,  особенно  при  умеренном  недоразвитии  мыслительной деятельности.
Чем характеризуется психическое недоразвитие?
Психофизическое  недоразвитие – характерная черта многих детей с глубокой  умственной отсталостью.
1. Это свойство характеризуется  также  нарушениями координации,  точности,  темпа  движений,  что  осложняет  формирование физических  действий:  бег,  прыжки  и  др.,  а  также  навыков  несложных трудовых  действий. (на занятиях физкультуры и ритмики дети очень неловкие, не координируют свои действия).
2.У  части  детей  с  умеренной  умственной  отсталостью отмечается замедленный темп, рассогласованность, неловкость движений.
3. У других  –  повышенная  возбудимость  (реже встречается) сочетается  с  хаотичной  нецеленаправленной деятельностью.
4. Наиболее  типичными  для  данной  категории  обучающихся  являются трудности  в  овладении  навыками,  требующими  тонких  точных дифференцированных движений: удержание  позы, захват  карандаша, ручки, кисти,  шнурование  ботинок,  застегивание  пуговиц,  завязывание  ленточек, шнурков  (очень трудное занятие для детей) и  др.
 5. Некоторые  обучающиеся  полностью  зависят  от  помощи окружающих  при  одевании,  раздевании,  при  приеме  пищи,  совершении гигиенических процедур и др. Дети  с  глубокой  умственной  отсталостью  часто  не  владеют  речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре.
Тяжёлые и множественные нарушения развития.
Значительная часть детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает  основание  говорить  о  тяжелых  и  множественных  нарушениях развития  (ТМНР),  которые  представляют  собой  не  сумму  различных ограничений,  а  сложное  качественно  новое  явление  с  иной  структурой, отличной  от  структуры  каждой  из  составляющих. Различные  нарушения влияют  на  развитие  человека  не  по  отдельности,  а  в  совокупности,  образуя сложные  сочетания.  В  связи  с  этим  человек  требует  значительной  помощи, объем  которой  существенно  превышает  содержание  и  качество  поддержки, оказываемой  при  каком-то  одном  нарушении:  интеллектуальном  или физическом. 
Уровень  психофизического  развития  детей  с  тяжелыми множественными  нарушениями  невозможно  соотнести  с  какими-либо возрастными  параметрами  (отсталость от паспортных норм возраста). Органическое  поражение  центральной  нервной системы  чаще  всего  является  причиной  сочетанных  нарушений  и выраженного  недоразвития  интеллекта,  а  также  сенсорных  функций, движения,  поведения,  коммуникации.  Все  эти  проявления  совокупно препятствуют  развитию  самостоятельной  жизнедеятельности  ребенка,  как  в семье,  так  и  в  обществе.  Динамика  развития  детей  данной  группы определяется  рядом  факторов:  этиологией,  патогенезом  нарушений, временем  возникновения  и  сроками  выявления  отклонений,  характером  и степенью  выраженности каждого из первичных расстройств, спецификой  их сочетания,  а  также  сроками  начала,  объемом  и  качеством  оказываемой коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной  деятельности,  прежде  всего:  восприятия,  мышления, внимания, памяти и др. непродуктивными оказываются подходы, требующие формирования  абстрактно-логического  мышления  и  речемыслительных процессов. В этой связи возникают непреодолимые препятствия в усвоении «академического»  компонента  различных  программ  дошкольного,  а  тем более  школьного  образования.  Специфика  эмоциональной  сферы определяется  не  только  ее  недоразвитием,  но  и  специфическими проявлениями гипо- и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых  процессов дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние  в  ходе  любой  организованной  деятельности,  что  не  редко проявляется  в  негативных  поведенческих  реакциях.  Интерес  к  какой-либо деятельности не имеет мотивационно - потребностных  оснований  и,  как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. 
Особенности  и  своеобразие  психофизического  развития  детей  с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР определяют специфику  их  образовательных  потребностей.  Умственная  отсталость обучающихся  данной  категории,  как  правило,  в  той  или  иной  форме осложнена  нарушениями  опорно-двигательных  функций,  сенсорными, соматическими  нарушениями,  расстройствами  аутистического  спектра  и эмоционально-волевой  сферы  или  другими  нарушениями,  различное сочетание  которых  определяет  особые  образовательные  потребности  детей.
Наиболее  характерные  особенности  обучающихся  позволяют  выделить,  с точки зрения их потребности в специальных условиях, три условные группы, каждая  из  которых  включает  детей  с  умеренной,  тяжелой,  глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.
Часть  детей,  отнесенных  к  категории  обучающихся  с  ТМНР,  имеет тяжёлые  нарушения  неврологического  генеза  –  сложные  формы  ДЦП (спастический  тетрапарез,  гиперкинез  и  т.д.),  вследствие  которых  они полностью или почти полностью зависят от помощи окружающих их людей в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности, коммуникации и др. Большинство детей  этой группы не может  самостоятельно удерживать тело  в  положении  сидя.  Спастичность  конечностей  часто  осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен из-за органического поражения речевого аппарата и невозможности овладения средствами речи. Вместе  с  тем,  интеллектуальное  развитие  таких  детей  может  быть различно  по  степени  умственной  отсталости  и  колебаться  от  умеренной  до глубокой.  Дети  с  умеренной  формой  интеллектуального  недоразвития проявляют элементарные способности к развитию представлений, умений и навыков,  значимых  для  их  социальной  адаптации.  Так,  у  этой  группы обучающихся проявляется интерес к общению и взаимодействию с детьми и взрослыми,  что  является  позитивной  предпосылкой  для  обучения  детей вербальным и невербальным средствам коммуникации.  Их интеллектуальное развитие  позволяет  им  овладевать  основами  счета,  письма,  чтения  и  др. Способность  ребенка  к  выполнению  некоторых  двигательных  действий: захват,  удержание  предмета,  контролируемые  движения  шеи,  головы  и  др. создает   предпосылки  для  обучения  некоторым  приемам  и  способам  по самообслуживанию  и  развитию  предметно-практической   и  трудовой деятельности.
