Духовное здоровье нации
Тришкина Жанна Олгертовна,
учитель школы 246 Санкт-Петербурга
В чем залог духовного здоровья нации?
Еще не так давно спор между западниками и славянофилами (1830 -1850 г.г.) о пути развития России решался в нашем обществе однозначно в пользу первых. Само название «славянофилы» неточно отражает взгляды этих мыслителей.
События 2014 - 2015 г.г. делают этот спор особенно актуальным и злободневным.
Западники (П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, Н.В. Станкевич, Т.Н. Грановский и другие) утверждали: Россия - бедная и отсталая восточноевропейская страна с отсутствием собственной самобытной исторической традиции, спасти которую может только всесторонняя европеизация. По мысли П.Я. Чаадаева, «мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого. Мы стоим как бы вне времени, всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространилось». (1)
Западники отказали России в самостоятельности.
Славянофилы (И.В. Киреевский. А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин) отстаивали самобытность России как особой православно-русской цивилизации. Эти мыслители считали, что каждый народ вносит свой вклад в общечеловеческое дело достижения совершенства. Народы Запада «создали определенную версию христианства, рационалистическую философию, правовую государственность, машинную цивилизацию». (2) Но общество Запада имеет недостатки: оно оказалось далеким от христианского нравственного идеала, заражено духом индивидуализма, стяжательства, политической борьбы.
Какова же роль России в этом общечеловеческом деле достижения совершенства? Славянофилы считали, что русский народ, опираясь на свои нравственные ценности, имеет возможность создать более гармоничный православный тип просвещения, основанный на справедливости и нравственном согласии, тем самым восполнив односторонность европейского идейного воздействия. Славянофилы прямо указывали на преимущество России перед Западом, ясно видели непреходящее значение русской религиозно-нравственной культуры и утверждали, что путь России - не подобострастное копирование европейских образцов, а творческое продолжение собственного самобытного развития. А.С. Хомяков писал: России надо двигаться вперед, «занимая случайные открытия Запада, но придавая им смысл более глубокий или открывая в них те человеческие начала, которые для Запада остались тайными…». (3) Славянофилы задумывались о разумном использовании европейского опыта (который, конечно же, невозможно недооценить ) в условиях самобытной России.
Сегодня, в XXI веке, когда русский человек не устоял перед искушением, отозвался на призыв общества потребления: «Обогащайтесь!», а в мире происходит ниспровержение альтруизма, со всей серьезностью стоит отнестись к откровениям славянофилов.
Что есть русская самобытность? Что стоит за утверждением о загадочной русской душе, недоступной для понимания рассудочного Запада?
В допетровскую эпоху наши предки образовали народ воинов, монахов, землепашцев. Суровый быт, недостаток просвещения, неразвитость светской культуры. Но народ пронес через все испытания, сохранил основные свои духовные ценности.
В центре самосознания нашего народа - высокий нравственный христианский идеал, который формировал на протяжении всей истории русского человека лик России. Этот идеал ясно читается в словах Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде», в самоотверженной и деятельной любви русской женщины Февронии (героини «Повести о Петре и Февронии»), и в том, как с истинно христианским смирением, молясь и не оказывая никакого сопротивления, приняли смерть князья Борис и Глеб - первые наши святые.
Русскому человеку была чужда философия потребления, он не был рабом материальных ценностей.
Религии всегда играли стержневую роль в формировании самобытного лица страны, народа. Люди напрямую или косвенно - через культуру - связаны с религией своих предков. Это происходит даже тогда, когда люди считают себя атеистами и не обладают специальными религиозными знаниями. Они просто рождаются и впитывают в себя систему ценностей через традиции, обычаи, произведения искусства, события отечественной истории.
Патриарх Кирилл писал: «Мы сами как народ держим в своих руках ключи своего благополучия».
Пора осознать, что в наши гены вложены те же ценности, которые вдохновляли наших предков, и черпать в них силу, свое национальное духовное здоровье.
Литература
1. Булычев Ю.Ю., Рябов Ю.А. Духовные основы истории русской культуры от крещения Руси до середины XIXв. - СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2006.
2. Хомяков А.С. Сочинения в 2 т. - М.: Медиум, 1994.
3. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений в 2 т. - М.: Наука, 1991.
Ссылки
-
Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений в 2 т., т.1 – М.: Наука, 1991, с. 323.
-
Булычев Ю.Ю., Рябов Ю.А. Духовные основы истории русской культуры от крещения Руси до середины XIXв. - СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2006, с. 414.
-
Хомяков А.С. Сочинения в 2 т., т.2 - М.: Медиум, 1994, с. 479.