Взаимодействие школы и семьи в воспитании
духовно-нравственной культуры младших школьников
Гончарова Татьяна Яковлевна
Воспитание в детях духовно-нравственного отношения ко всему, происходящему вокруг, - залог благополучия не только личного, но и общего, в том числе благополучия Родины.Мы всё больше и больше приходим к пониманию того, что для успешного развития достойного общества недостаточно тех знаний, которые даёт традиционное образование, поскольку никакая их сумма не в состоянии заменить веру, любовь, сочувствие, преданность, бескорыстие, справедливость, семейные традиции. Пробуждать в человеке стремление к нравственному преображению, социальному, культурному и духовному развитию, поддерживать, развивать и укреплять гуманность призвано духовно-нравственное воспитание, являющееся сложным и многоплановым процессом. Оно неотделимо от семьи, общества, жизни человека во всей её полноте и противоречивости, культуры.
Духовный кризис – одна из главных проблем современности. Непросто выбрать идеал, на который нужно ориентироваться, сложно распознать, где истинное добро, а где зло, что лишает наших потомков возможности в определении смысла жизни. Здесь на помощь приходит важное направление педагогики, помогающее раскрыть смысл духовных ценностей - духовно-нравственное воспитание.
Что же такое духовно-нравственное воспитание? Это деятельность, направленная на овладение общечеловеческими ценностями, на формирование внутренних моральных регуляторов поведения, принятие высших ценностей: человек, личность, семья, любовь, Родина.
В процессе духовного развития формируются:
- нравственные чувства, такие как совесть, долг, вера, ответственность, патриотизм, гражданственность;
- нравственный облик - терпение, кротость, незлобивость, милосердие;
- нравственное поведение, заключающееся в проявлении духовной рассудительности, готовности служению людям и Отечеству;
- нравственная позиция - способность различать зло и добро, проявление самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний.
На создание условий для усвоения и принятия обучающимися духовных и нравственных ценностей в Законе «Об образовании в Российской Федерации» разработан и закреплён стратегический курс государства, а 29 мая 2015 года за № 996-р Распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Согласно Стратегии, «…приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины». Этот документ четко показывает то, каким должно быть воспитание детей. Чрезвычайно важно формировать ценностные ориентиры у младших школьников, так как именно этот возраст наиболее восприимчив к внешним влияниям.
Вопросы нравственного воспитания во все времена стояли достаточно остро, и их решению уделяли пристальное внимание выдающиеся педагоги, воспитатели и учёные всего мира. Советский педагог Ю.К. Бабанский считал: «Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы педагоги превратили социально необходимые требования общества во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие как долг, честь, совесть, достоинство». Форма поведения человека, диктуемая культурой, должна соблюдаться в различных отношениях и ситуациях: от поведения на уроке или перемене в школе до взаимодействия в семье, ближнем окружении.
В.А. Сухомлинский утверждал: «Нравственное воспитание – это мудрое ограничение. Ребёнок должен понять три вещи: можно, нельзя и надо», а его жизнь должна быть наполнена заботой и тревогой о живом и красивом. Он должен думать и о маленькой яблоньке, которой холодно под порывами зимнего ветра, и волноваться о птенце, выпавшем из гнезда.
О важности формирования у ребёнка представления о его принадлежности к человеческому роду, воспитании в нём уверенности в себе, умении анализировать поступки, чувства, мысли много писал Н.И. Пирогов. Главной задачей он считал – научить маленького человека бережно относиться к своей семье, друзьям, окружающим людям, животным, так как то, что заложено в детстве, определяет всю его дальнейшую жизнь. Н.И. Пирогов заявлял: «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли».
Доктор педагогических наук В.Д Ширшов пишет: «Ушёл в историю 20-й век. Он дал народам России колоссальный исторический, социальный и духовный опыт. Дважды за столетие в России кардинально менялся политический строй, менялись идеалы и сама жизнь. Две великие войны пережил наш народ. И только патриотизм и духовно-нравственная сила мировосприятия позволили россиянам сохранить свою национальную самобытность и территорию». Сегодня же в этом направлении назрели значительные проблемы.
Изменения в экономике, политике, произошедшие в нашей стране в последние десятилетия, повлекли и изменение духовно-нравственных ценностей. На второй план ушли книги, вытесненные компьютерами и экранами телевизоров, множество телепередач, сказок и мультфильмов, как и их герои, не отличаются высокой духовностью и нравственной чистотой. В большинстве семей приоритетными стали материальные ценности, возвышающиеся над духовными. У детей искажены представления о доброте, справедливости, милосердии, великодушии, гражданственности и патриотизме. Многие родители и в настоящее время игнорируют необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над его нравственным и духовным развитием, не понимая того, что без этих ценностей накопленные знания могут оказаться бесполезными.
Детство – наиболее удобная пора, когда практически беспрепятственно можно и в голову, и в душу растущего человека заложить мысли и чувства, которые помогут ему, не отвлекаясь на мелкие дрязги реальности и опираясь на достойные образцы прошлого, стойко и радостно строить свою жизнь. Ребёнок очень восприимчив ко всему, что происходит вокруг. Поэтому необходимо закладывать в него только хорошее: добро, любовь к людям, животным, окружающей природе, живым существам, сочувствие, трудолюбие, понимание проблем, возникающих у других людей, самокритику и многое другое, что составляет основу нравственности. У него должна быть потребность относиться к другим так, как хотел бы, чтобы относились к нему, точнее – возвышал себя через возвышение других. «Безнравственный человек – значит бессовестный», - отмечал К.Д. Ушинский
Воспитывая детей, их необходимо вовлекать в различную деятельность. От качества духовно-нравственного воспитания ребёнка зависит качество всей его последующей жизни. И если ему удастся наполнить свой внутренний мир светом, он сможет сделать светлее и внешний мир. Чтобы достичь этого необходимо чётко представлять себе цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания.
