Возможности проектной деятельности в воспитании петербуржца
Дарьина Диана Витальевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
ГБОУ лицей № 369
Красносельского района Санкт-Петербурга
Несколько лет назад в Петербурге проходила кампания по всенародному обсуждению документа «Нравственный кодекс петербуржца». Текст документа был опубликован в городских газетах. На телевидении проводились дискуссии с участием общественных деятелей, известных людей и журналистов.учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
ГБОУ лицей № 369
Красносельского района Санкт-Петербурга
В данном документе говорится, что:
- Петербуржец – патриот своего Отечества и города, заботится о сохранении исторического и культурного наследия, бережно относится к памятникам истории и культуры, а также садам и паркам города.
- Петербуржец стремится к сохранению и укреплению нравственного здоровья своего города, к воспитанию лучших человеческих качеств: честности, мужества, трудолюбия, справедливости, терпимости, доброжелательности.
- Петербуржец уважает жизнь и достоинство каждого человека вне зависимости от его национальной, религиозной, иной социальной принадлежности, укрепляет дух всеобщего братства и гармонии в обществе.
- Петербуржец совершенствует свои знания, характер, русскую речь, являет пример социальной ответственности, этики, культуры в общении.
- Петербуржец соблюдает законы государства и общества, обеспечивает свою жизнедеятельность средствами, заработанными честным трудом или иными законными способами, способствует процветанию общества и его безопасности.
- Петербуржец бережно относится к природе, её ресурсам, поддерживает чистоту окружающей среды, уважает право на неё всех других граждан. Петербуржец поддерживает чистоту всюду: на улицах, в транспорте, во дворах и домах.
- Петербуржец бережно относится к своему физическому здоровью, здоровью граждан, ведёт здоровый образ жизни и вдохновляет на это других.
Ещё в XIX веке в школьную программу было введено понятие «родиноведение». А в 1915 году в переработанном издании учебника «Всеобщая география» А.П.Нечаев расширил его до «Родиноведения Петрограда и его окрестностей». Это может служить подтверждением того, что задача воспитания петербуржца была и остаётся актуальной для педагогов Санкт-Петербурга.
Ещё не так давно жители нашего города пользовались всеобщим уважением. И это не случайно. Звание «ленинградец» говорило о том, что это человек, обладающий высокой культурой.
К сожалению, сейчас многие петербуржцы далеки от того представления о жителях культурной столицы, которое некогда составляло славу нашего города. Причин этому много: низкий достаток в семьях, не позволяющий вывозить детей в музеи, театры; занятость родителей, которые всю заботу о воспитании детей переложили на государственные учреждения: низкий культурный уровень самих родителей; выход на первый план материальных интересов и т.д.
Восполнение этих недостатков семейного воспитания и ложится на плечи педагогов.
Что я понимаю под воспитанием петербуржца?
Во-первых, петербуржец – это человек культурный, доброжелательный. Работая с детьми 7-10 лет, я увидела, что некоторых из них надо учить элементарным навыкам поведения, общения с людьми. Не секрет, что нынешнее поколение воспитывается не всегда в здоровой атмосфере. Есть дети, которые легко, иногда даже не замечая этого, могут оскорбить товарища, ударить его, а добрые слова и поступки даются с большим трудом. Значит, доброте, тёплому человеческому общению тоже надо учить.
Второе. Петербуржец должен быть человеком экологически грамотным. Нельзя говорить о любви к родному городу, если при этом ребёнок не знает (или не понимает), что его действия могут принести вред городу, природе, другим людям.
Третье. Петербуржец, безусловно, знает свой город, его историю, традиции народов, населявших родные края.
Исходя из этого, в своей работе я стараюсь реализовать следующие задачи:
- развитие познавательных интересов учащихся; расширение их кругозора;
- воздействие на эмоциональную сферу детей, на их чувства;
- развитие речи учащихся, умения пользоваться богатством и выразительными возможностями родного языка;
- формирование навыков исследовательской работы.
Концепция развивающего обучения предполагает такую организацию учебного процесса, которая будет ускорять, интенсифицировать развитие учащегося. А так как в качестве ведущих принципов обучения рассматриваются принципы самостоятельной активности и осознанности познания, то и использоваться должны активные формы и методы.
Один из таких методов – метод проектов.
В основе метода лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентированность на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся на отрезок времени.
