Методика исследования монологической связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития
Дмитриева Мария Николаевна,
учитель-логопед ГБДОУ детский сад №67
компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Актуальность исследования: Современные образовательные программы и стандарты предъявляют достаточно высокие требования к развитию речи дошкольников, особенно старшего возраста. Это обусловлено тем, что речь является важнейшей психической функцией человека. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы – внимание, восприятие, память, мышления, воображение – опосредованы речью. Одной из главных задач речевого воспитания дошкольника является формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание. Связная речь, то есть развёрнутые, состоящие из нескольких или многих предложений высказывания, позволяют ребенку систематично и последовательно излагать свои мысли; заложенные в дошкольном возрасте успехи детей в развитии связной речи способствуют эффективной коммуникативной деятельности, обеспечивают и в значительной степени определяют их успех в учебе по всем предметам.
Формированию связной речи необходимо уделять особое внимание при проведении коррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи, в том числе – у детей с общим недоразвитием речи (далее - ОНР). ОНР определяется как различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. У детей данной категории наблюдаются значительные трудности в овладении навыками связной речи.
Содержание:
- Научно-теоретические основы методики.
- Цель, задачи методики.
- Содержание методики исследования монологической связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
- Методика исследования монологической связной речи у старших дошкольников с Общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.
- Список литературы.
- Научно-теоретические основы методики
Анализ психолого-педагогической литературы, характеризующей состояние проблемы изучения особенностей связной речи и состояние проблемы изучения общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста, позволил определить теоретические основы методики исследования. К ним можно отнести следующие положения: современное понимание структуры дефекта при ОНР (Филичева Т.Б., Г. В. Чиркина, 1994); современные лингвистические представления о монологической речи как наиболее сложной форме речи (Леонтьев А.А., 1969, Ахутина Т.В. 1989; Выготский Л.С. 1999); современные научные представления о связной речи (Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., 1990); представления о своеобразии развития связной речи у школьников с речевыми нарушениями (Глухов В.П., 2004; Воробьева В.К. 2006). Остановимся подробнее на некоторых из выше перечисленных положениях.
Обращаясь к психолингвистическим представлениям о структуре речевой деятельности, необходимо отметить, что процесс продуцирования речевого высказывания представляет собой многоуровневый процесс, имеющий сложную многоступенчатую структуру (Ахутина Т.В. 1989; Выготский Л.С. 1999; Лурия А.Р.,1979). Л. С. Выготский рассматривал весь процесс порождения речевого высказывания как движение от мотива, порождающего какую-либо мысль к развертыванию самой мысли, к опосредованию мысли во внутренней речи, а затем в значениях слов внешней речи и, наконец, в словах. А.А. Леонтьевым и Т.В. Ахутиной была разработана многоуровневая модель порождения речевого высказывания, истинность и ценность которой была подтверждена результатами экспериментального изучения процесса порождения речевого высказывания у больных с афазией.
Леонтьевым А.А. были выдвинуты идеи, которые определяют речевое высказывание как речевое действие, включенное в целостный акт деятельности в целом (Леонтьев А.А.,1999). В связи с этим речевому действию присущи такие признаки деятельности как мотивированность, целенаправленность, трехчленность структуры, включающая создание плана, его реализацию и сличение, иерархическая организация. Автором представлена следующая схема модели порождения (продуцирования) речевого высказывания: мотив – мысль (речевая интенция) – внутреннее программирование – лексическое развертывание и грамматическое структурирование – моторная реализация – внешняя речь. Согласно данной концепции, процессы порождения отдельного речевого высказывания и связного текста являются неоднозначными, что обосновывается данными афазиологии. Так, например, при динамической афазии больной способен сконструировать отдельное предложение, но не может организовать связный текст. В работах Т.В. Ахутиной подчеркивается, что нарушения в построении связного текста обусловлены распадом смыслового («психологического», по Л.С. Выготскому) синтакиса (Ахутина Т.В., 1989). Трудности же построения отдельного предложения определяются в основном нарушением языкового синтаксирования. На основании исследований в психолингвистике выделяются два разных по глубине подуровня смыслового синтаксирования (внутреннего программирования): а)ситуативно-смысловой (внутреннее программирование связного текста), б)грамматико-смысловой (внутреннее программирование отдельного речевого высказывания). Следовательно, можно сделать вывод, что изучая речевую продукцию детей с речевой патологией важно исследовать не только особенности порождения отдельного речевого высказывания, но и связного текста, определить характер трудностей языкового оформления и смыслового программирования отдельных высказываний и текста
Согласно теории поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др.), в процессе обучения связным высказываниям необходимо опираться на внешние схемы, идеограммы, т.е. на начальном этапе материализовать процесс построения программы речевого высказывания. Опираясь на данный факт, В.К. Воробьева и многие другие исследователи формирования связной речи у детей сходятся во мнении, что обучению детей рассказыванию должна предшествовать подготовительная работа, целью которой является достижение речевого и языкового развития, необходимого для составления разных видов речевых высказываний. Подготовительная работа включает формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложения разной структуры, а также коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий.
