Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Познавательная конкурсная программа по воспитанию толерантности для учащихся 6 - 7 классов

Этно-мозаика

Диканская Наталья Евгеньевна,
педагог-организатор ГБОУ ДОД
Центр детского (юношеского) творчества
Кировского района Санкт-Петербурга
Актуальность программы: В условиях жизни в современном многонациональном мегаполисе воспитание толерантности является чрезвычайно актуальным. Постоянно растет поток миграции в силу экономических и политических причин, происходит неизбежная глобализация различных сторон общественной жизни. Дети сталкиваются с фактами дискриминации, нетерпимости и неуважения к человеку другой нации, культуры, СМИ сообщают о конфликтах на межнациональной почве, родители также склонны давать резкие оценки подобным событиям. Данная программа направлена на воспитание детей в духе ненасилия, способствующее установлению между ними гуманистического типа отношений.
Цели: создание условий для: − формирования у учащихся эмоционально-ценностных ориентиров толерантности через осмысление истории культуры России в контексте современных национальных и мировых общественных и культурных тенденций; − развития кругозора, коммуникативных качеств. Задачи:
− познакомить с основами этнографической науки;
− дать представление о многообразии этнического состава Российской Федерации и Санкт-Петербурга;
− расширить познания в области социально-культурной и гражданской компетентности;
− сформировать умение делать выбор в пользу толерантного поведения в обществе. Условия реализации программы: в игровом занятии могут участвовать дети из одного класса, детского объединения в количестве 15 – 30 человек.
Реквизит и оборудование:
• класс или зал с тремя игровыми столами и стульями;
• на столах установлены таблички с названиями игровых команд: «Историк», «Археолог», «Этнограф»;
• стол и компьютер для ассистента;
• мультимедийный проектор, экран;
• магнитная доска на стойке;
• три небольших магнитных доски и набор магнитов разных цветов;
• грамоты командам-участникам программы;
• реквизит для выполнения конкурсных заданий.
Методические рекомендации: программа не требует предварительной подготовки участников, однако необходимо, чтобы дети знали, что она посвящена теме толерантности и были предупреждены о «формате» интеллектуальной игры. Текст ведущего следует подавать в свободной манере, использовать импровизацию, побуждая детей к комментариям, догадкам, предположениям и иным видам интерактивного восприятия информации. В организации проведения участвует ассистент (называем его роль – научный эксперт), который оценивает выполнение конкурсных заданий и выставляет соответствующее количество баллов в протокол. Шкала баллов может быть произвольной. Также «эксперт» подсчитывает количество специальных бонусных баллов, полученных за дополнительные знания, активность, скорость выполнения заданий и.т.д. Продолжительность программы: 60 мин.
СЦЕНАРИЙ ПРОГРАММЫ
При помощи маркированных жетонов участники распределяются по командам и под музыку занимают соответствующие места за игровыми столами. Одновременно на экране – калейдоскоп кадров на тему «Дети мира». Жетоны складываются в копилку каждой команды и используются для награждения за правильные ответы на дополнительные вопросы. Ведущий: Здравствуйте, уважаемые участники познавательной игровой программы, которая называется «Этно-мозаика». Слово мозаика вам, конечно, знакомо, а вот что означает другая часть слова – этно? (Ответы команд)
Ведущий: Обратите внимание на название ваших команд и скажите, пожалуйста, в чем схожа работа историка, этнографа и археолога? Да, совершенно верно, предметом изучения специалистов этих наук является история развития человечества или, как говорят, «Царства людей». Вам сегодня предстоит попробовать себя в качестве исследователей, выдержать конкурентную борьбу с коллегами по науке, другими словами - посоревноваться в наблюдательности, эрудиции, ловкости и смекалке. За ходом конкурентной борьбы будет внимательно наблюдать и подводить итоги научный эксперт программы Представление эксперта-ассистента У каждой команды есть копилка жетонов за ценные научные идеи и фактические открытия, кроме того конкурсные задания оцениваются определенным количеством баллов. Первая область нашего научного погружения – Древний Мир. Чтобы лучше понять настоящее, давайте обратим взгляд в прошлое. Рассказ ведущего иллюстрируется презентацией. Слайд №1 – древнее изображение египтян На рубеже между Африкой и Азией, в области нижнего Нила, в древние времена проживали египтяне, древнейший культурный народ на земной поверхности. Историческая миссия египтян состояла в развитии возникшей культуры и распространении среди соседних народов средиземного бассейна земледелия и промыслов. Древнейшей национальной одеждой египтян был передник, сделанный из кожи и ткани. Блестящая эпоха Египетского царства – ХVI-XXI века до н.