Матрешка-русская красавица, не просто народная
игрушка, она хранительница исконно русской
культуры и символ России
Брызгалова Елена Владимировна
Аннотация. Матрёшка ценна не только как милая игрушка. Её можно использовать как средство всестороннего развития личности ребёнка.
Матрёшку используют на занятиях по социально-коммуникативному, речевому, познавательному, художественно-эстетическому, физическому развитию.
Знакомство с историей возникновения игрушки, с народными промыслами, мастерами, изготавливающими эти игрушки, географией путешествия матрёшки, местом производства способствует социально-коммуникативному развитию ребёнка.
Описывая матрёшек, составляя рассказы и сказки о матрёшках, чтение стихов и потешек способствуют речевому развитию.
На познавательных занятиях матрёшку используют при изучении количественного и порядкового счёта, усвоения понятий: высокий, низкий, толстый, тонкий. Используя матрёшку в играх типа «Где спряталась матрёшка?», «Найди матрёшку», дети усваивают пространственные отношения. Сравнивая матрёшек, дети учатся проводить анализ, классифицировать, обобщать, развивается логическое мышление.
Отгадывание загадок о матрёшках развивает ум, сообразительность, воображение и мышление, память. На занятиях по художественно-эстетическому развитию используют матрёшку в играх и хороводах, при изучении росписей и узоров, понятий о цветовой гамме, а также когда дети сами расписывают шаблоны матрёшек, или слепленные ими самими фигурки игрушек. Всё это способствует развитию творческих способностей детей.
Кроме того матрёшка является незаменимым персонажем в подвижных играх и развлечениях по физическому развитию. Игры с этой игрушкой доставляют детям радость.
На основании всего вышеизложенного, смело можно сказать, что матрёшка является тем предметом народной педагогики, которая способствует всестороннему развитию личности.
Название работы. «Матрешка-русская красавица, не просто народная игрушка, она хранительница исконно русской культуры и символ России».
Цели. Формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно - прикладного искусства - Русской Матрёшкой.
Задачи.
Формировать патриотические чувства и развитие духовности.
Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.
Развивать познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, народному творчеству, творческие способности, фантазию, самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки.
Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, эстетический и художественный вкус, бережное отношение к народной игрушке как к культурному символу России.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Формы и методы реализации.
•игровые: дидактические игры, подвижные игры, инсценировки;
•словесные: чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок; разговор, беседа, рассматривание картинок;
•наглядные: просмотр альбома с фото, рассматривание картинок, просмотр мультфильма, рисунки, презентации, рассматривание матрешек….
Возраст обучающихся:2-7 лет
Полученные результаты.
Формирование патриотических чувств и развитие духовности;
Обогащение эмоциональной и интеллектуальной сферы детей;
Сформированы представления об особенностях русской народной игрушки- матрешки (материал, форма, цвета, узоры);
Дети проявляют познавательные способности , интерес и желание к творческой деятельности.
Дети демонстрируют предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; возможные способы решения проблемы с помощью взрослого, а потом и самостоятельно.
Дети готовы готовы к индивидуальному самовыражению.
У детей сформированы представления об отличительных особенностях разных видов матрешек.
Содержательная часть.
«Матрешка-русская красавица, не просто народная игрушка, она хранительница исконно русской культуры и символ России».
Патриотическое воспитание юного поколения – одна из главных задач нашего времени. В последние годы в нашей стране произошли глобальные изменения. В большей степени это коснулось нравственных ценностей и отношения людей к Родине. Материальные ценности в наше время доминируют над духовными. Возрождение духовно-нравственного воспитания – шаг к возрождению нашей России и воспитанию патриота и гражданина, который знает и любит свою Родину.
Концепция дошкольного воспитания говорит о необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям. Как же сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Чтобы ответить на эти вопросы – необходимо восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности. Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств. В этом возрасте формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Процесс модернизации дошкольного образования, введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает развитие ребенка, приобщение его к народным истокам через игровую деятельность, посредством использования народных игр и игрушек. К сожалению воспитательный и развивающий потенциал народных игрушек в работе с детьми практически не используется. Стоит отметить, что никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает у ребенка национальные черты, эстетические чувства, как народная игрушка.
