УНИКАЛЬНЫЙ ГОРОД САНКТ-ПЕТЕРБУРГ КАК ПРОСТРАНСТВО МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
(О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ И ИНТЕГРАЦИИ ШКОЛЬНЫХ КУРСОВ
ИСТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, МХК И ЛИТЕРАТУРЫ)
Федоренко Сергей Александрович,
преподаватель АНО ДПО «Академия инновационных технологий»
Вряд ли кто возразит, что Санкт-Петербург – уникальный город. В этой своей уникальности он – единственный в России. Ему всего три столетия, но ион больше всех остальных российских городов, включая и нынешнюю столицу – древнюю Москву, вобрал в себя памятники истории, культуры и литературы разных культур и исторических эпох.
Вспомним историю петербургских земель, включая доурбанистический период. Эти территории издавна занимали разные народы, последними в череде которых были финно-угры и славяне. Это этнически-культурное смешение уже составляло своеобразный культурный феномен. К тому же, город лежал на перекрёстке раннесредневековых торговых путей. Это позволило будущему городу впитать в себя как дух, так и культурные достижения разных народов.
Волею истории окраинный шведский город Ниен, существовавший в XVIIвеке на берегах Невы и впадающей в неё Охты, был «окном Европы, открывающемся в сторону России». Возникший совсем рядом с его пепелищем Петербург стал «окном в Европу для России». Этому способствовал перевод Великим Петром в Санкт-Петербург столицы из Москвы и главного порта России из Архангельска. Торговые связи с Европой для России стали куда более значимыми. Однако и Восток быстро потянулся на брега Невы: в 1711 году в Петербурге, ещё официально не ставшем столицей побывало посольство персидского шаха вместе с купцами. По указанию царя, вскоре ставшего императором, все диковинки и новинки из Европы свозились в Санкт-Петербург для пополнения коллекции Кунсткамеры и украшения Летнего сада. Интересно отметить уникальность Петербурга с точки зрения истории дипломатии. Петербург стал столицей России, будучи с точки зрения международного права «шведским городом, оккупированным Россией». Европа признала Петербург столицей лишь после заключения Ништадтского мира в 1721 году.
Более чем двухсотлетнее пребывание Петербурга в столичном статусе позволило собрать в этом великом городе все новшества и высокие достижения культур разных народов. На пристани у здания Академии художеств на Университетской набережной,17, находятся египетские сфинксы, созданные в первой половине XVвека до новой эры и привезённые в июне 1832 года в Санкт-Петербург из Египта на греческом корабле «Елена». На гранитный постамент сфинксы водрузили 20 апреля 1834 года под наблюдением полковника С. А. Адама.
Перевод надписей, начертанных на плитах и груди сфинксов древнеегипетскими иероглифами, выполнил академик В. В. Струве в 1912 году. Тексты посвящены прославлению фараона Аменхотепа III– царя Верхнего и Нижнего Египта. В годы Великой Отечественной войны скульптуры сфинксов для «предохранения от осколков и взрывной волны» были укрыты защитными сооружениями. К 300-летию Санкт-Петербурга была осуществлена масштабная реставрация сфинксов, а также исследования структуры камня и его разрушения.
На Петровской набережной на спуске к Неве, напротив Домика Петра Iна постаментах из красного гранита, созданных по проекту известного русского архитектора Л. Н. Бенуа, покоится пара маньчжурских львов «Ши-цза», созданных из серого гранита китайскими мастерами в провинции Гирин в самом начале ХХ века.
Ши-цза – существа с львиными головами – символ одного из годов древнего китайского двенадцатилетнего животного цикла летоисчисления. С VIIIвека известны погребальные скульптуры со звериными головами, соответствующими году рождения умершего, устанавливающееся в усыпальницах.
Петербургские ши-цза предназначались для усыпальницы губернатора маньчжурской провинции Гирин, умершего в 1904 году. Преемник губернатора подарил изготовленные скульптуры российскому наместнику в Маньчжурии, который передал их командующему русскими войсками генералу Н. И. Гродекову. Последний обратился в Санкт-Петербургскую городскую думу с предложением установить изваяния на одной из невских пристаней как свидетельство влиятельного положения России на Дальнем Востоке. Скульптуры были перевезены по только что построенной русскими специалистами Китайско-Восточной железной дороге во Владивосток, а оттуда отправлены в Петербург на пароходе «Соперник». Установили скульптуру на постаменты в октябре 1907 года.