Дети с различными  сенсорными нарушениями (слуха, зрения, речи). Откровенно глухих, слепых, неречевых детей  в школе нет. Для этого нужны специализированные  учебные заведения, но есть дети недостаточно слышащие, плохо говорящие. С данной группой учащихся  постоянно работают логопеды и учителя.
Дети с эмоционально-волевыми нарушениями.
У умственно-отсталых детей всегда имеется недоразвитие  эмоционально – волевой сферы, проявляющееся примитивностью чувств и интересов, недостаточной выразительностью, дифференцированностью и адекватностью эмоциональных реакций, слабостью побуждений  их к деятельности, особенно  к познанию окружающего. Единство интеллекта и аффекта при умственной отсталости подчёркивал Л.С. Выготский.  Как проявляются  расстройства в эмоционально-волевой сфере?  В виде повышенной  эмоциональной возбудимости, немотивированных колебаний настроения, снижения эмоционального  тонуса и побуждений   к деятельности, в виде нарушения эмоционального контакта с окружающими. Тем не менее, необходимо заметить, что эмоциональная сфера у детей  с ограничением развития интеллекта всё же более сохранна, чем интеллектуальная. При примитивности эмоций и слабости познавательных интересов, эмоциональная жизнь более разнообразна (небезразличное отношение к своему внешнему виду, острое чувство обиды, стремление к похвале, интерес к бытовым вопросам). Но это только при  умеренной у.о. Но при глубокой умственной отсталости наблюдается настоящее нарушение эмоционального контакта с окружающими. Особо большие трудности представляют дети  с пониженным  эмоциональным тонусом и слабостью побуждений (вялость, пассивность, отсутствие всякого интереса к чему-либо, речь растянута, мышление также резко замедленно). В результате обучение – крайне затруднено. 
Особенности  развития  другой  группы  обучающихся  обусловлены выраженными  нарушениями  поведения, чаще как  следствие  аутистических расстройств).  Они  проявляются  в  расторможенности,  «полевом»,  нередко агрессивном  поведении,  стереотипиях,  трудностях  коммуникации  и социального  взаимодействия. 
Аутистические  проявления  затрудняют установление  подлинной  тяжести  интеллектуального недоразвития, так как контакт с окружающими  отсутствует или он возникает как форма физического обращения  к  взрослым  в  ситуациях, когда ребёнку  требуется помощь  в  удовлетворении  потребности.  У  детей  названной  группы  нет интереса к деятельности окружающих, они не проявляют ответных реакций  на  попытки  учителя  (родителя)  организовать  их  взаимодействие  со сверстниками.  Эти  дети  не  откликаются  на  просьбы,  обращения  в  случаях, запрещающих то или иное действие, проявляют агрессию или самоагрессию, бросают игрушки, предметы, демонстрируют деструктивные действия. Такие реакции  наблюдаются  при  смене  привычной  для  ребенка  обстановки, наличии  рядом  незнакомых  людей,  в  шумных  местах.  Особенности физического  и  эмоционально-волевого  развития  детей  с  аутистическими проявлениями  затрудняют  их  обучение  в  условиях  группы,  поэтому  на начальном  этапе  обучения  они  нуждаются  в  индивидуальной  программе  и индивидуальном сопровождении специалистов.
У  следующей   группы  детей  отсутствуют  выраженные  нарушения движений  и  моторики,  они  могут  передвигаться  самостоятельно.  Моторная дефицитарность  проявляется  в  замедленности  темпа,  недостаточной согласованности  и  координации  движений.  У  части  детей  также наблюдаются  деструктивные  формы  поведения,  стереотипии,  избегание контактов  с  окружающими  и  другие  черты,  сходные  с  детьми,  описанными выше.  Интеллектуальное  недоразвитие  проявляется  преимущественно  в форме  умеренной  степени  умственной  отсталости.  Большая  часть  детей данной  группы  владеет  элементарной  речью:  могут  выразить  простыми словами  и  предложениями  свои  потребности,  сообщить  о  выполненном действии,  ответить  на  вопрос  взрослого  отдельными  словами, словосочетаниями  или  фразой.  У  некоторых  –  речь  может  быть  развита  на уровне  развернутого  высказывания,  но  часто  носит  формальный  характер  и не  направлена  на  решение  задач  социальной  коммуникации.  Другая  часть детей,  не  владея  речью,  может  осуществлять  коммуникацию  при  помощи естественных  жестов,  графических  изображений,  вокализаций,  отдельных слогов  и  стереотипного  набора  слов.  Обучающиеся  могут  выполнять отдельные  операции,  входящие  в  состав  предметных  действий,  но недостаточно  осознанные  мотивы  деятельности,  а  также  неустойчивость внимания  и  нарушение  последовательности  выполняемых  операций препятствуют выполнению действия как целого. Описанные  индивидуально-типологические  особенности  детей учитывают  также  клинические  аспекты  онтогенеза,  но  не  отражают общепринятую  диагностику  ОВЗ  в  части  умственной  отсталости  (см.  МКБ-10). 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»