Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по образованию



Санкт-Петербургская академия
постдипломного педагогического образования

Программа повышения квалификации:
«Управление образовательным учреждением в условиях системных изменений»







ВЫПУСКНАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ
«Деятельность общественного Совета по православному образованию и воспитанию в НОУ "Православная общеобразовательная гимназия Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского".»




 

Автор работы:
Федоренко Сергей Александрович
Руководитель:
Волков Валерий Николаевич


Санкт-Петербург
2011

 


Содержание:

1.Введение: обоснование выбора темы.

2.Православный Совет и новая миссия школы.

3.Православный совет и обретение традиций.

4.Роль Совета по православному образованию и воспитанию в подборе
педагогических кадров.

А.Кадровая политика Православного Совета в 2000--2007 годы.

Б.Православный Совет и кадровая политика гимназии в 2007-2010годах.

5.Уроки и выводы из деятельности Совета по православному
образованию и воспитанию.

6.Список использованной литературы.

7.Краткое резюме.

8.Приложение: Положение о Совете по православному образованию и воспитанию.




















Деятельность Совета по православному образованию и воспитанию в НОУ "Православная общеобразовательная гимназия Святого Благоверного Великого Князя Александры Невского" как органа конфессионально - общественного управления образовательным учреждением.

I.Введение: обоснование выбора темы.

С момента празднования тысячелетия крещения Руси в 1988 году, пришедшегося на эпоху горбачёвской "перестройки", началась пора освобождения религиозных организаций от немилосердного пресса государственной власти. В 1990 году Верховный Совет РСФСР принял закон "О свободе вероисповедания", который пришёл на смену действовавшему до этого Декрету Совнаркома РСФСР от 23 января 1918 года "Об отделении церкви от государства и школы от церкви". Принятие данного закона стало началом долгого и тернистого пути совершенствования правового регулирования отношений Церкви и государства, в том числе и в области образования.
Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 года стал важной вехой на этом пути. Закон открыл реальные возможности для православного образования как вне школ, так и внутри них. Однако за период, последовавший за принятием закона, стало очевидно, что  возможности федерального законодательства в области православного образования используется не в полной мере .
Почему? Трудно исчерпать ответ однозначной фразой. Зачастую главной проблемой является недостаточная правовая грамотность всех сторон образовательного процесса. Немаловажным фактором является и обтекаемость формулировок федеральных законов " О свободе совести и религиозных объединениях", "Об образовании" и "О национально-культурной автономии. Ещё более вредными для развития православного образования  являются расплывчатые формулировки в различных подзаконных актах ведомственного уровня.
В ряде регионов России уже с 1990 года стало осуществляться преподавание основ православной культуры в обычных общеобразовательных средних школ ряда сибирских городов (Красноярск, Лесосибирск и др.), а православную культуру стали преподавать в вузах Красноярска.
С 1992 года стали появляться частные православные общеобразовательные школы под именем "православных общеобразовательных школ" или "православных классических гимназий". Эти ОУ появились по всей России, больше всего их появилось в Москве, южнороссийских и сибирских областях. Санкт - Петербург не оказался в числе этих городов на первом этапе создания православных школ.
В Санкт - Петербурге педагогическое православное сообщество изначально придерживалось взгляда на светский характер современной школы как на её деликатное невмешательство в религиозное воспитание, осуществляемое семьей, что никак не означает полного отказа от религиозных начал в образовании. Православные педагоги неизменно настаивали на том, что школа должна признавать субъектом образовательного процесса не ребенка - школьника, а семью и строить свои взаимоотношения в вопросах религиозного воспитания на основании волеизъявления родителей. Тем самым соблюдался бы принцип свободы свободы вероисповедания и представления семье возможности религиозного образования и воспитания своих детей.
И такие взаимоотношения действительно стали иметь место в ряде петербургских школ, где школа кропотливо работает с семьей, помогает ей строить свою жизнь на правильных началах.
В качестве таких счастливых примеров можно назвать ГОУ№138 Калининского района и ГОУ №400 Колпинского района.
Весь цивилизованный мир живёт в атмосфере христианской культуры, и Россия на протяжении тысячи лет создавала свои традиции на основе христианских ценностей. Без понимания христианства ребенок не способен освоить русскую и мировую культуры. Очевидной стала необходимость восполнить курсы истории и литературы разделами, связанными с Историей Церкви и духовной литературой, изъятыми под воздействием ложно понятого светского характера образования.
Нежелание администрации большинства школ Петербурга идти навстречу родителям, желающим создавать при государственных школах воскресные школы и домовые храмы, создало социальный заказ на появление православных гимназий и в городе святого Петра.
В 2000 году в Петербурге возникла первая православная гимназия- НОУ "Православная общеобразовательная гимназия святого Благоверного Великого Князя Александра Невского". Однако образовалась она не на пустом месте: в НОУ "Языковая гимназия "Лингва" произошла смена учредителей, новым учредителем стал общественный фонд "Укрепление православных традиций" (президент дьякон Русской Православной Церкви Александр Феодорович Константинов).  Следствием этого стало появление новой идеи миссии школы - способствовать восстановлению российской духовной культуры. Родители учащихся в своём подавляющём большинстве поддержали процесс преобразования школы и даже поставили перед учредителем вопрос о создании домового храма и органа школьного управления, через который православные родители смогли бы влиять на процесс воцерковления всех сторон школьной жизни.
На общем собрании всего трудового коллектива школы, родителей учащихся и правления фонда нашла поддержку идея формирования Совета по православному образованию и воспитанию (сокращённое наименование - Православный Совет). В Православный Совет вошли представители учредителя, администрация, представители подколлектива, священник и представители родителей. Председатели Православного Совета стала Елена Михайловна Гундяева ( сестра нынешнего Святейшего Патриарха Кирилла, ныне - проректор по культуре и начальник регентского отделения Санкт - Петербургской Семинарии и Академии).
Деятельность Православного Совета в 2000 - 2010 годах позволила создать нынешний уклад жизни Православной гимназии и модель взаимодействия администрации, духовенства, педагогического коллектива и родителей учащихся в рамках конфессиональной общеобразовательной школы. Считаю, что такой опыт является заслуживающим внимания педагогического сообщества.

