Перевод надписей китайских иероглифов, выполненный приват-доцентом Санкт-Петербургского университета П. С. Поповым, гласит: «Гирин в счастливый день десятой луны 32-го года царствования императора династии Дайцин, годы правления которого носят название Гцансюй» (дата соответствует ноября 1906 года).
В годы Великой Отечественной войны ши-цза снимались с постаментов и были укрыты в земле. Вновь установлены в октябре 1947 года.
На Петровской пристани, на Адмиралтейской набережной,16 (спуск к Неве у западного павильона Адмиралтейства) находятся с 1875 года чудесные парные вазы из полированного порфира. Они исполнены на Эльфдальской гранильной фабрике и преподнесены в 1830 году шведским королём в подарок императору Николаю I. До установки на Дворцовой пристани они находились в Таврическом дворце. В 1832 году Дворцовую пристань украсили скульптурами львов и подаренными порфировыми вазами. «Государь император высочайше повелеть соизволил на гранитных пьедесталах Дворцовой пристани поставить на тех, что ближе к реке, порфировые вазы…от короля шведского…». Чугунные станины-пьедесталы под вазы выполнены на Александровском чугунолитейном заводе по рисунку архитектора Л. И. Шарлеманя. В 1875 году порфировые вазы были сняты с Дворцового спуска и установлены на Петровской пристани.
В XVIIIвеке, следуя в русле европейской моды, российское дворянство стало активно собирать коллекции живописи. Коллекции, прежде всего, петербургского дворянства стали в дальнейшем основой для создания коллекций ряда отечественных музеев.
Петербург стал местом сосредоточения лучших иностранных мастеров (архитекторов, инженеров, художников и скульпторов), которые создавали здесь свои лучшие произведения.
Таким образом, в силу вышеназванных факторов в Санкт-Петербурге собралось огромное количество подлинных памятников культурного наследия. Но кроме того в городе святого Петра хранится множество стилизованных памятников, базирующихся на произведениях древнего искусства.
Соприкоснуться с древнеегипетским искусством в Санкт-Петербурге можно не только посещая залы Эрмитажа и созерцая подлинных сфинксов на Университетской набережной. Представление об искусстве Древнего Египта можно получить, находясь на окраинах Царского Села ( г. Пушкин) у пересечения Петербургского шоссе с Октябрьским бульваром. Там уже более двух веков возвышаются так называемые Египетские ворота, сооружённые в 1827 – 1832 годах как парадный въезд в Буферный парк Царского Села со стороны деревни Кузьмино.
Ворота представляют собой два массивных пилона, соединённых звеньями ограды. Внутри пилонов-башен расположены были караульные служебные помещения, так как ворота служили заставой при въезде в императорскую резиденцию.
Поверхность каждой из башен, сложенных из кирпича, облицована чугунными плитами с тематически разнообразными рельефами, воспроизводящими сцены из жизни и религиозных обрядов древних египтян. К башням примыкают гермы с изображением головы фараона. Двухлицевые гермы соединены штангами, перекинутыми аркой над дорогой. В центре арки подвешен фонарь.
Проект Египетских ворот выполнен архитектором Адамом Менеласом при участии «знатока Востока» художника И. А. Иванова. Декоративное убранство ворот, рельефы, ограда с большой точностью воспроизводит отдельные сцены, фигуры, символы, детали оформления египетских храмов, в том числе таких как Луксор и Карнак. Соединение воспроизведённых образцов, правда, сделано произвольно.
Для «рисования иероглифов в натуральную величину» был заключён договор с художником В. Дадоновым, а на выполнение по ним моделей со скульптором В. И. Демут-Малиновским. В своей работе мастера использовали рисунки художников, сопровождавших армию Наполеона в египетском походе, опубликованные в парижском многотомном издании.