Особое внимание проведению подготовительной работы уделяется в разработках В.П. Глухова, а именно формированию предпосылок связной речи: развитию лексико-грамматического строя речи. Формирование навыков построения связных развернутых высказываний требует применения всех познавательных возможностей детей, одновременно способствуя их совершенствованию (Глухов В.П., 2004).
Многие исследователи подчеркивают, что овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня форсированности словарного запаса и грамматического строя речи. Данные исследований таких авторов как Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Г.В. Чиркина, А.В. Ястребовка, Е.И. Тихеева, др. позволили установить корреляционную зависимость между состоянием лексико-грамматического строя речи и связной речью.Изучение междисциплинарных научных работ по исследованию и формированию связной речи дают нам теоретическую основу для организации экспериментального исследования особенностей развития связной речи у детей с ОНР III уровня речевого развития. При разработке методики были использован в модифицированном виде некоторые методы, описанные в работах вышеупомянутых авторов.
2. Цель, задачи методики.
Цель методики выявить особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого ааразвития).
Задачи исследования:
1. Изучение лингвистической, психолингвистичекой и логопедической литературы по проблеме состояния связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи.
3. Выявление уровня сформированности связной речи у дошкольников с ОНР по разработанной методике.
4. Определение содержания и эффективности логопедической работы по коррекции связной речи в системе коррекционного воздействия с дошкольниками с ОНР.
3. Содержание методики исследования монологической связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
В основе лежат методики Лалаевой Р.И., Воробьевой В.К, Лебедевой И.Н, Глухов В.П. которые были переработаны и предложены детям в качестве материалов для обследования монологической связной речи. Использование балльно-уровневой системы оценок позволило выделить несколько групп дошкольников в зависимости от уровня сформированности связной речи. Таким образом, методика констатирующего эксперимента состояла из четырех серий:
I серия. Определение сформированности ориентировки в языковых средствах по узнаванию связного сообщения – рассказа и критерии оценки результатов.
Задание 1. Сравнение рассказа и бессмысленного набора предложений.
Задание 2. Сравнение рассказа и его деформированного варианта.
II серия. Определение умения составить связный рассказ по наглядным опорам.
Задание 1. Продолжение рассказа по заданному началу (с использованием картины).
Задание 2. Составление рассказа с опорой на наглядность после предварительной отработки содержания в процессе диалога. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
III серия. Умение воспроизводить полную смысловую программу по наглядным и слуховым опорам и реализовать программу в цельное связное сообщение.
Задание 1. Пересказ небольшого литературного текста с опорой на картину.
Задание 2. Пересказ небольшого литературного текста без опоры картину.
IV серия. Определение особенностей восприятия и словесной интерпретации содержания картин различной жанровой принадлежности.
Задание 1. Составление связного рассказа по сюжетной картине, на которой изображенные объекты связаны между собой.
Задание 2. Составление связного рассказа по картине, на которой изображен пейзаж.
Подробное описание методики констатирующего эксперимента приводится в Приложении № 1.
4. Методика исследования монологической связной речи у старших дошкольников с Общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.
I серия. Исследование состояния ориентировочной деятельности в признаках связной речи
Задание 1. Сравнение рассказа и бессмысленного набора предложений.
Материал исследования:
- Рассказ повествовательного характера:
Росло в лесу молодое дерево. Однажды захотелось дереву летать. Старые деревья смеялись над ним. Ведь корни крепко держат его в земле. И вот что случилось. Пришёл лесоруб и срубил дерево. Столяр сделал из него планочки и дощечки. Ребята смастерили самолет. И дерево полетело.(Воробьева В.К., 2006).
- Бессвязный набор предложений:
Росло в лесу молодое дерево. И в саду растут разные деревья молодые и старые. Пришёл лесоруб и срубил дерево. В комнате играли мальчики. С ними вместе играла Нина. Старые деревья смеялись над молодыми деревьями. Ведь корни крепко держат его в земле. (Воробьева В.К., 2006).
Задание 2. Сравнение рассказа и его деформированного варианта.
Материал исследования:
- Рассказ повествовательного характера:
Сорвал ветер с дерева листок. Покружился листок в воздухе и упал в лужу. А на листке на том был муравей. Но муравей не упал духом. Пригнал ветер листок к большой ветке. Потрогал ее муравей лапкой и пополз по ней. Так муравей оказался на берегу. (Воробьева В.К., 2006).
