Духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с традициями семьи, народа Куликова Татьяна Александровна, ГБДОУ д/с №43 Выборгского района Санкт-Петербурга, воспитатель. �Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия, справедливости, - являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности укрепляют наше Отечество, формируют национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют нашей стране сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность�. Д.А. Медведев, заместитель председателя Совета безопасности Российской Федерации Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность и значимость темы В настоящее время проблема духовно-нравственного развития личности, имеющая непреходящее значение, приобретает особую актуальность. Никакие социально-экономические и политические реформы в России не могут быть успешно реализованы без духовного возрождения общества. Согласно приоритетам Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 года, система российского образования призвана обеспечить: воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов; формирование общей культуры личности и межличностных отношений подрастающего поколения. Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовнонравственным ценностям российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается, что базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи. Стратегия развития дошкольного образования на современном этапе, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подчеркивают важность приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Однако в образовательной практике возникает ряд противоречий: между внедрением в дошкольную педагогику системы духовно-нравственных категорий и понятий, необходимостью духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников в условиях дошкольной организации и недостаточной разработанностью научного, методического и кадрового обеспечения этого процесса; между необходимостью обеспечения преемственности содержания образования в рамках реализуемых образовательных программ различных уровней, то есть - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования и реальными возможностями их реализации с учетом принципа интегрированности программ духовно-нравственной направленности в целостный образовательный процесс в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Основы понятий духовно-нравственного воспитания Нравственность, мораль возникли на заре формирования общества как условия для выживания семьи и рода. Человек не смог бы противостоять силам природы без взаимной помощи, без обязанностей перед своим родом. Самопожертвование, готовность защитить потомство, уважение к другим – вот далеко не полный перечень правил и норм, которыми руководствовались люди. Нравственность регулирует человеческие взаимоотношения. Она существует в религиозных заповедях, мудрых притчах, народных пословицах, указывающих, как следует поступать, а как - нет. Соблюдая нормы нравственности, человек содействует общественной жизнедеятельности, действует в интересах общества, к которому принадлежит. �Золотое правило нравственности� — общее этическое правило, которое можно сформулировать так: не делайте другим то, что вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили. Золотое правило нравственности издревле известно в религиозных и философских учениях Востока и Запада, лежит в основе многих мировых религий и является основополагающим мировым этическим принципом. Здесь мы вплотную подходим к трактовке таких понятий, как нравственность, мораль, этика, добропорядочность, соблюдение приличий и т.д. Оставим это на откуп профессиональным философам и специалистам в области общественных наук, которые соревнуются в определениях. Каждое время оставило свои толкования нравственности. Еще Аристотель утверждал: �...нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека� В понимании В.И. Даля �учение о нравственности, - правила для человеческой совести и воли�. По А.Н. Леонтьеву �нравственность это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами�. Но во всех случаях нравственное существование более важно, нежели вещественное, потому что оно определяет конкретные поступки в отношении окружающих людей. О наличии нравственного начала в человеке можно судить в случае, если эта нравственность является душевной потребностью, когда она контролируется личными принципами и воззрениями, которые и есть основа нравственного воспитания. Важнейшими критериями нравственности могут быть взгляды человека, этические принципы, ценностные ориентации, поступки в отношении окружающих людей. Отсюда следует, что нравственным может считаться человек, для которого нормы морали являются привычными формами поведения. Привычное поведение вырабатывается при условии многократного повторения. Оно даёт возможность человеку в равных, похожих условиях поступать всегда так, как необходимо. Однако мы живем в мире, который полон противоречий, где золотому правилу нравственности противопоставлены дремучий эгоизм, страсть к наживе, склонность к насилию и порокам, ложь и предательство. К сожалению, приходится встречать и такие реалии жизни. Надо признать: все это – либо результат ошибок в воспитании, либо целенаправленная работа на разрушение личности. Вот почему особую значимость следует придать словам героини – педагогу по профессии из фильма Э. Рязанова – о том, что ошибки педагога не столь очевидны, потому что они могут сказаться через многие годы. Известно, что современный ребенок растет в многоплановой социальной, природной, культурной среде, которая не ограничивается рамками семьи. С малых лет ребенок слушает радио, смотрит телевизор, выходит на прогулку, где общается с разными по возрасту и полу людьми, и т.д. Все это окружение в той или иной степени влияет на развитие ребенка, т.е. становится фактором воспитания. Многофакторность нравственного воспитания Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений (детского сада, школы, изостудии, спортивной секции и т.д.). Ни один из воспитателей маленького ребенка, будь то родные люди или педагоги детского сада, не могут воспитывать его изолированно друг от друга – необходимо согласование целей, содержания воспитательной деятельности, средств и методов ее осуществления. В противном случае получится, как в известной басне И.