Египетские ворота сильно пострадали в годы Великой Отечественной войны и были восстановлены в 1949 году. Значительные реставрационные работы, в ходе которых памятнику возвращена первоначальная светло-бежевая окраска и воссоздан исторический фонарь, завершены в 2004 году.
Многие петербургские памятники, стилизованные под античность или средневековье, стали безусловными архитектурными шедеврами. Среди них гордо возвышается петербургский Парфенон – Биржа зодчего Тома де Томона и Медный Всадник – памятник Петру Великому в духе римских императоров. Менее известно, но не менее замечательно возведённое в 1912 году в стиле итальянских дворцов эпохи Ренессанса здание Торгового банка на углу Невского проспекта и Малой Морской улицы (дом 7/9) архитектором М. М. Перетятковичем. Лоджии, окна, аркады первого этажа выполнены по мотивам итальянского зодчества той эпохи. Фасады облицованы тёмно-серым гранитом и скульптурными рельефами (скульпторы Л. А. Дирик, В. В. Козлов). В операционном зале – колонны ионического ордера и резной плафон, облицованный жёлтым искусственным мрамором. Здание банка сразу же в народе назвали «Денежным палаццо». Ныне здание занимает центральное агенство воздушных сообщений «Аэрофлота» с билетными кассами аэропорта «Пулково» и издательство «Аврора».
Интересным памятником романского стиля (с элементами модерна) является творение Л. Н. Бенуа и того же М. М. Перетятковича (именно он внёс черты модерна в проект Леонтия Бенуа) – католическая церковь Лурдской Божией Матери в Ковенском переулке (д. 7). Освящён облицованный грубоколотым гранитом костёл былв 1909 году католическим епископом Иоанном (Цепляком).
Черты романского стиля красивое здание Эстонской лютеранской церкви святого Иоанна на улице Декабристов, построенное по проекту академика архитектуры Г. А. Боссе в 1859 – 1860-х годах. Изуродованному в 1930-е годы зданию реставраторы вернули первоначальный облик несколько лет назад.
В ряду стилизованных под иные эпохи архитектурных шедевров нельзя не назвать кирху святого Михаила на Васильевским острове, Буддийский храм Гунзэчойнэй на Приморском проспекте, выдержанный в стиле тибетского храмового зодчества, Соборную мечеть, Хоральную синагогу, выстроенную в мавританском стиле.
Соборная мечеть на Кронверкском проспекте, дом №7, строилась с 1910 по 1913 год (внутренняя отделка продолжалась ещё семь лет) под надзором специально созданного ещё в конце XIXвека Комитета по постройке Соборной мечети во главе с ахун-мударрисом второго петербургского прихода Атауллой Баязитовым (1877-1911) по проекту архитекторов Н.В. Васильева, С.С. Кричинского и А.И. фон Гогена. Главным жертвователем на строительство мечети был Эмир Бухарский Сеид Абдул-Ахаз, генерал-адъютант Свиты Его Императорского Величества. За основу композиции был взят Гур-Эмир – знаменитый мавзолей Тамерлана в Самарканде. Огромный бирюзовый ребристый купол, два стройных минарета стали выразительной деталью застройки Петроградской стороны. Портал облицован изразцами, составляющими традиционные для ислама геометрические узоры. На фасадах – изречения из Корана. Во внутренних помещениях мечети имеется великолепная бронзовая люстра, также покрытая изречениями из Корана. Молитвенное помещение в мечети для женщин отделено от основного пространства с помощью высокохудожественной и высокотехнологичной решёткой-сеткой из бронзы, позволявшей мусульманским женщинам наблюдать за молитвой мужчин во главе с имамом, а самим оставаться незаметными для мужской половины верующих. Проектом намечалась ещё более великолепная отделка интерьера, но эти замыслы получили более скромную реализацию из-за начавшейся Первой мировой войны и последующих революционных событий.
Убранство порталов и купола создано под руководством художника-керамиста П.К. Ваулина. Внутренняя отделка выполнена в традициях мусульманского зодчества. Колонны облицованы искусственным зелёным мрамором, а внешние фасады – серым финляндским гранитом.