- Дифференцированный вариант рассказа:
Так муравей оказался на берегу. Пригнал ветер листок к большой ветке. Но муравей не упал духом. Потрогал ее муравей и пополз по ней. Покружился листок в воздухе и упал в лужу. А на листке на том был муравей. Сорвал ветер листок с дерева. (Воробьева В.К., 2006).
Процедура и инструкция:
Экспериментатор разъясняет, что рассказ состоит из «события» (о нем можно не только рассказать или написать, но его можно нарисовать, снять об этом фильм (мультфильм)) и «предмета». Детям предлагается прослушать, сравнить два отрывка: небольшой по объему рассказ и несколько сообщений (набор слов, отдельное предложение и т.д.) и определить какой отрывок является рассказом.
Для того, чтобы у детей не выработалось механического угадывания образца связной речи, целесообразно менять порядок предъявления материала, т.е. чередовать правильные и неправильные образцы.
Инструкция: «Я тебе прочту два отрывка текста, а ты мне скажешь какой из отрывков можно назвать рассказом и почему».
Критерии оценок:
Ответы детей распределяются по следующим 4-м уровням:
1 уровень (высокий). Ребенок внимательно слушает тексты Сформировано представление о связном сообщении как едином речевом целом. Анализирует и сравнивает тексты, выявляет предметно-содержательные признаки рассказа и обосновывает свой выбор (указывает на несколько признаков). Ответ составлен самостоятельно (4 балла).
2 уровень (выше среднего). Ребенок внимательно слушает тексты. Имеется представление о связном сообщении как едином речевом целом. Ребенок анализирует и сравнивает тексты и выявляет предметно-содержательные признаки рассказа, но не может обосновать свой выбор (или опирается на один признак). Ответ составлен с некоторой помощью (стимулирующий вопрос, указание на характерные признаки текста) (3 балла).
3 уровень (средний).Не сформировано представление о связном сообщении как едином речевом целом. Ответы основаны на интуитивном опознании без опоры на осознание существенных признаков рассказа. Ребенок не осознает признаков, свойственных рассказу и не может обосновать свой выбор (нет опоры на признаки). Ребенок не принимает организующей помощи (2 балла).
4 уровень (ниже среднего). Не сформировано представление о связном сообщении как едином речевом целом. Ребенок воспринимает на слух только часть текста, не может выделить смысловые звенья, много отвлекается. Выбирает правильный вариант, но не обосновывает свой выбор (наугад) или отождествляет предлагаемый набор слов с рассказом.(1 балла)
5 уровень (низкий). Не сформировано представление о связном сообщении как едином речевом целом. Ребенок не воспринимает текст на слух отвлекается. Неадекватное опознавание: ребенок либо не отождествляет предъявляемый отрывок с рассказом либо оба отрывка принимают за рассказ. Все образцы отобраны не верно. Не может обосновать свой выбор. Ребенок не принимает организующей помощи (0 баллов).
II серия. Обследование вербальных процессов. Определение умения составить связный рассказ по наглядным опорам
Задание 1. Продолжение рассказа по заданному началу (с использованием картинки).
Материал исследования:
Картина (Рисунок 1), на которой на фоне поля изображены собаки готовые наброситься на котенка, смелый котенок с выгнутой дугой спиной, испуганный мальчик, бегущий к котенку, чтобы спасти его от собак. На заднем плане охотник на коне и плачущая девочка; игрушка.
Ход обследования:
Детям предлагалось продолжить услышанный отрывок текстаЛ.Н. Толстого «Котенок» с опорой на наглядность.
1. Экспериментатор показывает картину, изображающую определенный момент сюжетного действия рассказа и предлагает послушать текст незавершенного рассказа.
Начало рассказа:
Были брат и сестра – Вася и Катя и у них была кошка. У кошки появилось пять котят. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла где вывелись, дети выбрали себе одного котенка, серого с белыми лапками и принесли в дом. Дети кормили его, играли с ним и клали его с собой спать.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка. Котенок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котенка. Вдруг они услышали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад» - и увидели, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидели котенка и хотят схватить его……( Толстой Л.Н. Рассказы для детей – СПБ.: ООО «Петрогриф», ил. – (Серия в гостях у сказки), 2014. С. – 112 (с. 47.)).
2. В беседе с ребенком анализируется предметное содержание картины, в вопросно-ответной форме уточняется понимание содержания, изображенного на картине.
3.Еще раз прочитывается текст незавершенного рассказа.
4. Обыгрывается появление игрушки, ребенку предлагается рассказать игрушке о том, чем закончилась история (т.е. придумать продолжение рассказа).
