Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Что значит быть милосердным?

Халилова Татьяна Викторовна,
учитель начальных классов
ГБОУ средняя школа № 376
Московского района Санкт-Петербурга
Цель:  формирование духовных ценностей и нравственного выбора человека через проявление милосердия, заботы о ближнем.
Результат:  учащиеся знают, как проявляется милосердие в различных религиях;  конкретные дела, относящиеся к понятию «милосердие».
Задачи:
личностные
• воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
метапредметные
• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций;
• готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
предметные
• познакомить с ценностями человеческой жизни, развивать установку личности поступать по совести;
• познакомить с духовными традициями в различных религиях.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информациями, работа в малых группах, выполнение творческой работы.
Основные термины и понятия: милосердие, взаимопомощь, сострадание, милостыня.
Оборудование: толковый словарь русского языка авт. С.И. Ожегова,  карточки для групповой работы; мультимедийный проектор; презентация; видео и аудио материалы.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, беседа, рассказ, ИКТ.
Тип урока: изучение нового материала.
                                                       Ход урока
  1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Предлагаю вам поприветствовать наших гостей! Молодцы! Присаживайтесь!
2. Актуализация знаний. Сообщение темы.
- Сегодня мы продолжаем с вами беседовать о  мировых религиях. Вспомните, пожалуйста, о чем мы говорили на прошлом занятии?  (о нравственных заповедях)
- Молодцы! Сейчас я вам предлагаю выполнить тест, для этого вам нужно  вспомнить все то, что было на прошлых уроках. Возьмите, пожалуйста, листы на ваших партах. Перед вами 10 вопросов. Отвечая на вопросы теста,  вы получите 10 ответов -  букв.  Ваша задача записать на листке полученные буквы. Работать нужно в паре. Вспомните правила работы в паре (ответы детей). Приступайте!
                                            Тест.
  1. Сколько заповедей в христианстве?
в)   9                        л) 10                    т) 11
  1. Кто получил заповеди от Бога?
а) Авраам              м) Моисей           в) Гуатама
  1. На какой горе Бог передал  заповеди?
д)  Синай              ф)  Арарат            и) Памир
  1. Какая  религия  тесно связана с христианством?
п) Ислам              с) Буддизм            е) Иудаизм
  1. В какой религии  священной книгой является Коран?
и) Ислам               т) Буддизм              р) Христианство
  1. Священным зданием какой религии является  Мечеть?
б) Иудаизм            р) Ислам                  ш) Христианство
  1. В какой религии хранителем придания является Лама?
ц) Ислам               о) Буддизм               в) Иудаизм
  1. В какой религии празднуется праздник Пасха?
р) Буддизм             и) Христианство     г) Ислам
  1. К какой религии относятся следующие атрибуты: Тора, подсвечник, звезда Давида?
с) Иудаизм            т) Буддизм               д) Христианство
  1. В какой религии  входить с священное сооружение могут только мужчины?
а) Буддизм             ч) Христианство          е) Ислам
    - Проверим, что у вас получилось! Если вы были внимательны, то у вас должны получиться следующие ответы:  лмдеироисе СЛАЙД 1
   МИЛОСЕРДИЕ
- Ребята, попробуйте, пожалуйста, поменять местами буквы так, чтобы получилось слово (милосердие). Молодцы! Все верно! СЛАЙД  2
- Ну что, какой же будет тема сегодняшнего урока? (милосердие)
-Да, верно, милосердие. Молодцы! Ребята, а можно ли сразу начинать разбираться в новой теме? (нет, нужно поставить цель)
- Правильно. Попробуйте сформулировать цель урока (предложения детей)        
3. Объяснение нового материала.
- Ребята, мы сейчас с вами уже несколько раз произнесли слово «милосердие». А знаете ли вы, что означает это слово? (ответы детей)
- Хорошо. Молодцы! А где мы можем найти точное значение этого слова?
 (словарь, интернет, взрослые)
- У вас на партах лежат словари. Разделитесь на группы и найдите значение слова «милосердие» (ответы детей) СЛАЙД  3 - 4
- Молодцы! Посмотрите внимательно на слово, что вы заметили, какое это слово с точки зрения русского языка? (сложное слово, из двух корней) Попробуйте подобрать к нему  синонимы (ответы детей).
- Посмотрите на экран.  Вот некоторые синонимы к слову «милосердие» представлены в виде такой вот схемы. СЛАЙД 5
- Хорошо! А можно ли подобрать антонимы к слову «милосердие»? (ответы детей). Да, верно!
-Вернемся к цели нашего урока. Нам нужно было лишь разобраться с понятием милосердие? (нет, необходимо рассмотреть это понятие во всех мировых религиях)
 - Да, верно!  Религии разных народов учат милосердию, состраданию ко всему живому, к тем, кто попал в беду, к бездомным, к больным.
 - И сейчас мы рассмотрим, работая в группах, как разные религии учат милосердию, состраданию и помощи людям. Сколько групп должно у нас получиться? (4) Почему 4? (4 религии). Разделитесь на группы.  Сейчас представители групп выберут себе религию. Вспомните правила работы в группах.
- Ну что ж, религии определены, группы сформированы. Задание следующее:
используя учебник, с.72 -73, найдите и выпишите 2-3 предложения о милосердии в той религии, над которой работает ваша группа, которые показались вам самыми важными.
        
