Православная культура как источник духовности
За время пребывания на Земле человечество постоянно преобразовывало и видоизменяло первозданный мир, так или иначе приспосабливая его под себя, и мы постоянно сталкиваемся со следами этой неутомимой и кипучей деятельности. Рукотворное, созданное человеком слилось с живой природой, стало привычным.
Однако если в широком смысле культура – это чуть ли не всё, что произведено и придумано людьми, то в более узком к ней обычно относят общественную мысль, просвещение, науку, литературу и искусство, то есть те области и сферы, в которых человек наиболее полно проявил свой ум, знания, талант, творческие искания и озарения, представления о красоте, обозначив своё место в мире. Опасен и особо ответственен путь человека, творящего в наше время. Он часто рискует выбрать дорогу в Никуда… Христианство – это творчество внутри человека.
С принятием православной веры Русь приобщилась к христианской культуре. Культура входит в нашу жизнь, едва мы появляемся на свет. Она в ласковых словах материнской колыбельной, и в пестушках, потешках, прибаутках, пословицах и поговорках, которые всегда в неистощимом запасе у бабушки…
Культура не только рядом и вокруг – она и внутри нас. Она в наших именах (многих детей и сейчас называют по святцам), песнях и сказках, былинах и преданиях, поговорках и пословицах, в обычаях и обрядах, традициях народной жизни, загадках и играх, в книгах, фильмах, картинах… Каждая встреча с произведением должна заставлять задуматься, разобраться в поступках, понять что есть добро, что – зло, так накапливается нравственный опыт.
Человек всегда стоит перед выбором. Не надо смотреть на другие страны и подражать, жизнь России всегда дышала благотворительностью, честностью, долготерпением. На протяжении многих столетий православная культура вобрала в себя самое высокое, интересное и прекрасное в человеке и стала как бы зеркалом русской души, вместилищем всего лучшего, что есть в нашем народе.
В XVII веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот некоторые черты нашей культуры, которые его поразили: «В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах много часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые!»
«Святая Русь», слышим мы в песнях, стихотворениях. Как же это понимать? Это сила, ответственность, духовность народа, православная культура.
В своём стихотворении «Святая Русь» князь Петр Вяземский, в юности бывший большим вольнодумцем, смог выразить мысль, ранее обозначенную старцем Филофеем – именуясь Святой, Русь должна быть таковой на деле:
Как в эти дни годины гневной
Ты мне мила, святая Русь,
Молитвой теплой, задушевной,
Как за тебя в те дни молюсь!..
Как я люблю твое значенье
В земном, всемирном бытии,
Твое высокое смиренье
И жертвы чистые твои,
Твое пред Промыслом покорство,
Твое бесстрашье пред врагом,
Когда идешь на ратоборство,
Приосенив себя крестом!..
О, дорожи своим залогом!
Блюди тобой избранный путь,
И пред людьми и перед Богом,
Святая Русь, – святою будь!
Слово «православие» – это перевод сложного греческого слова «ортодоксия». «Орто-» означает «верный, правильный». А вот слово «докса» в греческом языке имеет два значения. Первое – «учение», «мнение». Второе – «прославление». Значит, слово «ортодоксия», как и слово «православие», имеет ещё оттенок: «правильная вера», «верное учение». Христиане считают верным учение Христа. Поэтому выражение православный христианин точнее, чем просто слово православный. Православие – это культурное явление, в котором сосредоточен колоссальный опыт. Вся тайна человеческой истории заключена в тайне самого человека. Человек неисчерпаем. С одной стороны, в себе, в своей душе, если она достигает святости, чистоты, полноты и высоты Божественного призвания, человек способен на многое. С другой стороны, «изнутри», из сердца человеческого исходят злые помыслы, злоба, коварство, зависть, гордость и человек перестает быть духовным. Вот почему школа остаётся принципиально важна для формирования Человека. Ценностью для ученика будет лишь то, что ценностно для учителя, не на словах, а в реальности, в избранном учителем образе жизни, поэтому учитель должен соответствовать трём качествам – христианская нравственность, патриотизм и профессионализм. Именно в процессе обучения детей заложена тайна ОБРАЗ-о-вания. Школа может дать ребёнку нравственный закон, ввести понимание сущности дисциплины, понимание любви, как извечного качества человека. Любви в том высочайшем смысле, который раскрывает в Священном Писании святой апостол Павел:
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.
И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
<…> А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор.13: 1-8,13).
Православная культура – наше драгоценное достояние. Она объединяет и сближает нас. Дети понимают, что подпитываясь животворными соками своей культуры, Россия даже на самых крутых поворотах истории выживала, находила в себе силы возродиться вновь.
«Всё возвращается на круги своя», – сказано в Библии. И сегодня, как бы тяжело ни приходилось стране, она оправится от потрясений, воспрянет. Вместе с режимами менялись условия жизни, и испытания, через которые прошли страна и народ, не миновали и культуру. Не забываем мы и о времени, когда взрывались храмы, сжигались иконы, уничтожались замечательные творения рук человеческих. Но русские люди не теряют веры, и известные люди, и те, кто живёт скромно.
Е.А. Евтушенко, не смотря на рождение во время безверия, никогда не уклонялся от сложных нравственных вопросов, заострял на них внимание, заставляя делать выбор между правдой и ложью, покаянием и умолчанием, а по большому счёту – между добром и злом.
«Будь, Россия, навсегда Россией
И не плачь, припав к другим на грудь.
Будь свободной, гордой и красивой.
Если нас не будет, будь!»
Творчество Андрея Арсеньевича Тарковского многими своими глубинными качествами приобщает нас к духовно-нравственным истокам русского культурного мира, к вечно – непреходящему делу мировой жизни, к созиданию самого главного.
Великолепны современные мультфильмы «Необыкновенное путешествие Серафимы» (режиссёр: Сергей Антонов), «Сказ о Петре и Февронии» (режиссёры: Юрий Рязанов, Юрий Кулаков), «Крепость: щитом и мечом» (режиссёр:
Ф.А. Дмитриев).
Наша русская культура уже давно заняла в мире достойное место. Россия – уникальный исторический феномен, с которым нельзя не считаться. Существование России имеет объективное значение для всего мира. Она сохранила естественный образ жизни и естественные взаимоотношения человека с Богом. Россия никогда не была чрезмерно богатой в материальном плане, но в духовном – она подарила миру человеческий образ жизни в его идеальном выражении.
На нашей прекрасной планете
Много чудесных стран.
В них много разных диковин,
Но наше счастье не там.
Мы с тобой, друг, откроем
В славный мир волшебную дверь.
Там живут честь и совесть
Ты мне, прошу, поверь.
Это страна необычная.
Ей имя «Святая Русь».
В ней живут люди счастливо,
К ним не заходит грусть.
Там жили наши предки
Кудесники и чудо-богатыри.
В ней живём мы с тобою,
Ты лишь вокруг посмотри.
И станет вдруг солнце ярче,
А небо прозрачней, светлей.
Любовью наполнятся души.
И будут вокруг все добрей.