Воспитание патриотизма у младших школьников
Ветеркова Светлана Ивановна
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у воспитанников любви к своей Родине. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У обучающихся должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.Младший школьный возраст открывает большие возможности для систематического и последовательного воспитания в самом широком спектре: гражданского, нравственного, эстетического и т. д. Основы, заложенные в характер и мировоззрение ребенка в этом возрасте, имеют прочную и устойчивую основу. Младший школьный возраст - тот самый период, подходящий для патриотического воспитания детей. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о школе, а затем и дальнем окружении детей. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге -патриотизма. В работе по патриотическому воспитанию школьников необходимо учитывать психологические возможности и особенности их возраста. Впечатлительность и эмоциональность ребёнка, его открытость и готовность к познанию нового, высокий авторитет учителя, стремление занять социально значимую позицию, ориентация на социальные нормы эти и другие особенности создают благоприятную почву для роста устойчивых патриотических чувств. Так же нужно учитывая и такую особенность младших школьников, как активность .Сейчас наступает новый этап в развитии образовательной и воспитательной системы России. Педагоги осуществляют данную деятельность, опираясь на документ нового поколения - ФГОС НОО. Важной целью настоящего образования и одним из первостепенных вопросов сообщества и страны считается развитие высоко - нравственного, ответственного, активного и осведомленного гражданина Российской Федерации.
Патриотического обучения включают в себя:
1. формирование основ гражданской идентичности;
2. понимание обучающимися определения «Родина»
3. уважение к культурному и историческому прошлому России;
4. почтенное отношение к старшему поколению
5. уважительное отношение к природе;
6. знание и уважение государственной символики РФ;
7. уважительное отношение к истории и культуре иных народов
Патриотическое воспитание младшего школьника основывается на любви к малой Родине, к родному дому, семье, школе, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей. Патриотическое воспитание помогает утверждаться отношениям дружбы, равноправия, взаимного уважения, всестороннего сотрудничества и взаимопомощи народов и наций. Истинный патриот, человек, который сердцем и душой принадлежит к своей родине, уважительно относится и к другим культурам, людям других национальностей, толерантен к любым народам. Высокий уровень национальной культуры показывает такой же немалый уровень культуры человека в общем и его бережное отношение к другим людям различной национальности. Такие качества должны закладываться в общении с каждым школьником еще с 1-го класса.
Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны необходимо строить на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними. Для ребенка очень близка такая работа, как примерность и наглядность - такая работа намного понятнее школьнику. Например, знакомя детей с историей страны, мы просим нарисовать их свое семейное древо, за помощью по составлению которого школьники должны обратиться к своим родителям. Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, запоминают подвиги своих родственников. Отсюда родная страна становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.
Известная эмоциональность младших школьников необходимость облекать знания об обществе, Родине и ее истории в яркую образную форму, опираться на эмоции и чувства детей. Все, что происходит в классе во время урока и на перемене, должно быть максимально наглядно. Если ребенок не смог эмоционально пережить то, о чем рассказывает учитель, или то, что он делает сам (участвует в озеленении школы, обустройстве школьной территории, украшении класса, поздравлении ветеранов, в общественно ценных акциях), то услышанное или сделанное не
запомнится учащемуся, не оставит глубокого следа в его душе, он не ничего не прочувствует и не поймет. Так, запланированная учителем встреча с ветераном может оставить детей равнодушными. Но если дети заранее готовились к встрече (готовили подарки, придумывали вопросы, красочно оформляли приглашения), она надолго запомнится и ее захочется повторить еще раз .
Можно сделать вывод , что значимость воспитания детей особенно критически выступает в современный период в связи с потерей людьми моральных ориентиров в собственной жизни. Недостаток нравственных ценностей и игнорирование моральных норм становится повсеместным явлением. Вот почему вопрос о том, чтобы был повышен уровень патриотической воспитанности, приобретает важность и остроту. Такие качества, как доброта, ответственность, чувство собственного достоинства, толерантность, гражданственность - необходимо воспитывать уже с младшего школьного возраста.