Возникновение буддийской общины Санкт-Петербурга было связано с деятельностью бурятского религиозного деятеля и дипломата А. Дорджиева (1853 – 1938). Он освоил буддийскую премудрость в тибетской столице Лхасе и даже стал учителем юного Далай-ламы XIII. В начале ХХ века Дорджиев пытался наладить связи между Россией и Тибетом. Он убеждал российских учёных и государственных деятелей, что легендарная страна всеобщего благоденствия Шамбала, откуда, как считают буддисты, начнётся новая мировая история, находится в России, а русский царь – это правитель Шамбалы. Об этом он говорил при личной встрече самому Императору Николаю IIи, видимо, произвёл впечатление на Государя.
Лама Дорджиев со своими сторонниками приняли решение возвести в Санкт-Петербурге первый в Европе буддийский храм – дацан Гунзэчойнэй. Эта идея была Высочайше поддержана Императором. Храм проектировал архитектор В. Барановский при участии мастеров из Бурятии и Калмыкии, а также группы учёных-востоковедов и художника Николая Константиновича Рериха, вдохновлённого буддийским учением. Финансировал дорогостоящий проект Далай-лама XIIIвместе с российскими буддистами. Богослужения здесь начались уже в 1913 году, в честь 300-летия Дома Романовых. Отделочные работы были завершены лишь в 1915 году.
В Санкт-Петербурге находится главный музей России – Эрмитаж, в стенах которого находятся бесценные коллекции мировой культуры.
В Санкт-Петербурге расположено самое большое в мире собрание русского искусства – Русский музей, в период своего основания называвшийся Императорским Русским музеем имени Императора Александра III.
И Русский музей и Эрмитаж славятся не только своими собраниями картин и скульптур, но и знаменитым на весь мир великолепием своих интерьеров.
Таким образом, неповторимость облику города придаёт сочетание подлинных и стилизованных памятников. В Петербурге у желающих есть возможность изучать шедевры мировой культуры прошлого и настоящего, не покидая города. Преподаватели этим пользуются повсеместно, приобщая своих учеников к культурному наследию великого города. Памятники Санкт-Петербурга изучаются не только в средних общеобразовательных учреждениях, но и в вузах и в учреждениях системы дополнительного профессионального образования.
Надо отметить, что в Петербурге не только жили или живут писатели и поэты. Город населён также литературными героями разных произведений.
Так, в Петербурге было несколько известных великосветских дам, в которых современники находили сходство со старой графиней из повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». Одной из них почитали графиню Н.П. Голицину. В обществе ходила легенда о том, как она подсказала своему проигравшемуся внуку три карты, на которые надо было поставить в игре. Внук с лихвой вернул свой проигрыш. Старая фрейлина Голицына проживала в доме №10 по улице Малая Морская. В повести описана часть интерьера этого дома: вестибюль с мраморной лестницей, камин со столовыми часами «славного Leroy» (на них до сих пор сохранилась надпись «LeroyParis»), альков, две низкие двери, узкий коридор, «витая лестница». В год создания повести А.С. Пушкин жил неподалёку от этого дома, на углу Большой Морской и Гороховой улиц. Наталья Петровна Голицина скончалась в 1837 году на 98-м году жизни, и дом на Малой Морской отошёл в казну, и в нём поселился военный министр А.И. Чернышёв. Остатки лепки герба Чернышёвых на фронтоне дома дожили до настоящего времени.
Игорный дом, который часто посещал герой «Пиковой дамы» Герман, действительно существовал в доме №13 по Невскому проспекту.
Многие адреса Петербурга связаны с героями «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя. Прежде всего, это Невский проспект. По нему прогуливается художник Пискарёв, поручик Пирогов, майор Ковалёв и его знаменитый Нос. Некоторые герои Гоголя как и персонажи произведений Пушкина, живут в Коломне. Это герои герои повести «Портрет» и, вероятно, Акакий Акакиевич Башмачкин из повести «Шинель», которого ограбили, по всей вероятности, на Покровской площади. Н.В. Гоголь одно время жил в «ветхозаветной Коломне», в районе Офицерской улицы.
