Интеллект-шоу «Умники и умницы»
Крещение Руси – обретение истории
Живчин Юлия Васильевна,
учитель ГБОУ школы № 297
Пушкинского района Санкт-Петербурга
СЛАЙД 1учитель ГБОУ школы № 297
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Фонограмма М.Глинка Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»
СЛАЙД 2
Ведущий:
В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир - солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана…
А.С.Пушкин
СЛАЙД 3
Едва ли есть в истории нашей страны личность значительнее, чем киевский князь, бывший язычник, ныне - святой: Владимир Красное Солнышко, Креститель Руси, подвиг которого соизмерим с апостольским. Потому и зовём мы его равноапостольным князем - благодаря ему великая Русь засияла светом Христианства. Крестив русскую землю в 988 году, святой Владимир изменил весь ход отечественной истории. Крещение гордого князя Владимира не только переменило его нрав, но и преобразило всю Русскую землю. После кончины князя Церковь причислила его к лику святых, а для народа он навсегда остался Красным Солнышком.
СЛАЙД 4
В 2020 году отмечается 1005-летие со дня преставления Крестителя Руси святого равноапостольного князя Владимира (ок. 960–1015).
Сегодня мы приглашаем вас принять участие в интеллектуальной игре «Умники и умницы», проходящей под названием «Крещение Руси – обретение истории». Согласно толковому словарю С. И. Ожегова, слово «обрести» означает «найти, получить». В других словарях «обретение» трактуется как «процесс нахождения, открытия, обнаружения». Следовательно, в основе сформулированной нами темы заложена ключевая идея – крещение Руси определило основной вектор развития российского государства, российской нации, нашего Отечества.
Представляем участников, жюри, гостей интеллектуального конкурса.
В сегодняшнем состязании примут участие учащиеся 4-5 классов. На нашей встрече присутствуют: ____________________________ ____________________________
Отобранных игроков называют агонистами (от греческого «агон» - так у греков называлась всякая борьба или состязание, но главным образом, обозначались игры, происходившие по поводу религиозных или политических, жюри – ареопагом, по названию древнегреческого суда.
В 1 части поединка мы приглашаем к участию команды классов-участников, это наши агонисты. Правильные ответы на вопросы конкурсной программы оплачиваются в у. е. - в умственных единицах.
Сидящие на трибунах, мы называем их теоретиками, вы тоже будете отвечать на вопросы. За правильный ответ на вопрос, оказавшийся не под силу основным игрокам-агонистам, теоретик получает орден.
Может быть, и вам удастся разбогатеть с помощью своих знаний и заработать умную валюту, а кроме того, помочь своей команде. В конце нашей встречи уважаемым ареопагом будет подсчитано количество набранных вами «умов», кто наберёт больше всех, получит звание умника и станет победителем интеллектуального конкурса.
Приступаем к выбору команд.Сегодня мы приглашаем вас принять участие в интеллектуальной игре «Умники и умницы», проходящей под названием «Крещение Руси – обретение истории». Согласно толковому словарю С. И. Ожегова, слово «обрести» означает «найти, получить». В других словарях «обретение» трактуется как «процесс нахождения, открытия, обнаружения». Следовательно, в основе сформулированной нами темы заложена ключевая идея – крещение Руси определило основной вектор развития российского государства, российской нации, нашего Отечества.
Представляем участников, жюри, гостей интеллектуального конкурса.
В сегодняшнем состязании примут участие учащиеся 4-5 классов. На нашей встрече присутствуют: ____________________________ ____________________________
Отобранных игроков называют агонистами (от греческого «агон» - так у греков называлась всякая борьба или состязание, но главным образом, обозначались игры, происходившие по поводу религиозных или политических, жюри – ареопагом, по названию древнегреческого суда.
В 1 части поединка мы приглашаем к участию команды классов-участников, это наши агонисты. Правильные ответы на вопросы конкурсной программы оплачиваются в у. е. - в умственных единицах.
Сидящие на трибунах, мы называем их теоретиками, вы тоже будете отвечать на вопросы. За правильный ответ на вопрос, оказавшийся не под силу основным игрокам-агонистам, теоретик получает орден.
Может быть, и вам удастся разбогатеть с помощью своих знаний и заработать умную валюту, а кроме того, помочь своей команде. В конце нашей встречи уважаемым ареопагом будет подсчитано количество набранных вами «умов», кто наберёт больше всех, получит звание умника и станет победителем интеллектуального конкурса.
