Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Экскурсия как форма историко-патриотического воспитания детей

Бредюк Т.В., руководитель школьного музея

школы № 322 Фрунзенского района СПБ

 

 

 

       …Лето, непривычно жаркое для Петербурга. Солнце слепит до звона в голове, и не спасает даже соломенная шляпа с полями и черные очки. Но Петергоф, как всегда, прекрасен! Я веду экскурсионную группу русских школьников 12 (!) класса из Таллина по своему любимому Нижнему парку. Солнцезащитные очки мне, внештатному экскурсоводу, посоветовала захватить с собой более опытная коллега: «Если почувствуешь неприязнь, слишком пристальные или недобрые взгляды – надень очки, дистанцируйся, это поможет сохранить самообладание. Слушатели бывают разные. Прошли те времена, когда экскурсовода слушали, раскрыв рот. Теперь часто думают, что гида «наняли» или «купили»…»

      Спускаюсь вниз по лестнице рядом со сверкающими струями Большого каскада. Красота их стала для меня привычной и тем более необходимой. Группа собирается на Воронихинской колоннаде. Начинаю рассказ о дерзком замысле Петра Великого построить «русский Версаль», о воплощенной в чудесном ансамбле мечте о море, о славных победах над Швецией…И вдруг я чувствую, точнее - вижу (темные очки остались в руке), что мне НЕ ВЕРЯТ. Недоуменные взгляды, сдержанное удивление на лицах подростков. По каким же учебникам они учились? Что они знают о русской истории?

      Я вспомнила этот эпизод, конечно же, не случайно. В документе под названием «Национально-образовательная инициатива «Наша новая школа» читаю: «Школа является критически важным элементом в этом процессе / воспитания – Т.Б./ Главная задача современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного /выделено мной – Т.Б./человека…»

     Когда же нужно начинать это самое историко – патриотическое воспитание? Ответ очевиден – как можно раньше. И те же самые подростки, увидевшие звонкую радость хрустальных струй петергофских фонтанов и мощный разворот  богатыря – Самсона гораздо раньше, наверняка почувствовали бы сопричастность к этой радости, эмоционально откликнулись бы на эту красоту без всякой критики и наносного «европоцентризма» и считали бы эту победную радость своей.

        На одной из лекций в бытность свою преподавателем колледжа я услышала обращенный ко мне вопрос: «Вы что – патриот?» Интонация была почти издевательской. « Да, я -  патриот, и не считаю это слово обидным. Нам есть чем гордиться!» В ответ – усмешки на лицах …

      «Патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, к своему Отечеству» (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России») Именно в музеях как живых хранителях истории сосредоточены неограниченные возможности историко-патриотического воспитания. Возможность погружения в историческую эпоху, мысленного диалога с историческими персонажами, эффект сопричастности создают уникальную ситуацию личностного переживания истории.

      Общеизвестно, что ведущей формой работы музея является экскурсия. По старой школярской привычке заглянем в словарь: « Экскурсия (от лат. еxcursio) – коллективное посещение достопримечательных мест, выставки, предприятия и т.п.с образовательной, научной, спортивной или увеселительной  целью». Все! Ни слова об историко-патриотическом воспитании. Как же сделать экскурсию (слово это у многих, к сожалению, вызывает приступ зевоты) действенной формой именно такого воспитания?

     Когда я смотрю на экспонаты скромного школьного музея (хочется сказать – моего музея), они мне кажутся «вещью в себе». Они не кричат о себе, как навязчивая реклама, они терпеливо ждут «своего» посетителя, гостя, друга. Заинтересованного, внимательного, пытливого, умеющего удивляться. Да-да, удивляться! Говорят, философия начинается с удивления. Я думаю, это касается и экскурсии. Сколько загадок, тайн, новых открытий таят в себе любые экспонаты!

    Вот, например, так называемый «арматурный список» (перечень полученного обмундирования) военфельдшера Клавдии Волковой. Штаны, кальсоны, обмотки (!), пилотка, ботинки – и все в одном экземпляре. А как же быть со стиркой? Рядом со словом портянки – прочерк.  Внизу – дата: октябрь 1942 года (не лето красное, как говорится). С фотографии на нас смотрит милое лицо «военфельдшера» - обладательницы этих сокровищ. Рядом – награды, боевые и трудовые, уже после победы. Значит, увидела салют Победы! Как много говорят неравнодушному сердцу эти приметы времени о характере наших соотечественников..  Воистину, «гвозди б делать из этих людей …»

     Еще один внешне неприметный экспонат (найден в архиве, среди писем ветеранов): «Учетная книжка налета часов». Фиолетовыми чернилами, каллиграфическим почерком старательно выведены цифры «налета». 1943, 1944 годы, вокруг – война, смерть боевых друзей.

     Рядышком на полке стоят каски немецких и русских солдат: рядом, но не вместе. Каждая дырочка в каске – след от пули. Настоящие каски времен Великой войны! У мальчишек моего поколения, советских школьников, дух бы захватило от такого зрелища! Вот она, живая история.

     И чтобы донести это дыхание истории, рассказ экскурсовода, наверное, не должен быть пафосным или заученным. Задушевная интонация, личное обращение к каждому ребенку помогут прикоснуться к юным сердцам. Насыщенная яркими образами, сдержанными эмоциями, информация о нашем героическом прошлом сама по себе воспитывает.

    И конечно, очень важно включать в экскурсионную деятельность самих детей (благо у школьного музея есть такая возможность): подержать экспонат в руках, ответить на вопросы, помочь подготовить самостоятельную экскурсию, использовать игровые методы. И тогда исчезнут недоверие, непонимание, усмешки. Главное – не упустить тот возраст, когда юные души еще не очерствели.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»