Инструкция: Перед первым прочтением «Послушай рассказ», «Посмотри на картину», перед вторым прочтением «Послушай рассказ и придумай продолжение истории».
Вопросы по содержанию картины:
1.Что ты видишь на картинке?
2.Что делают собаки?
3.Боиться ли котенок собак?
4.Зачем мальчик бежит к котенку?
5.Что делает девочка? и т.д.
Критерии оценок:
Уровни семантической оценки текста:
1 уровень (высокий). Рассказ полностью соответствует изображенной ситуации. Имеются все основные смысловые звенья, которые воспроизводятся в правильной последовательности. Рассказ характеризуется смысловой целостностью; определены временные, причинно-следственные и другие связи между событиями. Допускаются частичные пропуски деталей ситуации. (4 балла).
2 уровень (выше среднего). Рассказ в целом соответствует изображенной ситуации. Имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев; последовательность сюжета не нарушена; не отражены лишь некоторые причинно-следственные отношения, незначительно страдает смысловая целостность. (3 балла).
3 уровень (средний). Рассказ в значительной степени соответствует изображенной ситуации. Однако а) отдельные смысловые звенья (1-2) искажены; б) основные смысловые звенья имеются, но нарушена последовательность отдельных событий, либо в) пропущены отдельные смысловые звенья (1-2). (2 балла).
4 уровень (ниже среднего). Рассказ лишь частично соответствует изображаемой ситуации; имеются искажения смысла; пропущено большое количество смысловых звеньев (более 2-3). Не раскрыты временные и причинно-следственные отношения. Имеется лишь воспроизведение отдельных фрагментов ситуации без определения их взаимоотношений. Отсутствует смысловая целостность. (1 балл).
5 уровень (низкий). Отсутствие рассказа. Вместо рассказа – ребенок лишь отвечает кратко на отдельные вопросы либо воспроизводит 1-2 предложения. (0 баллов).
Уровни языкового оформления текста
1 уровень (высокий). Рассказ состоит из грамматически правильных предложений, характеризуется связностью, развернутостью. (4 балла).
2 уровень (выше среднего). В рассказе имеются грамматически правильные предложения. Однако связующие звенья представлены эпизодически. Рассказ краткий. (3 балла).
3 уровень (средний). В рассказе имеются отдельные неправильные предложения. Связующие звенья отсутствуют либо представлены эпизодически, ограниченно. Рассказ состоит из простых предложений, очень краткий. (2 балла).
4 уровень (ниже среднего): а) рассказ состоит преимущественно из неправильных предложений, отсутствуют связующие звенья между ними; б) рассказ очень краткий, не закончен, в нем пропущено более трех необходимых для понимания предложений. (1 балл).
5 уровень (низкий): а) отсутствие рассказа, б) вместо рассказа – 1-2 предложения. (0 баллов).
Задание 2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок с опорой на наглядность после предварительной отработки содержания в процессе диалога.
Материал исследования:
4 сюжетные картинки «Сам себя наказал» (Феликс Шапиро. Сладкоежка и все-все-все: картинки и стихи для детей. - М. Издательство «Мелик-Пашаев». 2014. С. 64 (С. 27) Рисунок 2)).
1. Мальчик принес коробку, на которой написано «конфеты». Подзывает других детей жестом и предлагает посмотреть.
2. Дети становятся вокруг мальчика с конфетами и нагибаются к коробке.
3. Из коробки вылетает оса, а мальчик, принесший коробку, смеется.
4. Оса ужалила в нос мальчика, который принес ее в коробке из-под конфет.
Ход обследования:
Экспериментатор предлагает ребенку рассмотреть картинки и объясняет значение отдельных деталей изображения. Содержание картинок отрабатывается с помощью вопросов. Выясняется, что изображенный сюжет на одной картинке является продолжением предыдущего. Взрослый предлагает ребенку разложить картинки в нужном порядке и составить по ним рассказ.
Инструкции:
1) В процессе рассматривания картинок ребенку даются инструкции: «Посмотри внимательно на картинку. Скажи...» Задаются следующие вопросы и обсуждается:
1. Что принес мальчик?
2. Зачем он зовет других детей и что он им говорит?
3. Что сделали ребята?
4. Что оказалось в коробке на самом деле?
5. Что случилось с мальчиком?
6. Как ты думаешь, почему оса укусила именно его?
2) «Разложи картинки по порядку. Расскажи, что произошло, рассказывай по каждой картинке, начиная с первой». (При затруднениях, задавались наводящие вопросы и применялось жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь).
