Шелякина С.В.
"Как развивать культурные традиции в дошкольном детстве?"
Статья - консультация для родителей.
К сожалению, моя профессия уже относится к разряду “вымирающих” и, на смену специалистам, имеющим и музыкальное и педагогическое образование, придут аниматоры.
В их рядах есть высококлассные специалисты: актеры, педагоги, музыканты и мои коллеги. Но как часто там появляются люди, которые в погоне за деньгами, вряд ли захотят познакомить детей с чудесным и сказочным миром музыки, танца, театра, да и времени у них на это нет. Более того, низкий профессиональный уровень, незнание педагогики и психологии наносит непоправимый вред и психическому и физическому здоровью малыша. Будут ли они вдумчиво подбирать репертуар для праздника так, чтобы он был не только развлекательным, но и познавательным, чтобы дети не думали что песня, про какую-то там Рам-за-зу, является шедевром мировой культуры.
Все чаще и чаще я наблюдаю, как родители, желая ребенку только хорошего, начинают увлекаться этой услугой, приглашая аниматоров на все праздники и дни рождения. Прямо гонка какая – то начинается: у кого дороже, у кого-то персонажей больше, а у кого – то еще и на родителей работали, то есть шутили по - взрослому. Конечно, чтобы устроить праздник своему ребенку гораздо проще пригласить профессионалов, да и самим взрослым надо отдохнуть и расслабиться. Но как вы сможете, не зная тонкостей профессии, узнать - кто есть кто? Ведь иногда такое развлечение может обойтись вашему ребенку или приглашенным гостям очень дорого. А самое страшное то, что если ваш ребенок будет видеть только такие развлечения, он будет думать, что это и есть то самое прекрасное и лучшее, что создано человеком, ведь у него нет другого опыта. Отсюда и дальнейшее увлечение детей в подростковом возрасте различными субкультурами и мысли о том, что он не нужен или нелюбим.
Я ни в коей мере не призываю объявлять войну аниматорам, ведь среди них есть грамотные, любящие детей и желающие устроить им настоящий праздник люди, да и сама грешна – думала об этой профессии. Это модно, современно, дети живут в этой среде. Это наш мир.
Что же делать, чтобы избежать негативных последствий?
Устраивая развлекательное мероприятие своему ребенку, необходимо сначала предоставить ребенку выбор? Но как это сделать, если не из чего выбирать?
- не торопите события, вы все еще успеете.
Успеет ваш малыш, недавно появившийся на свет увидеть Деда Мороза, отметить праздник в ресторане, “поколбаситься” с друзьями на дискотеке, надеть туфли на каблуках и платье с кринолином, сделать первую затяжку и поржать над глупой шуткой….
Сейчас, в дошкольном детстве дайте ему то, что он никогда и нигде больше не получит и не увидит!
Например: добрые, сопровождающиеся классической музыкой, кукольные спектакли по мотивам детских сказок, которые разыграют члены семьи, смешные розыгрыши, украшение комнаты фотографиями людей, которые пришли тебя поздравить в ярких рамках, танцы с родителями и друзьями под негромкую, детскую музыку, праздничный пирог, фотографии в семейный альбом…
Из всего этого вытекает другое правило
- Мероприятия в первые годы жизни должны проходить в знакомой обстановке и только с родными людьми.
Я знала родителей, которые из самых лучших побуждений отмечают 1 год жизни ребенка в ресторане. Приглашали на этот юбилей взрослых друзей, многочисленных родственников, незнакомых ребенку детей разных возрастов и даже тамаду..
Необходимо знать, что в первые годы жизни ребенок не может знать, зачем все это?
Он везде чувствует угрозу нарушения привычной жизни. Он должен привыкнуть. А на это потребуется год или два. Я часто наблюдаю в своей работе, как дети кричат, когда их первый раз приводят в музыкальный зал. Ведь до этого их водили в медицинский кабинет, дети с рождения наблюдаются у врачей - это не всегда приятно…
Приучайте их постепенно, что праздник это приятно, комфортно и безопасно.
А если уж очень хочется, то отдельно устройте праздник для взрослых.
- Вспоминайте почаще себя в детстве.
Что вы запомнили самое яркое из своих праздников? Какие события стали для вас самым приятными воспоминаниями? Я не удивлюсь, что это будет какой–то пустяк, так важный для ребенка и не важный взрослому. Просмотрите еще раз фотографии своего детства…
Ну и на какой из них дрогнуло сердце от умиления? Если это было у вас, то дайте это своему чаду, а если не было, так реализуйте это на празднике своих детей.
Если вашему малышу 2-3 года, то начать самое время.
В 4 года привлекайте его к участию в организации праздника. Он сможет выполнять небольшие поручения в уборке, сервировке, подготовке сюрприза для гостей, исполнению небольших ролей в спектаклях.
А вот уже в 5 -6лет можете познакомить детей с профессией аниматора.
В 7 лет спросите: Как бы ты хотел устроить свой праздник? Может он и выберет приглашенного артиста, но это будет уже комбинированный праздник придуманный ребенком с участием гостя.
И тогда став взрослым, ваш сын или дочь не смогут вас упрекнуть в том, что вы спихивали его на руки чужих людей и никогда не прашивали его мнение.
Ну а какой выбор сделает ребенок, став активным, творчески развитым, инициативным,
обогащенным музыкальным слуховым опытом, окруженный вниманием и любовью близких людей - увидите сами.