Эссе
Женщина в православной церкви
Курова Светлана Геннадьевна
Предмет: « Основы религиозных культур и светской этики»
ОглавлениеI Введение
II Женщина в православной церкви
- Женщина - жена и мать
- Женщина в православной церкви
- Женщина- сестра милосердия
IV Список используемой литературы
I Введение
Тема о роли женщины в православной церкви поднимается на протяжении всей истории христианства. Одни придерживаются мнения, что в православии из всех христианских направлений женщине уделено «второстепенное» место. Другие утверждают, что именно женщине отведена особенная роль. Так ли это? В современном обществе с развитием идей феминизма, снижением роли церкви в жизни людей вопрос о роли женщины в православной церкви остаётся актуальным и острым.
II Женщина в православной церкви
1. Женщина - жена и мать
Согласно православной традиции, Бог отвёл женщине роль «помощницы». «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственно ему» [1]( Быт.2: 18) [1,с.6]. «Слово «помощник», используемое для характеристики женщины, в Ветхом Завете используется ещё девятнадцать раз, и семнадцать из них- как помощь Божья, помощь Святого Духа. Таким образом, роль женщины как помощницы мужчины очень важна и ответственна». [2] Жена должна поддерживать мужа во всех его делах и начинаниях, вдохновлять и помогать ему. Но самое главное предназначение женщины - быть матерью. Мать должна воспитывать детей в духе веры и нравственности, также она должна быть достойным примером. «Образ идеальной женщины в христианстве- это Мария- Мать нашего Господа Иисуса Христа. Вера женщины всегда рождает истинную жизнь вокруг неё!»[2]
2.Женщина в православной церкви
Часто нам приходится наблюдать примеры неравноправия мужчин и женщин в церкви. Мнение священнослужителей иное. Например, протоиерей Андрей Ефанов говорил: «Для Бога мужчины и женщины совершенно равны, и, помимо клиросного участия в богослужении, женщина может заниматься всей остальной деятельностью». [3] Значит, что женщина является « соответственной» мужчине. Священник Сергий Бегиян утверждает: «… равенство мужчины и женщины нарушено грехопадением. Неравенство же является частью отношений падшего сего мира, и нет в нем подлинной любви. Это наказание Божие, епитимья, а любая епитимья носит временный характер и прекращается с разрешением от греха. В Царстве Божием, где прощены и оставлены все грехи, все пребывают, как Ангелы, отличаясь друг от друга только благостью и славой, которую святые прияли за свои подвиги, а совершенно не полом, титулом или иным чем земным».[7] В Православии женское служение отличается от мужского и делится на группы: сестра милосердия, мать и монахиня. Роль женщины в церкви- служение и материнство. Женщина должна «всем своим обликом являть ту глубину и красоту, которые скрыты в молчании».[3] «Да, женщины должны оказывать послушание, и, как говорит старец Паисий Святогорец, за непослушание от женщины отходит благодать Божия. Но точно так же и Мужчины- должны относиться к женщине, как к хрустальному («немощнейшему», как говорит апостол) сосуду».[7]
3. Женщина- сестра милосердия
Окружающим тяжело принять выбор женщины- служение людям. «Милость- это сопереживание и сострадание, сердечная жажда помочь нуждающемуся. Человек с милостивым сердцем становится духовно богат, и потому он более полно и ярко воспринимает жизнь».[5]
Среди православных русских женщин немало тех, кто решил посвятить свою жизнь служению людям. Это и царственные особы дома Романовых. « Попечительство о слепых создала императрица Мария Александровн, супруга Александра II».[6] Мария Александровна являлась покровителем Общества попечения о раненых и больных воинах, которое впоследствии стало известным Российским обществом Красного Креста. « Не имея возможности работать, все супруги российских императоров активно занимались благотворительностью». [6]
Младшая дочь императора Александра III, великая княгиня Ольга Александровна, в годы Первой мировой войны на собственные деньги организовала госпиталя, в которых работала обычной сестрой милосердия. Благотворительность великой княгини была частью её жизни.