Как писала Е. А. Флёрина:
«В народной игрушке народ отдаёт ребёнку
Свою любовь и ласку, свою весёлость и смех
Свои думы и знания, своё умение — в этом
Большая сила её влияния на ребёнка.
Через народную игрушку кто — то совсем
Близкий и ласковый говорит с ребёнком
Правдиво, мудро».
Именно в этом и заключается сила влияния народной игрушки на личность дошкольника. В процессе знакомства воспитанников с историей русской народной игрушки, процессом ее изготовления, особенностями пропорций, цвета игрушки, народными мастерами и центрами, где ее изготавливают, разными видами игрушек, региональными особенностями их выполнения, ребенок в буквальном смысле «окунается» в глубину нашей истории, истории своего народа.
Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней.
Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности.
Именно поэтому родная культура как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Матрешка – самая известная русская игрушка. Матрешка, став образцом русского декоративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Стала символом народной культуры нашего Отечества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия, мира. Но далеко не все дети, да и взрослые знают об историческом происхождении матрешки, о появления матрешки на Руси, о мастерах - изготовителях и художниках, которые расписывают эту удивительную игрушку, ставшую символом России.
Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях. Ознакомление детей с русской народной игрушкой "матрешкой" невозможно без русского фольклора, загадок, художественных произведений, а также без непосредственной росписи данной игрушки. Именно скудные знания об этой русской красавице подвигли нас на изучении и близкое знакомство с ней. Знакомя детей с русской матрёшкой, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус.
Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования её как символ России.
Цели. Формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно - прикладного искусства - Русской Матрёшкой.
Задачи.
Формировать патриотические чувства и развитие духовности.
Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.
Развивать познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, народному творчеству, творческие способности, фантазию, самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки.
Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, эстетический и художественный вкус, бережное отношение к народной игрушке как к культурному символу России.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Формы и методы реализации.
Вид деятельности |
Задачи |
Беседа |
Познакомить с историей появления Матрёшки на Руси. Дать детям знания о том, что Матрёшек расписывает художник, который рисует ей лицо и одежду. Каждый мастер расписывает куклу по-своему |
Ознакомление с художественной литературой Разучивание стихов, частушек, загадок о Матрёшках. |
Учить слушать, запоминать, воспроизводить художественные произведения. Соотносить услышанное с личным опытом, закреплять знания о русской народной игрушке – матрешке. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать доброе отношение к народной игрушке, как символу доброты, красоты, мира, благополучия |
НОД с ИКТ |
Познакомить с процессом появления Матрёшки. Развивать познавательный интерес к культуре России. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий. Познакомить с видами, росписью Матрёшек на Руси. Развивать познавательный интерес, восприятие художественных образов народного искусства Учить составлять творческий и описательный рассказ о русской матрешке. Развивать монологическую и связную речь, память, воображение, мышление, художественное восприятие. Воспитывать доброжелательное уважительное отношение к рассказам сверстников |
Дидактические игры |
Закрепить умение дифференцировать роспись разных Матрёшек (Семёновская, Полхов- майданских и др) Закрепить в словаре детей слова- названия народных промыслов. Упражнять детей в составлении целого предмета из частей, учить группировать предметы по цвету и по внешнему виду Развивать восприятие, внимание, память |
Пальчиковые игры. |
Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей, снятию нервного и мышечного напряжения. Развивать мелкую моторику и двигательную активность рук, речь. Вызвать у детей позитивный эмоциональный настрой, желание играть коллективно. |