Некоторые герои произведений М.Ю. Лермонтова тоже имели литературные места в Петербурге. Среди них – Печорин. В романе «Княгиня Лиговская» он едет к своему дому, вероятно, находившемуся по адресу: наб. реки Фонтанки, д.№32. Главный герой повести «Маскарад» приглашает князя Звездина в дом Энгельгардта (Невский, 30). В этом доме проходили балы, музыкальные вечера, позднее – заседания Дворянского собрания. Сейчас в этом доме расположен малый зал Филармонии и вход на станцию петербургского метрополитена «Невский проспект».
В стихотворении Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда» описано здание Министерства уделов (Литейный проспект, дом №37) – нарядный особняк с кариатидами, поддерживающими огромный балкон. Этот дом построил академик архитектуры Г,А. Боссе, тот же, что построил Эстонскую церковь святого Иоанна по Офицерской улице. Министерство уделов и церковь св. Иоанна – это лучшие произведения зодчего.
Некрасов жил на Литейном в доме №36 (где сейчас и находится его музей-квартира), напротив Министерства уделов, и из своих окон видел толпы оборванных «ходоков», крестьян-просителей, с раннего утра подтягивающихся к парадному подъезду министерства.
В поэме Некрасова «Русские женщины» упоминается дом графа Лаваля (Английская набережная, 4) с каменными львами на крыльце – дом, где был литературно-художественный салон, который посещали декабристы.
Однако совершенно особую страницу в истории города занимает Петербург Фёдора Михайловича Достоевского. Он населён литературными героями писателя. Родион Раскольников из романа «Преступление и наказание» часто посещает Сенную площадь. Здесь, перед Успенской церковью (Спас на Сенной) (взорвана в середине 1960-х годов, намечена к воссозданию в 2013-2017годы), он раскаивается после совершённого им убийства. Согласно одной из версий, дом, где ютился в каморке Раскольников, расположен на пересечении Средней Мещанской (ныне Гражданской) улицы и Столярного переулка (ныне улица Пржевальского). Кстати, сам Достоевский снимал в Петербурге квартиры (всего – 20 адресов) именно в угловых домах на пересечении улиц. Подъезд, в котором жил Раскольников, расположен в угловой части двора, ныне у подъезда восстановили крыльцо с козырьком (Гражданская улица, 19/15). Старуха-процентщица жила по адресу: Средняя Подъяческая,15/104, а Сонечка мармеладова из того же романа – на набережной Екатерининского (ныне Грибоедова) канала,73.
Герой повести «Двойник» титулярный советник Голядкин живёт в доме на Шестилавочной улице, а его столоначальник Антон Антонович Сеточкин – в доме у Пяти углов.
А.Н. Толстой в своём романе «Аэлита» прямо называет адрес главного героя, инженера Лося: «Ждановская набережная, 11, во дворе».
Подлинный адрес «Республики Шкид» - школы имени Ф.М. Достоевского из одноимённого романа Л. Пантелеева и Г. Белых – Курляндская улица, 15/31.
Петербург богат адресами многих героев произведений А. Блока, А. Ахматовой, М. Зощенко, В. Набокова, Г. Иванова, Ф. Сологуба, С. Довлатова, М. Веллера и многих других литераторов. К тому же, сам Петербург является героем многих литературных произведений.
В начале ХХ века Петербург – политическая, военная, экономическая и культурная столица Российской Империи – притягивал к себе одарённых молодых людей из различных российских губерний. Получив образование, насладившись великолепием неповторимого города, впитав в себя его дух, они сами становились творцами высокой петербургской культуры. Здесь жили и творили мастера Серебряного века. Многие из тех, кто покинул Россию после октябрьской революции 1917 года (г. Иванов, В. Набоков и др.), сохранили в себе и своих произведениях любовь к великому городу.
В 20-30-е годы ХХ века в Петрограде – Ленинграде кипела творческая работа и создавались новые литературные объединения. В годы Великой отечественной войны и блокады голоса ленинградских писателей передавались по радио на всю страну.