А. Крылова �Лебедь, рак да щука�. Несогласованность требований и подходов к воспитанию приводит ребенка в смятение, утрачивается чувство уверенности и надежности. Семья для ребёнка — это место, где ребёнок родился и основная среда обитания на протяжении всей его жизни. В семье у ребёнка находятся только самые близкие люди, которые понимают его и принимают таким, какой он есть. В широком смысле слова семья-это особая группа лиц, которая связана между собой не только духовными и материальными ценностями, но и кровно-родственными отношениями. Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают и защищают ребёнка. В семье могут формироваться все личностные качества. Семья — это довольно сложная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, детей между собой. Семейное воспитание — это систематическое, целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада в целом. На семейное воспитание влияет не только такая важная часть, как наследственность, но и биологическое (природное) здоровье как детей, так и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, а также только положительное отношение к ребёнку. Всё это переплетается и в каждом случае проявляется по-разному. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, потому что �проводником� семейного воспитания является родительская любовь к детям, которая вызывает ответные чувства детей к своим родителям. Однако семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, являются: •неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток или недостаток вещей, приоритет материального благополучия над духовными потребностями растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики; •- бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей; •- авторитаризм либо �либерализм�, безнаказанность и всепрощенчество; •- безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье; •- отсутствие нормального психологического климата в семье; •- фанатизм в любых его проявлениях; •- безграмотность в педагогическом отношении, противоправное поведение взрослых. Сказанное выше вовсе не означает, что эти воздействия невозможно преодолеть и переломить ситуацию коренным образом. Работа и взаимодействие с семьями. Сотрудничество детского сада и семьи Поэтому необходимо иметь реальную картину об особенностях структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника и выработать тактику общения с каждым родителем. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Родителей можно условно разделить на три группы: - Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательном и образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения. - Родители – наблюдатели: равнодушные, живущие по принципу детский сад – камера хранения ребенка на время, пока взрослые занимаются своими делами. - Родители – критически настроенные и предъявляющие завышенные требования к воспитателям, дошкольному учреждению в целом и желающие переложить ответственность по воспитанию на других. С учетом этих особенностей в особое внимание надо уделять индивидуальной работе с семьёй, так как воспитательные задачи нельзя решить без привлечения семьи. Только совместными усилиями можно достичь определённых результатов в развитии и воспитании ребёнка, поэтому следует: - направлять семейное воспитание на всестороннее развитие ребенка; - оказывать помощь родителям в определении методов и приёмов воспитания детей; - развивать у родителей положительное отношение к детскому саду, обучению детей, доверие к педагогу; - укреплять авторитет родителей в семье; - помогать родителям в руководстве учебной работы в домашних условиях; - тактично руководить педагогическим самообразованием родителей, развивать у них стремление к самосовершенствованию. Встречи с родителями — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. Воспитатель беседует с родителями о его характере ребенка, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к учебе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Родительское собрание - это не просто форма связи семьи и дошкольного учреждения. Это еще и возможность передачи важной педагогической информации, когда воспитатели могут ответить на вопросы родителей, дать индивидуальный совет, рекомендации. Каждое собрание требует тщательной подготовки, своего сценария, своей программы. И здесь нет мелочей, всё важно, начиная с оформления группы, выставки творческих работ детей и завершая совместно приготовленным приглашением для родителей с указанием вопросов на предстоящей встрече. Работая над подготовкой нельзя забывать о минутке благодарности, отметить каждого родителя, найдя в нем индивидуальную изюминку в воспитании сына ли дочери. Основным материалом проведения собрания бесспорно, должен стать диалог, ведь у детского сада и семьи одни проблемы, отсюда задача встреч педагогов и родителей - искать совместные пути их решения. При этом важно помнить о том, что хвалить лучше прилюдно, а порицать целесообразно наедине, тем более, если речь идет о таких деликатных сферах, как нравственность, мораль, этика. Как мы видим, существует несколько типов семей и моделей семейных взаимоотношений. Есть неблагополучные семьи, неполные семьи. Зачастую в этих семьях созданы неблагоприятные условия для развития ребенка, его нравственных качеств, и поэтому большую часть функций воспитания и обучения детей в этой семье берет на себя дошкольное воспитательное учреждения. Детский сад, заменив семью, точнее, вместо семьи стал решать проблемы социализации личности. Средства нравственного воспитания В.