Потому что в порядке душа
Головач Светлана Петровна
Каково это – быть педагогом сегодня? Думаю, что у моих коллег по цеху не будет однозначного ответа на этот непростой вопрос, тем более что у каждой медали всегда есть, как говорится, обратная сторона…Чего больше получает современный педагог сегодня, «сея разумное, доброе, вечное»? Наград и почестей или взысканий и проблем?...Но не будем забегать вперёд и уж тем более просить наград, ведь, как мне кажется,(да пусть простят меня читатели за столь высокопарный слог), в первую очередь, человек, участвующий в процессе воспитания подрастающего поколения, несомненно, остаётся тем, кто служит своему Отечеству, а это, поверьте мне на слово, непростая, но очень почётная миссия.
Мне кажется, что профессия педагога может по праву назваться уникальной, ибо сочетает в себе несколько специальностей одновременно. Ведь от главнокомандующего он должен взять владение тактикой и стратегией, от врачевателя и психолога – умение исцелять физически и морально; от духовного наставника – способность дать наказ, как выйти из крайне сложной жизненной ситуации с достоинством и сохранить в себе человека.
Тут невольно вспомнишь строчки из детской книжки известного поэта-футуриста В.Маяковского: «Книгу переворошив, намотай себе на ус: все работы хороши - выбирай на вкус!». Ну а все вышеперечисленные специальности, на мой взгляд, объединяет то, что человек, владеющий ими, должен обладать такими качествами как жертвенность, мудрость, терпение и такт. Ну что? Непросто, правда? Но мне кажется, что любая профессия покажется сложной, если относиться к ней добросовестно, идя, как говорится, от сердца к сердцу…
В наш суматошный век компьютерных технологий неоспоримым является тот факт, что современные дети кардинально отличаются от тех, кто рос в советское время, где фигура учителя имела неоспоримый приоритет в авторитарной системе отношений; от «лихих» 90 –ых, в которых выстраивалась своя дидактическая система, и от реформенных двухтысячных, отличающихся демократическими взглядами на модель управления, когда, к сожалению, пошатнулись многие авторитеты.
Но как бы ни менялась образовательная система, какие бы реформы ни проводились в государственном устройстве, дети всегда останутся детьми, и им всегда понадобится помощь и поддержка взрослого опытного человека. В первую очередь, это родители, и, конечно, учителя…
Следовательно, современный педагог должен постоянно взаимодействовать с детьми. На мой взгляд, «педагогика сотрудничества» - это уникальная методика, которую просто необходимо применять сегодня в воспитании подрастающего поколения. Нужен постоянный контакт между наставником и ребёнком, что называется, « глаза в глаза»,«душа в душу»,ибо нет большего удовлетворения в том, чтобы видеть, как твои подопечные радуются даже самым маленьким победам, исследуя различные предметы и явления, применяя приемы проектной деятельности, постигая всё эмпирическим путём, достигая все новых и новых вершин, идя порой от простого к сложному. Сравнить бесконтактное обучение можно лишь с актёром, играющим спектакль в пустом зрительном зале.
Поэтому педагог должен постоянно учиться, чтобы учить других. Учиться и у своих детей. Но зачастую постоянные проверки и отчетность отнимает у творчески настроенной личности слишком много времени и сил, поэтому в меньшем количестве остается времени на живое общение с ребенком.
А когда такое взаимодействие будет наиболее благотворным? Опять на помощь приходят советы замечательного классика, автора известного романа, И.С.Тургенева, раскрывшего рецепт успешного общения между поколениями. «Отцы» и «дети» сойдутся во взглядах на самые сложные жизненные ситуации, если найдут общий язык, пойдут рука об руку. И это еще одна сложность в работе педагога - взаимодействие с родителями.
Именно эту сложную задачу и пытается решить современный учитель.
Ну а теперь, конечно, об обещанных наградах…Как вы полагаете, что является для учителя самым заветным подарком? Конечно, добрые слова и пожелания от своих подопечных. Вот такое стихотворение прислала одна ученица моей коллеге в День учителя. На мой взгляд, оно как никогда способно ответить на вопрос о том, каково это – быть педагогом сегодня:
В моей сумке опять тетрадки,
А в кармане почти ни гроша
Кто-то спросит: мозги в порядке?
Я отвечу: в порядке душа.
Каждый день у меня перемены
И работа, ну, просто класс!
Не скажу, что мне чужды проблемы,
Но кому же легко сейчас!?
Новый день начинать с улыбки
Нелегко, только ты улыбнись!
Этот мир он и так слишком зыбкий
И порой так трясёт, что держись!
В моих мыслях уроки, дети,
Там ЕГЭ, ФГОС, УУД...
Я всегда за других в ответе,
Не забочусь порой о себе...
Тяжело, говорят, в ученье,
Но мне нравится этот труд!
Поднимается настроение,
Когда дети в мой класс идут!
Я обычный школьный учитель,
В классе я у доски тружусь -
Здесь мой дом, здесь моя обитель.
Я учитель и этим горжусь!
И в заключение хотелось бы добавить, что мне, как человеку, выросшему в семье преподавателей, совсем несложно было сделать выбор в огромном мире профессий.
Но скажу вам откровенно: если бы судьба предоставила мне еще один шанс в поиске жизненного пути, то я, несомненно, выбрала бы профессию учителя. И другой мне не надо, потому что « в порядке душа»...