Известна благотворительной деятельностью святая великая княгиня Елизавета Фёдоровна. До своего пострижения в монашество она являлась попечительницей и председательницей Петровского благотворительного общества, убежища для слабых и выздоравливающих детей в Санкт-Петербурге, Царскосельского благотворительного общества, Общества попечения о бедных детях, Комитета сбора пожертвований в пользу голодающих Общества помощи слепым детям. [6]
Княгиня Александра Петровна Романова (Ольденбургская) перед замужеством перешла в православную веру из лютеранской. Продолжая традицию благотворительности, она задумала организовать общину сестёр милосердия с больницей для малоимущих на Васильевском острове в Санкт-Петербурге ( ныне Покровская больница). Княгиня целыми днями сама оказывала помощь нуждающимся. В 40 лет стала инвалидом после дорожно-транспортного происшествия, но, будучи прикованной к инвалидному креслу, продолжала заботиться о других. Позднее Александра Петровна переехала в Киев, где основала Покровский монастырь, при нем - приют и больницу, в которой лечили всех немощных. Для этой больницы было закуплено самое современное оборудование того времени, включая рентгеновский аппарат. Произошло чудо – Александра Петровна стала ходить: молитвы за других исцелили княгиню. Перед смертью княгиня приняла постриг под именем Анастасия. В 2009г прославлена в лике преподобных, как местночтимая святая Киевской епархии.[4]
Когда говоря о женщинах в Православии, то вспоминаются образы женщин, причисленных к лику святых. Для петербуржцев это образ блаженной Ксении Петербургской, которая посвятила свою жизнь служению людям. Став вдовой, она « решила начать труднейший христианский подвиг- казаться безумною, дабы, принеся в жертву Богу самое ценное, что есть у человека- разум, умолить Создателя о помиловании внезапно скончавшегося супруга…блаженная Ксения, непрестанно молясь, безропотно несла свой спасительный подвиг». [8] Погребена святая угодница в Петербурге на Смоленском кладбище, где при жизни помогала возводить церковь во имя иконы Смоленской Божией Матери. В 1988 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви Ксению Петербургскую причислили к лику святых.
III Заключение
«Самое главное для человека- сохранить связь с Богом, верно понимать, Кто Он и Какой Он, а чтобы душа питалась и укреплялась- участвовать в Таинствах церковных…Это главное, что Вам нужно».[3]
Что значит женщина в миру?
Жена иль мать, а может сёстры?
Твой путь никто не может предсказать:
Спокоен, безмятежен иль бушуют бури…
Лишь Бог один направит верною дорогой,
Даст Силы, Веру в Светлый день,
Укроет ласковой ладонью
И успокоит душу радостью навек.
( Курова С.Г.)
IV Список использованной литературы:
1. Библия -М.: Библейские общества 1995г.- 1008с.
2. Алена Исакова «Предназначение женщины в свете Священного Писания» [Электронный ресурс]. Адрес:http://www.doroga-vmeste.ru/2009/2009_2_prednaznachenie.shtml
3. «Роль женщины в православной церкви» Журнал «Фома» №4 (48) апрель 2007 [Электронный ресурс]. Адрес:https://foma.ru/rol-zhenshhinyi-v-czerkvi.html
4. Другие Романовы. Выпуск 13. Великая княжна Александра Петровна [Электронный ресурс]. Адрес: https://www.youtube.com/watch?v=hTll2N3mCbg
5. Валерий Духанин. «Милосердие как путь к радости»[Электронный ресурс]. Адрес:https//pravoslavie.ru/62922.html
6. «Продолжение традиции благотворительности царственных женщин дома Романовых». [Электронный ресурс] Адрес:https://pravoslavie.ru/32790.html
7.Сергий Бегиян « Мужчина и женщина» [Электронный ресурс]. Адрес:https//pravoslavie.ru/85451.html
8. «Житие блаженной Ксении Петербургской» [Электронный ресурс]. Адрес:https//pravoslavie.ru/1586.html