А. Сухомлинский рассматривал в качестве цели нравственного воспитания обучение детей азбуке морали. Он обосновал основные положения данной азбуки: Каждый человек живет среди людей. Он должен помнить, что любой поступок, любое желание, отражается на окружающих. Необходимо знать, что есть различие между “хочу” и “можно”. Нужно проверять собственные поступки, задавая вопрос самому себе: “не делаю ли зла, неудобства для людей?” Делай все на благо окружающих. Каждый человек пользуется благами, созданными другими. Плати людям добром за то, что они создают счастливое детство. Все насущные блага и жизненные радости создаются кропотливым трудом. Без труда невозможно честно жить. Нужно проявлять доброту и чуткость по отношению к другим людям, помогать слабым и беззащитным, попавшим в беду, не причинять зла, уважать и почитать родителей. Нельзя быть равнодушным, нужно бороться против зла, обмана и жестокости. Азбука В А. Сухомлинского о нравственной культуре помогает ребятам осознавать смысл понятий “добро”, “зло”, честь“, “бесчестье”, “справедливость” и “несправедливость”. Рассмотрим основные средства нравственного воспитания: Природа. Общение с природой, тесная связь с ней, исследование природных явлений вызывает у человека гуманные чувства, желание заботиться о слабых и незащищенных. Контактирование с живой природой и ее представителями формирует уверенность в человеке. Окружающая атмосфера. Для развития личности имеет значение то, в какой атмосфере происходит процесс нравственного воспитания. Атмосфера может быть наполнена доброжелательностью, любовью, добротой или, наоборот, жестокостью, безнравственностью. Лишь в условиях доброжелательных отношений, душевной теплоты, взаимопонимания, человеколюбия можно вырастить полноценную личность, подтолкнуть к раскрытию природных талантов и способностей. Художественные средства. Сюда входит художественная литература, искусство рисования, музыка в разных направлениях, театральное искусство. Художественные средства и формы нравственного воспитания способствуют эмоциональной окраске познаваемых явлений, воспитанию чувств. Повседневная деятельность. Повседневную жизнь наполняют игры, трудовые будни, обучение, а также общение дошкольников как средство нравственного воспитания. Это имеет широкое практическое значение, поскольку дает возможность оценить влияние нравственного воздействия на ребенка в процессе его общения с остальными детьми и взрослыми. Окружающая обстановка. Окружающие люди такие, как родственники, учителя, сверстники, оказывают большое влияние на становление морально-нравственных качеств. Окружающая обстановка расценивается как средство воспитания чувств, представлений и поведения. В повседневной жизни деятельность детей под руководством педагога может иметь духовно-нравственно-воспитательный характер и способствовать развитию дошкольников. Могут использоваться следующие формы организации совместной деятельности педагога и воспитанников: � игры-путешествия; � виртуальные экскурсии по святым местам; � путешествия по страницам детской Библии; � театральные представления; � праздничные развлечения, праздники; � познавательные викторины; � сюжетно-ролевые игры, игры драматизации; � разыгрывания нравственно - этических ситуаций; � тематические беседы – рассуждения, на диалоговой основе; � ситуативные беседы; � просмотр социальных видео-роликов; � встречи с духовными наставниками; � художественно-продуктивная деятельность и мн.др. Так как по мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы о близких. И чем разнообразнее будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится, и тем богаче будет его личность Поэтому необходимо чаще обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом. Ни для кого не секрет, что ведущим видом деятельности в дошкольном детстве является игра. Именно в игре дети осваивают новые для себя социальные роли, совершенствуют коммуникативные навыки, учатся выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказываются в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливают первоначальный банк нравственных представлений и пробуют соотносить их со своими поступками, учатся следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор. Для развития у детей нравственных качеств, можно предложить такие игры как:��Вежливые прятки�,��Цветок красивых слов�,��Гусеница�,��Что хорошо, что плохо�,��Добрые дела�, �Палочка – выручалочка�. Цель этих игр — воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, заниматься сообща, формировать умение договариваться и помогать друг другу. Действенным средством в формировании духовно-нравственных качеств личности дошкольников является художественная литература. При чтении художественной литературы – основная задача раскрыть духовно – нравственный потенциал произведений и довести его до ребёнка. Развитие в ребёнке духовых, нравственных ценностей невозможно без воспитания патриотических чувств: любви к родному городу, стране, усвоение элементарных знаний по истории своего родного края. Обобщая материалы теоретических исследований и опыт воспитательной деятельности дошкольной образовательной организации, необходимо отметить, что духовно-нравственное воспитание на современном этапе модернизации образования становится одной из основных составляющих образовательного процесса в современном мире. Литература: Абраменкова В.В. Принципы и критерии духовно-нравственного развития современного ребенка в образовании: Сб. материалов первой ежегодной международной научно-практической конференции �Воспитание и обучение детей младшего возраста� — М., 2011. — С. 151–169. Анисимов С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности. М., 2013. Банникова Н. А. Формы и методы духовно-нравственного воспитания дошкольников / Н. А. Банникова В. В. Сташкова, В. П. Мурашкина, И. Б. Климова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). Виноградова И.А. Духовно-нравственное развитие личности ребенка дошкольного возраста в условиях новых стандартов // Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях новых стандартов. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2015. С. 27- 29. Галицкая И.А., Метлик И.В. Понятие �духовно-нравственное воспитание� в современной педагогической теории и практике // Педагогика. 2011. № 10. С. 36–46. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2011. — С. 4–5. Маркова В. духовно-нравственное развитие в отечественной педагогике / В. Маркова // Дошкольное воспитание, 2016. № 12. — С.104–110. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С., Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с. Петрова В.И. духовно-нравственное развитие в детском саду. Программа и методические рекомендации / В.И. Петрова. — М.: Мозаика Синтез, 2009. — 72 с. Султанова Н. Духовно-нравственное развитие дошкольников// Дошкольное воспитание. — 2014 — № 6. — с.6–13 Феоктистова Т. О программе духовно-нравственного развития дошкольников / Т. Феоктистова Н. Шитякова //Дошкольное воспитание. - 2009. — № 6.