ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ВЕЛИЧАЙШЕМ РУССКОМ ИКОНОПИСЦЕ
ПРЕПОДОБНОМ АНДРЕЕ РУБЛЕВЕ
Федоренко Андрей Александрович
ЦЕЛЬ СТАТЬИ: ОЗНАКОМИТЬ ЧИТАТЕЛЕЙ С ТЕМИ СВЕДЕНИЯМИ ОБ АНДРЕЕ РУБЛЁВЕ, КОТОРЫМИ РАСПОЛАГАЕТ О НЁМ ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА.
Святой Андрей Рублёв был канонизирован (причислен к лику святых) на поместном соборе Русской Православной церкви, посвящённом 1000-летию Крещения Руси, проходившим 6-9 июня 1988-го года в Троице-Сергиевой Лавре.
Однако уже на миниатюрах рукописей XVIвека св. Андрей изображается с нимбом (Остермановский летописец; лицевое житие св. Сергия конца XVIвека из бывшего собрания Троице-Сергиевой Лавры). Приводимые источники удостоверяют, что уже в XV-XVIIIвеках никто не сомневался в святости Андрея Рублёва, как и в высокой праведности его «сопостника» Даниила Чёрного. Согласно традиции, вТроице-Сергиевом монастыре память преподобного Андрея совершалась 4 июля, в день памяти Андрея Критского (Сергеев В.Н. Рублёв. М., 1986, с. 109).
Свидетельство о духовном признании святости преподобного Андрея находим в Строгановском иконописном подлиннике (конца XVIвека). Этот подлинник был составлен в среде придворных изографов и пользовался самим широким признанием и авторитетом. Подлинник сообщает: «Преподобный отец Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублёв многие святые иконы написал, все чудотворные…а прежде живяще в послушании у преподобного отца Никона Радонежского. Он повеле при себе образ написати пресвятые Троицы, в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу…» (Цит. По сборнику: Русская культура XI- XVIIIвеков. М., 1968.). Имя святого Андрея вместе с именем Даниила встречаются в древних месяцесловах (Ф Буслаев. Исторические очерки русской народной словесности и искусства.Т.2., 1861).
Место погребения святых иконописцев помнили до начала XVIIIвека. Согласно сведений, изложенных Брюсовой В.Г. в журнале «ВОПРОСЫ ИСТОРИИ», №1, 1969 г., Андрей Рублёв и Даниил Чёрный были похоронены в Спасо-Андрониковом монастыре под старой колокольней, которая находилась к северо-западу от западной стороны Спасского собора, но для уточнения её местонахождения требуются специальные археологические изыскания. В ряде церковных СМИ пару лет назад были сообщения о нахождении фрагментов скелетов предположительно двух человек недалеко от Спасского собора, но дальнейшего развития этой темы почему-то не наблюдалось.
Уже в XVIIIвеке были забыты многие православные традиции, в том числе традиция канонического иконописания. В иконописи тогда утвердился иной стиль, представляющий из себя синтез западноевропейской реалистической живописи эпохи Просвещения с элементами плоскостного древнерусского стиля. Типичный образец такого стиля – иконы из Николо-Богоявленского Морского собора Санкт-Петербурга и дворцовой церкви святой Екатерины в Царском Селе письма крепостных иконописцев Пафнутьево-Боровского монастыря Калужской губернии братьев Колокольниковых – Федота, Мины и Ивана. Этот период был неблагоприятным для сохранения памяти о святых иконописцах. Имя Рублёва сохранялось преимущественно в узком мире старообрядческих богомазов (см. старообрядческий Клинцовский иконописный подлинник).
Известность стала возвращаться к имени Андрея Рублёва в начале ХХ века в связи с раскрытием и реставрацией В. П. Гурьяновым в 1905 году иконы «Святая Троица» из Троице-Сергиевой Лавры (В.П. Гурьянов В. П. Две местные иконы Св. Троицы из Троицкого собора Свято-Троице-Сергиевой Лавры и их реставрация. М., 1906). Тогда впервые были сделаны фотографии знаменитой иконы без ризы.
