Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Матрешка-русская красавица, не просто народная
игрушка, она хранительница исконно русской
культуры и символ России

Брызгалова Елена Владимировна
Аннотация. 
Матрёшка ценна не только как милая игрушка. Её можно использовать как средство всестороннего развития личности ребёнка.
Матрёшку используют на занятиях по социально-коммуникативному, речевому, познавательному, художественно-эстетическому, физическому развитию.
Знакомство с историей возникновения игрушки, с народными промыслами, мастерами, изготавливающими эти игрушки, географией путешествия матрёшки, местом производства способствует социально-коммуникативному развитию ребёнка.
Описывая матрёшек, составляя рассказы и сказки о матрёшках, чтение стихов и потешек способствуют речевому развитию.
На познавательных занятиях матрёшку используют при изучении количественного и порядкового счёта, усвоения понятий: высокий, низкий, толстый, тонкий. Используя матрёшку в играх типа «Где спряталась матрёшка?», «Найди матрёшку», дети усваивают пространственные отношения. Сравнивая матрёшек, дети учатся проводить анализ, классифицировать, обобщать, развивается логическое мышление.
Отгадывание загадок о матрёшках развивает ум, сообразительность, воображение и мышление, память. На занятиях по художественно-эстетическому развитию используют матрёшку в играх и хороводах, при изучении росписей и узоров, понятий о цветовой гамме, а также когда дети сами расписывают шаблоны матрёшек, или слепленные ими самими фигурки игрушек. Всё это способствует развитию творческих способностей детей.
Кроме того матрёшка является незаменимым персонажем в подвижных играх и развлечениях по физическому развитию. Игры с этой игрушкой доставляют детям радость.
На основании всего вышеизложенного, смело можно сказать, что матрёшка является тем предметом народной педагогики, которая способствует всестороннему развитию личности.
Название работы. «Матрешка-русская красавица, не просто народная игрушка, она хранительница исконно русской культуры и символ России».
Цели. Формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно - прикладного искусства - Русской Матрёшкой.
 Задачи. 
Формировать  патриотические чувства и развитие духовности.
Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.
 Развивать познавательный интерес, интерес к истории и культуре России,  народному творчеству, творческие способности, фантазию, самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки.
Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, эстетический и художественный вкус, бережное отношение к народной игрушке как к культурному символу России. 
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
 Формы и методы реализации. 
•игровые: дидактические игры, подвижные игры, инсценировки;
•словесные: чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок; разговор, беседа, рассматривание картинок;
•наглядные: просмотр альбома с фото, рассматривание картинок, просмотр мультфильма, рисунки, презентации, рассматривание матрешек….
Возраст обучающихся:2-7 лет 
Полученные результаты.
Формирование патриотических чувств и развитие духовности;
Обогащение эмоциональной и интеллектуальной сферы детей;
Сформированы представления об особенностях русской народной игрушки- матрешки (материал, форма, цвета, узоры);
Дети проявляют познавательные способности , интерес и желание к творческой деятельности.
Дети демонстрируют предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; возможные способы решения проблемы с помощью взрослого, а потом и самостоятельно.
Дети готовы готовы к индивидуальному самовыражению.
У детей сформированы представления об отличительных особенностях разных видов матрешек.
             Содержательная часть.
«Матрешка-русская красавица, не просто народная игрушка, она хранительница исконно русской культуры и символ России».
 Патриотическое воспитание юного поколения – одна из главных задач нашего времени. В  последние годы в нашей стране  произошли глобальные изменения. В большей степени  это коснулось нравственных ценностей и отношения людей к Родине. Материальные ценности в наше время доминируют над духовными. Возрождение духовно-нравственного воспитания – шаг к возрождению нашей России и воспитанию патриота и гражданина, который знает и любит свою Родину.
Концепция дошкольного воспитания говорит о необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям. Как же сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Чтобы ответить на эти вопросы – необходимо восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности. Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств. В этом возрасте формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Процесс модернизации дошкольного образования, введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает развитие ребенка, приобщение его к народным истокам через игровую деятельность, посредством использования народных игр и игрушек. К сожалению  воспитательный и развивающий потенциал народных игрушек в работе с детьми практически не используется. Стоит отметить, что никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает у ребенка национальные черты, эстетические чувства, как народная игрушка.
Как писала  Е. А. Флёрина:
«В народной игрушке народ отдаёт ребёнку
Свою любовь и ласку, свою весёлость и смех
Свои думы и знания, своё умение — в этом
Большая сила её влияния на ребёнка.
Через народную игрушку кто — то совсем
Близкий и ласковый говорит с ребёнком
Правдиво, мудро».
Именно в этом и заключается сила влияния народной игрушки на личность дошкольника. В процессе знакомства воспитанников с историей русской народной игрушки, процессом ее изготовления, особенностями пропорций, цвета игрушки, народными мастерами и центрами, где ее изготавливают, разными видами игрушек, региональными особенностями их выполнения, ребенок в буквальном смысле «окунается» в глубину нашей истории, истории своего народа.
Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней.
Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития  духовности.
Именно поэтому родная культура как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Матрешка – самая известная русская игрушка. Матрешка, став образцом русского декоративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Стала символом народной культуры нашего Отечества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия, мира. Но далеко не все дети, да и взрослые знают об историческом происхождении матрешки, о появления матрешки на Руси, о мастерах - изготовителях и художниках, которые расписывают эту удивительную игрушку, ставшую символом России.
Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях. Ознакомление детей с русской народной игрушкой "матрешкой" невозможно без русского фольклора, загадок, художественных произведений, а также без непосредственной росписи данной игрушки. Именно скудные знания об этой русской красавице подвигли нас на изучении и близкое знакомство с ней. Знакомя детей с русской матрёшкой, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус.
Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования её как символ России.
 Цели. Формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно - прикладного искусства - Русской Матрёшкой.
 Задачи. 
Формировать  патриотические чувства и развитие духовности.
Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.
 Развивать познавательный интерес, интерес к истории и культуре России,  народному творчеству, творческие способности, фантазию, самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки.
Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, эстетический и художественный вкус, бережное отношение к народной игрушке как к культурному символу России. 
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
 
