Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Развитие эстетического и художественного вкуса детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театрализованное представление

 По сказке  С.Я. Маршака «Кошкин дом»

Алиева Алла Алексеевна,
музыкальный руководитель высшей категории
ГБОУ гимназия № 209 «Павловская гимназия»
Санкт-Петербурга

Цель. Развитие эстетического и художественного вкуса через поэзию, музыку, танцы.

Задачи:

- развитие творческой активности детей в доступных видах музыкальной, исполнительской деятельности (пение, художественное слово, танцевальные движения, игра в оркестре);

- реализация личностно-ориентированного подхода к воспитанникам;

- воспитание чувства успешности и  удовлетворённости от участия в коллективной  деятельности;

- развитие просодической стороны речи: темп, тембр, интонация, мелодика, интенсивность;

- обучение актёрскому мастерству;

- привлечение родителей к активному, разнообразному участию в подготовке  и  проведению представления.

Реквизит:

  • дом Кошки, построенный из модулей –  мономов;

  • ленточки для имитации пожара по количеству детей-рассказчиков;

  • костюмы персонажей;

  • музыкальные инструменты по количеству всех детей (трещотки, ложки, бубны, маракасы);

  • платочки девочкам для русских танцев.

Использованный музыкальный и литературный материал:

  • Сказка С.Я. Маршака «Кошкин дом»

  • Лейтмотив сказки - русская  народная  мелодия «Травушка-муравушка»

  • «Танец  котят»  музыка Ф.Шопена «Вальс»

  • «Песня котят» музыка В. Золотарёва слова  С. Маршака

  • «Танец Кошки»  музыка  Е. Хафтана  песня «Кошки» в исполнении Ж. Агузаровой

  • «Песня Кошки и Петуха» музыка  А. А. Алиевой слова С.Я. Маршака

  • «Танец Козы и Козла» музыка В. Чайковского «Кадриль» из кинофильма «Женитьба Бальзаминова»

  • «Танец  Курицы и Петуха»  итальянская  народная песня «Ки-ко-ко»

  • «Танец Хавроньи»  музыка  С. Джоплина «Регтайм»

  • Оркестр.  Русская народная мелодия «Ах вы сени»

  • «Танец гостей» русская народная  песня «Субботея»

  • «Песня поросят» - «Зелёные ботинки»  музыка С. Гаврилова  слова Р. Алдониной песня

  • «Заключительный общий  танец»  - музыка В. Степневского «Кадриль

 

1. Введение

Организация совместной деятельности детей и  педагогов  на основе различных видов художественного творчества (театральной деятельности, пения, танцев, игры на музыкальных инструментах)  в процессе эмоционального сближения всех участников взаимодействия способствует  развитию эстетического и художественного вкуса, а также творческой активности детей.

         Задача педагогов  – воспитание доброго, понимающего, сопереживающего, чувствующего, любящего природу и всё живое человека. И конечно, несомненно, в свою команду мы подключаем родителей. Только объединение и содружество всех: педагогов, детей и родителей приведёт к целостному, всестороннему развитию личности ребёнка.

         В стенах нашей гимназии дети находятся с 3 до 18 лет, и мы считаем, что нам, педагогам нашей гимназии, повезло, так как мы имеем возможность  не только  наблюдать, как наши дети растут и физически, и духовно и нравственно на протяжении 15 лет, но и способствовать их  развитию. Начиная с  младшей группы, в процессе совместной образовательной деятельности педагогического процесса, мы  воспитываем у детей любовь к поэзии, музыке, народному творчеству, ко всему прекрасному с учётом личностно-ориентированного подхода к воспитанникам.

Праздники, с их незабываемыми эмоциями, особыми чувствами, радостным настроением остаются в памяти на всю жизнь. В нашем образовательном  учреждении  уже сложились свои традиции их проведения. Помимо традиционных праздников к календарным датам у нас проходят литературно-музыкальные гостиные по творчеству А. Пушкина; праздники по творчеству С. Маршака;  К. Чуковского; А. Барто. 

Начиная с дошкольного возраста, наши воспитанники принимают активное участие в общешкольных мероприятиях гимназии:  День учителя; День семьи; День снятия блокады; День Победы; Последний звонок.

В соответствии с тематикой, сюжетом и основной идеей праздника подбирается литературный и музыкальный материал, направленный на то, чтобы помочь детям выразить свои чувства, переживания через песни, танцы, драматизацию.

Основу  музыкального репертуара составляет народная, а также классическая, детская и современная музыка, доступная по содержанию и форме для восприятия и использования в самостоятельной творческой деятельности.