Влияние на формирование духовно-нравственного воспитания оказывают семья, детский сад, школа, общество, центры духовно-нравственного воспитания, музеи, телевидение, друзья и т.д. Но начитается духовно-нравственное воспитание и развитие личности в семье. Семья – первое и ближайшее социальное окружение ребёнка.
Первые уроки нравственности дети получают в семье. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители – пример ему» (Песталоцци). Следующая воспитательная миссия возлагается на учебное заведение. Духовно-нравственное воспитание приобретает особую значимость в начальной школе, так как именно на этой ступени образования интенсивно формируются когнитивная и ценностно-смысловая сферы личности растущего человека, закладывается фундамент его духовности и нравственности.
Интеллектуальное развитие учащихся сегодня не стоит так остро, как их нравственное становление. Обучение у нас происходит в обязательном порядке, планово и довольно чётко, а вот воспитанию такого значения ещё несколько лет тому назад не придавалось. Теперь мы всё отчётливее понимаем, что именно нравственность должна идти впереди и вести за собой интеллект. Да и проблемы духовно-нравственного воспитания сегодня актуальны, как никогда. В нашем обществе в последние годы произошла переоценка ценностей не в лучшую их сторону. И в данный момент оно нуждается в высоконравственных, высокообразованных людях, обладающих прекрасными чертами личности. Но образование само по себе не гарантирует высокого уровня нравственной и духовной воспитанности. Ребёнку, не получившему должного духовно-нравственного воспитания в семье и в школе, с несформировавшейся сферой нравственности, трудно найти правильный путь в окружающих его источниках сильного воздействия как позитивного, так и негативного характера.
Воспитание духовно-нравственной культуры необходимо ещё и потому, что оно помогает не только разобраться в нормах поведения, принятых в обществе, но и позволяет оценить последствия их нарушения и предвидеть результат воздействия совершённого поступка на окружающих людей. Абсолютно каждый человек нашего общества обязан обладать такими, определяющими жизнь человека общечеловеческими ценностями, как справедливость, честность, доброта, любовь к матери, милосердие, сострадание, свобода воли, любовь к Родине, патриотизм, благородство, самовоспитание, совесть, надежда, вера, любовь, порядочность. Только следуя им, мы принимаем решения, связанные с моральными нормами, что, в свою очередь, говорит об уровне нашего развития.
Однако, не совсем просто обстоят дела с семейным воспитанием и желанием родителей активно подключаться к совместной деятельности, поэтому педагогическому коллективу приходится прикладывать колоссальные усилия для привлечения родителей обучающихся к плодотворному сотрудничеству.
Первые уроки нравственности дети получают в семье. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители – пример ему» (Песталоцци). Следующая воспитательная миссия возлагается на учебное заведение. Духовно-нравственное воспитание приобретает особую значимость в начальной школе, так как именно на этой ступени образования интенсивно формируются когнитивная и ценностно-смысловая сферы личности растущего человека, закладывается фундамент его духовности и нравственности.
Интеллектуальное развитие учащихся сегодня не стоит так остро, как их нравственное становление. Обучение у нас происходит в обязательном порядке, планово и довольно чётко, а вот воспитанию такого значения ещё несколько лет тому назад не придавалось. Теперь мы всё отчётливее понимаем, что именно нравственность должна идти впереди и вести за собой интеллект. Да и проблемы духовно-нравственного воспитания сегодня актуальны, как никогда. В нашем обществе в последние годы произошла переоценка ценностей не в лучшую их сторону. И в данный момент оно нуждается в высоконравственных, высокообразованных людях, обладающих прекрасными чертами личности. Но образование само по себе не гарантирует высокого уровня нравственной и духовной воспитанности. Ребёнку, не получившему должного духовно-нравственного воспитания в семье и в школе, с несформировавшейся сферой нравственности, трудно найти правильный путь в окружающих его источниках сильного воздействия как позитивного, так и негативного характера.
Воспитание духовно-нравственной культуры необходимо ещё и потому, что оно помогает не только разобраться в нормах поведения, принятых в обществе, но и позволяет оценить последствия их нарушения и предвидеть результат воздействия совершённого поступка на окружающих людей. Абсолютно каждый человек нашего общества обязан обладать такими, определяющими жизнь человека общечеловеческими ценностями, как справедливость, честность, доброта, любовь к матери, милосердие, сострадание, свобода воли, любовь к Родине, патриотизм, благородство, самовоспитание, совесть, надежда, вера, любовь, порядочность. Только следуя им, мы принимаем решения, связанные с моральными нормами, что, в свою очередь, говорит об уровне нашего развития.
Однако, не совсем просто обстоят дела с семейным воспитанием и желанием родителей активно подключаться к совместной деятельности, поэтому педагогическому коллективу приходится прикладывать колоссальные усилия для привлечения родителей обучающихся к плодотворному сотрудничеству.