Физкультурно-оздоровительная деятельность
с детьми дошкольного возраста на прогулке
Дорожкина Александра Павловна
ошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очевидна и значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Дети много играют, двигаются на прогулке. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
В работе по оздоровлению детей на прогулке огромную роль играет взаимосвязь воспитателя и инструктора по физическому воспитанию. Совместно организуются игры, преимущественно подвижные. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же дети идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру следует проводить в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.Во время прогулок широко используются бессюжетные народные игры с предметами, такие, как кольцеброс, кегли, а в старших группах — элементы спортивных игр: бадминтон, футбол.Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) организовываются малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Важным моментом является распределение игр и упражнений с учетом их интенсивности и сложности. Чередование физической нагрузки С отдыхом, более интенсивные, сложные игры и упражнения с менее трудными, знакомые с новыми. Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями проводятся в теплые весенние, летние дни и ранней осенью. Так же в теплый период года обязательно включаем игры с бегом наперегонки, с элементами соревнований, игры – эстафеты. В зимнее время: катание на санках, ледянке, скольжение на ногах по ледяным дорожкам. Оздоровительный бег на воздухе в среднем темпе является важнейшим средством воспитания общей выносливости у дошкольников. Оздоровительные пробежки с детьми старшего дошкольного возраста целесообразно проводить 2 раза в неделю в дни, когда нет физкультурных занятий, во время утренней прогулки. Вначале проводиться небольшая разминка для всех групп мышц. В самом начале дети бегут «стайкой». Первые один-два круга воспитатель бежит с ними, следя за их самочувствием. Уставшим детям предлагают сойти с дистанции, а других, наоборот, подбадривают и дают проявить свою выносливость. Воспитатель находиться то впереди, то сзади, то сбоку. Постепенно дети вытягиваются в колонну и бегут в равномерном темпе. Выносливым детям предлагают самостоятельно пробежать еще один-два круга. При этом воспитатель контролирует самочувствие детей. Оздоровительный бег заканчивается ходьбой с выполнением упражнений на дыхание и упражнений на расслабление.Эффективность прогулок в дошкольном учреждении во многом определяется пониманием их значимости, которое состоит в том, чтобы: • удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении; • обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для данного возраста двигательную активность и физические нагрузки;
• сформировать навыки в разных видах движений;
• способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;
• стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;
• создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: активизации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирования положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.
Таким образом, правильная организация и проведение прогулки: укрепление здоровья, развитие двигательной активности детей, подвижные
игры, пример взрослого, в отношении к своему здоровью – все это
является залогом привития детям здорового образа жизни.