II. Православный Совет и новая миссия школы.

Православная гимназия расположена в типовом двухэтажном здании детского сада (до 1992 года в здании располагался ведомственный детсад оборонного предприятия "Звезда" в окружении многоэтажных жилых домов (т.н. "спальный" район) в микрорайоне Вёселый Посёлок в Невском административном районе Санкт- Петербурге. Рядом расположены ОУ, которые представляют самый распространенный спектр образовательных услуг: физико - математический лицей №344, гимназия №343, ГОУ№13 с углубленным изучением английского языка, ГОУ№14, отличающаяся высоким качеством образования. В микрорайоне проживает большое количество неблагополучных семей, вследствие чего наблюдается повышенная подростковая преступность. По данным полиции район считается неблагополучным по распространению таких пороков как наркомания, алкоголизм и проституция.
Тем не менее, подрастающее поколение, зачастую испытывает тяжелейшие трудности как морального, так  и духовного характера, неуклонно стремится к духовному возрастанию. Дети зачастую увлекают за собой и своих родителей, воспитанных в атеизме. Однако, школы, оказавшись в нынешних условиях жёстокой конкуренции, в подавляющем большинстве пошли по технократическому пути, предоставляя большой выбор образовательных услуг. Эти школы превращались в учреждения, в которых, по выражению известного Российского психолога А.Н. Леонтьева "происходило обнищание души при пресыщение информацией".
Главной причиной, породивший  проблемы нынешней молодёжи и школы, является  бездуховность и безнравственность современного нам общества. Наши крупнейшие мыслители эпохи А.И. Солженицын, Д.С.Лихачёв, Л.Н.Гумилёв, А.Д. Сахаров и др. приходили к выводу, что коренной причиной кризисов нашего общества является упадок его духовности, традиционной культуры и традиционного духовно-нравственного воспитания. Отсюда следует, что приоритетной задачей развития нашего общества и является восстановление традиционного духовно - нравственного воспитания. Возвращение к традиционным православным ценностям - это не только путь возрождения России, но и условие её выживания.
Православный Совет возглавил работу по созданию школы, которая бы отвечала духовным потребностям учащихся, их родителям, обществу и государству. Решением Православного Совета в гимназии были установлены на 2000\2001 учебный год следующие составляющие православного просвещения:
-утренние молитвы перед началом учебных занятий;
-еженедельные беседы православных священников с учащимися и педагогами;
-совершение священниками молебнов в актовом зале по случаю крупных (великих, двунадесятых) церковных праздников, а также в дни исторической памяти (День снятия блокады и т.п.).
Эти меры, определённые Православным Советом, можно рассматривать лишь как промежуточные на пути к созданию конфессионального общеобразовательного учреждения.
На 2001/2002 год Православный Совет наметил включить духовные беседы священников в расписание учебных занятий на правах факультатива. Совет утвердил программу бесед по тематическим циклам: православная литургика, библейская история и христианская этика. Для проведения факультативных занятий по православию были привлечены студенты Духовной Академии.
На 2002/2003 учебный год Православный Совет наметил решение более масштабных задач:
-создание домового храма во имя Святого Александра Невского;
-разработка и утверждение программ факультативного курса "Православие" для учащихся с 1-го по 11класс;
-обеспечение кадрового потенциала для преподавания православия.
Всё намеченное Православным Советом в этом учебном году было осуществлено. В отремонтированном помещении был открыт домовой храм во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. Его освятили в День памяти Св. Александра Невского - 6 декабря 2003 года. На средства учредителя было создано внутренне убранство храма: алтарное пространство храма с жертвенником и престолом, заалтарным образом, иконостасом и небольшим количеством храмовых икон.
Группой студентов СПБ Духовной академии были разработаны учебные программы по курсу "Православие". Они включали в себя составные части : христианская этика, библейская история и церковное пение. Программы были внимательно просмотрены и рекомендованы к использованию заведующей кафедрой истории педагогики и ректором СПБ АППО  профессором В.Г. Воронцовой.
В феврале 2003 года был реформирован Совет по православному образованию и воспитанию. Из неповоротливого и большого коллегиального органа, собиравшегося на свои заседания два раза в учебный год и только ставившего задачи и заслушивающего  отчёты об их исполнении, Православный Совет стал постоянно действующим органом конфессионально-административно-общественного управления гимназией. Одной из важнейших задач Православного Совета стала координация действий по реализации программ духовного просвещения и воспитания. Права и обязанности Православного Совета были в том же феврале 2003 года внесены в качестве изменений и дополнений в Устав. Численность Совета сократилась до семи человек и собираться на свои заседания он стал ежемесячно. Председателем Православного Совета осталась Е.М. Гундяева, а её заместителями - священник Алексей Валерьевич Фомин, настоятель домового храма и Сергей Александрович Федоренко - зам. директора по воспитательной работе и дополнительному православному образованию. От лица Православного Совета Е.М. Гундяева представила учебные программы курса "Православие" Преосвященнейшему Митрополиту Санкт - Петербургскому Владимиру. Владыка дал своё благословение. Для преподавания православия были подобраны квалифицированные преподавательские кадры.
Православным Советом было определено, что православные дисциплины (христианская этика, библейская история, основы православия, церковное пение) преподаются факультативно, по окончании учебных занятий, но их посещение для учащихся было обязательным.

