Театральные представления  очень часто являются  неотъемлемой частью праздника и способствуют развитию творческой  активности детей. Несомненно, в подготовке театрального представления, важна предварительная работа с детьми, привлечение к сотрудничеству педагогов ДОУ, включение активных форм взаимодействия с семьёй.  Вместе с детьми читается сказка (желательно, также, чтобы произведение  было прочитано дома с родителями),  затем совместно обсуждается содержание, после чего разыгрывается действие с помощью кукол, давая каждому ребёнку творчески проявить себя в той или иной роли. При этом обращается  внимание детей на способность входить в роль, уподобиться образу. В игровой ситуации дети поочерёдно меняются ролями. Важно также предусмотреть обучение правильной эстетической оценке, умению высказывать своё (эстетическое) отношение к выступлению своих товарищей, активно включать детей в анализ своей  творческой деятельности. В итоге:  окончательное распределение ролей   и широкий диапазон положительных эмоций – от спокойно-удовлетворённого состояния до эмоционального вдохновения.

На подготовительном этапе в процессе совместной образовательной деятельности  используются педагогические технологии:

  • А.И. Бурениной  «Ритмическая мозаика» (коммуникативные танцы-игры; инсценированные песни; игры; этюды и упражнения  на выявление актёрских умений);

  • педагогическая технология организации детского оркестра

     (знакомим с инструментами и приёмами игры на них; помогаем накапливать опыт в процессе совместного музицирования; развиваем умения детей; создаём детский музыкальный оркестр);

  • технология использования музыки при восприятии детьми старшего дошкольного возраста литературных произведений (готовим детей к комплексному восприятию литературного произведения с использованием музыки; активизируем процесс художественного восприятия через обогащение предметной среды группы и музыкального зала; организуем процесс восприятия  детьми литературного произведения, его героев с использованием музыки; готовимся к драматизации сказки; создаём условия для творческих игр дошкольников на содержание сказки).

Немаловажную роль на праздниках играют родители. Они участвуют в подготовке праздников, наравне с детьми (оформление декораций, изготовление совместно с детьми атрибутов и  костюмов, выступление на праздниках и литературно-музыкальных гостиных).

Коллективная подготовка, совместная деятельность детей, родителей, педагогов – всё это способствует созданию благоприятной творческой атмосферы.

Музыкально-театрализованное представление по сказке С.Я Маршака «Кошкин дом» - результат сотрудничества педагогов, семьи и ребёнка в процессе совместной творческой деятельности.

В нашем учреждении в результате сотрудничества педагогов, семьи и ребёнка в процессе совместной, творческой деятельности дети с помощью музыки, поэзии, танца учатся видеть красоту и то прекрасное, что в них мы заложим с детства, останется с ними на всю жизнь.

 

2. Сценарий театрализованного представления

по сказке С.Я. Маршака «Кошкин дом»

 

В зал под музыку русской народной мелодии «Травушка-муравушка» (лейтмотива сказки) входят дети и садятся на стульчики, расставленные двумя полукругами вдоль боковых стен. У центральной стены стоит кошкин дом, построенный из модулей-мономов. Ведущие (взрослыйи трое детей-рассказчиков) выходят в центр зала.

Дети-рассказчики: 

Вместе:                         Тили - бом! Тили - бом

                                      На дворе высокий дом

                                      Ставенки резные

                                      Окна расписные.

1-ый рассказчик:                   А на лестнице ковёр –

                                      Шитый золотом узор.

                                      По узорному ковру

                                      Сходит кошка поутру.

2-ой рассказчик:          У неё у кошки,

                                      На ногах сапожки,

                                      На ногах сапожки,

                                      А в ушах серёжки.

Вместе:                         На сапожках лак, лак,

                                      А серёжки бряк-бряк.

 

Кошка, красуясь, проходит перед рассказчиками и подходит к своему дому

 

1-ый рассказчик:                   Платье новое на ней

                                      Стоит тысячу рублей

                                      Да полтысячи тесьма,

                                      Золотая бахрома.

2-ой рассказчик:          Выйдет кошка на прогулку

                                      Да пойдёт по переулку,

                                      Смотрят люди не дыша,

                                      До чего же хороша!

1-ый рассказчик:                   Да не так она сама,

                                      Как узорная тесьма.

2-ой рассказчик:          Как узорная тесьма

                                      Золотая бахрома.

Вместе:                         Да не так её тесьма,

                                      Как угодья и дома.

