Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие навыка связного высказывания у детей с ОНР

Егорова Анна Александровна
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития монологической речи.
Связную речь определяют так совокупность тематически объединенных отрезков речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя  данного языка единое целое.
Учащиеся с общим недоразвитием речи более или менее строят связные высказывания в пределах близкой им тематики, однако испытывают серьезные затруднения при продуцировании связных высказываний (формулирование выводов, обобщений, доказательств, воспроизведение содержания текстов). При пересказах они не могут полно и точно излагать свои мысли. Особенно наглядно это проявляется при написании изложений и сочинений. Такого рода затруднения выражаются в стремлении к дословности изложения, «застревании» на отдельных словах, повторении отдельных частей предложений, концентрации внимания на несущественных признаках, нарушении синтаксической  связи между словами, что приводит к незаконченности предложений, изменению порядка слов. Нередки случаи употребления слов в несвойственном им значении, что является следствием бедности словарного запаса, непонимания значения используемых слов, неумения уловить их стилистическую окраску. Такая несформированность связной речи является серьезным препятствием для успешного овладения программами гуманитарных предметов.
Понятие «связная речь» относится, как и диалогической и монологической формам речи.
Диалогическая (диалог) – первичная по происхождению форма речи. Состоит из реплик, цепи речевых реакций.
Монологическая (монолог) – понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой сообщение о каких - либо фактах действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации. Содержание ее заранее задано и предварительно планируется. В ней используются и обобщаются также компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, формо - и словообразующие средства. Вместе с тем в ней реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, преднамеренно спланированном изложении.
Целью работы является выявление особенностей связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
Навыки диалогической речи развиваются и закрепляются на логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка связной речи. Развитие монологической формы речи осуществляется, прежде всего, на логопедических занятиях по обучению рассказыванию. При обучении детей с ОНР особое внимание уделяется формирование связной монологической (описательной и повествовательной) речи. К основным методам обучения детей связной монологической речи относят обучение пересказу, рассказыванию и устному сочинению по воображению.
Работа проводилась с 6 учащимися начальной школы,начиная с первого класса.
Анализ выполнения всех заданий показал следующее. На фоне значительного от­ставания в развитии связной монологической речи у детей с об­щим недоразвитием речи отмечались существенные различия в овладении навы­ками этого вида речевой деятельности. Сопоставление результатов выполнения заданий позволило выделить две группы детей в зависимости от степени сформи­рованности различных сторон связной монологической речи и навыков рассказы­ванияПри составлении рассказов наблюдались отдельные специфические нарушения (в логико-смысловом построении сообщения, на уровне программирования и кон­троля за реализацией высказывания). Были выявлены недостатки в языковом оформлении сообщении – нерезко выраженные нарушения связности повествования, лексические затруднения, различные аграмматизмы. В отличии от детей первой группы более или менее выраженные недостатки речи у этих детей проявлялись избирательно, в некоторых видах заданий (пересказ, составление рас­сказа по наглядному сюжету и др.).
Отмечалась большая степень самостоятельности при выполнении всех видов за­даний. Наибольшие трудности у детей этой группы вызывало выполнение заданий творческого характера.
Выделение указанных групп имеет значение в плане дифференцированного под­хода к детям при проведении коррекционной работы по формированию связной речи. Кроме того, комплексное исследование детей с использованием различных видов заданий дало нам возможность установить, в каких видах исследуемой речи у каждого ребенка отмечаются наибольшие затруднения и на какие виды можно опираться в процессе коррекционного обучения.
На основании проведенных исследований я сделала следующие выводы:
У детей  отмечается значительное от­ставание в формировании навыков связной речи по сравнению с нормально разви­вающимися детьми. Это указывает на необходимость целенаправленной коррек­ционной работы по развитию данного вида речевой деятельности. Проведенные исследования с использованием различных видов заданий выявили ряд особенно­стей, характеризующих состояние связной речи детей с ОНР, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы.  
По результату обследования было выявлено отставание в уровне развития связной речи у детей с ОНР. Я посчитала нужным вести работу по этому направлению, проанализировать особенности формирования связной  речи у детей с ОНР ,разработать методы и приемы,этапы работы по коррекции выявленных нарушений.
Методические рекомендации по развитию связного высказывания у детей с ОНР.
1.Вести работу с учетом индивидуальнх,речевых особенностей,особенностей познавательной сферы.
2.Работу вести в системе, постепенно усложняя материал от простого к трудному
3.Тщательно подбирать наглядный материал,используя  классические произведения
4. Недостатки в лексико-грамматическом оформлении речи диктуют необходимость подготовительных упражнений, таких как:
-    упражнение в наблюдательности (учила детей видеть признаки предметов, рассматривать их в разной последовательности)
-   словарные и грамматически упражнения, сопровождающие рассматривания и предназначенные для обогащения словаря названиями признаков, синонимами, антонимами, образными средствами языка, а также для содействия усвоению подчинительных связей между существительными и прилагательными и глаголами, способов словообразования, построения  описательных предложений и т.п.
5.Обучение правильной артикуляции.
1) «Упражнения для губ и языка. Эти упражнения направлены на развитие умения управлять мускулами речевого аппарата, для снятия напряжения мышц лица, для улучшения дикции: «Губы в трубочку», «Улыбка до ушей», «Губами в трубочку влево–вправо, вверх–вниз», «Заблудился язычок».
2) Упражнения для работы над дыханием. Эти упражнения направлены на развитие умения правильно распределять и контролировать свое дыхание: «Насос», «Лыжник», «Задуй свечу», «Подуй на листочек», «Шар спустился», «Ежик пыхтит», «Согреем стеклышко».
3) Упражнения, направленные на отработку дикции. Эти упражнения необходимы для развития умений у детей четкого и ясного произнесения звуков, слов и предложений в соответствии с орфоэпическими нормами языка (скороговорки, чистоговорки, проговаривание стихотворений закрытым ртом) и др.
4) «Упражнения, направленные на отработку интонации включают в себя работу над силой и диапазоном голоса, работу над паузами. Данные упражнения направлены на развитие умений владеть голосом, использовать разные оттенки голоса во время речевого акта, уметь правильно использовать паузы: «Произнеси в соответствии со знаком», «Любимая игрушка», «Позови собаку», «Сестра приехала вчера».
Настоящая работа была направлена на исследование умений и навыков связной речи младших школьников с ОНР  на материале теоретической и практической психолого-педагогической литературы.
В ходе  эксперимента были получены данные, свидетельствующие о значительных трудностях в составлении рассказа по серии сюжетных картин и при пересказе текста детьми с ОНР.
Большинство детей испытывали трудности при выполнении заданий. Для высказываний детей с ОНР этого уровня было характерно нарушение логики, наличие аграмматизмов, использование формальной связи между предложениями, повторение одних и тех же лексических средств.
Обобщая, можно сделать вывод, что проведенная мною работа помогла детям научиться более связному высказыванию.

 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»