Сложнейшие испытания выпали на долю литературного мира Ленинграда после войны. Многие писатели тогда переехали в Москву (К. Чуковский, А. Толстой и др.). Резкой критике подверглись произведения А. Ахматовой и М. Зощенко. Лидеры страны послевоенного времени – Сталин, а затем и Хрущёв – не любили северную столицу и стремились превратить её в «великий город с областной судьбой». Следствием такой политики было и то, что идеологическое давление на творческую интеллигенцию было в Ленинграде всегда больше, чем в Москве, независимо от того, кто восседал в главном кресле Ленинградского обкома КПСС – Жданов, Козлов, Толстиков, Романов или Зайков. Разве что предпоследний просиживатель обкомовского кресла – Соловьёв – его покинул после выражения себе народного недоверия на выборах народных депутатов СССР, а последний – Гидаспов – вернулся к научной карьере после краха КПСС.
Но несмотря на усилия компартийной номенклатуры дух творчества не покидал литературу города. В 1950-1980-е годы появился так называемый «Самиздат»: запрещённые литературные произведения перепечатывались на машинке или переписывались от руки. Выходили рукописные и машинописные газеты, журналы и альманахи.
Но даже в этих условиях развивались в Ленинграде государственные издательства, которые выпускали русскую и зарубежную классику, научную и учебную литературу, произведения современных авторов и книги для детей.
Ныне в Петербурге действует немало литературных центров (например, Санкт-Петербургское отделение Литературного фонда России на Литейном проспекте, д. 64, Союз писателей Санкт-Петербурга, Петербургское отделение Союза писателей России). Сейчас в Санкт-Петербурге живут и работают свыше 500 профессиональных писателей.
Реальная педагогическая практика петербургских школ свидетельствует, что наиболее активно используется потенциал культурного наследия города святого Петра именно на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и мировой художественной культуры. Многие методисты сейчас пишут об интеграции курсов МХК, литературы, музыки и изобразительного искусства. Это вполне обоснованно, так как все указанные дисциплины имеют общие задачи: 1) воспитание эстетических вкусов школьников; 2) усвоение общечеловеческих и традиционных национальных ценностей; 3) развитие творческого потенциала личности; 4) развитие логического и целостного мышления. Из анализа целей обучения МХК, изобразительного искусства и истории Санкт-Петербурга видно, что их можно свести к общему знаменателю: 1) формирование духовного мира школьников; 2) неукоснительное стимулирование способности учащихся целостно воспринимать окружающий мир во всём его многообразии.
Однако при общности целей и задач нельзя избежать отличий. В курсе истории и культуры СПб акцент ставится на практические умения и навыки ориентации в городской среде, пользования картами города, работы со справочной литературой и краеведческими источниками. МХК и изобразительное искусство ориентируют учащихся на ценностно-личностное, духовно-нравственное развитие.
Сам город является объектом изучения и на уроках МХК, и на уроках изобразительного искусства, и на уроках истории и культуры города, только в краеведческом курсе Петербург изучается комплексно (хозяйство, управление, география, демография и т. п. ). Культура является лишь одним из аспектов изучения города. В курсе МХК город выступает как пространство культуры, как феномен, а не только как огромный склад шедевров, акцент делается на вкладе Санкт-Петербурга в мировую культуру.
Взаимосвязь МХКи истории и культуры СПб в петербургских школах нашла своё практическое воплощение. Так, в 9 классе изучают историю и культуру СПб, а в 10-11 классе – МХК. Нередко указанные предметы ведёт один педагог. Однако не всегда удаётся здесь избежать дублирования изучаемого материала.
Так, в учебнике МХК для 11 класса Л. Г. Емохоновой урок №11 «Специфика русского барокко» целиком построен на изучении архитектурных шедевров, созданных Варфоломеем Растрелли, которые находятся в Петербурге. А где им ещё находиться, если Двор и высший свет – главные заказчики – находились в Санкт-Петербурге, а в весьма провинциальной тогдашней Москве творили зодчие куда более скромных дарований. Главные шедевры великого обрусевшего итальянца – Зимний и Екатерининский дворцы и Смольный монастырь.
Урок № 18 того же автора – «Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира». – построен опять-таки на изучении петербургского архитектурного материала, даже ампирный интерьер рассматривается на примере Белого зала Михайловского дворца в Петербурге.
Урок № 19 «Классические каноны в русской академической живописи» знакомит учащихся с творчеством великого петербуржца Карла Павловича Брюллова.