Рассказчики под  музыку русской народной песни «Травушка-муравушка» уходят. Далее эта мелодия, как лейтмотив, будет сопровождать выходы Кошки и Кота-Василия.

 

Ведущий:                     Про богатый кошкин дом

                                      Мы и сказку поведём.

                                      Посиди и погоди –

                                      Сказка будет впереди!

                                      Слушайте, дети:

                                      Жила – была кошка на свете,

                                      Заморская, ангорская.

                                      Жила она не как другие кошки,

                                      Спала она не на рогожке.

 

«Танец Кошки» (под песню Ж. Агузаровой «Кошки» муз. Е.Хафтана)

Ведущий:                     Против дома у ворот

                                      Жил в сторожке старый кот.

Под музыку р.н.п. «Травушка-муравушка» Кот – Василий метёт метлой перед домом Кошки.

Ведущий:                     Век он дворником служил

                                      Дом хозяйский сторожил.

 

«Танец котят» ( муз. Ф.Шопена «Вальс» )

Ведущий:                     Вот пришли к богатой кошке

                                      Два племянника-сиротки.

                                      Постучались под окном

                                      Чтобы их впустили в дом.

 

«Песня котят» музыка В.Золотарёва слова С.Маршака

Котята:                         Тётя, тётя кошка

                                      Выгляни в окошко,

                                      Есть хотят котята

                                      Ты живёшь богато.

                                      Обогрей  нас кошка

                                      Покорми немножко.

 

Кот:                              Кто там стучится у ворот?

                                      Я Кошкин дворник – старый кот!

 

Котята:                         Мы Кошкины племянники

 

Кот:                              Вот я вам дам на пряники!

                                      У нас племянников не счесть

                                      И всем охота пить и есть.

 

Котята:                         Скажи ты нашей тётке

                                      Мы круглые сиротки

                                      Изба у нас без крыши,

                                      А пол прогрызли мыши.

                                      А ветер дует в щели,

                                      А хлеб давно мы съели.

                                      Скажи своей хозяйке …

 

Кот:                              Пошли вы, попрошайки!

                                      Небось  хотите сливок,

                                      Вот я вас за загривок!

Котята убегают

Кошка:                         С кем говорил ты, старый кот,

                                      Привратник мой, Василий?

Кот:                              Котята были у ворот

                                      Поесть они просили!

Кошка:                         Какой позор! Была сама

                                      Котёнком я когда-то

                                      Тогда в соседние дома

                                      Не лазили котята

                                      Чего они от нас хотят

                                      Бездельники и плуты.

 

Ведущий:                     К богатой Кошке гость пришёл

                                      Известный в городе козёл

                                      С женой седой и строгой

                                      Козою длиннорогой

 

«Танец Козы и Козла» (под муз. В. Чайковского «Кадриль» из к/ф «Женитьба Бальзаминова»)

Кошка:                         Козёл - Козлович, как дела?

                                      Я вас давно к себе ждала.

 

Козёл:                           М-м-м-моё почтенье кошка,

                                      Промокли мы немножко

                                      Настиг нас дождик на пути

                                      Пришлось по лужам нам идти.

 

Коза:                             Да, мы сегодня с мужем

                                      Всё время шли по лужам.

 

Кошка:                         Проходите, гости дорогие, присаживайтесь.

 

Ведущий:                     Петух явился боевой

                                      За петухом наседка.

«Танец Курицы и Петуха»( под музыку итальянской песни «Ки-ко-ко»)

        

Кошка:                         Привет, мой, Пете-Петушку!

 

Петух:                           Благодарю! Ку-ка-ре-ку!

 

Кошка:                         А вас, кума-наседка,

                                      Я вижу очень редко!

 

Курица:                        Ходить к вам, право нелегко

                                      Живёте очень далеко

                                      Мы бедные наседки –

                                      Такие домоседки.

 

Кошка:                         Проходите, гости дорогие, присаживайтесь.

 

Ведущий:                     И в мягкой шали пуховой

                                      Пришла свинья соседка.

 

«Танец Свиньи  Хавроньи » (под муз. С.Джоплина «Регтайм»)

Кошка:                         Здорово, тётушка Хавронья!

                                      Как ваша милая семья?

Хавронья:                    Спасибо, кошечка, хрю-хрю

                                      От всей души благодарю.

                                      Я и семья покуда

                                      Живём совсем не худо.

                                      Своих малюток поросят

                                      Я посылаю в ближний сад.

 

Спор гостей перед зеркалом

 

Козёл:                           Соседи, до каких же пор

                                      Вести мы будем разговор?