СЛАЙД 5
БЛИЦ.
- Как называлось наше Отечество в начале своей истории? (ответ: Русь, Древнерусское государство)
- Имя предводителя викингов, который с 862 года стал править Русью. (ответ: Рюрик)
- Назовите наших предков, жителей Руси (ответ: восточные славяне, русичи)
- Русский князь, принявший смерть от коня своего. (ответ: Олег)
- Имя монаха, который написал "Повесть временных лет ". (ответ: Нестор)
- Как в Древней Руси называли воина, дружинника? (ответ: ратник)
- Какую они первоначально исповедовали веру? (ответ: языческую, поклонялись языческим богам)
- Как звали главного бога славян? (ответ: Перун)
- Место жилья людей, обнесенное оградой. (ответ: городище)
- Кто из великих князей утвердил на Руси христианскую веру? (ответ: князь Владимир)
- Когда на Руси утверждается христианство? (ответ: в 988 году)
- Назовите имя отца князя Владимира? (ответ: Святослав)
- Назовите имя бабушки князя Владимира? (ответ: Ольга)
- Какой титул носила бабушка князя Владимира? (ответ: Великая княгиня)
- Где приняла свое Крещение Христово Великая княгиня Ольга? (ответ: В Царьграде)
- Откуда была родом Великая княгиня Ольга? (ответ: С севера. Выбутская весь)
- Как относился отец к князю Владимиру?(ответ: Души в нем не чаял)
- О чем вела беседы княгиня Ольга с внуком? (ответ: о своем путешествии в Царьград, о землях чужих, неведомых, о народах. А все больше о Боге своем – Христе и Матери Его, Деве Марии)
- Отцом князя Влaдимирa был князь Святослaв, a мaтерью? (ответ: некaя Мaлушa, рaбыня княгини Ольги)
- Как наказала своему сыну Святославу ослабевшая княгиня Ольга, предчувствуя близкую свою кончину, похоронить ее? (ответ: по христианскому обычаю)
- Где скрывался более двух лет князь Владимир? Где снискал себе славу отважного воина? (ответ: за морем – у варягов)
Команды определены. Приглашаем занять свои места по 7 человек от каждого класса. Выберите капитана.
Фонограмма «Русская рать»СЛАЙД 6
1 АГОН РУССКИЙ ЯЗЫК
В конце 862 года князь Великой Моравии (государство западных славян) Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу с просьбой прислать проповедников, которые могли бы распространять христианство на славянском языке (проповеди в тех краях читались на латинском языке, незнакомом и непонятном народу).
СЛАЙД 7
Славяне получили возможность читать и писать на своем языке. У славян появился не только свой, славянский, алфавит, но и родился первый славянский литературный язык, многие слова которого до сих пор живут в болгарском, русском, украинском и других славянских языках.
СЛАЙД 8
Задание: Выполнить перевод 10 слов с древнерусского на современный язык.
(20 карточек заполнение таблицы)
аще – если(20 карточек заполнение таблицы)
зело – очень
дабы – чтобы
паче – сильнее
понеже – потому что
яко – как
вотще – напрасно
сиречь – то есть
днесь – сегодня
купно – вместе
Фонограмма Гусли «Душа моя»
СЛАЙД 9
Проверка
По итогам проверки команда, сделавшая перевод большего количества слов, получает право отвечать раньше.
СЛАЙД 10
АГОН 2 Команды выбирают вопрос. В случае, если она не может дать правильный ответ. Ей помогает её класс, если и класс не дает ответ, то право ответа у другой команды.
СЛАЙД 11Омут язычества угасал во Владимире. Он стал искать новую веру, которая разрешила бы его внутренний конфликт и принесла бы на Русь стабильность и благоденствие.
СЛАЙД 12
Выбирал | Идол | Что сделал? |
Вопрос. К князю приходили булгaрские мусульмaне, хaзaрские иудеи.
Нa кaком основaнии Влaдимир откaзaл мусульмaнaм и нa кaком - иудеям? Что говорят нaм древние летописи?
Нa кaком основaнии Влaдимир откaзaл мусульмaнaм и нa кaком - иудеям? Что говорят нaм древние летописи?