Критерии оценок:
Уровни семантической оценки текста:
1 уровень (высокий). Рассказ полностью соответствует изображенной ситуации. Имеются все основные смысловые звенья, которые воспроизводятся в правильной последовательности. Рассказ характеризуется смысловой целостностью; определены временные, причинно-следственные и другие связи между событиями. Допускаются частичные пропуски деталей ситуации. (4 балла).
2 уровень (выше среднего). Рассказ в целом соответствует изображенной ситуации. Имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев; последовательность сюжета не нарушена; не отражены лишь некоторые причинно-следственные отношения, незначительно страдает смысловая целостность. (3 балла).
3 уровень (средний). Рассказ в значительной степени соответствует изображенной ситуации. Однако а) отдельные смысловые звенья (1-2) искажены; б) основные смысловые звенья имеются, но нарушена последовательность отдельных событий, либо в) пропущены отдельные смысловые звенья (1-2). (2 балла).
4 уровень (ниже среднего). Рассказ лишь частично соответствует изображаемой ситуации; имеются искажения смысла; пропущено большое количество смысловых звеньев (более 2-3). Не раскрыты временные и причинно-следственные отношения. Имеется лишь воспроизведение отдельных фрагментов ситуации без определения их взаимоотношений. Отсутствует смысловая целостность. (1 балл).
5 уровень (низкий). Отсутствие рассказа. Вместо рассказа – ребенок лишь отвечает кратко на отдельные вопросы либо воспроизводит 1-2 предложения. (0 баллов).
Уровни языкового оформления текста
1 уровень (высокий). Рассказ состоит из грамматически правильных предложений, характеризуется связностью, развернутостью. (4 балла).
2 уровень (выше среднего). В рассказе имеются грамматически правильные предложения. Однако связующие звенья представлены эпизодически. Рассказ краткий. (3 балла).
3 уровень (средний). В рассказе имеются отдельные неправильные предложения. Связующие звенья отсутствуют либо представлены эпизодически, ограниченно. Рассказ состоит из простых предложений, очень краткий. (2 балла).
4 уровень (ниже среднего): а) рассказ состоит преимущественно из неправильных предложений, отсутствуют связующие звенья между ними; б) рассказ очень краткий, не закончен, в нем пропущено более трех необходимых для понимания предложений. (1 балл).
5 уровень (низкий): а) отсутствие рассказа, б) вместо рассказа – 1-2 предложения. (0 баллов).
III серия. Умение воспроизводить полную смысловую программу по наглядным и слуховым опорам и реализовать программу в цельное связное сообщение.
Задание 1. Пересказ небольшого литературного текста с опорой на картину.
Материал исследования:
текст рассказа с иллюстрацией «Как петух утащил Ванин хлеб».
(Калинина Н. «Летом. Маленькие рассказы. рис. В. Фирсовой. Детгиз,1959, С.12. (Рисунок 3)).
Мама дала Кате и Васе хлеба и сказала:
- Идите, покормите кур.
Они вышли во двор, стали звать:
- Цып-цып-цып!
Прибежали куры белые, прибежали серые, и большой рыжий петух прибежал. Всем хлеба хочется.
Катя отломила корочку, бросила курам, а Вася свой кусок за спину спрятал, говорит:
- Никому не дам! Сам съем!
А петух подскочил сзади, схватил Васин хлеб и убежал.
Бросил его на землю, клювом крошит, кур завтракать приглашает.
Заревел Вася, а Катя разломила свой кусок пополам, говорит:
- Не плачь, на тебе хлеб, ешь!
Стало всем весело. Вася ест хлеб, Катя ест и куры с петухом едят.
Все вместе завтракают.
Ход обследования:
1. Экспериментатор показывает картинку и предлагает послушать, что произошло с детьми.
2. В беседе с ребенком анализируется предметное содержание картины, в вопросно-ответной форме уточняется понимание содержания, изображенного на картине.
3. После этого взрослый повторяет рассказ.
4. Обыгрывается появление игрушки, ребенку предлагается рассказать игрушке о том, что случилось с детьми.
Инструкция: Перед первым прочтением «Послушай рассказ», «Посмотри на картинку», перед вторым прочтением «Послушай рассказ и расскажи игрушке, что произошло».
Вопросы по содержанию картинки:
1.Что ты видишь на картинке?
2.Зачем мама дала детям хлеб?
3. Как они звали кур?
3.Какие куры прибежали?
4.Что сделал рыжий петух?
4.Что произошло дальше?
Критерии оценок:
Уровни семантической оценки текста:
1 уровень (высокий). Рассказ полностью соответствует изображенной ситуации. Имеются все основные смысловые звенья, которые воспроизводятся в правильной последовательности. Рассказ характеризуется смысловой целостностью; определены временные, причинно-следственные и другие связи между событиями. Допускаются частичные пропуски деталей ситуации. (4 балла).