III.Православный Совет и обретение традиций.

Известный православный педагог игумен Георгий(Шестун) пишет: "Раскрытость сознания, его способность расширяться в безграничные просторы вокруг познанного, привычного, уже знакомого есть условие нормального и практического функционирования нашего сознания и познания.
По мысли С.Л.Франка, замкнутость сознания в своём пределе есть не что иное, как основной признак помешательства, она образует существо мании. Мания предполагает осознание человеком себя как центра мира, что основано на превратном восприятии мира. Человек не учитывает тех сторон и областей, которые не имеют отношения к его собственной личности, не воспринимает мира, запредельного его собственному." (протоиерей Евгений Шестун. Православная педагогика. Москва,2002.стр480).
Складывается парадоксальная ситуация, когда обыденное сознание под маской "трезвости" оказывается близким к маниакальности, а романтическое, эпическое осознание широты бытия за пределами привычного как раз и является условием непредвзятого, соответствующего реальности, отношения к бытию.
Полноценное светское образование неизбежно приводит человека к осознанию предела своего знания. Преодоление кризиса ограниченности знания заключается в переходе от светского к православному.
Оценивать "привычное" познавательное отношение к миру в каких-либо категориях нельзя, так как противоестественно не оно, а упование на него как на единственное. "Душа обезумела, возмечтав, будто бы сама достаточно может помышлять о себе силою своего ведения, "-пишет преподобный Исаак Сирин "Исаак Сирин (Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические.-М.,1993.с.118).
Игумен Георгий (Шестун) подчёркивает, что преодоление естественных законов бытия требует не теоретических рассуждений, а практических действий по преодолению как замкнутого сознания, так и естественных защитных реакций. Он утверждает, что светское образование ограничивает широту сознания.
В основе этого процесса ограничения - отрицание благодати и Промысла Божия о человеке. Ещё преподобный Исаак Сирин заметил, что оскудение благодати в человеке приводит к состоянию, когда "ведение бывает больше веры". "Путь от светского к православному есть путь от сохранения к упованию на промысел Божий, от образованности - к благочестию, от нравственности - к святости, от бытия - к инобытию "(Е.Шестун.Уаз.соч.с.482).
Перед гимназией, принявший наименование православной, стояла задача религиозного устроения. Прежняя "языковая гимназия"Лингва" жила идеей анархического раскрытия личности рёбенка. Если школа свободна от влияния Церкви, то дети в ней не воспитываются в истинной свободе, так как одна из важнейших сил подлинного свободного бытия человека - духовная сила - в ней искусственно заглушается. Честно говоря, такая свобода не всегда достигается и в православной школе.
Ценность в христианстве имеет лишь свободное обращение к Богу, так что одной из задач православного воспитания является произрастание в душах детей "дара свободы", по словам апостола Павла, призывающего нас "стоять в свободе". Но это свободное произрастание вовсе не подразумевает оставление детской  души на произвол судьбы. Искусственное молчание взрослых относительно веры и церковной жизни недопустимо.
В настоящее время трудно говорить о христианской жизни, которая охватывала бы все сферы нашего существования: семью, работу, школу, этику и практическую деятельность.
Христианин начала XXI века умудряется быть прихожанином храма, но жить при этом по стандартам мира, мало имеющем общего с православной верой. Великий православный богослов протопресвитер Александр Шмеман справедливо отмечал: "Христианин прошлого знал не только умом, но и всем своим существом, что, принимая крещение, он вступает в радикально новые отношения со всеми аспектами жизни жизни и с самим "миром", что вместе с верой он получает новое понимание жизни. Крещение было для него отправной точкой, равно как и основанием христианской философии жизни, целиком определяющей существование его, дающим ответы на все вопросы, разрешающем все трудности".(Шмеман Иоанн, протопресвитер. Водою и духом.-М.,1993).
Православная школа, чтобы быть состоявшимся, обязательно преодолеть эту двойственность бытия современного христианина, то есть противовес секуляризированной школе осуществить идеал школы церковной. Но эта церковная школа не обязательно должна находиться в ведении церковной общины или что ею должен руководить священник. Смысл православной церковной школы в том, что она внутренне должна быть пронизана духом веры. Такая школа должна вести детей к Церкви, а не уводить от неё.
Православный Совет с момента своего рождения возглавил процесс создания нового уклада жизни гимназии, пронизанного духом веры.
В отечественной педагогической литературе были попытки говорить о проблеме уклада. У Петра Францевича Лесгафта и Антона Семёновича Макаренко мы находим целые страницы рассуждений о духе школы, духе класса, стиле отношений, отличающие один коллектив от другого. Это всё сейчас мы вкладываем в понятие уклада.
И Лесгафта и Макаренко, и Сухомлинский обращали внимание на то, что специфический дух школы не в меньшей мере определяют образование, чем набор учебных предметов, образовательные области или объём изученного материала. Сущность данного феномена педагогам И. Фруминым обозначена термином "скрытое учебное содержание"(см. И. Д. Фрумин. Тайны школы: заметки о контекстах.Красноярск,1999.)
Вместе с исследователями скрытого содержания (И.Д. Фрумин,А. Н. Тубельский и др.) полагаю, что к нему следует отнести следующие феномены школьной организации:
-структуру реальной власти в школе (тоталитарную или иерархическую, демократическую или либеральную);
-сложившуюся практику отвечать учителю (отвечать учителю то, что ждёт от него учитель);
-неформализированный язык класса или школы(реальные лексика, семантика, тон, стиль и объём);
-умение действовать в ситуации контроля(сложившиеся правила, списывания, подглядывания и т.п.);
-навык участия учащихся во внеклассных мероприятиях (следование внешнему распределению ролей или креативная инициатива учащихся);
-реальное распределение учащимися учебного времени (не по учебному плану, а фактически используемого учеником времени) и др.
Эти(и многие другие феномены) ещё не находятся в поле зрения различных экспертов, аккредитирующих или лицензирующих школу, но члены православного совета обратили на них внимание в период формирования уклада школьной жизни.
Педагоги ставшей православной гимназии ещё не имели опыта воспитания в духе православия, но горели желанием создать демократическую гуманную гимназию в противовес авторитарной советской школе, где бы свободно развивались способности, не было бы скованности, окриков, постоянных запретов, страха. Такая демократическая традиция в отечественной педагогике развивалась в последние десятилетия В.А. Сухомлинским, Ш. А. Амонашвили, пропагандировалась Симоном Соловейчиком и другими представителями демократической педагогики. С этой программы начиналась реформа школы 80-х годов.