Источники, сообщающие о святом Андрее Рублёве, очень немногочисленные. Это житие преподобного Никона Радонежского, краткой и пространной редакции (ПСРЛ, т.VI, с.138); «Отвещание любозазорным» святого Иосифа Волоцкого (Великие Минеи-Четьи), «Сказание о святых иконописцах» (Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т.2, 1861, с. 379-380), конца XVI-XVIIвеков, летописные упоминания (Тихомиров М. Н. Андрей Рублёв и его эпоха // Сборник: Русская культура XI-XVIIвеков. М., 1968. С. 206-225); изображение Андрея Рублёва на миниатюрах жития преподобного Сергия Троице-Сергиевой Лавры (изданы в прорисях в начале ХХ века М. и В.И. Успенскими), хранящихся В Библиотеке Академии Наук в Санкт-Петербурге, запись о могиле св. Андрея, нач. XIXвека (Брюсова В. Г. Спорные вопросы биографии Андрея Рублёва // Вопросы истории, 1969, №1); упоминания в месяцесловах (там же).
Сведения о святом Андрее в перечисленных источниках представляют собой в основном краткие вставки общего характера или отдельные упоминания. Самостоятельного жития святых нет, хотя признание его святости по этим источникам является вполне очевидным. Совершенно очевидна и слава Рублёва уже при своей жизни. На миниатюре жития Сергия Троице-Сергиевой Лавры изображена группа старцев во главе с игуменом Александром, приглашающим Рублёва расписывать церковь Спасо-Андроникова монастыря, там же мы видим иконописца Андрея в монашеском одеянии, на лесах, пишущим икону Спаса Нерукотворенного, по сторонам – толпы монахов: «и подписаниемъ чюдным своима рукама оукрасиша в память отецъ своихъ еже и доныне всеми зрится въ славоу Христоу Богоу» (Цит. По Н. Пунин. Андрей Рублёв // Аполлон, №2, 1915).
В миниатюрах жития того же святого (хранящиеся в БАНе) изображён Андрей перед толпой пришедших к нему чернецов, причём около нимба Рублёва написано «Андрей», как бы в знак особенной важности присутствия на миниатюре именно этой фигуры «иконописца преизрядна, всех превосходяща во премудрости зельне и седины честны имая». В житии преподобного Никона, составленном Пахомием Логофетом, сказано: «Умолена быша от него чюднии добродетельнии старцы и живописцы Данил и Андрея предпомянутый». Рублёву совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца было поручено расписать каменную церковь Благовещения «на князя великого дворе» (Никоновская летопись. III. 257; Софийский временник. I. 405). Наконец, Стоглавый собор ссылается на письмо Рублёва как на каноническое, единственно достойное подражания. Преподобный Иосиф Волоцкий, желая примириться с тверским князем Феодором Борисовичем, «начать князя мздою утешати, и посла к нему иконы Рублёва письма и Дионисиева». В Строгановском иконописном подлиннике иконы Рублёва определялись как чудотворные. Рублёва именуют преподобным за 500 лет до официальной канонизации на Поместном соборе 1988 года.
Произведения св. Андрея – иконы и росписи – важнейшие дополнения к скудным историческим сведениям о преподобном. Согласно известному постановлению VIIВселенского собора, Православная Церковь почитает образ наряду с крестом и Евангелием, поэтому создание иконы является подвигом благочестия, предполагающим благодатную помощь свыше. Следовательно, подвиг благочестия может перерасти в святость. Отсюда появление особого чина в православной иерархии святости – чина святых иконописцев во главе со святым апостолом и евангелистом Лукой. В Русской Церкви к лику святых иконописцев причислены святой Алипий Печёрский, преподобный Дионисий Глушицкий. Иконописцами были святитель Пётр Московский и епископ Пермский Стефан, друг Святого Сергия Радонежского. Величайшим русским иконописцем был и святой Андрей Рублёв. Его основные произведения: иконостас и росписи Благовещенского Собора в Московском Кремле (1405 год), росписи и иконостас Успенского собора во Владимире (1408 год); икона «Богоматерь Владимирскоая» для Успенского собора во Владимире; росписи и иконостас Успенского собора в Звенигороде (конец XIV-начало XVвека); деисусный чин из Собора Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре (нач. XVвека); росписи и иконостас Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре (20-годы XVвека); икона Святой Троицы в том же соборе; росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве (нач. 20-х годов XVвека). Большинство из них выполнены совместно с другим мастером, однако на всех этих произведениях, созданных в духе христианского братского единства и подвижничества, лежит несомненная печать святости, которую мы в первую очередь связываем с именем святого Андрея Рублёва, сообразно с тем, что нам известно о нём и его сподвижниках.