2 уровень (выше среднего). Рассказ в целом соответствует изображенной ситуации. Имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев; последовательность сюжета не нарушена; не отражены лишь некоторые причинно-следственные отношения, незначительно страдает смысловая целостность. (3 балла).
3 уровень (средний). Рассказ в значительной степени соответствует изображенной ситуации. Однако а) отдельные смысловые звенья (1-2) искажены; б) основные смысловые звенья имеются, но нарушена последовательность отдельных событий, либо в) пропущены отдельные смысловые звенья (1-2). (2 балла).
4 уровень (ниже среднего). Рассказ лишь частично соответствует изображаемой ситуации; имеются искажения смысла; пропущено большое количество смысловых звеньев (более 2-3). Не раскрыты временные и причинно-следственные отношения. Имеется лишь воспроизведение отдельных фрагментов ситуации без определения их взаимоотношений. Отсутствует смысловая целостность. (1 балл).
5 уровень (низкий). Отсутствие рассказа. Вместо рассказа – ребенок лишь отвечает кратко на отдельные вопросы либо воспроизводит 1-2 предложения. (0 баллов).
Уровни языкового оформления текста
1 уровень (высокий). Рассказ состоит из грамматически правильных предложений, характеризуется связностью, развернутостью. (4 балла).
2 уровень (выше среднего). В рассказе имеются грамматически правильные предложения. Однако связующие звенья представлены эпизодически. Рассказ краткий. (3 балла).
3 уровень (средний). В рассказе имеются отдельные неправильные предложения. Связующие звенья отсутствуют либо представлены эпизодически, ограниченно. Рассказ состоит из простых предложений, очень краткий. (2 балла).
4 уровень (ниже среднего): а) рассказ состоит преимущественно из неправильных предложений, отсутствуют связующие звенья между ними; б) рассказ очень краткий, не закончен, в нем пропущено более трех необходимых для понимания предложений. (1 балл).
5 уровень (низкий): а) отсутствие рассказа, б) вместо рассказа – 1-2 предложения. (0 баллов).
Задание 2. Пересказ небольшого литературного текста без опоры на картину.
Материал исследования:
Адаптированный текст рассказа «Заячьи лапы» (по К. Паустовскому):
Однажды дед пошел в лес на охоту. Там ему попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из ружья, но промахнулся. Заяц удрал.
Вдруг в лесу начался пожар. Дед побежал по кочкам, из-под ног деда выскочил заяц. Дед обрадовался ему, как родному. Дед знал, что звери лучше человека чуют, откуда идет огонь,и поэтому спасаются. Дед побежал за зайцем. Заяц вывел деда из огня. Они выбежали из леса к озеру.»
Ход обследования:
1. Экспериментатор рассказывает произведение «Заячьи лапы».
2. Обыгрывается появление игрушки, ребенку задаются вопросы по сюжету рассказа, предлагается рассказать игрушке о том, что случилось с дедом.
3.После этого взрослый повторяет рассказ.
Инструкция: Перед первым прочтением «Послушай рассказ», перед вторым прочтением «Послушай рассказ и расскажи игрушке, что произошло».
Вопросы по содержанию рассказа:
- Что делал дедушка в лесу и кого он там встретил?
- Что сделал дедушка когда начался пожар и кто выскочил у него из-по ног?
- Почему дедушка побежал за зайцем?
- Что произошло дальше?
Критерии оценок:
Уровни семантической оценки текста:
1 уровень (высокий). Рассказ полностью соответствует изображенной ситуации. Имеются все основные смысловые звенья, которые воспроизводятся в правильной последовательности. Рассказ характеризуется смысловой целостностью; определены временные, причинно-следственные и другие связи между событиями. Допускаются частичные пропуски деталей ситуации. (4 балла).
2 уровень (выше среднего). Рассказ в целом соответствует изображенной ситуации. Имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев; последовательность сюжета не нарушена; не отражены лишь некоторые причинно-следственные отношения, незначительно страдает смысловая целостность. (3 балла).
3 уровень (средний). Рассказ в значительной степени соответствует изображенной ситуации. Однако а) отдельные смысловые звенья (1-2) искажены; б) основные смысловые звенья имеются, но нарушена последовательность отдельных событий, либо в) пропущены отдельные смысловые звенья (1-2). (2 балла).
4 уровень (ниже среднего). Рассказ лишь частично соответствует изображаемой ситуации; имеются искажения смысла; пропущено большое количество смысловых звеньев (более 2-3). Не раскрыты временные и причинно-следственные отношения. Имеется лишь воспроизведение отдельных фрагментов ситуации без определения их взаимоотношений. Отсутствует смысловая целостность. (1 балл).
