Уроки развития речи (2 часа) в 11 классе
Моделирование концептов «Брак» и «Супружество»
в языковой картине мира старшеклассников.
Костина Анжелика Владимировна
Цели: 1) реализация воспитывающей функции обучения через интеллектуально-речевое и нравственно-эмоциональное развитие учащихся на основе «Технологии освоения концептов русской культуры», базирующихся на принципах методической концептологии и реализующей компетентностный (культурологический) подход в преподавании русского языка на уроках развития речи – формирование ценности семьи.
2) углубление знаний в области этимологии
3) расширение и обогащение словарного запаса учащихся.
Основной принцип обучения – принцип лингвоконцептоцентризма; основной метод – метод концептуального анализа слова, в данной методике он представлен решениями лингвокультурологических задач (ЛКЗ). Особенность лингвокультурологических задач, по словам Н. Л. Мишатиной (автора этого научного направления в методике преподавания русского языка), в органическом соединении «логического, интуитивного и образно-эмоционального знания».
Работа учащихся – устные ответы, групповая работа («мозговой штурм») и письменные ответы в виде эссе (при недостатке времени на уроке или по желанию учителя, написание письменных работ можно дать на в виде домашнего задания.
Раздаточный материал в виде распечатанных текстов, аудиозапись песни Б. Гребенщикова «Некоторые женятся, а некоторые так…»
I. «Брак есть таинство…Таинственное понятие, двусмысленное слово».
ЛКЗ № 1. Прочитайте отрывок из философского труда С. В. Троицкого.
«Для отдельного человека вопрос о … – это вопрос сфинкса, который
он, хочет или не хочет, должен решить так или иначе, а от удачного или неудачного его решения зависит если не вся жизнь, то счастье всей жизни, которое кажется нам важнее самой жизни, а жизнь дается нам только один раз».
Комментарий учителя: В древнегреческой мифологии Сфинкс — существо с телом льва, с крыльями птицы, лицом и грудью женщины. Сидя на высокой скале, он задавал один и тот же вопрос всем путникам, проходящим мимо. Тех, кто не смог разгадать загадку, Сфинкс убивал. Что означает образ Сфинкса в данном тексте? Какое слово пропущено? Насколько важно это, осмысляемое автором, понятие? Перечислите самые важные (необходимые) составляющие счастье в жизни человека.[1]
ЛКЗ № 2. Русский поэт и философ «Серебряного века» Владимир Сергеевич Соловьёв определяет любовь как влечение одного одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни; и выделяет три вида любви:
1. Любовь, которая более дает, чем получает, или нисходящая любовь.
2. Любовь, которая более получает, чем дает, или восходящая любовь.
3 . Любовь, которая равно даёт и получает, или уравновешивающая любовь.
Распределите примеры отношений по видам любви:
любовь ребенка к родителям, любовь супругов друг к другу, родительская любовь (преимущественно материнская любовь).
ЛКЗ № 3. Напишите две разные ассоциации[2] к словам – стимулам 1-го и 2-го ряда. Допишите еще по одному стимулу в оба ряда.
- родные люди, мать, дом, уют, многодетная.
- близкий человек, жена, интимность, доверие, по любви.
Слово учителя: Брак и семья, что первично? А теперь перечитайте отрывок из книги С. В. Троицкого, вставив пропущенное слово – «брак».
ЛКЗ № 4. Прочитайте определение слову «брак»: «законный союз мужа и жены; супружество; таинство венчания, соединение четы церковию» (Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка»).
Дайте антонимы к словам «брак» и «супружество»; какая общая (схожая) морфема может присутствовать в этих антонимах?[3] Объясните ее значение.
Исходя из каких понятий, входящих в значение слов «супружество» и «брак», привели именно эти антонимы? Является ли «одиночество» антонимом к словам «брак» и «супружество» и почему?
Слово учителя: Приведите примеры наиболее часто встречающихся высказываний, где упоминается слово «брак»[4].
Слово «брак» в значении недоброкачественное изделие заимствовано в XVII в. из немецкого, где brack – "недостаток, негодный товар", произведено от глагола brechen – "ломать". Укажите другого родственника этого слова – из английского языка.[5]
ЛКЗ № 5. По примеру словообразования «знать – знак», образуйте отглагольное существительное от слова «брать» (старославянское «брати», имеющее дополнительное значении «нести»).
Комментарий учителя: Слово «супружество», по данным этимологического словаря Фасмера, происходит от существительных супруг, супруги, сходных по значению с «сопряженными в одну упряжку - парная упряжка».
Напишите свое одно обобщенное определение слов «брак» и «супружество», опираясь на этимологию.
Почему в русском языке чаще встречается выражение «брать в жены», чем «брать в мужья».
ЛКЗ № 6. Выведите общую мысль из каждого блока русских народных пословиц, обобщите все три вывода.
1) «Не женат – не человек. Холостой человек – полчеловека»,
«За мужнину жену есть кому вступиться», «Семья воюет, а одинокий горюет», «Не откладывай работу на субботу, а женитьбу на старость»,
«У кого нет жены, у того нет близкого».
