Нравственное воспитание на уроках истории
(из опыта работы)
Чудакова Надежда Николаевна,
учитель истории и обществознания
БОУ СОШ № 336
Невского района Санкт-Петербурга
учитель истории и обществознания
БОУ СОШ № 336
Невского района Санкт-Петербурга
Нравственное воспитание-это основа, на которой должен строиться процесс обучения, а не сопутствовать ему, идя параллельно и лишь изредка соприкасаясь в некоторых темах. [1.c.23] Актуальность проблемы состоит в том, что в настоящее время наблюдается оскудение духовной сферы человеческих отношений, катастрофическое падение нравственности, политическая апатия, коррупция в высших эшелонах власти и т.д. [2.c.44]
Понимая эту пагубную тенденцию, правительство начинает обращаться к темам, способным возродить нравственность через обращение к истокам русской культуры, особенностям русского национального характера: патриархальности, православию, глубокой духовности. [3. c.34] Так что «новые» требования к воспитательному процессу- всего лишь обращение к традиционному русскому воспитанию, сформулированному ещё Л.Н.Толстым.
Однако главная роль в этом направлении отводится школе, именно она должна подготовить ребёнка к изменившимся условиям жизни, сформировать его личность на основе общечеловеческих нравственных ценностей. [4. c.95] Эта работа по мобилизации внутренних душевных сил должна идти нам всех уроках. Прежде всего- это пример личности самого учителя, его доброта, умение подняться над обидой и непониманием, умение прощать и в то же время не допускать унижения собственного достоинства, если надо, по справедливости наказывая, но без злопамятности и комментариев, унижающих личность. Это длительный процесс, требующий огромного терпения, любви и индивидуального подхода к каждому ребёнку.
Такие мировоззренческие предметы как, история, литература, философия должны идти рука об руку, взаимно обогащая и усиливая друг друга. Поэтому одним из важных направлений своей работы я считаю осуществление меж предметных связей. Например, изучая гражданскую войну, обращаюсь к стихам поэтов серебренного века: Волошина, Цветаевой, Ахматовой, Северянина, раскрывая особенности их восприятия мира в связи с теми общественными процессами, которые происходили в России. Тема «Октябрьская революция» хорошо сочетается с «Собачьим сердцем» Булгакова, гражданской лирикой Маяковского, Блока, а противоположные точки зрения только усиливают эмоциональное воздействие, учат критически относиться к историческим событиям, вырабатывать собственную позицию. Интересны здесь и литературные мемуары, переписка деятелей культуры, где они предстают как исторические персонажи, остро реагирующие на происходящие события.
Тема «Куликовская битва» идёт в сопровождении цикла стихов Блока. Поэт так тонко воспроизводит тревогу накануне битвы, смятение, что у детей сразу же возникает неподдельный интерес к битве. Эту же тему можно предварить отрывком из рассказа Проскурина «Знамение» со сценами глубочайшего патриотизма, жертвенности во имя великой идеи освобождения Родины.
Практически каждая тема истории Руси связана с каким –либо историческим произведением. Сочетание исторических фактов с драматизацией литературного произведения дают поразительный эффект соприсутствия, сопричастности к нашей истории, а, значит, и формируют любовь к родине, без которой личность неполноценна.
Важным направлением своей работы я считаю работу с биографиями исторических деятелей. Что очень важно в отсутствии положительных идеалов у детей, оценки ими нравственных характеристик того или иного человека, и в связи с его вкладом и влиянием на исторические события. На уроках провожу дискуссии, по оценке исторических личностей. Что мобилизует душевную работу учеников, заставляет их размышлять на вечные, философские темы: предательства и героизма, малодушия и верности идеалам и т.д. Как пример, привожу элемент дискуссии на тему о Власове. На примере Власова можно раскрыть тему предательства, как противоположность беру бескомпромиссную позицию генерала Карбышева, формирования его личности в условиях жёсткой сталинской тоталитарной системы. А от противостояния отдельной личности сталинскому режиму, какими бы причинами это не вызывалось, мы впоследствии перейдём к характеристике целой эпохи, и тут уже будет фигурировать целый ряд деятелей той эпохи. Здесь хороши и противопоставления: Сталин и Хрущёв, Вавилов и Лысенко и т. д.