5 уровень (низкий). Отсутствие рассказа. Вместо рассказа – ребенок лишь отвечает кратко на отдельные вопросы либо воспроизводит 1-2 предложения. (0 баллов).
Уровни языкового оформления текста
1 уровень (высокий). Рассказ состоит из грамматически правильных предложений, характеризуется связностью, развернутостью. (4 балла).
2 уровень (выше среднего). В рассказе имеются грамматически правильные предложения. Однако связующие звенья представлены эпизодически. Рассказ краткий. (3 балла).
3 уровень (средний). В рассказе имеются отдельные неправильные предложения. Связующие звенья отсутствуют либо представлены эпизодически, ограниченно. Рассказ состоит из простых предложений, очень краткий. (2 балла).
4 уровень (ниже среднего): а) рассказ состоит преимущественно из неправильных предложений, отсутствуют связующие звенья между ними; б) рассказ очень краткий, не закончен, в нем пропущено более трех необходимых для понимания предложений. (1 балл).
5 уровень (низкий): а) отсутствие рассказа, б) вместо рассказа – 1-2 предложения. (0 баллов).
IV серия. Определение особенностей восприятия и словесной интерпретации содержания картин различной жанровой принадлежности.
Задание 1. Составление связного рассказа по сюжетной картине, на которой изображенные объекты связаны между собой.
Материал исследования:
Простая в композиционном отношении сюжетная картина, на которой изображенные объекты связаны между собой При этом один объект вызывает действия другого.
Примерный вариант описания картины из книги Н.Калининой (Калинина Н. «Летом. Маленькие рассказы. рис. В. Фирсовой. Детгиз,1959, С.12. (Рисунок 4))
Брат с сестрой летом приехали в деревню. Утром они оделись в летнюю одежду и вышли на крыльцо. А у крыльца незнакомая девочка кормила поросенка. Поросенок не слушался, лез ногами в деревянное корытце. Посмотрел маленькими глазками на ребят и хрюкнул – поздоровался. Вдруг, из ворот пришли гуси с длинными шеями. Они неодобрительно смотрели на ребят, ведь ребята были для них незнакомы. Ребята стояли на крыльце держались за руки и смотрели на все испуганными глазками.
Ход обследования:
Экспериментатор привлекает внимание ребенка к картине, дает возможность рассмотреть ее. После этого взрослый просит ребенка рассказать о содержании картины.
Инструкция: «О чем эта картина? Расскажи большой и интересный рассказ».
Критерии оценок:
Уровни семантической оценки текста:
1 уровень (высокий). Рассказ полностью соответствует изображенной ситуации. Имеются все основные смысловые звенья, которые воспроизводятся в правильной последовательности. Рассказ характеризуется смысловой целостностью; определены временные, причинно-следственные и другие связи между событиями. Допускаются частичные пропуски деталей ситуации. (4 балла).
2 уровень (выше среднего). Рассказ в целом соответствует изображенной ситуации. Имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев; последовательность сюжета не нарушена; не отражены лишь некоторые причинно-следственные отношения, незначительно страдает смысловая целостность. (3 балла).
3 уровень (средний). Рассказ в значительной степени соответствует изображенной ситуации. Однако а) отдельные смысловые звенья (1-2) искажены; б) основные смысловые звенья имеются, но нарушена последовательность отдельных событий, либо в) пропущены отдельные смысловые звенья (1-2). (2 балла).
4 уровень (ниже среднего). Рассказ лишь частично соответствует изображаемой ситуации; имеются искажения смысла; пропущено большое количество смысловых звеньев (более 2-3). Не раскрыты временные и причинно-следственные отношения. Имеется лишь воспроизведение отдельных фрагментов ситуации без определения их взаимоотношений. Отсутствует смысловая целостность. (1 балл).
5 уровень (низкий). Отсутствие рассказа. Вместо рассказа – ребенок лишь отвечает кратко на отдельные вопросы либо воспроизводит 1-2 предложения.(0 баллов).
Уровни языкового оформления текста
1 уровень (высокий). Рассказ состоит из грамматически правильных предложений, характеризуется связностью, развернутостью. (4 балла).
2 уровень (выше среднего). В рассказе имеются грамматически правильные предложения. Однако связующие звенья представлены эпизодически. Рассказ краткий. (3 балла).
3 уровень (средний). В рассказе имеются отдельные неправильные предложения. Связующие звенья отсутствуют либо представлены эпизодически, ограниченно. Рассказ состоит из простых предложений, очень краткий. (2 балла).
4 уровень (ниже среднего): а) рассказ состоит преимущественно из неправильных предложений, отсутствуют связующие звенья между ними; б) рассказ очень краткий, не закончен, в нем пропущено более трех необходимых для понимания предложений. (1 балл).
