Нравственное воспитание дошкольников в современном мире
Пальму Людмила Владимировна
Актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием подрастающего поколения, бесспорна. На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной обсуждалась цель, содержание, методы нравственного воспитания. Интерпретировался и сам термин «нравственное воспитание». Сегодня принято говорить о «духовно-нравственном воспитании», и, на мой взгляд, объединение этих понятий имеет большое значение для формирования личности маленького человека.Понятие «духовное воспитание» близко по значению к нравственному, но его смысл шире. Духовность подразумевает удовлетворение и развитие по меньшей мере двух важных потребностей: идеальной потребности познания смысла жизни и социальной потребности жить для других.
Иногда принято смешивать понятия «нравственное» и «моральное воспитание». Мораль, как известно, является общественным явлением, в котором представлены нормы, правила, определяющие и ограничивающие поведение членов общества в конкретной эпохе, в конкретной ситуации развития. Когда речь идет о моральном воспитании, то предполагается, что дети должны усвоить нормы и правила поведения в обществе. Но для формирования человеческой личности важно, чтобы внешний план морали стал внутренним, принятым (личностью) образом жизни. В отличие от морали, нравственность — это обретение личности, ее осознаваемая свобода и ответственность. Понятие «нравственность» включает в себя и знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, и переживания, способность к сочувствию, сорадости, и действия в отношении других людей, и развитие собственных качеств. В этом смысле термин «нравственное воспитание» шире и полнее термина «моральное воспитание».
Всегда неоднозначен вопрос содержания нравственного воспитания. Вне сомнения, оно не может быть заданным раз и навсегда. На современном этапе пересмотр актуального содержания идет по нескольким направлениям: есть содержание, которое переходит сегодня в разряд «забываемого», возник новый взгляд на «старые» проблемы и, наконец, появилось новое содержание, о котором в прежние годы не говорили.
Рассмотрим каждое из этих направлений. К таким «забываемым» и претерпевающим новые интерпретации направлениям, на мой взгляд, можно отнести воспитание трудолюбия.
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования трудовое воспитание представлено в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и служит для решения следующих задач:
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— формирование позитивных установок к различным видам труда.
Очень важно, чтобы ребенок с детских лет научился ценить труд других людей и приобщился к пониманию того, что значит трудовое усилие, настойчивость, добросовестность, удовлетворение и удовольствие от полученных результатов, от того, что эти результаты приятны как ему самому, так и другим. Умение и желание трудиться добавляет личности волевые качества, умение планировать свою деятельность, договариваться с товарищами, адекватно оценивать себя и многое другое.
Изучение планов работы воспитателей показывает, что задачи трудового воспитания и связанные с их реализацией мероприятия, задания появляются от случая к случаю. Почти не планируется (и не проводится) коллективный труд, не продумываются трудовые поручения. Сегодня вообще ставится под сомнение даже сам термин «трудовое воспитание» и его связь с нравственным. Можно отчасти согласиться с мнением некоторых исследователей, утверждающих, что в дошкольном возрасте труд имеет свою специфику, не связанную с влиянием на нравственное становление личности. Но мы разделяем точку зрения тех, кто считает, что личность развивается целостно, и потому, формируя одно, мы неизменно влияем и на другие стороны личности. И для дошкольника воздействие труда на нравственность является базисным образованием.
Главным здесь, на наш взгляд, является вопрос, зачем нужен труд дошкольнику, каково его назначение, роль, функция. Пользу детям принесет только тот труд, в котором они будут чувствовать необходимость и результаты которого будут явно кому-то нужны. Такой труд стимулирует желание трудиться хорошо, творчески, следовательно, и его влияние на развитие будет положительным. Конечно, заслуживает внимания пересмотр содержания труда детей, формы его организации, виды труда.
Следующая «забываемая» проблема - воспитание коллективизма. Отрицается она из-за опасности нивелировки личности, культивирования «стадности». Действительно, такая опасность существует. Но существование человека невозможно вне человеческого общества, которое предполагает взаимодействие, взаимоподдержку, взаимооценку и пр. Человек, не имеющий обязанностей перед коллективом, теряет смысл своего существования как существа социального. Любая самобытность и оригинальность становится значимой для личности, если это важно еще для кого-то, т.е. если они востребованы другими людьми. Каждое нравственное качество направлено на другого человека. Безусловно, сегодня следует рассматривать задачу воспитания коллективизма и с позиции его возможностей в помощи каждому ребенку раскрыть свою индивидуальность и неповторимость, но так, чтобы не противопоставлять себя, не изолировать от других людей, а совершенствоваться вместе с другими для себя и для других. Иногда проблему коллективизма сводят к обучению детей деловому сотрудничеству и взаимодействию. Конечно, и это важно. Но понятие коллективизма включает в себя нравственный аспект, основанный на эмоциональном общении, на необходимом каждому человеку чувстве защищенности, поддержки, уверенности, признании. Деловое сотрудничество не нуждается в этой эмоциональной ауре, оно может существовать и без нее.