Формы и методы реализации.
Вид деятельности
 
Задачи
Беседа
 

 
Познакомить с историей появления Матрёшки на Руси.
Дать детям знания о том, что Матрёшек расписывает художник, который рисует ей лицо и одежду. Каждый мастер расписывает куклу по-своему
Ознакомление с художественной литературой
Разучивание стихов, частушек, загадок о Матрёшках.

 
Учить слушать, запоминать, воспроизводить художественные произведения.
Соотносить услышанное с личным опытом, закреплять знания о русской народной игрушке – матрешке.
Развивать память, мышление, речь.
Воспитывать доброе отношение к народной игрушке, как символу доброты, красоты, мира, благополучия
НОД с ИКТ
 
Познакомить с процессом появления Матрёшки.  Развивать познавательный интерес к культуре России. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.
Познакомить с видами, росписью Матрёшек на Руси.
Развивать познавательный интерес, восприятие художественных образов народного искусства
Учить составлять творческий и описательный рассказ о русской матрешке.
Развивать монологическую и связную речь, память, воображение, мышление, художественное восприятие.
Воспитывать доброжелательное  уважительное отношение к рассказам сверстников
Дидактические игры
 
Закрепить умение дифференцировать роспись разных Матрёшек (Семёновская, Полхов- майданских  и др)
Закрепить в словаре детей слова- названия народных промыслов.
Упражнять детей в составлении целого предмета из частей, учить группировать предметы по цвету и по внешнему виду
Развивать восприятие, внимание, память
Пальчиковые игры.
 
Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей, снятию нервного и мышечного напряжения.
Развивать мелкую моторику и двигательную активность рук, речь.
Вызвать у детей позитивный эмоциональный настрой,  желание играть коллективно.
Подвижные игры
 
Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.
Развивать и совершенствовать физические и эмоциональные качества (быстроту, ловкость, равновесие, выносливость, силу воли, внимание).
Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками, умение сопереживать, радоваться за друзей
Хороводные игры
 
Учить детей играть согласно слов и правил игры.
Создать благоприятную, веселую атмосферу, развивать положительные эмоции.
Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками
Речевые игры
 
Учить называть матрешку ласковыми и добрыми словами, обращая внимание на внешний вид, подбирать уменьшительно – ласкательные  слова.
Расширять словарный запас, развивать мышление,  связную, диалогическую и монологическую речь.
Воспитывать доброе отношение к народной игрушке, как символу доброты, красоты, мира, благополучия
Художественная деятельность (совместная деятельность со взрослым, самостоятельная деятельность детей)
 
 
 
 
 

 
Учить наносить пластилин (акварель, гуашь) на готовый шаблон, изображая образ матрешки.
Учить создавать яркие цветовые образы с помощью  пластилина, акварели, гуаши, используя элементы росписи .
Учить выкладывать узор.
Учить раскрашивать изображения на раскраске карандашами, фломастерами, мелками, красками.
Развивать творчество, воображение, фантазию.
Воспитывать доброжелательное отношение к работе сверстников, учить анализировать свою работу и работы сверстников, видеть достоинства и недостатки
Взаимодействие с родителями
Подборка и оформление  стихов для создания общего альбома.
Папки – передвижки
Вызвать интерес родителей к совместной деятельности с педагогом и детьми в ходе проекта.
Приобщать родителей к воспитательному процессу.
 

 
Формы работы по образовательным областям: 
Познавательное развитие
Дидактические игры: «Найди домик матрешки», «Собери матрешку», «Больше – меньше», «Путешествие матрешек», «Одна и много», «Помоги матрешке найди свои игрушки»;;
Конструктивная деятельность «Матрёшки ходят в гости»: «Домик для матрёшки» «Ворота для большой и маленькой матрешек» «Заборчик для матрёшки» «Дорожка для матрёшки» «Мебель для матрёшек» и т.д.
Речевое развитие
 Речевые игры: «Матрешки», «Матрешка, ты где?», «Русские матрешки»; пальчиковая игра «Мы матрешки, вот такие крошки». Чтение художественной литературы чтение стихотворений, потешек, загадок о матрешках.
 Социально коммуникативное развитие
 Сюжетная игра «Что делают матрешки?»; сюжетная игра «Веселые матрешки»; игра-инсценировка «У матрешки новоселье» . Беседа «В гости к нам пришла матрешка»; «Моя любимая игрушка», «Знакомство с матрешками», «Как играть с матрешкой».
Художественно эстетическое развитие
Индивидуальная работа по лепке «Укрась матрёшке сарафан»; работа по аппликации «Наряди матрёшку»; работа по рисованию «Раскрась матрешку»; дидактическая игра «Найди матрешку», «Найди матрешке пару». дидактическая игра на развитие чувства ритма «Веселые подружки»; пение песенок «Мы веселые матрешки», «Матрёшки»; игры – пляски: «Мы – матрешки-крошки», «Матрешки»; танец с платочками .
Физическое развитие
Подвижная игра «Прячем матрёшку»; подвижные игры «Бегите к матрёшке», «Шли матрешки по дорожке», «Матрешка в гостях у ребят»; комплекс утренней гимнастики «Звонкие погремушки»; комплекс бодрящей гимнастики «У матрешки – теплые ладошки»
Материально – технические ресурсы:
подбор методической и художественной литературы;
подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);
дидактические игры;
подбор презентаций.
выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Проблема: Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия.
Возраст обучающихся:2-7 лет 
Полученные результаты.
Формирование патриотических чувств и развитие духовности;
Обогащение эмоциональной и интеллектуальной сферы детей;
Сформированы представления об особенностях русской народной игрушки- матрешки (материал, форма, цвета, узоры);
Дети проявляют познавательные способности , интерес и желание к творческой деятельности.
Дети демонстрируют предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; возможные способы решения проблемы с помощью взрослого, а потом и самостоятельно.
Дети готовы к индивидуальному самовыражению.
У детей сформированы представления об отличительных особенностях разных видов матрешек.
 
 
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»