2)«Что весел? – Да женюсь. – А что головушку повесил? – Да женился», «Добрая женитьба к дому приучает, а худая – от дома отлучает», «Не та счастлива, что у отца, а та, что у мужа», «Идучи на войну, молись; идучи в море, молись вдвое; хочешь жениться, молись втрое», «Ищи себе мужа для века и выходи замуж, рассмотрев человека»,
3) «На хорошую глядеть хорошо, а с умной жить хорошо»,
«Не ищи красоты, ищи доброты», «Не урод, так и красавец»,
«Девушки хороши, красные пригожи, да отколь же злые жены берутся?»,
II. «Брак или не брак? Некоторые женятся, а некоторые – так…»
ЛКЗ № 7. Выберите ответы – ассоциации (любовь, дружба, брак, «гражданский брак», партнерство) на данные стимулы:
1)«Что соединил Бог, да не разъединят люди»;
2) участие в совместной деятельности;
3) «… подобна лихорадке, она родится и гаснет без малейшего участия воли» (Стендаль);
4) познается в беде;
5) сожительство без обязательств.
ЛКЗ № 8. Найдите «четвертый – лишний»: 1) Крепкая дружба
2) Крепкий брак
3) Крепкое партнерство
4) Крепкое сожительство
ЛКЗ № 10. Прочитайте отрывок из стихотворения Роберта Рождественского. К какой метафоре брака приводит словосочетание «быть привязанным»?
« За тобой
через года
иду,
не колеблясь.
Если ты —
провода,
я —
троллейбус.
Ухвачусь за провода
руками долгими,
буду жить
всегда-всегда
твоими токами.
Слышу я:
«Откажись!
Пойми
разумом:
неужели это жизнь —
быть привязанным?!
Неужели в этом есть
своя логика?!
Ой, гляди —
надоест!
Будет плохо».
Ладно!
Пусть свое
врут расцвеченно.
С ними я
на пять минут,
с тобой —
вечно!»
ЛКЗ № 11. Прочитайте отрывок из философского труда С. В. Троицкого «Христианская философия брака». Напишите короткое эссе, передав суть данного отрывка. Чему, согласно тексту, противостоит брачная любовь? Что кроме любви должно присутствовать в браке? Дайте Ваше понимание слова «вышеличный».
«Брак есть таинство любви… Мы видели, что брачная любовь, поскольку она соединена сознанием единения с предметом любви, есть радость. Но есть в любви и другая, трагическая сторона, и притом свойственная ей не по каким-либо внешним обстоятельствам, а по самому ее существу. Христианская брачная любовь есть не только радость, но и подвиг, и не имеет ничего общего с той «свободной любовью», которая по распространенному легкомысленному взгляду, должна заменить будто бы устарелый институт брака. В любви мы не только получаем другого, но и всецело отдаем себя, и без полной смерти личного эгоизма не может быть и воскресения для новой вышеличной жизни. Признавая бесконечную ценность за объектом любви, любящий в силу этого признания не должен останавливаться ни перед какой жертвой, если она нужна для блага этого объекта и для сохранения единства с ним. Вообще христианство признает только любовь, готовую на неограниченные жертвы, только любовь, готовую положить душу за брата, за друга (Ин 15, 13; 1 Ин 3, 16 и др)»
ЛКЗ № 12. Прослушайте песню Б. Гребенщикова «Некоторые женятся». Прочитайте текст песни. Какими языковыми средствами автор раскрывает суть оппозиций «Вечные ценности – временное (проходящее)». Какова роль повтора последней строки каждого четверостишья.
«Она сказала: "Пока", он долго смотрел ей вслед,
Для нее прошла ночь, для него - три тысячи лет.
За это время десяток империй расцвел и рухнул во мрак,
Но некоторые женятся, а некоторые так.
Раньше мы жили завтра, теперь не сегодня, вчера.
Вместо "роллингов" - хакеры, вместо Битлов - юзера.
Бригады ломятся в церковь, святому место - кабак,
И некоторые женятся, а некоторые - так.
У некоторых сердце поет, у некоторых - болит.
Он нажимает на save, она нажимает delete.
И нет смысла спрашивать, кто, нет смысла спрашивать, как,
Ведь некоторые женятся, а некоторые - так.
Спасибо Богу за хлеб, который отпущен нам вниз,
Но в мире есть что-то еще, я клянусь, она где-то здесь,
И солнце остановится в небе, когда она даст ему знак,
И некоторые женятся, а некоторые - так.
Некоторые женятся, а некоторые – так».
Создание творческой работы
Напишите эссе на тему «Некоторые женятся, а некоторые…». Что имел в виду автор, под словосочетанием «а некоторые – так»? Что изменилось в мире и в сознании людей, если все больше тех, кто предпочитает жить «так»…Какие понятия ушли из значения слов «брак», «супружество»?
[1] Учащиеся озвучивают свои представления о счастье (необходимых его компонентах), фигурируют такие и такие понятия как любовь и семья, но удачный брак вряд ли появится среди ответов.
[2] 1) семья
2) брак
2) брак
[3] Префикс раз-/рас- (развод, разлука, расставание)
[4] Среди примеров чаще всего фигурирует «Хорошее дело браком не назовут».
[5] break (ломать).