СЛАЙД 13
Ответ: Летопись рассказывает о том, что сперва князь принял послов от волжских болгар (мусульман), латинян и хазарских евреев, предлагавших ему принять их закон. Узнав, что Коран запрещает употребление вина и свинины, Владимир произносит историческую фразу: «Руси веселие есть пити». Во время беседы с иудеями Владимир, согласно свидетельству летописца, спросил, где их родина. Они же ответили ему: «У нас нет родины. За наши грехи Бог нас рассеял». Владимир отвечал иудеям, что не желает принимать веры, которая приводит потом к потере отечества.
Идол.
Вопрос: Кaк выглядел идол слaвянского богa Перунa, который князь Влaдимир устaновил в Киеве в 980 году? Из чего было сделaно туловище, из чего - головa, ноги, из чего - усы?
СЛАЙД 14
Ответ: Туловище его было деревянным, голова серебряная с золотыми ушами, ноги железные, он имел не только серебряную голову, но и золотые усы, что говорит о щедрости князя и его дружины.
Что сделал?
Вопрос: Перед тем кaк крестить киевлян, князь Влaдимир велел изрубить языческих идолов в щепки и сжечь их нa костре. А что князь прикaзaл сделaть с идолом Перунa?
СЛАЙД 15
Ответ: Летопись рассказывает о свержении Владимиром языческих кумиров, поставленных им самим за несколько лет до этого. “Придя в Киев, повелел Владимир кумиров ниспровергнуть: одних изрубить, а других огню предать. Перуна же повелел привязать к хвосту конскому и волочить его с Горы… и приставил 12 мужей бить его жезлием «не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе». «Когда же тащили его к Днепру, оплакивали его неверные люди, ибо не приняли еще святого крещения”. Князь повелел стражникам сопровождать плывущего по течению кумира до самых порогов и отталкивать, чтобы того не прибило к берегу. Но за порогами идола все-таки выбросило на сушу, и люди потом долго чтили это место, называя его Перунья отмель. Кануло в воду русское язычество... Со слезами и стонами провожали его те, кто еще не видел духовного света новой веры.
СЛАЙД 16 АГОН 3
СЛАЙД 17
Крым |
Царевна Анна | Апостол Павел |
Вопрос. Наступает 988 год, а с ним начинается и крещение Руси, однако Василий II нарушает данное им слово — приезд его сестры Анны в Киев задерживается.
Какое событие произошло в современном Херсонесе более 1000 лет назад?
Какое событие произошло в современном Херсонесе более 1000 лет назад?
СЛАЙД 18
Ответ. Владимир решительно: осаждает Корсунь (современный Херсонес в Крыму) — важный опорный пункт Византии на Черном море.
Корсунь капитулирует, Владимир грозится перенести военные действия на территорию Византии. Теперь вынужден капитулировать и Василий II. Судьбу Анны оплакивают в Константинополе целую неделю, и нетрудно вообразить, с какими мыслями отправляется она после этого к Владимиру.
А.К. Толстой, обладавший отменным чувством юмора, так описывает осажденных византийцев:Увидели греки в заливе суда,
У стен уж дружина толпится,
Пошли толковать и туда и сюда:
“Настала, как есть, христианам беда,
Приехал Владимир креститься!”
Царевна Анна.
Вопрос. А зaчем Влaдимиру понaдобилaсь этa сaмaя Аннa, визaнтийскaя цaревнa? Историки говорят, что через нее князь породнился с двумя могущественными прaвителями своего времени. Один из них - это брaт Анны, визaнтийский имперaтор Вaсилий. А кто второй?
Ответ. Константин.Апостол Павел.
Вопрос. В церковных молитвах Святой Владимир сравнивается с первоверховным апостолом Павлом. Почему?
СЛАЙД 19
Ответ. Как и тот, Владимир был гонителем христиан, как и Павел, ослеп перед тем, как познать Бога. Прозрел и физически, и духовно, и стал как апостол Павел величайшим распространителем христианства. За то и почитают Владимира в чине равноапостольных святых. По преданию, выйдя из крещальной купели, он, до этого ненадолго ослепший, прозрел и воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!».
СЛАЙД 20 АГОН 4
СЛАЙД 21
Крещение | Церковь | Пушкин |
Вопрос. В кaком киевском водоеме князь Влaдимир крестил нaрод и в кaком - двенaдцaть своих сыновей?