Следовательно, на современном этапе нужно искать разумное взаимообогащающее соотношение индивидуального и коллективного.
Важным направлением нравственного воспитания дошкольников является патриотизм, любовь к Родине, толерантное отношение к людям разных национальностей. Радует, что в последние годы мы наблюдаем повышение внимания к этой проблеме, появляются исследования по воспитанию патриотических чувств. В дошкольной педагогике стали изучаться вопросы основ гражданственности, краеведения как средства патриотического воспитания, использования народной педагогики в воспитании детей. Изменились ведущие методологические подходы к данной проблеме. Появляется новый взгляд на «старые» проблемы. Если в прежние годы (советский период) воспитание любви к Родине рассматривалось через призму воспитания отношения к ценностям государства, общественной жизни взрослых, то в современных исследованиях прослеживается возвращение к идеям К.Д. Ушинского - народность, приобщение к национальному как базе патриотического воспитания. Во все времена эта проблема трудна из-за многогранности предмета исследования и объекта, применительно к которому она ставится, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Поэтому следует продолжить поиск адекватного содержания и технологии, отказаться от привычных штампов и задуматься над механизмом и этапностью формирования такого сложного социального чувства, как любовь к Отечеству и его местом в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности.
Национальное воспитание придает личности самобытность, индивидуальность, наделяет ее своим менталитетом, духовностью. Поэтому начинать нужно с национального (песни, язык, обычаи, традиции). Однако замыкание лишь на своей культуре обедняет и нацию, и конкретную личность. «Культура межнационального общения» - это умение «не ссориться с соседом», но также и, не вмешиваясь в его жизнь, познать его и уважать за непохожесть или сходство с собой. Еще более высоким уровнем нам представляется общемировое, планетарное отношение к другим и к себе. Это не слияние, не нивелирование индивидуальностей, а чувство того, что ты не один в этом мире.
Среди проблем, о которых прежде говорили мало или совсем не говорили, на мой взгляд, можно считать такое понятие, как самоценность личности. Счастье, любовь как цель жизни и воспитания человека. Такая постановка проблемы, высказанная и обоснованная в философии воспитания Б.Т. Лихачева, заставляет задуматься над сущностью воспитательных ценностей, над смыслом педагогической деятельности. В нашей педагогике было принято выстраивать цели и процесс воспитания по логике: научить, приобщить, помочь адаптироваться, чтобы в результате усилий педагога человек достиг чего-то, почувствовал себя счастливым. Но может быть, следует начинать жизнь с ощущения себя счастливым человеком уже потому, что ты живешь, родился, можешь действовать, чувствовать и с позиции счастья существования воспринимать мир, познавая и принимая его. Нужно учить детей радоваться жизни каждую минуту, ценить жизнь и потому беречь ее, воспитывать оптимизм, уверенность в себе, любовь и уважение к самому себе, т.к. «человек, не уважающий самого себя, вряд ли сможет уважать других».
Новой для нашей страны является проблема отношения к ребенку с позиции знания и уважения его прав. Взрослым людям, родителям и педагогам, необходимо перестроить исходный взгляд на ребенка, понять, что ребенок - равноправный с ними человек, имеющий свое достоинство, право на собственное мнение и поступки. Его права, как и права любого человека, должны уважать и не нарушать. В последнее время много говорится о личностно ориентированной модели воспитания, и в основу такого воспитания нужно положить восприятие ребенка через призму его права быть Человеком.
Современное нравственное воспитание, на наш взгляд, должно выстраиваться по двум взаимосвязанным линиям: совершенствование содержания и поиск эффективных технологий. В основе этих технологий должны лежать методы, позволяющие формировать механизм нравственного воспитания. Нравственное становится нравственным, а не только моральным в том случае, если педагог учитывает и организует весь комплекс воздействий, способных формировать во взаимосвязи представления, чувства, отношения, привычки, нравственное поведение. Только тогда мы сможем говорить об истинно нравственном развитии личности.