Подвижные игры |
Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей. Развивать и совершенствовать физические и эмоциональные качества (быстроту, ловкость, равновесие, выносливость, силу воли, внимание). Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками, умение сопереживать, радоваться за друзей |
Хороводные игры |
Учить детей играть согласно слов и правил игры. Создать благоприятную, веселую атмосферу, развивать положительные эмоции. Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками |
Речевые игры |
Учить называть матрешку ласковыми и добрыми словами, обращая внимание на внешний вид, подбирать уменьшительно – ласкательные слова. Расширять словарный запас, развивать мышление, связную, диалогическую и монологическую речь. Воспитывать доброе отношение к народной игрушке, как символу доброты, красоты, мира, благополучия |
Художественная деятельность (совместная деятельность со взрослым, самостоятельная деятельность детей) |
Учить наносить пластилин (акварель, гуашь) на готовый шаблон, изображая образ матрешки. Учить создавать яркие цветовые образы с помощью пластилина, акварели, гуаши, используя элементы росписи . Учить выкладывать узор. Учить раскрашивать изображения на раскраске карандашами, фломастерами, мелками, красками. Развивать творчество, воображение, фантазию. Воспитывать доброжелательное отношение к работе сверстников, учить анализировать свою работу и работы сверстников, видеть достоинства и недостатки |
Взаимодействие с родителями Подборка и оформление стихов для создания общего альбома. Папки – передвижки |
Вызвать интерес родителей к совместной деятельности с педагогом и детьми в ходе проекта. Приобщать родителей к воспитательному процессу. |
Познавательное развитие
Дидактические игры: «Найди домик матрешки», «Собери матрешку», «Больше – меньше», «Путешествие матрешек», «Одна и много», «Помоги матрешке найди свои игрушки»;;
Конструктивная деятельность «Матрёшки ходят в гости»: «Домик для матрёшки» «Ворота для большой и маленькой матрешек» «Заборчик для матрёшки» «Дорожка для матрёшки» «Мебель для матрёшек» и т.д.
Речевое развитие
Речевые игры: «Матрешки», «Матрешка, ты где?», «Русские матрешки»; пальчиковая игра «Мы матрешки, вот такие крошки». Чтение художественной литературы чтение стихотворений, потешек, загадок о матрешках.
Социально коммуникативное развитие
Сюжетная игра «Что делают матрешки?»; сюжетная игра «Веселые матрешки»; игра-инсценировка «У матрешки новоселье» . Беседа «В гости к нам пришла матрешка»; «Моя любимая игрушка», «Знакомство с матрешками», «Как играть с матрешкой».
Художественно эстетическое развитие
Индивидуальная работа по лепке «Укрась матрёшке сарафан»; работа по аппликации «Наряди матрёшку»; работа по рисованию «Раскрась матрешку»; дидактическая игра «Найди матрешку», «Найди матрешке пару». дидактическая игра на развитие чувства ритма «Веселые подружки»; пение песенок «Мы веселые матрешки», «Матрёшки»; игры – пляски: «Мы – матрешки-крошки», «Матрешки»; танец с платочками .
Физическое развитие
Подвижная игра «Прячем матрёшку»; подвижные игры «Бегите к матрёшке», «Шли матрешки по дорожке», «Матрешка в гостях у ребят»; комплекс утренней гимнастики «Звонкие погремушки»; комплекс бодрящей гимнастики «У матрешки – теплые ладошки»
Материально – технические ресурсы:
подбор методической и художественной литературы;
подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);
дидактические игры;
подбор презентаций.
выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Проблема: Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия.
Возраст обучающихся:2-7 лет
Полученные результаты.
Формирование патриотических чувств и развитие духовности;
Обогащение эмоциональной и интеллектуальной сферы детей;
Сформированы представления об особенностях русской народной игрушки- матрешки (материал, форма, цвета, узоры);
Дети проявляют познавательные способности , интерес и желание к творческой деятельности.
Дети демонстрируют предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; возможные способы решения проблемы с помощью взрослого, а потом и самостоятельно.
Дети готовы к индивидуальному самовыражению.
У детей сформированы представления об отличительных особенностях разных видов матрешек.