э. Слева изображен царь в военном облачении, рядом с ним – две фигуры военачальников, царица в окружении двух знатных женщин, и крайняя фигура – жрица богини Изиды. Слайд №2 - древнее изображение эфиопов Куш или Страна черных – это название, которое дали египтяне стране, располагавшейся на южной границе. Греки назвали ее Эфиопией, так мы и называем страну сейчас. Древняя одежда эфиопов состояла из передника и звериной шкуры или шерстяного покрывала, накинутого на плечи в виде плаща. Ногти у знатных женщин достигали в длину 2,5 см. и окрашивались в ярко-оранжевый или желтый цвет. Слайд №3 – таблица семитских народов Семитские народы - вавилоняне, ассирийцы, финикийцы, евреи и арабы – оказали большое влияние на древнюю культуру. Европейские предметы роскоши – семитского происхождения. Слайд №4 – древнее изображение воинов - ассирийцев Национальной одеждой ассирийцев была рубашка. У простого народа она доходила до колен и подвязывалась кушаком, богатые люди носили разноцветную рубашку до пят и внизу украшенную кистями. Время они измеряли солнечными и водяными часами, в ходу для измерения веса были весы, а гирями служили металлические фигурки львов. Для плавания они использовали лодки из кожи – их и поныне используют в этих местах. Слайд №5 – древнее изображение финикийцев Плодородная Месопотамская равнина и страна пальм у Средиземного моря манили кочующие народы. Обитатели береговой полосы появились в истории под именем финикийцев. Они одевались в дорогие пурпурные одежды. Слайд №6 – древнее изображение евреев Еще в глубокой древности родоначальник евреев, Авраам, пришел в землю Ханаанскую. Но его потомки переселились отсюда в Египет, и только через несколько столетий они вернулись в страну своих отцов. Блестящие эпохи Давида и Соломона оставили в Истории культуры глубочайший след. Во II веке государство евреев было разрушено, и они расселились по всему свету, сохраняя свои обычаи и культуру. Слайд №7 – древнее изображение арабов Со времен глубокой древности и до настоящей эпохи остался прежним образ жизни кочующих племен каменистой Аравии. Характерной одеждой арабов был абас – плащ из грубой ткани из верблюжьей или овечьей шерсти, типичным головным убором – был платок, обычай носить кольца в ушах и носу, а также ножные и ручные браслеты ведет начало со времен глубокой древности. Мужчины заплетали волосы в косички. Индоарийские народы древнего мира представлены как знакомыми нам народами, так и теми которые сейчас уже не существуют. Слайд №8 – классификационная таблица древних народов Персы и мидяне принадлежат к той же семье народов, что и индийцы, греки, итальянцы и кельты. Слайд №9 – древнее изображение греков После того, как грекам удалось отразить нападение персов и уничтожить могущество азиатских народов, в странах Востока расширилось влияние греческой науки и искусства, греческих нравов, языка и государственного управления. Греческий народ выполнил свое назначение – наполнил мир возвышенными идеями и образами вечной красоты. Слайд №10 – древнее изображение римлян Римляне продолжили греческую культуру и довели до высокой степени совершенства государствоведение и науку права. Развивалась любовь к роскоши: прежняя простота в одежде и домашней обстановке стала утрачиваться. Национальной одеждой римлян была тога. В длину тога была почти в три раза, а в ширину в два раза больше человеческого роста. Туника была праздничной одеждой, а домашней и рабочей была туника. Слайд №11 – древнее изображение кельтов Около Х века до рождества Христова из Азии в Европу вторгся новый народ – кельты. Они в течение столетия наводнили почти всю Европу до Альпийских гор. Перешли через Пиринеи и достигли Средиземного моря. С помощью известковой воды они превращали свои черные волосы в любимый ими цвет - огненно-рыжий. Слайд №12 – древнее изображение германцев Германцы отличались от кельтов телосложением и цветом волос – они были высокие со светло-русыми волосами. Они сражались простоволосыми или покрывали голову шкурой зубра, оленя или лося. Позже они оттеснили кельтов в Британию. Слайд №12 – древнее изображение скифов Скифы – искусные наездники и стрелки вместе со своими табунами лошадей и стадами рогатого скота и овец кочевали по равнинам к северу