 

Коза:                             Почтенная хозяйка,

                                      Ты спой нам и сыграй-ка!

 

Курица:                        Пускай с тобой споёт петух

                                      Хвалится неудобно,

                                      Но у него прекрасный слух,

                                      А голос бесподобный!

 

Петух:                           Пою я чаще по утрам

                                      Проснувшись на насесте,

                                      Но если так угодно вам,

                                      Спою я с вами вместе!

 

«Песня Кошки и Петуха» муз. А.Алиевой  слова С.Маршака

Кошка (нежно):            Мяу- мяу! Ночь спустилась

                                      Блещет первая звезда

Петух (кричит):            В реку солнышко скатилось

                                      Ку-ка-ре-ку! Куд-куда!

 

Все:                               Бесподобно! Браво! Браво!

Кот:                              Спойте что-нибудь опять.

 

Кошка:                         Нет, лучше давайте

На музыкальных инструментах будем играть.

 

Оркестр русских народных инструментов. Русская народная мелодия «Ах вы сени, мои сени …»

 

Кошка:                         А теперь давайте танцевать.

 

«Танец Кошки и гостей» под русскую народную песню «Субботея»

(после танца все гости и  Кошка с Котом  остаются стоять в центре зала)

 

Петух:                           Друзья, постойте-ка немножко!

                                      Уже темно, пора нам в путь

                                      Хозяйке надо отдохнуть.

 

Курица:                        Какой прекрасный был приём!

 

Коза:                             Какой чудесный Кошкин дом!

 

Хавронья:                    Прощай хозяюшка, хрю-хрю

                                      От всей души благодарю

                                      Прошу вас в воскресенье

                                      Ко мне на день рожденья.

 

Курица:                        А я прошу вас в среду

                                      Пожаловать к обеду.

Коза:                             А мы попросим вас прийти

                                      Во вторник вечером к шести.

 

Кошка:                         Я обязательно приду

                                      Хоть я и домоседка

                                      И в гости езжу редко.

                                      Прощайте, до свидания.

                                      Спасибо за компанию.

                                      Я Василий верный кот

                                      Гостей проводим до ворот.

Кошка и Кот Василий провожают гостей под р.н.м. «Травушка-муравушка»

Ведущий:                     Вернулся Кот Василий

                                      И кошка вслед за ним

                                      И вдруг заголосили:

                                      - Пожар! Горим! Горим!

 

Пожар (ведущие-рассказчики с ленточками красного цвета изображают пламя пожара) 

Грачи:                          Как увидели грачи

                                      Это пламя с каланчи

                                      Затрубили, зазвонили

                                      Тили-бом! Тили-бом!

                                      Загорелся Кошкин дом.

Ведущие-рассказчики  «разрушают» Кошкин дом.

Ведущий:                     Вот и рухнул кошкин дом

                                      Погорел со всем добром.

                                      Чёрный дым по ветру стелется

                                      Плачет кошка-погорелица.

 

Кошка:                         Ах, Василий, мой Василий!

                                      Нас в курятник пригласили

                                      Не пойти ли к петуху?

                                      Там перинка на пуху.

Кот:                              Что ж, хозяюшка, пойдём

                                      Ночевать в куриный дом.

 

Кошка и Кот подходят к Курице и Петуху. Стучатся.

Кошка:                         Ах, кума моя наседка,

                                      Сердобольная соседка

                                      Ты впусти нас в свой курятник.

 

Курица:                        Я бы рада и сама

                                      Приютить тебя кума,

                                      Но мой муж дрожит от злости

                                      Если к нам приходят гости.

 

Петух:                           Ко-ко-ко! Ку-ка-ре-ку!

                                      Нет покоя старику!

                                      Спать ложусь я вместе с вами,

                                      А встаю я с петухами!

 

Кошка:                         А зачем же в эту среду

                                      Ты звала меня к обеду?

 

Курица:                        Я звала не навсегда

                                      И сегодня не среда.

                                      Постучи в соседский дом

                                      Там живут Коза с Козлом.

 

Ведущий:                     Идёт, бредёт Василий  Кот

                                      Хозяйку под руку ведёт.

 

Кошка и Кот стучатся к Козе и Козлу.

Кошка:                         Эй, хозяюшка, впусти

                                      Это я и Вася-дворник.

 

Коза:                             Добрый вечер! Я вам рада,

                                      Но чего от вас нам надо?

 

 

Кошка:                         На дворе и дождь, и снег

                                      Ты пусти нас на ночлег.

 

Коза:                             Вы спросите у Козла.

                                      Мой Козёл хоть и безрогий,

                                      Но хозяин очень строгий.

