Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности
 первостепенная задача образовательного процесса

Ардасенова Елена Александровна
 
Только живой пример воспитывает ребенка,
а не слова, пусть самые хорошие,
 но не подкрепленные делом.
 А.С. Макаренко 
Всем нам хорошо известно, что ребёнок не рождается личностью, а становится ею в процессе развития, что личность ребёнка формируется под влиянием семьи, школы, социума. Ещё А. С. Макаренко говорил, что "…воспитывает не только и не столько воспитатель, сколько среда, которая организуется наиболее выгодным образом.
Человеческая жизнь — это поиск реальных путей к нравственному здоровью и полноценной жизни, стремление быть физически сильным, психически устойчивым, творчески активным, духовно нравственным. Всё это ставит перед современной школой и учителем ряд качественно новых требований и определяет особое внимание к решению задачи становления личности обучающегося. Общешкольная методическая тема «Развитие творческой индивидуальности учащихся на основе компетентностного подхода в обучении и воспитании». В ней отмечена необходимость создания условий для становления и раскрытия личности ребенка, развития и проявления его способностей, развития социально-адаптированной личности.
Я учитель начальных классов. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть — своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, как будут складываться взаимоотношения с учителями, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И конечно от меня, как от классного руководителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка, как родители будут относиться к школе, станут ли моими единомышленниками.
Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Мы живем во время крушения всех нравственных идеалов: Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. Средства массовой информации возводят в героя агрессивного недочеловека. Материальные ценности ставятся выше духовных и нравственных. Что бы обеспечить семью и держать ее на определенном материальном уровне, родители вынуждены проводить на работе большую часть дня. Учитель и его личностный пример, его умение услышать проблемы ребенка и не только качественно дать основы знаний на уроке, но и взять на себя существенную часть воспитательных функций. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знание, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного воспитания детей, раскрыть их духовные качества, развить нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственные самоопределения.
В современных условиях экономической нестабильности, когда большинство семей сосредоточено на проблемах экономического выживания, дети, может быть как никогда прежде, нуждаются в организованном общении, в различных формах объединений. Безнравственность и бездуховность порождают у детей апатию, безразличие к себе и другим. Этому способствуют дефицит любви и взаимопонимания в семье, безработица и социальная невостребованность.
Так каким же должно быть воспитательное пространство, чтобы ребёнок, сохраняя свою индивидуальность, мог бы вступать во взаимодействие с окружающим миром, быть терпимым и открытым к контактам, принимать решения и осознавать их последствия? Внутреннее воспитательное пространство организуется через основные сферы деятельности ребёнка. Внешнее пространство помогает ребёнку овладеть разнообразным социальным опытом и самоопределиться в этой жизни. Усилия педагогов нашей школе направлены на достижение максимальной эффективности учебно-познавательного процесса на развитие личности ребёнка.
Гимназия, в которой я работаю, расположена в историческом месте «На взлетной полосе» и неразрывно связана с историей города и страны.  «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?», так размышлял Д. С. Лихачев. Об этот же думают и педагоги нашей гимназии.
Человек остается только тогда человеком, когда знает историю своего родного края, историю семьи, чтит память предков, изучает культурное наследие своего народа. Патриотизм, духовность, нравственность в гимназии на протяжении многих лет воспитываются через изучение краеведения, которое реализуется как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса.
Исходя из анализа актуальности, можно сформулировать цели и задачи воспитания:
Цель - Создание условий для патриотического, гражданского и духовно нравственного воспитания, раскрытие, развитие и реализация познавательных и творческих способностей учащихся, их социализация в максимально благоприятных условиях организации учебно-воспитательного процесса.
Концепция системы воспитательной работы в школе предполагает поэтапное создание в школе условий для развития личности ребёнка, т.е. создание системы отношений, помогающих ребёнку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности.
К этим сферам относятся:
-сфера познания (знание, учёба, информация);
-сфера практической деятельности (умения, навыки, трудовая деятельность);
-сфера игры (игровая активность, реализация природных и творческих способностей);
-сфера физического развития (реализация физических возможностей);
-сфера отношений (познание себя, людей, взаимоотношений).
Таким образом были выделены и поставлены следующие задачи:
1.Объединение учебно-воспитательной деятельности школы с другими общественными институтами и организациями.
2.Выработка потребности у учащихся в расширении знаний.
3.Развитие самосознания и самовоспитания.
4.Приобщение к ведущим духовным ценностям своего народа, воспитание гражданственности.
5.Развитие потребности в здоровом образе жизни.
6.Гармонизация отношений в общешкольном коллективе.
7.Формирование общественного мнения по важнейшим проблемам жизни, общества и человеческих отношений.
Для решения этих задач мною используются различные формы и методы, что позволяет строить воспитательную работу в условиях ФГОС, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителей, воспитателей, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, способствует повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов.
Очень важно и необходимо строить систему воспитательной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Ребенок должен чувствовать себя значимой личностью в воспитательном процессе. Он выступает как полноценный партнёр, сотрудничающий со всеми субъектами образовательной среды. Этот подход обеспечивает использование следующих способов общения: сотрудничество, признание и принятие другого, позитивное взаимодействие, поэтому основными принципами своей воспитательной деятельности считаю:
-принцип уважения индивидуальности личности;
-принцип коллективной деятельности;
-принцип разумной требовательности;
-принцип возрастного подхода;
-принцип диалога;
-принцип педагогической поддержки;
-принцип стимулирования самовоспитания;
-принцип связи с реальной жизнью;
-принцип согласования.
Моя задача, как классного руководителя, воспитателя состоит в том, чтобы у выпускников начальной школы были сформированы основы культуры общения в коллективе; трудолюбие; понимание ценности личного здоровья; осознание природы как живого мира и бережное отношение к ней; уважение к книге, знаниям, гимназии; уважительное отношение к ценностям семьи; первоначальные представления и умения самоопределения в сфере дополнительного образования.
В системе воспитательной работы использую следующие функции:
1.Организаторская - проведение работ по всем педагогическим аспектам;
2.Воспитательная - формирование личности и коллектива;
3.Коррекционная - преобразование, изменение личности;
4.Административная - ведение личных дел учащихся, других официальных документов.
Так же необходимо постоянно подбирать и совершенствовать методы воспитания,  только тогда будет достигнута наибольшая эффективность.
В. М. Коротов, Л. Ю. Гордин, Б. Т. Лихачев также называют три группы методов: организация детского коллектива, убеждение и стимулирование.
Организация детского коллектива. А. С. Макаренко назвал, это систематикой перспективных линий или организаций завтрашней радости, это включает постановку близких, средних и далёких целей.
Он считал, что важным моментом в развитии человека и коллектива является жизненная перспектива.
То есть это задачи, цели и дела, которые отвечают внутренним потребностям развития личности, и соответствует её индивидуальным и возрастным особенностям.
Особенности включают в себя:
1.Увлекательность дел (детский интерес).
2.Общественно полезная ценность.
3.Чёткая организация деятельности.
Убеждение. Это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных. Учитель разъясняет школьникам нормы и правила поведения. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всего родителей, педагогов, общение с ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы и др. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения.
Стимулирование. Выражением положительной оценки действий воспитанников можно назвать поощрение. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций, поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т. д.
Наказание. Это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Следует отметить, важное дополнение. Ситуация, когда ребенок наказан всегда должна иметь выход разрешения кризиса. Должна дополняться ощущением, что негативный поступок можно исправить или не повторить.
Как каждый учитель, я осуществляю духовно-нравственное воспитание главным образом в процессе обучения, используя для этого содержание изучаемого материала и различные методические приёмы, способствующие осмыслению и усвоению моральных идей.
Как классный руководитель, я провожу эту работу в системе внеурочных мероприятий, то есть классный руководитель выступаю как основной организатор духовно-нравственного воспитания учащихся во внеурочное время.
Для реализации педагогических задач используют различные формы внеурочной воспитательной работы:
-традиционные: устный журнал, классный час, этическая беседа, гостиная;
-дискуссионные: диспут, защита проекта;
-национально-обрядовые: народные праздники, посиделки, народные забавы;
-телевизионные: “Викторина”, “Счастливый случай”, “КВН”;
-коллективно творческие дела: эстафета “Ромашка”;
-нестандартные: спортивная толкучка, танцевальный ринг, поэтический кросс; «Пушкинский бал»;
-импровизации: “У зеркала”, “Смешинка”, “Театр-экспромт”;
-экскурсии - выход, поездка, коллективное посещение достопримечательных мест. Она может быть учебного или культурно-просветительного характера. Требуется предварительная подготовка, как со стороны организаторов, так и участников.
Профессионализм педагога заключается в овладении наибольшим количеством форм работы и умением их использовать для решения конкретной педагогической задачи с максимальным воспитательным эффектом. “Поштучное”, по словам А. С. Макаренко, индивидуальное воспитание – высший пилотаж в работе воспитателя, педагога, классного руководителя.
Большое значение необходимо уделять взаимодействию семьи и школы. Совместная деятельность школы и семьи выступает важнейшим условием воспитания подрастающего поколения. Вместе со школой семья решает задачи семейного и общественного воспитания. Известно, что семья школьника проецирует на себе всю гамму общественных отношений. Педагогам принадлежит ведущая роль в этом процессе. Обладая психолого-педагогическими, философскими, этико-эстетическими знаниями и богатой воспитательной практикой, учителя выступают для родителей мудрыми советчиками, наставниками, единомышленниками.
Такой подход обеспечивает успешное развитие личности и проявляется в положительной динамике. Ведь многие дети, не уверенные в себе, но обладающие способностями, при помощи педагогов становятся активными участниками школьных дел. Каждому находится дело по душе. Педагоги стремятся создать для каждого ребенка «ситуацию успеха», в которой дети чувствуют себя уверенно и комфортно. А это важный результат.
 