Урок № 17 «Образ «идеального» города в классических ансамблях Парижа и Петербурга» представляет вниманию учащихся творчество архитекторов Джакомо Кваренги и Андреяна Дмитриевича Захарова. Материалы уроков об архитектуре модерна также содержат некоторую часть петербургского материала наряду с московским и иностранным.
Архитектура начала ХХ века оставила нам немало памятников как ув Петербурге, так и в Москве. Здесь выбор конкретных памятников зодчества зависит от авторов курсов и самих педагогов. Трудно решить, что ценнее: «Дом книги» (Торговый Дом компании «Зингер») архитектора П. Ю. Сюзора в Петербурге или Ярославский вокзал в Москве архитектора Ф. О. Шехтеля. Для МХК важна художественная ценность объекта, выраженность черт архитектурного стиля. Для истории города важен другой критерий отбора – значимость в истории города и ценность объекта для горожан.
Здесь напрашивается решение для избежания дублирования – выбор одного и того же объекта для изучения, но с разных «сторон» на уроках МХК и истории и культуры СПб. Например, оба предмета планируют знакомство школьников с Зимним дворцом. Школьники в рамках краеведческого курса в 6 классе получают общее представление о Зимнем дворце: его местоположении, имени архитектора, назначении дворца, название и назначение ряда его помещений (Посольской и Иорданской лестниц, Георгиевского (Тронного) зала, Военной картинной галереи 1812 года. В последующих классах средней школы школьники расширяют диапазон представлений об ансамбле Зимнего дворца: интерьеры залов, весь эрмитажный комплекс, уникальное собрание картин, фарфора, древних редкостей, весь ансамбль Дворцовой площади.
В отличии от программы Емохоновой в других авторских курсах МХК Санкт-Петербургу и его наследию уделяется меньше времени, поэтому учитель на уроках по этому предмету может использовать местный краеведческий материал. Например, выдающемуся ансамблю Павловска не уделяется обычно учебное время на уроках МХК, но это совершенно несправедливо. Для учащихся петербургских школ целесообразно на основе полученных краеведческих знаний на уроках МХК продолжать расширять их и осмысливать Павловский дворцово-парковый комплекс как величайший памятник русского романтизма.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ:
1. Ашимбаева Н., Бирон В. Музей Достоевского в Санкт-Петербурге. СПб.: Лицей, 1999.
2. Басина М. Жизнь Достоевского. Документально-художественная повесть. Сквозь сумрак белых ночей. СПб.: Издательство Пушкинского фонда, 2004.
3. Пушкин и его современники. Сб. научных трудов. Выпуск 4 (44). Издание РАН и Института русской литературы (Пушкинского Дома). СПб.: Гуманитарное агенство «Академический проект», Издательство СПбИИ РАН «Нестор-История», 2005.
4. Тен В. Последнее дело Пушкина. СПб.: Издательство И. В. Кирьянова, 2009.
5. Ваксер А. З. Ленинград послевоенный. 1945-1982. СПб.: Издательство «Остров», 2005.
6. Рабинович А. Большевики у власти. М.: Новый хронограф, 2008.
7. Художественные надгробия в собрании Государственного музея городской скульптуры. Научный каталог. Том 1.Благовещенская и Лазаревская усыпальницы. СПб.: 2004.
8. Художественные надгробия в собрании Государственного музея городской скульптуры. Научный каталог. Том 2. Некрополь мастеров искусств. СПб.: 2005.
9. Художественные надгробия в собрании Государственного музея городской скульптуры. Научный каталог. Том 3. Некрополь XVIIIвека. СПб.: 2006.
10. Памятники архитектуры Ленинграда. Л.: Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам. 1958 г.
11. Грабарь И. История русского искусства. Выпуск 10. М.: Издание Кнебель.
12. Государственный Русский музей. Научно-популярный фильм. Госфильмофонд СССР, 1962-1963 гг. На 2-х DVD.
13.Демидов В., Кутузов В. «Ленинградское дело». Л.: Лениздат, 1990.
14.Санкт-Петербург: архитектурные стили. Пособие по истории города. СПб.: Корона-принт, 2008.