От воспитания гражданственности и патриотизма – к национальной идее страны
Кулешова Елена Митрофановна
Преподаватель истории и обществознания
ГБОУ НПО ИСПЛ № 116 г. Санкт-Петербурга
Тема патриотизма для нашей страны всегда была актуальна. Уже в XII веке в «Повести временных лет» она звучит весьма отчётливо как призыв к объединению русских земель в борьбе против общего врага.
С распадом СССР на фоне социальной дифференциации, экономических трудностей, изменения системы духовных ценностей стала все более заметной постепенная утрата традиционного для российского общества патриотического сознания. На рубеже XX-XXI веков активно прививая демократические ценности западного образца, мы старались не замечать сохранявшегося противоборства, информационных атак, попыток влиять на мировоззрение целых народов и стремления навязать им свою систему ценностей. В результате, 90-е годы прошли под знаком антипатриотизма и выросло поколение молодежи, которое мы практически потеряли. Сегодня мы подошли к той черте, когда никакие созидательные процессы без возвращения патриотизма невозможны и вопрос патриотического воспитания современной молодежи имеет первостепенное значение
Молодежь – это особая социальная группа. Ей свойственны энергия, предприимчивость, мобильность и амбициозность. Нередко её энергию надо направлять в нужное русло. Также необходимо учитывать, что молодежь особенно чувствительна ко лжи, цинизму и предательству. К сожалению, существует иллюзия, что стоит подробно объяснить человеку, что такое хорошо, а что такое плохо и он сразу станет хорошим – хорошо быть патриотом и любить свою Родину. Однако, по команде любить никто не будет.
Воспитание учащихся в духе патриотизма и гражданственности на основе нравственных ориентиров задача довольно сложная с целым набором серьезных проблем. Эти проблемы носят как объективный так и субъективный характер. По моему мнению, важнейшими из них являются следующие:
- Глобализация современного мира с одной стороны и необходимость сохранения национальных особенностей, неповторимых черт своей страны - с другой.
- Ряд различных процессов последних лет обострил национальный вопрос, следствием чего стало перерождение патриотизма в национализм.
- Чувство патриотизма закладывается в человеке с детства. Контингент наших учащихся имеет свои особенности: немало трудных ребят с трудным детством, сирот, с потерей ценностных ориентиров своей жизни. Человек, для которого «судьба индейка, а жизнь копейка» не может быть патриотом своей страны.
- Практика нашей социальной жизни также нередко приходит в противоречие с идеями патриотизма. Патриотизм- это Любовь к родной земле, к Отечеству. Сегодня любовь стала потребительской: а что Родина даст мне? выходит на первое место.
- В Российской Империи патриотическим воспитанием занималась церковь, в СССР – целый идеологизированный партапппарат. Как в современной России сохранить и разумно применять позитивный опыт патриотического воспитания, наработанный этими структурами?
И наконец,
- какова взаимосвязь патриотизма и национальной идеи. И в принципе: как определяется национальная идея в современной России?
Итак, проблемы, на мой взгляд, достаточно сложные. На что опереться в их разрешении и каковы могут быть перспективы?
Сегодня в наше динамичное время необходимо координировать политику патриотического воспитания по вертикали. Занимаясь воспитанием современной молодежи, необходимо объяснять, что существуют надличностные ценности: дом, семья, Отечество. Необходимо создавать центры патриотического воспитания с целью подготовки к службе в вооруженных силах и повышения престижа армии.
Необходимо совершенствовать систему образования. XXI век уже сформулировал свой девиз: от образования на всю жизнь – к образованию через всю жизнь. В нашей системе НПО надо формировать у учащихся не только необходимость получения образования, но и учить рассматривать его как социальный лифт.
Обязательно развитие массового спорта, формирования ненаплевательского отношения к своему здоровью.
Патриарху Кириллу принадлежат слова о том, что духовно-нравственное здоровье молодежи – залог выживания российского общества. Выстраивая современную структуру патриотического воспитания, необходимо учитывать системообразующую роль религии.
Основой российского патриотизма всегда была терпимость, уважение к другим народам и иным культурам, умение сплотиться в трудный час. Необходимо восстановить диалог поколений.
Патриотизм тесно связан с гражданственностью, а это ответственное чувство причастности к судьбе Отечества, готовность принять на себя моральную ответственность за его прошлое, настоящее и будущее, установка на активное участие в развитии страны. Формировать такое чувство у молодежи могут люди, обладающие высокой культурой, нравственностью, владеющие формами и методами эмоционального воздействия на учащихся, являющиеся патриотами своей страны.
Также важно в деле патриотического воспитания идти в ногу со временем, искать современные информационно-коммуникационные технологии: создавать кино и видеофильмы, соответствующие сайты в сети Интернет и пр.
Как показывают опросы общественного мнения, героические события Отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области спорта, науки, культуры еще сохранили качество нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для успеха в патриотическом воспитании.
Россия современная должна сберечь и преумножить себя.
Что же касается национальной идеи, то есть такая казачья поговорка: чтобы нашему роду не было переводу!