Важным направлением своей работы выделяю связь с современностью. Работаю над умением ориентироваться в историческом пространстве, делать выводы и, конечно, размышлять. Ученики должны прийти к выводу, что мы живём в другом мире, но нравственные ценности не изменились со времён крещения Руси и оцениваем мы их такими же категориями: доброта, совестливость, любовь к Родине, близким людям, желанию помочь и т.д. Постоянная связь с современностью на уроках истории является орудием формирования нравственных ориентиров, показателем зрелости личности.
Этому же способствуют и домашние задания по темам, затрагивающим вопросы нравственности. Написание исторических сочинений интересно не только как форма проверки освоения пройденного материала, но и умение выразить своё мнение, доказать свою точку зрения. Например, после изучения темы «Гражданская война», пишем сочинение: «В каком лагере я бы оказался, если бы жил в то время?». При изучении тем февральской и октябрьской революций тема сочинения может быть такой: «За кого из политических деятелей я отдал бы свой голос, окажись их имена в списках избирателей». Предлагаются имена Милюкова, Троцкого, Ленина, Сталина. Необходимо обосновать свой выбор. Такая работа требует тщательной подготовки, работы с документами. Для этого я отвожу целый урок: «История революции в лицах». История делается людьми с разными нравственными качествами, порой противоречивыми, учащиеся, обсуждая их личности, как бы примеряют на себя время, а как бы я сделал, как бы я решил? Что очень важно для формирования личности, её активной жизненной позиции.
Обращение к темам культуры так же способствует нравственному воспитанию человека. Так как духовная культура- это нравственный срез общества на определённом историческом отрезке. Это возможность поговорить о религии, философии, русском национальном характере, мировоззрении, воплощённом в зримых образах- живописных, скульптурных, архитектурных и т.д. Личность, отрицающая культуру своего народа не полноценна. Только приобщение к богатейшему наследию наших предков и творческому её осмыслению может привести к нравственному очищению всей нации, возрождению целого народа.
Список использованной литературы.
1. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск. гос. пед. ун-т - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2016.
2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 2012
3. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии, 2018
4. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. Рекомендации/Ом. гос. пед. ин-т им. Горького - Омск: ОГПИ, 1991
Понимая эту пагубную тенденцию, правительство начинает обращаться к темам, способным возродить нравственность через обращение к истокам русской культуры, особенностям русского национального характера: патриархальности, православию, глубокой духовности. [3. c.34] Так что «новые» требования к воспитательному процессу- всего лишь обращение к традиционному русскому воспитанию, сформулированному ещё Л.Н.Толстым.
Однако главная роль в этом направлении отводится школе, именно она должна подготовить ребёнка к изменившимся условиям жизни, сформировать его личность на основе общечеловеческих нравственных ценностей. [4. c.95] Эта работа по мобилизации внутренних душевных сил должна идти нам всех уроках. Прежде всего- это пример личности самого учителя, его доброта, умение подняться над обидой и непониманием, умение прощать и в то же время не допускать унижения собственного достоинства, если надо, по справедливости наказывая, но без злопамятности и комментариев, унижающих личность. Это длительный процесс, требующий огромного терпения, любви и индивидуального подхода к каждому ребёнку.
Такие мировоззренческие предметы как, история, литература, философия должны идти рука об руку, взаимно обогащая и усиливая друг друга. Поэтому одним из важных направлений своей работы я считаю осуществление меж предметных связей. Например, изучая гражданскую войну, обращаюсь к стихам поэтов серебренного века: Волошина, Цветаевой, Ахматовой, Северянина, раскрывая особенности их восприятия мира в связи с теми общественными процессами, которые происходили в России. Тема «Октябрьская революция» хорошо сочетается с «Собачьим сердцем» Булгакова, гражданской лирикой Маяковского, Блока, а противоположные точки зрения только усиливают эмоциональное воздействие, учат критически относиться к историческим событиям, вырабатывать собственную позицию. Интересны здесь и литературные мемуары, переписка деятелей культуры, где они предстают как исторические персонажи, остро реагирующие на происходящие события.