Самым знаменитым из его произведений является его икона «Святая Троица». Современные специалисты единодушны в признании авторства Рублёва. К сожалению, кроме вышеперечисленных, других его произведений не сохранилось.
О происхождении Рублёва мало известно, здесь некоторый свет может пролить только наличие у него прозвища («Рублёв»), которое сохранилось за ним в монашестве. Вероятно, Рублёв – это родовое прозвище, то есть фамилия, имеющая традиционное для русского языка окончание. В эпоху Андрея Рублёва, а также и значительно позже, фамилии носили только представители высших слоёв общества (Никонов В. А. Имя и общество. М., 1974. С. 167-169), что заставляет предполагать его происхождение из образованных кругов. Ещё в середине XIXвека М. И. Снегирёв допускал возможность псковского происхождения иконописца из боярского рода Рублёвых, один из представителей которого, боярин Андрей Семёнович, был послом от Пскова к Ивану IIIв 1486 году. (Псковская летопись).
Источники отмечают необыкновенную мудрость Андрея Рублёва.
Год рождения Рублёва неизвестен. Предполагают, что он родился около 1360 или 1370 годов. Его имя впервые упоминается в летописи в 1405 году: «а мастеры бяху Феофан иконник Гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублёв». В летописной записи он упоминается на последнем (третьем) месте. Следовательно, он был младшим из мастеров. Обучение начинали с раннего детства и профессионализма достигали рано. Исключительно высокое качество творений преподобного Андрея и глубокое проникновение в духовный смысл изображения заставляет ставить вопрос о месте обучения Андрея иконописному искусству.
В настоящее время стало возможным полагать, что св. Андрей мог учиться и работать в Византии и Болгарии. В Константинополе, на Афоне и в других местах Балкан имелись русские иконы и, в свою очередь, писали иконы на заказ для Руси. Так святой Афанасий Высоцкий, ученик святого Сергтя Радонежского, проведший в Константинополе целых 20 лет, в 1392 году доставил на Русь знаменитый «Высоцкий чин» - ряд деисусных икон, написанных специально для основанного им Серпуховского Высоцкого монастыря. Все специалисты сходятся в том, что Андрей должен был знать эти иконы. Известно, что иконописцы иногда сопровождали послов, отправляемых в Константинополь.
Во фреске «Земля и море отдают мертвецов» во Владимирском Успенском соборе (1408 год) письма Андрея Рублёва имеется изображение византийского корабля: мачты, реи, корпус корабля, флаг на корме – всё написано с таким живым знанием дела, какое трудно представить в сухопутной Руси. Можно предположить одно из двух: либо Андрей сам был на море (в Византии?), либо перенял эти сведения от византийского художника. Согласно одной из основных гипотез св. Андрей – ученик знаменитого Феофана Грека. Если же Андрей и не был непосредственным учеником Феофана, то несомненно внимательно наблюдал как работает знаменитый грек.
Св. Андрей жил в эпоху крупных исторических событий. Он был свидетелем и, возможно, участником некоторых из них. В 1380 году произошла кровавая Куликовская битва. В 1382 году Москву захватил и разорил Тохтамыш. В 1395 году Русь подверглась нападению Темир-Аксака (Тамерлана) и только чудесное вмешательство небесных сил в лице Божией Матери спасло Москву от разорения. Вполне вероятно, что эти и другие подобные потрясения повлияли на выбор монашеского пути, сделанный святым Андреем.
Место пострижения св. Андрея достоверно неизвестно, но вся его жизнь была связана с двумя монастырями – Троице-Сергиевом и Спасо-Андрониковом в Москве. Предание, восходящее к концу XVIвека, видит в св. Андрее духовного сына св. Никона Радонежского. Однако современные исследователи полагают, что постриг он принял, скорее всего, в спасо-Андрониковом монастыре (Брюсова В.Г. Спорные вопросы биографии Андрея Рублёва // Вопросы истории, 1969, №1). Эти две версии не противоречат друг другу по существу, поскольку два монастыря были тесно связаны между собой. Возможно, Андрей был в послушании у Никона, когда трудился в Троицком монастыре, и воспоминания об этом, естественно, сохранились. Рублёву приходилось выполнять заказы митрополита и великого князя, поэтому он и находиться должен был в одном из московских монастырей, а именно – в Спасо-Андроникове. По духу св. Андрей несомненно был учеником св. Сергия, то есть приверженцем Троичного богословия святого Сергия Радонежского.