от Кавказа, Азовского и Черного морей в том числе и на территории современной России. Они жили в палатках из звериных шкур и войлочных покрывал или в кибитках, запряженных волами. Слайд №13 – список племен великого переселения Изучая историю, мы встречаемся с переселением племен и народов из одной страны в другую, но все они незначительны в сравнении с тем историческим переворотом, который называется великим переселением народов. Племена великого переселения во многом сформировали народы, которые нам известны сегодня. Слайд №14 – древнее изображение народов Азии Народы Азии также подверглись многообразным влияниям других народов и культур, однако ввиду удаленности и многолетней изолированности они сохранили уникальные традиции, которые живы и поныне. Для нас многое в Китае, Индии, Вьетнаме представляется удивительным, экзотичным и непонятным. Поэтому Восток так привлекателен для туристов и ученых. Слайд №15 – древнее изображение народов России Ни одна страна в мире не заключает в себе такого разнообразия национальностей, племен и рас, как Россия. Основное население этой страны – славяне – разделялось на множество племен, мешалось с другими племенами и занимало пространство между Балтийским и Черными морями к востоку от Вислы, а по мере присоединения к России земель в состав нашей страны входили различные народы их населяющие. Конкурс на определение понятия Ведущий: Скажите, пожалуйста, как называется наша страна? – Россия, а полное название – Российская Федерация. Как называют граждан нашей страны? (версии ответов команд). Да, россияне, но это не название народности или национальности. Слайд №16 – Флаг России и цитата 1статьи Конституции о названии страны А как вы понимаете слово федерация? (версии ответов команд). Федерация – это объединение различных республик и их народов с наделением их равными правами. Слайд №17 – Герб России и цитата 5статьи Конституции о составе страны Можете ли вы объяснить значение слова народ? Давайте попробуем дать определение этого слова. На карточке, которую получат команды, написано начало научной формулировки, а вам необходимо ее дополнить, чтобы составить определение понятия «народ». Демонстрация карточки на слайде, предложение зачитывается Этнос – это сложившаяся в течение многих поколений общность людей, которая обладает следующими общими постоянными особенностями: (представление идей и обсуждение) Ведущий: Общими постоянными особенностями являются - язык, костюм, традиции и культура, религия, внешнее относительное сходство, национальный характер. Конкурс «Здравствуйте» Вы отметили, что язык является основой национальной культуры народов. Давайте почувствуем себя истинными россиянами, и к тому же проверим нашу научную интуицию. Вам будут выданы карточки с простым словом «Здравствуйте», но на неизвестном вам языке. Команда должна дружно поприветствовать другие команды этим словом (хором) и постараться отгадать, какой это язык. Слайд №19 – перечень из восьми различных языков Команды по очереди здороваются и предлагают свои версии ответа Ответы: МЕНДЕВТ - калмыцкий БЗЯРАШБАЙ - абхазский ИСЭНМЕСЕЗ - татарский Слайд №20 – Административная карта России Поисковое задание « Найди столицы республик» Ведущий: В состав Российской Федерации входит более 20 республик, и для компактности оформления карты некоторые из них обозначены цифрами. Командам раздаётся административная карта РФ и карточки для выполнения задания В карточках указаны города-столицы республик. Вам необходимо найти на карте эти города, и тогда вы сможете увидеть цифру, которой обозначены республики. Эти цифры вам нужно вписать. Исследовательское задание по карте « Какие народы населяют Россию?» Ведущий: У каждой команды есть карта РФ. Ваша задача - рассматривая карту, выписать как можно больше названий, которые соответствуют названию народа, национальности, этноса. Названия могут быть и республик, и областей, и округов. Например, название Тверь правильное? – Нет, тверского языка как и народа нет. Название Карелия – верное, так как существует народность карелы. Чем больше названий выпишет ваша команда, тем больше шансов у команды победить в аукционе названий. Проводится «аукцион» названий. Одинаковые названия отмечаются каждой командой в своем листке и не зачитываются во избежание повторов. Та команда, которая последняя сказала название, получает дополнительный бал. Ведущий: Скажите, пожалуйста, какой вид деятельности является традиционным во время проведения различных народных праздников? (ответы команд). Игра является одним из видов национального культурного