Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Сийдра Надежда Владимировна

учитель математики, заместитель директора по УР ГБОУ школа № 217

 

Базовые национальные ценности – основное содержание

духовно-нравственного развития и воспитания

"Сотвори в себе человека"

«…Три качества – обширные знания,

привычка мыслить и благородство чувств –

необходимы для того, чтобы человек был

образованным в полном смысле слова.»

 

Н.Г. Чернышевский

 

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. [1] Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируется в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, и культурная жизнь школьника.

            Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный творческий компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, следующий духовным и культурным многонациональным  традициям Российской Федерации.

            Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. В настоящее время сняты нравственные ориентиры, подрастающее поколение склонно к бездуховности, безверии, агрессивности. Нельзя не согласиться с М.В. Захарченко, что «…школа не может взять на себя ответственность за всю полноту духовно-нравственного развития человека. Духовно-нравственное развитие, в конечном счете, есть предмет ответственности самого человека, самой становящейся личности, исполняющей свое призвание». [2] Но, безусловно, учитель обязан прививать детям определенные умения и навыки. Он является ключевой фигурой между учеником и конкретным изучаемым предметом. Именно через школьного учителя в большей мере происходит формирование мировоззрения ученика, учитель воспитывает отношение к науке, вкус и интерес к познанию окружающего мира. Воспитывать можно и нужно через все предметы, изучаемые в школе. В.И. Даль писал, что «…просветить кого-либо значит даровать свет умственный, научный и нравственный, научить истинам, добру, образовать ум и сердце». [3]

            Я работаю учителем математики уже много лет, ничуть не сомневаюсь в том, что математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике. Математика является не просто областью знаний, но, прежде всего, существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математику учит принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки. В ходе дискуссии на уроках дети понимают, что нельзя в современном мире жить без математики, что математика – это не только «нужно», но еще и интересно и увлекательно. Она развивается и требует ее от тех, кто ее изучает.  На уроках математики мы с учащимися касаемся вопросов нравственности. На примерах истории математики мы приходим к выводу, что успехов в научных открытиях достигают чаще всего те ученые, которые имеют высокий нравственный облик. Например, жизнь С.В. Ковалевской, ее духовный облик, борьба за право женщины сказать свое слово в науке являются прекрасным примером для молодого поколения. Поучительной в формировании волевых качеств личности является и жизнь М.В. Ломоносова. Через рассказы о «математической» деятельности великих ученых привлекаю внимание учащихся к общечеловеческим ценностям и культуре.

            За годы обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний и умений. Но все-таки одной из главных задач остается воспитание Человека, Личности. И если следовать словам Эразма Роттердамского «Люди, поверьте мне, не рождаются, а формируются», то учитель математики может и должен помочь формированию душ учащихся. В нашей стране много негативных явлений, и страдают от этого прежде всего дети. Долг педагога – помочь им определиться в этой сложной нестабильной ситуации.

            К.Д. Ушинский писал: «Воспитание все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности». [4] Ведь педагог – это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков, но не передавать предрассудки, пороки и нравственные болезни. Личность учителя – это главное в воспитании учащихся. В.А. Сухомлинский писал: «Личность учителя раскрывается перед учениками в единстве слова и поведения. Быть личным примером для своих учеников значит, прежде всего, повседневно обучаться с ними вне уроков. У настоящего учителя тянутся десятки ниточек от урока к беседе, спорту, разговору о книге». [5] Надо надеяться на то, что призывы к добру и справедливости найдут отклик в еще нравственно не сформировавшихся детских душах. Важно не столько обучить детей нравственным законам, сколько показать, что не надо ждать какого-то особенного момента, чтобы помочь ближнему, простить его за какой-либо проступок, подарить окружающим свое тепло. Необходимо сформировать понимание такого поведения в повседневной жизни у каждого ребенка при общении с окружающими его людьми. Мы верим, что когда придет понимание идеи Любви, Милосердия, Прощения, Добра, наши учащиеся сотворят в себе Человека. [6]


Использованная литература.

 

1. Н.Г. Чернышевский

2. М.В. Захарченко. Традиция в истории: опыт типологической интерпретации. СПб, 2002

3. В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4х томах. Том 3., Л-Р. Москва, «Терра», 1998, 912 стр.

4. К.Д. Ушинский. Педагогические сочинения. Том 2. Москва, 1988

5. В.А. Сухомлинский. Избранные произведения. Том IV. Киев, 1980

6. М.В. Захарченко. Элективные курсы как способ освоения воспитательного потенциала уклада отечественной культурной традиции в воспитании//ценности отечественной духовной традиции в воспитании: программы элективных курсов, учебно-методическое пособие. СПб, «АППО», 2006, 92 стр.

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»