Пребывая в Спасо-Андрониковом монастыре, инок Андрей жил в духовной среде Сергиевых учеников, с которыми он тесно общался во время поездок, связанных с выполнением заказов. По-видимому, Андрей знал и святого Савву Сторожевского, поскольку на рубеже веков (XIV-XV) работал в Звенигороде и несколько позднее в самом Саввино-Сторожевском монастыре. Должен он был знать племянника святого Сергия, святителя Феодора, архиепископа Ростовского, бывшего раннее игуменом в Симонове монастыре, находившемуся рядом с Андрониковым. Другой игумен Симонова монастыря, друг и собеседник Сергия, Кирилл ушёл в 1392 году на Белоозеро, но как личность он, несомненно, был известен иноку Андрею. Непосредственным учеником преподобного Сергия был основатель и первый игумен Андроникова монастыря преподобный Андроник. Из Троицкого в Андроников переходили некоторые монахи, среди которых был Ермола-Ефрем, давший средства на постройку каменного храма, и будущий игумен, с которым инок Андрей также находился в тесных отношениях (Воронин Н. Н. Зодчество северо-восточной Руси XII-XVвеков. Т.2. М., 1962, с. 326-330). Несомненно, Андрей знал непосредственного Сергиева ученика Епифания Премудрого, автора первого жития св. Сергия Радонежского. Еиифаний оставил нам первоначальные сведения об Андрониковом монастыре и о Феофане Греке. Об Андрее Рублёве он ничего не писал, но это не удивительно – Рублёв был современником и почти ровесником Епифания. Кроме Епифания Андрей знал знал и других высокообразованных людей своего времени, среди которых надо назвать прежде всего святителя Киприана, Митрополита Московского. Киприан прошёл школу афонского подвижничества и его духовный мир был близок Андрею. Киприан был исихиастом, учеником святого патриарха Филифея – ученика святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Киприан, болгарин по национальности, был родственником святителя Евфимия, патриарха Тырновского, ученика Григория Синаита (Салтыков А. А., протоиерей. О значении ареопагитик в древнерусском искусстве // Древнерусское искусство XV- XVIIвеков. М., 1981, с.15, 19, 24). Св. Иосиф Волоцкий дал совершенно исихиастскую характеристику характеристику преподобному Андрею и его «сопостнику» Даниилу (Великие Минеи-Четьи, сентябрь,9, стлб. 557-558).
Несомненно, инок Андрей знал и другого высокообразованного человека – св. Митрополита Фотия, сменившего умершего в 1409 году Киприана. К приезду Фотия Андрей и Даниил расписывали в 1408 году кафедральный митрополичий собор во Владимире. Фотий был высокодуховным иерархом, но принадлежал к другому богословскому направлении в православии – он был варламитом, не одобрявшим исихастские убеждения своего предшественника.
Как человеку, разделявшему исихастские взгляды, Андрею должны были быть известны переведённые на славянский язык творения святого Григория Синаита. В круг чтения просвещённого человека того времени входили «Богословие» святого Иоанна Дамаскина, «Шестоднев» Иоанна, Экзарха Болгарского, «Толковая Палея», труды Псевдо-Дионисия и др.
Летописное сообщение назвало дату начала росписи Владимирского Успенского собора: «Того же лета маия в 25 начата бысть подписывати великая и соборная церкви Пресчистыя Володимирская повелением великого князя, а мастеры Данило-иконник да Андрей Рублёв»(ПСРЛ, т.18, с.154). Росписи этой придавалось огромное значение, т.к. Владимир продолжал считаться городом – резиденцией Митрополита, поэтому митрополичий собор должен был обладать росписями, достойными высокого посланца Константинопольской Церкви и показать достоинство Русской Церкви.