Школа Сухомлинского в Павлыше действительно была замечательным явлением, в том числе и в духовном плане: ему удалось создать оазис доброты и совместимости. Однако свободы тому, что мы называем грехом, у Сухомлинского не было.
Сама гимназия реформаторам из Православного Совета виделась как институт гражданского общества, где сам Совет с обширными функциями- один из важных его элементов. Он обеспечивает соблюдение прав человека (и прав ребёнка, и прав педагога). Было определено, что школа, создающая действующую модель демократического общества, должна обеспечить каждому возможность ощущать непосредственную причастность к решению общих вопросов, к соблюдению и защите прав человека. Стали регулярно проводиться общие собрания всего трудового коллектива, общие собрания всех членов школьного коллектива (начиная с 9класса), был избран школьный парламент - Дума гимназии.
Велика стала роль педагогов, классных руководителей в том, чтобы дети воспринимали подготовленные Православным Советом решения как свои собственные , обдуманные и выстраданные.
Именно благодаря инициативе православных педагогов и учащихся традиционными стала система праздников гимназии: День гимназии(в дни памяти Святого Александра Невского - два раза в год), праздник Покрова Божией Матери, День учителя, святки, масленица, День св.Ксении Петербургской, День прорыва блокады Ленинграда, Пасхальный праздник, День Победы. День гимназии в декабре - это ещё и престольный праздник гимназии.
Домовой храм Св. Александра Невского стал играть главную скрепляющую роль для всего коллектива гимназии. В домовом храме стала отмечаться практика устроения миссионерско-благовестнической общины. В гимназию приходили как дети так и учителя, симпатизирующие православию, но часто невоцерковлённые. Здесь они стали проходить свой путь от катехизации до евхаристической чаши.
С самого начала домовая церковь стала училищем благочестия. Учение апостолов стало содержанием храмовой жизни. Вечернее молитвенное правило и правило ко святому причащению вычитывались накануне Литургии, начиная с 16.00. По окончании правила проходила исповедь у настоятеля храма - священника Алексия Фомина или у приглашенных священников.
В домовом храме сложились свои особенности: низкая (в один ярус) алтарная преграда и отсутствие алтарной завесы, что оставляло алтарь открытым для обозрения. Это было очень важно в миссионерско-учебных целях: прихожане видели всё, что происходит в алтаре. Алтарниками были учащиеся 6-9 классов. Хор состоял из преподавателей и учеников гимназии под руководством регента Натальи Викторовны Котиковой, учителя музыки, выпускницы консерватории.
Литургии в храме служились еженедельно, преимущественно по четвергам. За каждый Божественной Литургией произносилась проповедь нескучным языком изъясняя глубинные основы слова Божия и святоотечественного учения применительно к сегодняшней жизни.
В гимназии сложились незыблемые традиции, существующие и сегодня, утренней молитвы в 9.00. всех учащихся и педагогов гимназии в домовом храме и молитвы перёд приемом пищи в трапезной гимназии во время обыденного перерыва.
В течение нескольких лет миссионерско-благовестническая община стала превращаться в общину евхаристическую. Изучение слова Божия и апостольского предания побуждало многих учителей и учащихся к еженедельному причащению. Литургия - не молебен. За Литургией не только молятся, но участвуют в тайной вечере Господней, в Таинственной трапезе Тела и Крови Христа. Становление евхаристической общины и углубление покаянной жизни привели к тому, что исповедь и причастие, как это сложилось у Митрополита Антония Сурожского, стали всё более восприниматься и переживаться как два самостоятельных таинства. Большинство прихожан, по-прежнему перед каждым причастием исповедуются. И в этом никому не бывает отказа. Со временем ушло ощущение, что священник служит службу, а верующие на ней присутствуют и молятся, порой каждый о своём. Служба стала единым совместным действом всего народа Божия.
В развитие идей демократического уклада жизни в Православном Совете высказывались идеи о создании школьного суда как правозащитного органа для разрешения школьных конфликтов. Высказывались опасения, чтобы такой правозащитный орган не стал дубинкой в руках педагогов. Хотелось, чтобы он был подлинно независим не только от учителей, но и от всех органов коллектива. Предполагалось, что решения такого суда могут быть обжалованы только на общем собрание, а не в кабинете директора или завуча или на Православном Совете. Деятельность школьного суда - это важная часть воспитания правосознания школьников, т.к. независимость правозащитного органа в школе закладывает убеждение граждан страны в необходимости обеспечивать независимость судов всех уровней.
После деятельных дискуссий Православным Советом было принято положение о школьном суде, но в действие оно так и не вступило. Во-первых, в него вошли пункты, выхолащивающие принцип независимости этого правозащитного органа: решение о передачи рассмотрения конфликта в суд принимает единолично председатель Православного Совета, а решение суда вступает в силу только после утверждения его директором школы. Во-вторых, это Положение так и не было утверждено директором гимназии.
За период с 2003 по 2006 год в Православной гимназии сложился новый уклад и новая система воспитания, не ориентированные на педагогические воззрения Г.Гегеля, по существу являющиеся материалистическими. Любые воспитательные мероприятия согласно Гегеля направлены на противостояние природной лени ученика и вынуждение его с точностью выполнять чужие распоряжения.
Одним из первых ученых, обратившихся к пересмотру традиционных основ обычного обучения был Карл Роджерс(1902-1987гг.,США). Он выделил два типа обучения: информационное, обеспечивающее простое значение фактов, и знаемое учение, которое дает обучающие знания, необходимые им для самоизменения и саморазвития.
Гуманистическое понимание взаимодействия, также предполагает ответную реакцию учеников на действия учителя. Но при этом важным становится не отражение знаний учителя, а размышления над ними. Роджерс под термином "конгруэнтность" понимает способность учителя оставаться самим собою во взаимоотношениях с людьми (прежде всего, с учениками). Это значит не играть какую-либо роль, не притворяться, а говорить то, что на самом деле думает или чувствует человек. Иначе говоря, конгруэнтность - это соответствие опыта сознанию.
Конгруэнтность учителя предполагает, что учитель должен быть именно таким, какой он есть на самом деле; к тому же он должен осознавать свое отношение к другим людям. Таким образом он становится откровенным в отношениях с учениками. Он живой человек, а не безличное воплощение требований программы или связующее звено для передачи знаний.
