Ценностно-смысловая и духовно-нравственная сферы подростков, принадлежащих к различным субкультурам
Ефимова Наталья Евгеньевна,
учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ 692.
В настоящее время российское общество переживает сложный период. С одной стороны, идет становление новой государственности с признанием приоритета общечеловеческих ценностей, самоценности человека, а с другой, налицо экономическая нестабильность, ярко выраженное разделение населения по имущественному признаку, а также обострение социальных проблем. Данная социально-политическая ситуация привела к крушению прежнего мировоззрения, что в свою очередь способствовало распаду духовных и нравственных ценностей, формированию специфических (зачастую негативных) ценностных систем в различных слоях общества, возбуждающих страх перед завтрашним днем, а также дезориентацию человека в окружающем мире. Подростковый возраст является решающим в формировании мировоззрения и духовно-нравственного становления личности. Психологически подростковый возраст исключительно сложен и противоречив. Это остропротекающий переход от детства к взрослости, во время которого, происходит не только активное физиологическое изменение организма, но и наступает пора активного формирования социальной позиции, первоначальный поиск своего места в жизни.
Отсюда и двойственной значение этого периода для становления личности человека. С одной стороны, для него показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, в подростковом возрасте значительно расширяется и существенно изменяется сфера деятельности, развивается ответственное отношение к себе, к другим людям.
В настоящее время подростки в своем поведении чаще всего ориентируются на образы, создаваемые субкультурой. Приобретаемые ими ценности, не имеют духовно-нравственного содержания, что влияет на формирование мировоззрения и становление личности подростков – неотъемлемой части общества. Подростковый период - это период осознания экзистенциальных проблем, формирование мировоззрения, связанное с поиском смысла жизни и идеала. Несмотря на то, что в последнее время отмечается активизация исследований по проблеме формирования мировоззрения в подростковом возрасте, нет четкого представления о его взаимосвязи с образом желаемого будущего, ценностно-смысловой и духовно-нравственной сфер подростка. Данное обстоятельство актуализирует необходимость серьезного изучения особенностей ценностно-смысловой и духовно-нравственной сфер личности в процессе формирования мировоззрения подростков, принадлежащих к различным субкультурам.
В связи с данным обстоятельством можно выделить ряд проблем. Во-первых, проблему нравственного совершенствования человека, развития его духовного потенциала, роль духовного потенциала в становлении личности человека. Во-вторых, проблему нравственной зрелости личности. В-третьих, проблему интегративного подхода в психологической организации человека, в рамках которых возможно рассмотрении критериев нравственной зрелости личности. В-четвертых, проблему необходимости и развития духовного потенциала подрастающего поколения, сущность духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи.
Проблема нравственного совершенствования человека, развития его духовного потенциала относится к числу основных научных проблем, занимавшихся и занимающих умы не одного поколении исследователей ( П. Флоренский, Н.О. Лосский, В.И. Несмелов, В.А. Снегирев и др.). В силу своей незавершенности этот вопрос заставляет ученых вновь и вновь критически переосмыслять роль духовного потенциала в становлении личности человека.
Общие проблемы нравственной зрелости личности широко разрабатываются в отечественных трудах и зарубежных исследователей (Б.С. Братусь, Л.И. Божович, В.А. Снегирев, Платон Игумнов, Э. Фромм, Г. Олпорта, Л. Колберга и др.).
Проблемам интегративного подхода в психологической организации человека, в рамках которых возможно рассмотрении критериев нравственной зрелости личности, посвящены труды Б.Г. Ананьева, Л.В. Куликова, Е.Ю. Коржовой, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, В.Н. Панферова, С.Л. Рубинштейна и др.
В научных работах последних лет прослеживается идея необходимости и развития духовного потенциала подрастающего поколения (А.П. Валицкая, Е.К. Веселова, М.Я. Дворецкая, М.Г. Ковалевская, А.А. Корольков, В.А. Сластенин и др.). При этом ученые обращают свое внимание на сущность духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи.
Важное место среди научных трудов занимают религиозно-философское обоснование взгляда на истоки человеческого бытия, духовности культуры (Н.А. Бердяев, Б.С. Братусь, М.Я. Дворецкая, И.А. Ильин, А.Ф. Лосев, В.С. Соловьев и др.).
Особый интерес представляют исследования, статьи и выступления, связанные с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания и образования (Л.В. Бурмистрова, прот. А. Владимиров, О.А. Гармаев, В.К.Журавлев, С.Ф.Иванова, прот. Г. Каледа, прот. В. Кречетов, В.Н. Крупин, О.А. Кураев, А.Е. Лихачев, В.Л. Махнач, И.В. Метлик, прот. В. Мокренко, прот. Б .Пивоваров, прот. В. Резников, прот. А. Салтыков, А.О. Сергеев, Т.В. Склярова, В.И. Слободчиков, прот. Д. Смирнов, А.Н. Стрижов, Л.В. Сурова, О.А. Сысоев, В.Ю. Троицкий, иг. И. Экономцев, Р. Янушкявичюс, О. Янушкявичене, О.К. Ященко).
Соотношение духовно-нравственной сферы с ценностными ориентирами и образом желаемого будущего подростков не изучалось, однако, в сложившейся социальной ситуации становиться актуальным его исследование. Молодежные субкультуры, как части общества, отличающиеся своим поведением от преобладающего большинства, несут в себе ценности, связанные с образами желаемого будущего. К таким образам можно отнести образование, профессиональную ориентацию, отношение к семье, представление о духовно-нравственных ценностях и духовно-нравственных ориентирах. Эти и другие образы позволяют решить подросткам проблему смысла жизни. Следовательно, субкультуры, через содержащиеся в них ценности, влияют на становление мировоззрения подростков.
Изучение ценностно-смысловой и духовно-нравственной сфер подростков, принадлежащих к различным субкультурам, позволит определить потенциалы школьного образования в духовно-нравственном воспитании подростков и разработать концепцию духовно-нравственного воспитания школьников. Решение данной проблемы должно помочь в изменении механизмов стабилизации сложившейся в настоящее время социальной ситуации.