Тема «Куликовская битва» идёт в сопровождении цикла стихов Блока. Поэт так тонко воспроизводит тревогу накануне битвы, смятение, что у детей сразу же возникает неподдельный интерес к битве. Эту же тему можно предварить отрывком из рассказа Проскурина «Знамение» со сценами глубочайшего патриотизма, жертвенности во имя великой идеи освобождения Родины.
Практически каждая тема истории Руси связана с каким –либо историческим произведением. Сочетание исторических фактов с драматизацией литературного произведения дают поразительный эффект соприсутствия, сопричастности к нашей истории, а, значит, и формируют любовь к родине, без которой личность неполноценна.
Важным направлением своей работы я считаю работу с биографиями исторических деятелей. Что очень важно в отсутствии положительных идеалов у детей, оценки ими нравственных характеристик того или иного человека, и в связи с его вкладом и влиянием на исторические события. На уроках провожу дискуссии, по оценке исторических личностей. Что мобилизует душевную работу учеников, заставляет их размышлять на вечные, философские темы: предательства и героизма, малодушия и верности идеалам и т.д. Как пример, привожу элемент дискуссии на тему о Власове. На примере Власова можно раскрыть тему предательства, как противоположность беру бескомпромиссную позицию генерала Карбышева, формирования его личности в условиях жёсткой сталинской тоталитарной системы. А от противостояния отдельной личности сталинскому режиму, какими бы причинами это не вызывалось, мы впоследствии перейдём к характеристике целой эпохи, и тут уже будет фигурировать целый ряд деятелей той эпохи. Здесь хороши и противопоставления: Сталин и Хрущёв, Вавилов и Лысенко и т. д.
Важным направлением своей работы выделяю связь с современностью. Работаю над умением ориентироваться в историческом пространстве, делать выводы и, конечно, размышлять. Ученики должны прийти к выводу, что мы живём в другом мире, но нравственные ценности не изменились со времён крещения Руси и оцениваем мы их такими же категориями: доброта, совестливость, любовь к Родине, близким людям, желанию помочь и т.д. Постоянная связь с современностью на уроках истории является орудием формирования нравственных ориентиров, показателем зрелости личности.
Этому же способствуют и домашние задания по темам, затрагивающим вопросы нравственности. Написание исторических сочинений интересно не только как форма проверки освоения пройденного материала, но и умение выразить своё мнение, доказать свою точку зрения. Например, после изучения темы «Гражданская война», пишем сочинение: «В каком лагере я бы оказался, если бы жил в то время?». При изучении тем февральской и октябрьской революций тема сочинения может быть такой: «За кого из политических деятелей я отдал бы свой голос, окажись их имена в списках избирателей». Предлагаются имена Милюкова, Троцкого, Ленина, Сталина. Необходимо обосновать свой выбор. Такая работа требует тщательной подготовки, работы с документами. Для этого я отвожу целый урок: «История революции в лицах». История делается людьми с разными нравственными качествами, порой противоречивыми, учащиеся, обсуждая их личности, как бы примеряют на себя время, а как бы я сделал, как бы я решил? Что очень важно для формирования личности, её активной жизненной позиции.
Обращение к темам культуры так же способствует нравственному воспитанию человека. Так как духовная культура- это нравственный срез общества на определённом историческом отрезке. Это возможность поговорить о религии, философии, русском национальном характере, мировоззрении, воплощённом в зримых образах- живописных, скульптурных, архитектурных и т.д. Личность, отрицающая культуру своего народа не полноценна. Только приобщение к богатейшему наследию наших предков и творческому её осмыслению может привести к нравственному очищению всей нации, возрождению целого народа.
Список использованной литературы.
1. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск. гос. пед. ун-т - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2016.
2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 2012
3. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии, 2018
4. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. Рекомендации/Ом. гос. пед. ин-т им. Горького - Омск: ОГПИ, 1991