Христианская этика подразумевает обладание учителя вышеназванным свойством конгруэнтности. Именно православный учитель должен нелицемерно взаимодействовать с учениками, воспитывая их самой личностью своей. Здесь не напрасно говорится о воспитании, так как именно воспитание в самом процессе обучения - важнейшая особенность воспитательной системы православной гимназии.
Результатом работы воспитательной системы школы, должна стать модель выпускника средней школы, при которой выпускник:
-владеет ключевыми компетентностями (общекультурной, допрофессиональной методологической), а именно:
  1.обладает духовно-нравственным и естественно-научным мировоззрением (владеет навыками анализа явлений общественной жизни как в духовно нравственных категориях, так и в конкретном Российском социокультурном контексте);
2.обладает духовными ценностями, ориентирован на непрерывное духовное самосовершенствование;
3.владеет навыками творческой деятельности (умение расковать мысль, стремление к созданию нового, нестандартного, умение делать самостоятельный выбор).
4.способен работать в команде, способен к инновациям;
5.владеет основными понятиями христианской картины мира, православной культуры и религиями мира;
6.владеет различными способами коммуникации(как в соответствии с традиционными нравственными и культурными нормами современного российского общества, так и современными информационными технологиями);
7.способен менять сферы и способы деятельности, готов к решению постоянно усложняющихся задач в различных сферах деятельности;
8.способен к реализации различных социальных ролей (гражданина, члена коллектива, члена семьи и др.), обладает личностной направленностью к созидающей общественной деятельности;
9.ведет и пропагандирует здоровый образ жизни(ориентирован на православный образ жизни).
Основной составляющей в данной модели является модель духовного воспитания, которая определена следующими принципами:
1.Призвание и развитие духовного начала в человеке, как образе Божием.
2.Признание целостности и иерархичности личности.
3.Признание свободы личности, которая творчески развивается, когда она пребывает в Боге(истине).
4.Развитие духовных способностей личности посредством формирования духовных ценностей.
5.Моральное воспитание в духе христианства: смирение перед Богом.
6.Подготовка учащихся и родителей к духовной (вечной) жизни: спасению.
7.Спасение в Церкви и через Церковь
Показателями эффективности воспитательной системы могут служить в отношении учащихся.
1.Сформированность потребности  в общении с Богом, воцерковление детей и их родителей.
2.Сформированность православного мировоззрения.
3.Сформированность чувства православной соборности.
4.Сформированность гражданской позиции.
5.Сформированность уважения к закону и правового сознания.
6.Сформированность ориентации на здоровый образ жизни.
Эффективность воспитательной системы выявляется методом педагогического наблюдения(по методике М. Рокача "Ценностно-смысловые ориентация").
Исследования 2006 года показало эффективность воспитательной системы гимназии и значительную степень сформированности вышеуказанных показателей.
Уже в 2006/2007 учебном году в Православной гимназии стали наблюдаться кризисные явления. В марте 2006 года разгорелся конфликт между администрацией гимназии и Православным Советом по вопросу руководства образовательной, учебной и административно-хозяйственной деятельностью. Учредители приняли сторону Православного Совета, что повлекло смену административно -директорского корпуса. Учредители не продлили контракт с директором Л. И. Выжевской, а обязанности директора были возложены на председателя Православного Совета Е. М. Гундяеву.
Конфликт между администрацией и Православным Советом касался лишь ограниченного круга вопросов, но его радикальные разрешение учредителями вызвало цепную реакцию. Несогласные с управленческими решениями учредителей педагоги (до пятой части всех учителей) покинули школу, около 25% учащихся были переведены родителями в другие школы.
Дума школы выразила поддержку отстраненному директору и была распущена, Положение о самоуправлении школьников также было упразднено.Более подобные структуры в гимназии не возрождались.
То, что к началу нового учебного 2006/2007 года у гимназии ещё не было назначенного директора, усилило разброд и шатания. В Православном Совете перестали работать представители родителей, родительский комитет так же не был избран. На ходу приходилось вносить коррективы в планы воспитательной работы. Однако православный уклад жизни школы, формировавшийся болеё трёх лет, был сохранен.
Лишь в марте 2007 года гимназия обрела нового директора (Н. В. Каранаеву), а к сентябрю 2007 года обновился весь административный корпус. Серьёзно изменился состав Православного Совета, было принято новое Положение о Православном Совете. Пост председателя покинула Елена Михайловна Гундяева. Были изменены в сторону сокращения полномочия Совета в области руководства образовательной, учебной и административно-хозяйственной деятельностью, чтобы не подменять соответствующие службы школы: учебную часть, хозяйственников и директора. То есть по существу были приняты те поправки, которые были решительно отвергнуты в 2006 году. Было признано нецесообразной собирать общешкольные собрания совместно с учащимися.
Можно сказать, что оставаясь православным, уклад школы стал изменяться с демократического на иерархический.
Почему это произошло?
Во многих православно-ориентированных школах демократическая педагогика приводит к печальным результатам. Как бы не был привлекателен демократический подход к реформе школы, он вообще не признаёт и не учитывает то, что человеческая природа глубоко повреждена первородным грехом. С точки зрения Толстого, "человек родился совершенным" и, если следовать его "естественным стремлениям", не искаженным цивилизацией, он будет добр, честен и благороден. Православному воспитателю ясно, что это серьёзное заблуждение."Стоит предоставить свободу естественным стремлениям детей и в наших гимназиях расцветут многие пороки"(Евгений Шестун, протоиерей. Православная педагогика. М., 2002.с.491").
Борьбой и душевными муками педагог платит за преодоление зла в детях. Если учитель вступает на конформистский путь, то показывает своё подменное неправославное устремление. Есть, правда, опасность от безбрежной свободы впасть в другую крайность -чрезмерный аскетизм типа "монастырской" православной школы, что вёдет к серьезному ограничению свободы в общении с учениками. Но стараясь избежать душевности вообще, можно отгородиться от детей и потерять их.
Православная гимназия в 2007-2010 годах шла по пути исправления перегибов "ласковый педагогикой". Серьезной проблемой в жизни гимназии Православный совет признал подбор педагогов высокого нравственного и профессионального уровня.