СЛАЙД 22
Ответ. По возвращении в Киев князь Владимир собрал двенадцать своих сыновей и, подготовив их к принятию святой веры Христовой, крестил в источнике, небольшом ручье, навсегда получившим название Крещатик. Народ крестил в притоке Днепра, реке Почайне.
Церковь.
Вопрос. В память о своем спасении от печенегов князь Владимир велел поставить в Василеве обыденную церковь. Как долго ее строили?
Ответ. История обыдЕнной церкви в России началась с 996 года, когда великий князь Владимир, спасшись с дружиной от печенегов под укрытием моста, согласно данному обету, возвёл на этом месте храм. Понятие "обыдЕнная церковь" - с ударением на третий слог - раскрывает определение храмовой постройки, созданной в течение одного дня, - «об един день».
Пушкин.Вопрос. Помните? у Пушкина:
«В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана».
У Владимира Святого, как подсчитали историки, было в итоге четырнадцать сыновей. Но у Пушкина – Владимир Ясное Солнышко. И у того – двенадцать сыновей. Почему двенадцать?
Ответ. По числу месяцев в году.СЛАЙД 23 АГОН 5
СЛАЙД 24
Пиры | Древний Новгород | Плач матерей |
Вопрос. Крестив Русь, князь Влaдимир не перестaл устрaивaть богaтые пиры и зaстолья. Но в них теперь стaли использовaть телеги. Для чего?
Ответ. Владимир начал творить множество добрых дел. Он повелел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор и брать все, что ему потребно, – едой, питьем или деньгами. Более того, узнав, что больные и немощные не могут добраться до его двора, князь повелел развозить для них по городу пропитание. «И повелел снарядить телеги и, положив на них хлебы, мясо, рыбы, овощи различные, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: “Где больной или нищий, не могущий ходить?” И тем раздавать все, что им нужно», – рассказывает летописец. Его милостыни бедным не знали меры. «Красным Солнышком» прозвал Владимира русский народ.
Древний Новгород.
Вопрос. Летописи сообщают, что древний Новгород «крестили огнем и мечом». Кто так «крестил»? И что значит «огнем и мечом»?
Ответ. В Киеве христианство давно не было новостью, и жители приняли новую веру безропотно. На севере язычество держалось дольше и крепче. Так, например, новгородцы встретили своих крестителей как врагов и оказали им сопротивление. Новгород крестили «огнем и мечом».
Плач матерей.Вопрос. «Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере, и плакали о них, как о мертвых». О чем проливали слезы русские матери?
СЛАЙД 25
Ответ. «Послал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Первые школы на Руси.
ИТОГ ИГРЫ.
Во время подведения итогов нашей игры, прошу вас ответить на вопрос:
СЛАЙД 26
- Какое значение имеет КРЕЩЕНИЕ РУСИ для современной России?
ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ:
- сплотило народ и объединило разрозненные земли;
- проложило дорогу к строительству сильного, централизованного Российского государства;
- Русь окрепла, возросла могуществом и авторитетом в глазах близких и дальних соседей, на равных вела разговор с народами и Запада, и Востока;
- стремление нашего народа к высоким идеалам добра, правды и справедливости, к братской сплоченности и солидарности со всем миром. Федор Михайлович Достоевский назвал все это «всечеловечностью»;
- Великий князь Владимир стал настоящим устроителем родной земли, ее культурного и хозяйственного развития, мудрым и дальновидным правителем Руси;
- Таким он остался для нас после принятия святого крещения в древнем Херсонесе – Корсуни. Эти духовные истоки и сегодня питают братские славянские народы России, Украины и Белоруссии.
Патриарх Кирилл сказал: «Православные идеалы верности, доблести, жертвенности, любви к Родине, укрепляли наших славных предков на протяжении тысячелетия в их стоянии на родную землю в многочисленных войнах и потрясениях».
Принятие христианства по мысли Ключевского обратило внимание человека к его внутреннему миру, тем самым способствовало их национальному самосознанию.
ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН:Принятие христианства по мысли Ключевского обратило внимание человека к его внутреннему миру, тем самым способствовало их национальному самосознанию.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «СЛАВА ГЕРОЯМ, СЛАВА!»
Фонограмма «Полюшко-поле…»
Подведение итогов. Слово гостям встречи.
Песня «Ты живи, моя Россия!»