Один из главных аспектов в работе над проектом не только как мы это делаем, но и почему мы это делаем. Поэтому наш проект проходил под девизом «Узнай сам – поделись с товарищем».
Работа проводилась в 4 классе в рамках как урочной, так и внеурочной деятельности. Результатом проекта стали пять (так как работали малыми группами) газет, каждая из которых посвящена одному из пригородов Санкт-Петербурга.
Базовые знания были получены учениками на занятиях по изучению истории и культуры Санкт-Петербурга. Получение же дополнительных знаний должно было происходить в ходе исследовательской деятельности, которая требует умения работать с информацией, умения сотрудничать, быть самостоятельными в мышлении и действиях.
На I этапе, разделившись на группы, определив тему своей газеты и поработав в библиотеке лицея, ученики делали обзор изученной литературы по своей теме. Этому был посвящён библиографический урок по литературному чтению. Каждая группа выбрала тот материал, который будет представлен в основной статье газеты.
Так как за четыре года обучения задания, связанные с путешествиями выходного дня, стали привычными, то материала для создания мини-сочинений «Мои путешествия» накопилось много. Над ними мы и работали на уроках развития речи. Лучшие из работ использовались в рубрике «Загадочное путешествие», где по описанию надо было отгадать, в каком месте побывал одноклассник. Часто ребята дополняли эту рубрику фотоотчётами о семейных экскурсиях.
Кстати говоря, использовать семейные «петербургские» фотографии можно с первого класса и на уроках технологии при изготовлении различных рамок. Это прекрасная возможность ещё раз поговорить о красоте нашего города, возможность формировать у детей чувство сопричастности к его истории и культуре.
Особенный интерес вызывало у ребят создание занимательной части газеты. Она и оказалась самой объёмной по содержанию.
На уроках математики мы анализировали виды заданий в учебнике, создавали свои задания, наполняя их соответствующим содержанием. В результате появлялись «петербургские» задачи, закодированные примеры, задания, связанные с геометрией зданий, парков и т.д. Такие работы дети выполняли как в группах, так и индивидуально. Все они использовались на уроках в качестве учебного материала. При выполнении таких упражнений я наблюдала значительное повышение активности учеников, заинтересованности в правильном выполнении задания. Проявляя фантазию и творчество, ребята трансформировали их в более сложные варианты.
К четвёртому классу дети уже научены разгадывать и самостоятельно составлять загадки, ребусы, кроссворды, шарады. Для оформления газеты оставалось только наполнить это соответствующим лексическим материалом.
На II этапе, планируя работу, ребята постоянно договаривались о содержании материала, о форме его подачи, об ответственности за выполнение какой-то части работы. Коммуникативные умения, умение сотрудничать, вести конструктивный диалог играли здесь большую роль.
На III этапе, когда весь материал был отобран, в группах началась самостоятельная работа по оформлению газет. Здесь ребятам помогли умения и навыки, полученные на уроках изобразительного искусства и технологии.
Следующий этап – представление проекта. На уроке истории и культуры Санкт-Петербурга все газеты были вывешены для обозрения. Каждый творческий коллектив выступил с мини-презентацией, своего рода рекламой, своей работы. Группам было предложено выбрать для изучения «чужую» газету.
На заключительном этапе, этапе оценивания проекта, каждая группа высказалась о том, что им понравилось в своей работе, что вызвало при создании газеты затруднения, что нового и интересного они узнали из газет других групп.
Для меня показателем успешности работы стало то, что после завершения этого проекта ребята проявили желание продолжать подобную работу.
Такая высокая мотивация учеников обусловлена необычностью изучаемого объекта, которым является огромный город с его историческим опытом и культурными традициями. Она поддерживается и усиливается, если в семьях школьников проявляют интерес к изучению и сохранению наследия Петербурга. Общая заинтересованность родителей и детей значительно повышает эффективность работы учителя, так как она получает продолжение вне стен учебного заведения. Петербургские семьи начинают изучать Петербург в Петербурге. И если это случилось, значит, цель и пути её достижения я выбрала верно.
Мотивация на то, чтобы стремиться созидать, соблюдать и беречь – сильнейшая движущая сила. Нужны реальные позитивные примеры, возможности, ресурсы, соответствующие программы, чтобы людям с низкой культурой захотелось стать лучше. Те же, у кого духовность, понятие долга и чести развиты с детства, живут по негласному кодексу петербуржца и так. Раньше петербуржцами рождались, а теперь становятся, что приятно.