 
Литература:
 

 
  1. Воронов В. «Разнообразие форм воспитательной работы», журнал «Классному руководителю», 2001 - № 1, с. 21-24.
  2. Дереклеева Н. И. «Родительские собрания. Начальная школа.1–4 классы». М.: «ВАКО», 2004. 252 с.
  3. «Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие». Под ред. Степанова Е. Н. 2-е изд., перераб. И доп.- М.: ТЦ Сфера, 2006. 160 с. (воспитание в школе).
  4. Овчелупова Ю. А. «Роль воспитательной системы классного руководителя в развитии младшего школьника в условиях современной школы». Молодой ученый. 2015 № 21 (101). с. 815-818.
  5. «Диалоги о воспитании. Книга для родителей». М., 1985.
  6. Гребенников И. В. «Педагогические проблемы руководства семейным воспитанием». М., 1980.
  7. Капралова P. M. «Работа классного руководителя с родителями». М., 1980.
  8. Макаренко А.С. «Книга для родителей». Соч.: в 7 т. М., 1957. Т. 4.
  9. «Мудрость воспитания: Книга для родителей». Сост. Бим-Бад Б. М., Днепров Э. Д., Корнетов Г. Б. М., 1987.
  10. Никитин Б. П., Никитина Л. А. «Мы, наши дети и внуки». М., 1989.
  11. Сенько В. И. «Учителя и родители». Мн., 1987.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»