5 уровень (низкий): а) отсутствие рассказа, б) вместо рассказа – 1-2 предложения. (0 баллов).
Задание 2.Составление связного рассказа по картине, на которой изображен пейзаж (А. Пластов «Первый снег» 1946 (Рисунок 5)).
Материал исследования:
Простая в композиционном отношении сюжетная картина, на которой изображен зимний пейзаж.
На картине мы видим небольшой фрагмент крестьянской жизни. Перед нами порог деревянного дома, за ним - береза. Вдали виднеется еще изба. Падает снег. Видимо, он начал падать давно, потому что вся земля покрыта снегом, намело уже довольно большие сугробы. На один из сугробов на заднем плане приземлилась ворона. Наспех одевшись, девочка и мальчик выбежали на крыльцо деревенской избы, чтобы подставить лица ласковым прохладным снежинкам.
Ход обследования:
Экспериментатор вербально и жестом привлекает внимание ребенка к картине, дает возможность рассмотреть ее. После этого взрослый просит ребенка рассказать о содержании картины.
Инструкция: «О чем эта картина? Расскажи большой и интересный рассказ».
Критерии оценок:
Уровни семантической оценки текста:
1 уровень (высокий). Рассказ полностью соответствует изображенной ситуации. Имеются все основные смысловые звенья, которые воспроизводятся в правильной последовательности. Рассказ характеризуется смысловой целостностью; определены временные, причинно-следственные и другие связи между событиями. Допускаются частичные пропуски деталей ситуации. (4 балла).
2 уровень (выше среднего). Рассказ в целом соответствует изображенной ситуации. Имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев; последовательность сюжета не нарушена; не отражены лишь некоторые причинно-следственные отношения, незначительно страдает смысловая целостность. (3 балла).
3 уровень (средний). Рассказ в значительной степени соответствует изображенной ситуации. Однако а) отдельные смысловые звенья (1-2) искажены; б) основные смысловые звенья имеются, но нарушена последовательность отдельных событий, либо в) пропущены отдельные смысловые звенья (1-2). (2 балла).
4 уровень (ниже среднего). Рассказ лишь частично соответствует изображаемой ситуации; имеются искажения смысла; пропущено большое количество смысловых звеньев (более 2-3). Не раскрыты временные и причинно-следственные отношения. Имеется лишь воспроизведение отдельных фрагментов ситуации без определения их взаимоотношений. Отсутствует смысловая целостность. (1 балл).
5 уровень (низкий). Отсутствие рассказа. Вместо рассказа – ребенок лишь отвечает кратко на отдельные вопросы либо воспроизводит 1-2 предложения. (0 баллов).
Уровни языкового оформления текста
1 уровень (высокий). Рассказ состоит из грамматически правильных предложений, характеризуется связностью, развернутостью. (4 балла).
2 уровень (выше среднего). В рассказе имеются грамматически правильные предложения. Однако связующие звенья представлены эпизодически. Рассказ краткий. (3 балла).
3 уровень (средний). В рассказе имеются отдельные неправильные предложения. Связующие звенья отсутствуют либо представлены эпизодически, ограниченно. Рассказ состоит из простых предложений, очень краткий. (2 балла).
4 уровень (ниже среднего): а) рассказ состоит преимущественно из неправильных предложений, отсутствуют связующие звенья между ними; б) рассказ очень краткий, не закончен, в нем пропущено более трех необходимых для понимания предложений. (1 балл).
5 уровень (низкий): а) отсутствие рассказа, б) вместо рассказа – 1-2 предложения. (0 баллов).
Список литературы:
- Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Учеб. пособие. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига. 2006. – 158 с.
- Воробьева В.К. Формирование у младших школьников с моторной алалией умения узнавать образцы связной речи// Дефектология № 6., 1988. - 56-62 с.
- Воронова А.П. Состояние психических функций и процессов у детей с общим недоразвитием речи // Методы предупреждения и преодоления речевых расстройств / Под ред. Волковой Г.А.- СПБ., 1994. -.98 с.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Психология развития ребенка.- М.: Издательство Смысл, Изд-во Эксмо. 2003. – 512 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.- 416 с.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. 2-е изд., испр. и доп. - М.:АРКТИ. 2004. -168 с.
- Глухов В.П., Ковшиков В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. - М.: АСТ, 2007. - 318 с.
- Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине / Учебно-методическое пособие. - СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009. – 175 с.
- Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. – М.: Изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1961 -.312 с.
- Левина Р.Е. Общее недоразвитие речи / Р.Е. Левина, Н.А.Никашина, Л.Ф. Спирова [и др.] // Основы теории и практики логопедии. - М., 1967. - 67- 165 с.