Музей как средство патриотического воспитания
Иванова Светлана Ильинична
- Актуальность патриотического воспитания
Одна из важнейших задач, которая сейчас стоит перед образовательными учреждениями – это возрождение духовных традиций России. Задачу возрождения духовности необходимо решать немедленно, и начинать следует с воспитания детей. Педагоги должны способствовать самоопределению подростка в области культуры, формированию патриотизма, выработке активной жизненной позиции. Воспитание и обучение должно быть построено так, чтобы учащиеся понимали и ценили свою страну, свой родной город. Сегодня учебные заведения – то место, где возможно целенаправленное воспитание граждан и патриотов России, людей, которые будут гордиться своей Родиной, а значит, когда это необходимо, смогут её защитить и прославить.
2. Цель патриотического воспитания:
- формирование патриотических чувств у подростков;
- поддержка социальных инициатив, направленных на распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;
- развитие социальной активности детей и подростков, самостоятельности и ответственности, коммуникативных умений и навыков, предоставление возможности для самореализации развития организаторских качеств подростков посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций.
- активизировать целенаправленный процесс развития у детей и подростков заинтересованного отношения к отечественной истории и культуре
- формировать у подрастающего поколения духовность, нравственность, готовность и способность отдать силы и энергию на благо общества и государства.
3. Задачи патриотического воспитания:
1. Формирование у молодого поколения патриотических чувств, гражданственности, приобщение обучающихся к изучению знаменательных событий своей страны
2. Создание условий для саморазвития подростков и повышения их социальной активности.
3. Работа с подростками группы риска, привлечение их к работе музея.
4.Организация досуговой деятельности учащихся с целью предупреждения правонарушений и безнадзорности.
5. Формирование активной жизненной позиции через самопознание и раскрытие своих возможностей, способностей.
4. Формы деятельности школьного музея:
- экскурсии по местам боевых действий
- уроки мужества
- акции милосердия (уход за могилой героя Советского Союза В.А.Гнедина)
- музейные занятия
- проведение классных часов, уроков гражданской и патриотической направленности на базе музея
- встречи с ветеранами и жителями микрорайона
- проведение торжественных встреч и праздничных концертов, посвященных памятным датам Великой Отечественной войны
- участие в траурных мероприятиях на Богословском и Пискаревском мемориальных кладбищах, патриотических конкурсах, районных и городских акциях
- проведение Дней открытых дверей музея для родителей, выпускников школы и жителей микрорайона, иностранных гостей
- выставки рисунков ко Дню снятия Блокады и ко Дню Победы
- организация проектной и исследовательской деятельности учащихся
- участие в Международных проектах
5. Школьный музей танковых войск имени Героя Советского Союза В.А.Гнедина (из опыта работы)
Совершенствование образовательного процесса, формирование у школьников гражданско-патриотических качеств, расширение кругозора, воспитание познавательных интересов и способностей, овладение учащимися практическими навыками должно осуществляться не только через учебную деятельность, но и достигаться средствами дополнительного образования. И таким средством является музей.
Школьные музеи способствуют сохранению памяти поколений, помогают воспитать учащихся патриотами Родины, знатоками отечественной истории. Приобщение к истории через музей формирует у детей активную гражданскую позицию, учит сострадать и сопереживать, внимательно и бережно относиться к людям, к прошлому, понимать ту долю ответственности, которая ложится на плечи современного человека за будущее последующих поколений, будущее своей страны.
История нашего музея насчитывает почти 50 лет. Он был открыт 11 сентября 1967 года в старом здании школы на Гражданском пр. д.7, где в годы Великой Отечественной войны располагался 3 учебный танковый батальон. Им командовал Виктор Александрович Гнедин, чье имя сейчас носит наш школьный музей. В 1968 году школа переехала в новое здание, куда переместился и музей. А 9 декабря 1969 года состоялся его официальное открытие. Первоначально экспозиция музея была посвящена боевому пути 3-го учебного танкового батальона 12 танкового полка Ленинградского фронта. Постепенно музей становился центром встреч ветеранов различных подразделений танковых войск, принимавших участие в обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Документы и реликвии, принятые на хранение в музей, оказывались связанными не только с историей боевого пути 3-го учебного танкового батальона, но и с историей других боевых частей. В 1997 году музей получил современное название Музея танковых войск имени Героя Советского Союза Виктора Александровича Гнедина.
Сегодня музей насчитывает более трех тысяч единиц хранения. На экскурсии в школьный музей приходят ученики школ района и города, жители микрорайона, иностранные гости.
24 января 2019 года, в преддверии 75-й годовщины полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, экспозиция музея переместилась в новое помещение, оборудованное по последнему слову техники. Теперь появилась возможность не только проводить экскурсии, но и более серьезно заниматься поисково-исследовательской работой, используя мультимедийное оборудование: компьютеры, проекторы, сканеры, плазменные панели и др.
В современном обществе музей – это «культурная форма, исторически выработанная человечеством для сохранения, актуализации и трансляции последующим поколениям наиболее ценной части культурного и природного наследия».
Музей - это своеобразное осознание себя в традиции, учит «как думать, чувствовать и действовать в обществе»
Современные условия поставили школьные музеи перед необходимостью расширения и изменения традиционных форм своей деятельности. Сейчас на первое место выходит проблема содержания и методов образования и воспитания, необходимость создания единого образовательно-воспитательного пространства, приобщения подрастающего поколения к отечественной истории и культуре в широком смысле слова.
Сегодня все меньше остается живых свидетелей Второй мировой и Великой Отечественной войны. Пройдет еще некоторое время, и мы уже не сможем пригласить ветеранов войны, жителей блокадного Ленинграда на уроки мужества, праздничные концерты, торжественные встречи.
Поэтому уже сейчас необходимо искать новые формы и методы работы, внедрять новые технологии, которые помогут не только приобщить подрастающее поколение к отечественной истории и культуре, вызвать чувство сопричастности к судьбе своей страны, но и обеспечить высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, их познавательную мотивацию, развитие социальных навыков в процессе индивидуальной и групповой деятельности, приобретение учащимися опыта проектной и исследовательской деятельности.
Приобщение школьников к новым видам деятельности, обучение умениям и навыкам исследовательской работы, поиска необходимой информации сейчас является важнейшей задачей современного образования и может реализовываться через самые разнообразные формы и средства. К таким формам, которые, на мой взгляд, отвечают требованиям современного музея, можно отнести:
- Учебно-исследовательская деятельность. Это создание научно-исследовательских работ и проектов, подготовленных на основе архивных материалов музея.
- Уже стало традицией нашей школы готовить радиопередачи, посвященные памятным датам нашей истории.
- Образовательное путешествие - это процесс познания мира, результатом которого является становление личности, ее самоопределение в культурном пространстве.
- Музейные занятия. Эта интерактивная форма деятельности музея, которая сочетает в себе элементы экскурсии, лекции, игры, беседы. Подобное музейное занятие было подготовлено и проведено к дню рождения В.А.Гнедина. Учащиеся прослушали небольшую экскурсию, после которой, работая в музее, они должны были выполнить подготовленные задания и ответить на вопросы
- Школьные проекты, посвященные памятным датам Великой Отечественной войны
- Международные проекты (изучение объектов культурного наследия, уход за воинскими захороненими)
- Акции милосердия
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своей статье «Память культуры» писал: «Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя. Его воспитывает история, прошлое. Прошлое открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота».
На мой взгляд, это очень правильное сравнение. Памятники, музеи и всё, что олицетворяет собой историю и интересное прошлое нашего народа, страны, нашей Родины – это ворота, через которые можно прикоснуться к великой истории.