Много споров среди исследователей вызывал вопрос о том, кто же был учителем Рублёва. В «Отвещании» святого Иосифа Волоцкого преп. Андрей именуется учеником Даниила («Преподобного Иосифа Волоколамского отвещание любознательным и сказание вкратце о святых отцех, бывших в монастырех иже в Рустей земли сущих. // Чтения в обществе истории и древностей Российских (ЧОИДРЛ), №7, с. 12). Но источник этот является довольно поздним и по мнению крупнейшего российского искусствоведа и историка искусств (или как говорили в советские годы – историка материальной культуры) В. Н. Лазарева «это утверждение позднего источника носит беспочвенный характер» (Лазарев В. Н. Андрей Рублёв и его школа. М.,1966, с. 14). Даниил Чёрный был несомненно старше Андрея Рублёва, но фактические данные скорее противоречат возможности учительства Даниила: среди мастеров, расписывавших в 1405 году кремлёвский Благовещенский собор, отсутствовало имя Даниила, но зато стояли имена Феофана Грека, Прохора с Городца и Андрея Рублёва, а имя Даниила всплывает в летописном упоминании лишь в 1408 году в связи с их совместными трудами по росписи Успенского собора во Владимире. Ясно, что Даниил был другом Андрея и составлял с ним общую артель. Учителем же Рублёва мог быть только старец Прохор с Городца. Само наименование в летописи Прохора старцем говорит о его преклонном возрасте. Предание о тесных духовных узах святого Андрея и Даниила бережно сохранялось на протяжении XVвека и было записано Пахомием Сербом в «Сказании о положении мощей святого Сергия», составленном на основе Жития св. Сергия Радонежского Епифания Премудрого, и святым Иосифом Волоцким со слов бывшего игумена Троице-Сергиевой Лавры Спиридона.( Сомнение в этом тексте вызывает лишь именование Андрея учеником Даниила по вышеуказанным мотивам.) В «Книге о Св. Сергии» мы читаем: «Нужно же и се нам есть помянути: и чюдно, како исполнися желание преподобного отца настоятеля Сергия, умолени бо быша от него чюднии добродетелнии старци живописцы, Даниил и Андрей предпомянутый, иже присно духовно братство и любовь к себе велику стяжавше и яко украсиша подписанием церковь сию и конец своего богоугодного жития и блаженнаго, и тако к Господу отъидоша, во зрении друг со другом, в духовном союзе, яко же и зде пожиста и сие писание конечное в память свою оставиша, яко же всеми зрится» («Книга о Сергии» . Цит. По В. Н. Лазарев. Андрей Рублёв…с. 76).
В повести о начале Спасо-Андроникова монастыря, вставленной в Житие святого Сергия Радонежского содержатся сведения о кончине Святого Андрея Рублёва. Там говорится, что после смерти игумена Андроника (+13 июня 1374 года) во главе монастыря стал игумен Савва (+между 1410 и 1420 годами), а затем Александр (+не ранее 1427 года). Далее там описываются события, произошедшие при игумене Александре: «По времени же в оной обители бывшу игумену Александру, ученику предупомянутого игумена Савы, мужу добродетелну, мудру, изрядну зело. Так же и другому старцу его именем Андрею, иконописцу преизрядну, всех превосходящему в мудросте зелне, и седины честныя имея, и прочии мнози. Сима добре строящима обитель благодатию Христовою и сотворше совт благ с братию и Богу помогающу создасти в обители свою церковь камену зело красну и подписаниемъ чудным своими руками украшена в память отецъ своих, си же до ныне всеми зрится» (Н. Тихонравов. Древние жития святого Сергия, вып. 2, М., 1892).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алпатов М.В. Андрей Рублёв. М.-Л., 1943.
2. Айналов Д. История русской живописи. Вып.1. СПб., 1913.
3. Буслаев Ф. И. Древнерусская литература и православное искусство XV- XVIIвеков. СПб., 2001.
4. Брюсова В.Г. Спорные вопросы биографии Андрея Рублёва // Вопросы истории, 1969, №1.
5. Воронин Н.Н. Зодчество северо-восточной Руси XII-XVвеков. Т.2 М., 1962.
6. Вздорнов Г.И. Феофан Грек. Творческое наследие. М., 1983.
7. Великие Минеи-Четьи, май, сентябрь, ноябрь.
8. Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве. М., 1914.
9. Клибанов А. И. К характеристике мировоззрения Андрея Рублёва // Сб.: Андрей Рублёв и его эпоха. М., 1971.
10. Лазарев В.Н. Андрей Рублёв и его школа. М., 1966.
11. Полное Собрание Русских Летописей. Т.VI, XVIII.
12. Сергеев В Н. Рублёв. М., 1986.