 IV. Роль Совета по православному образованию и воспитанию в подборе педагогических кадров.
 
А. Кадровая политика Православного Совета в 2000-2007годы.

Рождение Православной гимназии явилось результатом консенсуса педагогов, родителей учащихся и новых учредителей. Поэтому Православный Совет держал курс на поддержание и сохранение кадров, оставшихся от языковой гимназии "Лингва". "Лингва" обладала добротным учительским корпусом, средний возраст которого был 35-40 лет (причём самому молодому учителю было 25 лет, а самому почтенному 52года). Квалификация педагогов была достаточно высокой: почти половина учителей имела высшую категорию, были отличники народного образования ещё советского времени, кандидаты наук, имеющие различные ведомственные награды, не было в школе откровенно слабых учителей; в школе работало несколько совместителей, преподающих в престижных вузах.
Однако ротация педагогических кадров является неизбежной: люди меняют место жительства, находят более престижную и оплачиваемую работу и т.п. , например, некоторые учителя гимназии стали завучами в других школах, служащими в органах управления образованием и в структурах Русской Православной Церкви. Один из учителей гимназии - Виктор Михайлович Гапотченко - принял сан диакона, служит клириком в кафедральном соборе города Джанкоя и возглавляет отдел религиозного образования Джанкойской  епархии.
Условия труда педагогов и заработная плата в те годы были несколько выше, чем в среднестатистической государственной школе. Были установлена пятидневная рабочая неделя, дополнительные пасхальные каникулы и постное питание в школьной столовой в дни православных постов. Эти решения были очень важны для людей, соблюдающих православные традиции.
К замещению вакантных должностей Православный Совет подходил очёнь серьёзно и трепетно. Роль самого совета в кадровой политике была решающей. Согласно действовавшему тогда Положению о Совете по православному образованию и воспитанию учителя принимали на работу только после обсуждения его кандидатуры на заседании Совета. И это не было формальной процедурой. Православный Совет расценивал характер учительского труда как православное служение, направленное на духовно - нравственное становление детей.




Б.Православный Совет и кадровая политика гимназии в 2007-2010годах.  
 
Во время смены административно-директорского корпуса, как было сказано выше, гимназия потеряла целый ряд высококвалифицированных педагогов. Тогда их удалось заменить очень хорошими педагогами, которые отработали в гимназии не один год и оставили о себе добрую память среди коллег и отличного качества произведённый продукт- хорошо воспитанных и образованных выпускников.
За указанный период дважды перерабатывалось Положение о Совете по православному образованию и воспитанию. Ныне действующее Положение утверждено Собранием Учредителей 1 сентября 2009 года. В компетенции православного Совета решение кадровых теперь не входит, кроме "решения вопроса об увольнении педагогов, злостно нарушающих кодекс профессионального поведения педагога, правила внутреннего трудового распорядка или должностные инструкции".
Совет по православному воспитанию и образованию поручил Федоренко С.А, зам. директора, разработать кодекс нравственного поведения православного педагога, основываясь на принципах православной педагогики и этики.
При разработке этого кодекса было обращено внимание на основные нравственные качества учителя, выведенные ещё на рубеже XIX-XX веков С. Миропольский в "Дидактических очерках", которые легли в основу "Учебника дидактики" для духовных семинарий. Заданный столь высоко идеал православного учителя стал идеалом для совершенствования современного православного учителя.
Вот эти нравственные качества учителя:
-религиозная настроенность учителя;
-способность учителя всей своей жизнью  свидетельствовать крепость своих убеждений;
-воцерковленность учителя;
-патриотичность, преданность Отечеству;
-любовь учителя к своему народу и понимание его духовных задач и потребностей;
-добросовестность в исполнении своих учительских обязанностей;
-терпеливость, справедливость, твёрдость, последовательность;
-христианская любовь к детям;
-живость и энергичность учителя;
-опрятность и простота делового стиля одежды;
Православный Совет одобрил разработанный кодекс, а педагогический Совет принял на его основе кодекс правил профессионального поведения педагога.
Исходя из положений кодекса Православный Совет рекомендовал Методическому и Педагогическому советам не проводить внутришкольных конкурсов педагогического мастерства, которые в небольшом педагогическом коллективе способны подорвать соборный и корпоративный дух сотрудничества, заменить его эгоистическим духом конкуренции.








