наследия. Командам предлагается попробовать сыграть и выучить игру. Игра «Татарский сабантуй» Соревнование в ловкости и силе среди мужчин. Представители от команды (мальчики) становятся лицом друг к другу. На расстоянии позади каждого игрока находится приз. Держась за петлю в виде восьмерки, участники по команде достают свой «приз» (кеглю), стараясь перетянуть противника. Побеждает сильнейший (борьба на выбывание). Конкурс «Пословицы-сестрицы» Ведущий: Какие виды народного творчества вам известны? (Ответы участников) Одно из важнейших – устное народное творчество. Удивительно, как порою похожи идеи и образы, созданные народами с разными языками и историей. Следующее научное исследование – в области этнокультуры, сравнение пословиц и поговорок. Вы получите набор пословиц русских и казахских. Вам нужно разложить их по парам, то есть найти те, которые по содержанию похожи друг на друга. Проверка ответов через показ ответов на презентации. Конкурс «Этно-стиль» Ведущий: Вы отметили, что у каждого народа есть свой национальный костюм. Посмотрите внимательно на костюмы, их детали и украшения, представленные в презентации. На экране - калейдоскоп слайдов с изображениями различных народных костюмов Задача команд – одеть куклу в национальный костюм из предложенных деталей. На трех магнитных демонстрационных досках командам предлагается одинаковый набор деталей трех костюмов в бумажном исполнении. Участники одевают куклу в один из предложенных согласно заданию костюмов - русский, татарский и казачий. После выполнения задания на экране демонстрируются слайды рисунков соответствующих костюмов Конкурс «Религии и храмы» Ведущий: Неизменной составляющей культурного и духовного богатства народов является религия. Мы отправляемся сейчас в научное путешествие по миру с целью посетить храмы различных религий .У вас карточки с названиями конфессий (религий). Храмы относятся к различным религиям. Впишите номер слайда в соответствующую строчку. Слайды храмов различных религиозных конфессий (церкви, соборы, мечети, дацаны ,синагоги) После выполнения задания - просмотр слайдов с ответами Национальная латышская игра «Колечко» Ведущий: Надо отметить, что эта игра популярна и у других народов. Очень часто бывает, что народы заимствуют что-то хорошее из культуры своих соседей или привозят что-то новое из других стран, и в дальнейшем это органично входит в их собственную культурную традицию. Сквозь веревку продеты два небольших колечка. Играющие (все участники занятия) держатся за веревку, стоя в круге и передавая колечко из рук в руки в быстром темпе. По команде «стоп» передача кольца заканчивается, и ведущий старается угадать, у кого в кулачке кольцо. В начале каждого тура ведущий закрывает глаза и «раскручивается» 3 раза и только после этого следит за передачей кольца. По правилам, до команды «стоп», кольцо нельзя держать в кулаке, оно должно передаваться. Если ведущий отгадывает, то тот, у кого было в руке кольцо, становится ведущим. Ведущий: Сегодня мы только чуть коснулись богатейшей истории нашей страны. Говорят, что любой из нас находится на расстоянии трех рукопожатий от Британской королевы. Действительно, задумайтесь в любом отрезке истории, сотни и тысячи лет назад у каждого из нас жил наш прямой родственник. Многие народы исчезли, так как некому было хранить традиции и культуру, многие уничтожали друг друга. Народ – это и мы с вами, каждый из нас делает историю страны и того уникального города, в котором мы живем, помните об этом. В настоящее время в Петербурге проживает более 158 национальностей и от всех нас зависит, насколько комфортно и интересно нам сосуществовать вместе. Команды в произвольном порядке «вытягивают» по одной карточке со словами, составляющими фразу «Петербург объединяет людей». Ведущий: «Петербург объединяет людей» - это название государственной программы по толерантности, а также девиз людей, любящих наш город и его жителей. Участники игры по командам и хором произносят фразу «Петербург объединяет людей». Подведение итогов конкурсов и награждение Ассистент игровой программы объявляет результаты конкурсной части, называет, какие команды по количеству баллов заняли 1, 2, и 3 места, награждает грамотой каждую команду и самых активных участников игровой программы. Ведущий: Поздравляю всех с хорошими результатами и отличной игрой. Любите свой дом и свою Родину, и она подарит вам свои любовь и богатства. До новых встреч!
На уход участников игровой программы звучит музыка на фоне слайд-фильма «Дети Земли»

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»