4. Закрепление полученных знаний.
Ну что ж, посмотрим, что у вас получилось. Кто желает начать первым? (выступления детей)
Христианство
        Иисус Христос учил своих приверженцев тому, что они должны отдавать людям всё, что имеют.
    Иисус учил своих последователей, что всякий добрый или, наоборот, дурной поступок, который мы совершаем в отношении другого человека, обращён к Богу.
Одно из дел милосердия – милостыня.
Бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, остальное ты принес самому себе.
Христос говорил: «Всякому просящему у тебя дай».
Милостыня – встреча двух рук: одна выражает просьбу «Христа ради», другая подает «во имя Христова».  СЛАЙД  6
Христианская церковь уже много веков помогает больным, бездомным, малоимущим, детям инвалидам, тем, кто попал в беду, находится в тюрьмах. СЛАЙД 7
  Ислам
Ислам уделяет много внимания вопросам милосердия.
Сердце мусульманина должно быть переполнено милосердием, поскольку Аллах тоже требует от мусульманина милосердия. Отсутствие милосердия в сердце – это беда и несчастье
Для каждого мусульманина есть обязательный размер пожертвований – это закят.
Закят – это материальная помощь ближнему.  СЛАЙД 8
Каждый мусульманин может и должен творить дела милосердия.
Милостыня – необходимое ежегодное воздаяние состоятельных мусульман в конце месяца Рамадан в пользу бедных и нуждающихся. 
После завершения коллективной молитвы мусульмане отправляются на праздничную трапезу, в ходе которой принято угощать не только родных и близких, но и соседей, знакомых (независимо от вероисповидания). СЛАЙД  9
«Быть мусульманином – значит заботиться о родителях, муже или жене, детях, всех близких, соседях, помогать тем, кто нуждается в милосердии, у кого нет крова, одежды или еды. Все мироздание – это творение Бога. Поэтому мусульманин должен чувствовать свою ответственность за природу, все живое, каждую травинку и живое. СЛАЙД 10         
Иудаизм
В праздник Пурим принято приносить друг другу сладости и сладкую выпечку («посылка яств») и давать деньги нуждающимся. СЛАЙД  11
Благотворительность – одно из основных предписаний иудаизма. Необходимо не забывать о нуждающихся в праздничные дни и всегда иметь в виду нужды бедняков. СЛАЙД  12
В еврейской общине создают кассу благотворительности.
                                                            Буддизм
 Все учение буддизма построено на сострадании ко всем живым существам. СЛАЙД  13
Буддист должен молиться за все живые существа и стремиться не допустить никакого вреда ни одной живой душе в этом мире.
Одним из примеров самоотверженности и милосердия в буддизме являются бодхисатвы.
Бодхисатвы отказываются от нирваны, чтобы спасать другие живые существа.
Богиня Милосердия – богиня Гуань инь. СЛАЙД  14
В буддизме Гуань инь почитают как сострадательную спасительницу, бодхисатву милосердия.
Авалокитешвара (Владыка, Взирающий на Мир) – воплощение милосердия и сострадания в буддизме. Его часто изображают с одиннадцатью лицами. СЛАЙД  15
Согласно легенде, однажды он спустился в ад и увидел страдания его обитателей. От ужаса голова Авалокитешвары раскололась на 10 частей.
Будда Амитабха собрал эти части, превратил их в отдельные головы – девять мирных и одну гневную, для решительных действий. Сверху он скрепил их своей собственной головой.
Каждая голова имеет три глаза, что указывает на способность Авалокитешвары охватывать взглядом все сферы мироздания. Кроме того, у Авалокитешвары – тысяча рук, а в ладони каждой из них есть глаз. Благодаря этому он обладает даром всевидения и всегда готов прийти на помощь.
5. Рефлексия.
- Итак, мы узнали, как разные религии учат милосердию. Религии разных народов учат милосердию, состраданию ко всему живому, к тем, кто попал в беду, к бездомным, больным. Главное, чтобы эта помощь шла от чистого сердца!
  - А можно ли научиться милосердию? А надо ли учиться милосердию? Зачем? Как стать милосердным? Ребята, к кому, по-вашему,  мы должны относиться с милосердием? (К пожилым людям, к младшим, к больным, к животным, к природе)
        
6. Итоги урока.
Итак, ребята. Вот и подходит  к концу сегодняшний наш урок. Достигли ли мы цели, которую ставили? Какие выводы вы сделали для себя?
( ответы детей)
- Молодцы! Посмотрите, пожалуйста, на схему, которая уже была сегодня на уроке. Что напоминает вам она? (цветок, солнце). СЛАЙД  16
- Да, можно сравнить эту схему с солнцем. Подытожить наш урок я хочу нашим солнышком, которое мы сделаем все вместе. У вас на партах лежат лучики.  Запишите, пожалуйста, на этих лучиках,  какие милосердные поступки   можно совершить в наше время!
- Молодцы! Итак, вот какое солнце у нас получилось!
- Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны и естественны. Когда отдаешь, то становишься богаче духовно.  СЛАЙД  17
8. Домашнее задание.
Найти притчи о милосердии.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»