V. Уроки и выводы из деятельности Совета по православному образованию и воспитанию.

Православный Совет в период становления Православной гимназии сыграл положительную роль:
-в становлении православного уклада жизни гимназии;
-в том, что православный уклад жизни носил демократический характер;
-в налаживании конструктивного сотрудничества между учителями и родителями;
-в создании домового храма, объединившего в евхаристическую общину учредителей, администрацию, учителей, детей и их родителей.
В периоды становления и признания даже присвоение православным Советом части функций директора, педсовета и методосовета способствовали созданию миролюбивого и демократического духа в гимназии, позволяющего создать атмосферу творчества и взаимного сотрудничества.
В переходе гимназии из режима становления и признания в режим стабильного функционирования и постепенного развития стало естественным сокращение полномочий Православного Совета и перераспределение их в пользу других органов общественного управления, при этом Совет остался единственным по своей уникальности органом общественно - конфессионального управления, обеспечивающим согласно Устава конфессионально - православный характер гимназии.
Православный Совет остался главной дискуссионной площадкой при определении концепции программы развития школы, методов и форм православного дополнительного образования, при определении кандидатов на награждение ведомственными, общественными и церковно - общественными наградами.
Решением, достигнутым именно на заседании Православного Совета в программе развития гимназии заложена реализация концепции духовного развития личности, главной частью которой является реализация целевой программы "Гармонизация отношений к Богу и ближним"; которая включает в себя:
-проведение богослужения в выходные и праздничные дни с участием учащихся, их родителей и православных верующих (детей и взрослых)из числа жителей близлежащих домов;
-привлечение детей к организации деятельности прихода(исполнение обязанностей алтарника, звонаря, чтеца, священосца, свечника, по уборке храма);
-организация ученического хора;
-использование, корректировка и обновление учебных программ по ОПК;
-организация и проведение православных праздников с участием родителей;
-проведение экскурсионного - паломнических поездок с участием родителей.
В текущем учебном году гимназия как конфессиональное общеобразовательное заведение подала документы в аттестационную комиссию Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви в соответствии с Положением "О выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви образовательным организациям, реализующим программы общего образования, начального и среднего профессионального образования", утвержденного Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом 28.11.2010 года.
Будучи ознакомленным с вышеуказанным положение, в частности с.п.3.3.("Для Соискателя обязательным является наличие письменного благословения правящего  архиерея, на канонической территории которого расположена данная образовательная организация, на уставную деятельность организации и наличие в ней организации духовного попечителя, осуществляющего попечение об образовательном учреждении от лица Епархии" - см. официальный сайт РО и К Священного Синода РПЦ- www.otdelro.ru) и с.п. 3-4(Соискатель обязан предусмотреть в Уставе роль духовного попечитетеля как участника образовательного (воспитательного) процесса. Комплекс уставных прав и полномочий духовного попечителя должен обеспечить ему реальную возможность оказывать воздействие на образовательный и воспитательный процесс, обеспечивать сохранение православного уклада и характера образовательной организации")(см.там же), трудно было сомневаться, что Синодальный отдел религиозного образования отложит выдачу конфессионального представления до внесения изменения в Устав, касающихся прав и обязанностей духовного попечителя. Так оно и произошло. Дано время на внесение изменений.
Учредителями и администрацией гимназии план внесения изменений намечен и по нему идёт текущая работа. Главное из намеченного - это упразднение Совета по православному образованию и воспитанию и передача всех его( и даже некоторых дополнительных, которые были у Совета по предыдущему Положению) функций духовному попечителю гимназии.
Все эти изменения, скорее всего, приведут и к очередной смене парадигмы. Решением Священноначалия РПЦ православная принадлежность общеобразовательных школ должна принимать некую "монастырскую" форму, где главной добродетелью является послушание. Послушание детей родителям и учителям, а всех их - духовному попечителю и священнику домового храма, уставному духу гимназии. Педагогическому совету отводится управление текущими учебными делами, а родителям - контроль за соблюдением детьми требований правил внутреннего трудового распорядка. При такой клерикализирующейся системе управленческих отношений исчезает ресурс для какого-либо развития общественного управления в православной гимназии. Однако деятельность такого управления в гимназии, длившаяся более десяти лет, несомненно является ценным опытом, обогатившим православную педагогику и практику управления ОУ.












































VI. Список использованной литературы.
 
1.О вере и нравственности по учению Православной Церкви.-М.,1991.
2.Шадриков В.Д. Происхождение человечности.-М.,1999.
3.Лосский В.Н.Боговидение - М.,1985.
4.Шустин,философ и мученик. Творение - М.,1982.
5.Мейендорф Иоанн, протоиерей. Введение в святоотеческое богословие -Минск, 2001.
6.Фаддей, иеромонах. Записки по дидактике.-Уфа,1902.
7.Опыты православной педагогики.-М.,1993.
8.Вопросы православной педагогики - М.,1992.
9.Шестун Евгений, протоиерей. Православная педагогика-М.,2002.
10.Победоносцев К.П. Сочинения-Спб,1996.
11.Кураев Андрей, дьякон. Школьное богословие - Спб,2001.
12.Каптерев П.Ф.История русской педагогики-Спб,1915.
13.Психология современного подростка-М.,1987.
14.Митропольский С.Дидактические очерки-Спб, 1910.
15.Официальный сайт РО и К Священного Синода РПЦ-www.otdelro.ru.