Кошка:                         Что ты скажешь нам, сосед?

 

Коза:                             Говори, что места нет!

Козёл:                           Мне сейчас Коза сказала,

                                      Что у нас тут места мало!

                                      Не могу я спорить с ней

                                      У неё рога длинней.

 

Коза:                             Шутит, видно, бородатый,

                                      Да, у нас тут тесновато.

 

Кошка:                         Что же, Васенька, пойдём

                                      Постучимся в третий дом.

                                      Что же делать нам, Василий?

                                      На порог нас не пустили

                                      Наши прежние друзья.

                                      Что-то скажет нам свинья!

 

Кот:                              Вот забор её и хата.

                                      Посмотри, там поросята!

 

Песня поросят «Зелёные ботинки» слова  Р.Алдониной  музыка С.Гаврилова

 

Кошка:                         Ты впусти меня, свинья,

                                      Я осталась без жилья.

                                      Буду мыть тебе посуду

                                      Поросят качать я буду.

Хавронья:                    Не твоя кума печаль

                                      Поросят моих качать.

Хавронья уходит

Кошка:                         Ах, Василий, мой Василий,

                                      И сюда нас не пустили.

                                      Обошли мы целый свет

                                      Нам нигде приюта нет.

 

Кот:                              Вот напротив чья-то хата,

                                      И темна, и тесновата

                                      Кто живёт в той хате с краю,

                                      Попытаемся опять

                                      Попроситься ночевать.

Ведущий:                     И не знает тётя Кошка,

                                      Что в избушке у окошка

                                      Двое маленьких котят

                                      Под окошечком сидят

                                      Слышат малые, что кто-то

                                      Постучался к ним в ворота.

Кошка и Кот стучатся

Котёнок:                       Кто там стучится у ворот?

 

Кот:                              Я Кошкин дворник, старый кот.

                                      Прошу у вас ночлега

                                      Укройте нас от снега.

Котята:                         Ах, кот Василий это ты?

                                      С тобою тётя Кошка,

                                      А мы весь день до темноты

                                      Стучались к вам в окошко.

                                      Что ж заходите!

                                      В дождь и снег

                                      Нельзя же быть без крова

                                      Кто сам просился на ночлег

                                      Скорей поймёт другого!

 

Ведущий:                     Но тесно жить им вчетвером

                                      Нужно ставить новый дом.

 

Кошка:                         Непременно ставит нужно!

 

Кот:                              Ну-ка сильно, ну-ка дружно

 

Все:                               Всей семьёй вчетвером

                                      Будем строить новый дом!  

        

Котята, Кошка и Кот строят новый  дом

 

Ведущий:                     А идёт у нас молва

                                      Кошка старая жива.

                                      У племянников живёт

                                      Домоседкою  слывёт.

 

Все дети:                       Тили –бом! Тили- бом!

                                      Приходите в новый дом!

 

Заключительный общий танец «Кадриль» музыка В. Темневского.

Представление участников и выход под музыку из зала.

 

3.Заключение

 

Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на  долгие годы. В общую цепь радостных настроений, незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят музыкально-театрализованные представления.

Хорошо подготовленное музыкально-театрализованное представление надолго оставляет в душах детей светлые, радостные воспоминания,  даёт возможность каждому ребёнку по-новому взглянуть на своих товарищей и взрослых, научить общительности, красивому и раскованному поведению на массовых мероприятиях, публичных выступлениях.

К 6-7 годам дошкольники достигают достаточно хороших результатов в области декламации, пения, хореографии,  поэтому сценарий театрализованного представления  рассчитан на определённый исполнительский уровень детей. Одним из принципиально важных моментов  является то, чтобы ни один ребёнок не оказался безучастным, каждый должен получить свою, пусть небольшую, но незаменимую роль с учётом индивидуальных психологических особенностей самого ребёнка.

Песни, танцы, оркестр музыкальных инструментов и литературный текст разучивается с детьми под руководством педагогов в процессе совместной деятельности, но детские идеи, фантазии должны непременно находить своё место.

         Музыкально-театрализованное  представление  способствует эстетическому воспитания и развитию творческой активности  детей дошкольного возраста: воспитывает  у дошкольников эмоциональную чуткость, способность сопереживания, создаёт настроение радости и подъёма. Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключаются в народной музыке,  которая вызывает интерес детей, приносит им радость, создаёт хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Считается, что ребёнок, с раннего возраста погружённый в атмосферу радости и творчества вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен к стрессам и разочарованиям современного мира.

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»