 























VII. Краткое резюме.

НОУ"Православная общеобразовательная гимназия Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского", в которой я занимаю должность заместителя директора по УВР, а также преподаю обществознание, МКХ, художественную культуру русского православия и основы христианской этики, является частным конфессиональным образовательным учреждением. Понятие "государственно-общественное управление " к данному ОУ отнести невозможно, но это не означает, что участие общественности в управлении "гимназией" невозможно.
В 2000 году НОУ "Языковая гимназия "Лингва" была преобразована в НОУ "Православная общеобразовательная гимназия Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского" во многом благодаря пожеланиям не только учителей и учредителей, но и родительской общественности. Для реального участия представителей учительской корпорации и родителей учащихся в управлении школой на демократических и православных принципах и был создан Совет по православному образованию и воспитанию. Он стал органом конфессионально-общественного управления гимназией.
Этот Православный Совет задавал вектор дальнейшего развития школы. Особенно важной была роль в формировании православного уклада жизни школы и создания нового психологического климата в коллективе.
Православный Совет (краткое наименование совета по православному образованию и воспитанию) в 2000-2003 году собирался обычно два раза в течение учебного года для решения важнейших вопросов жизни школы в течение учебного года: утверждение учебного плана, утверждение нагрузки учителей, утверждение плана учебно-воспитательной работы, внесение предложения  учредителям о стоимости обучения, утверждение программ дополнительного образования. Вновь поступившие на работу учителя лично выступали перед членами Православного Совета, рассказывая о себе и о своих религиозных и педагогических воззрениях. Нередко председатель Православного Совета в промежутках между заседаниями Совета лично ходатайствовал перед учредителями о снижении платы за обучение детей воцерковленных, но малообеспеченных родителей.
После своего реформирования в 2003 г Православным Советом превратился в основной управляющий орган гимназии, вобрав в себя даже многие функции педагогического совета, сократившись при этом численно до семи человек. В его составе продолжал состоять и председатель родительского комитета школы, и священник.
В период, когда Православный Совет фактически руководил гимназией (2003-2005годы), сложились традиции, существующие и поныне, и весь уклад жизни. Стали привычными календарь традиционных праздничных мероприятий, утренняя молитва в храме перед началом учебного дня, молитва перед началом обеда в трапезной гимназии, график богослужений в домовом храме, преподавание православных предметов в виде дополнительного образования, но с обязательным посещением, система и тематика экскурсионно-паломнических поездок. Был достигнут демократический дух взаимоотношений между учащимися и учителями, учителями и администрацией, чему кроме самого Совета помогали совместные богослужения в храме и активная паломническая деятельность.
Созданию отношений взаимопонимания в гимназической среде послужила и личность председателя Православного Совета. Эту должность бессменно занимала Елена Михайловна Гундяева, сестра нынешнего святейшего Патриарха Кирилла, интеллигентнейший и доброжелатнейший человек.
 За период с 2003 по 2006 год в Православной гимназии сложились не только новый уклад жизни, но и новая система воспитания, не ориентированная на педагогические воззрения Г.Гегеля, по существу являющимися материалистическими. Любые воспитательные мероприятия согласно Гегеля направлены на противостояние природной лени ученика и вынуждение его с точностью выполнять чужие распоряжения.
Был принят этический кодекс православного учителя, важнейшей сутью которого стало ориентировать учителей на педагогические воззрения таких православных педагогов как Святые Иоанн Кронштадский, Фаддей Тверской или Феофан затворник, но и новаторов западной педагогики, таких как Карл Роджерс (1902-1987гг,США). Именно Роджерс выделил два типа обучения: информационное, обеспечивающее простое знание фактов, и знаемое учение, которое даёт обучающимся знания, необходимые им для самоизменения и саморазвития. Роджерс предлагал учителям не играть какую-нибудь роль во взаимоотношениях с учениками, а говорить то, что он на самом деле думает или чувствует. Способность оставаться собой американский педагог именовал конгруэнтностью. Христианская этика подразумевает обладание учителя вышеназванным свойством конгруэнтности. Этический кодекс православного учителя говорил о воспитании в процессе обучения как важнейшей особенности  воспитательной системы православной гимназии.
В 2006 году учредители сочли задачи, стоящие перед Советом выполненными и в очередной раз реформировать Православный Совет, сменив заодно и администрацию школы.
Обязанности и права Православного Совета существенно сократились, превратив его в декорацию к православному фасаду школы. Точка опоры перешла на традиционные школьные органы: педсовет, методсовет, административное совещание при директоре. Органы ученического самоуправления  были распущены, а родительский комитет сам собой развалился.
Но в настоящий момент назревает очередная реформа Православного Совета. Согласно Положения "О выдаче конфессионального представления РПЦ образовательным организациям, реализующим программы общего образования, начального и среднего профессионального образования ", утвержденного Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 28.11.2010 года, в конфессиональных школах вводится должность духовного попечителя от Епархии, которому пойдут не только куцые полномочия Православного Совета в нынешнем его виде, но и часть прерогатив педсовета и зам.директора по воспитательной работе. Напрашиваются аналогии с историей дореволюционного среднего образования, только здесь намечается соединение в одном лице инспектора гимназии и законоучителя.
Однако опыт, пройденный гимназией на путях конфессионально-общественного управления, очень интересен. Возможно, его в общих чертах придётся пройти всем конфессиональным школам.
По моему мнению как историка, всякие органы подобного типа, включая и духовного попечителя - всё-таки органы чрезвычайные, необходимые для переходного периода становления, связанные с болезнью роста. При укреплении школьного уклада жизни, они не должны довлеть над школой.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»