Проект «Где обитают львы?» Автор проекта Удовенко Елена Леонидовна, воспитатель высшей категории ГБДОУ детский сад №28 Приморского района г. Санкт-Петербург, Россия Паспорт проекта Тема проекта: «Где обитают львы?» Вид проекта: информационно-практико-ориентированный Время реализации: с 01.02.2022 по 27.05.2022. Долгосрочный проект. Участники проекта: дети-педагоги-родители. Возраст детей: старшая группа, 5-6 лет. Продукт проекта - Альбом «Такие разные львы» Заключительное мероприятие – Выставка проектов в детском саду. Экскурсия в исторический музей - макет «Петровская акватория» Проблема Известно, что в основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей. Проект «Где обитают львы?» не стал исключением. В основу проекта лег рассказ ребенка о новогоднем представлении в цирке на Фонтанке с участием львов, интерес детей был очевиден. И мы с детьми задались вопросом, где обитают львы? Где их можно встретить? Ответ оказался не так однозначен как кажется, хотя многие дети знают, что львы обитают в Африке. Но многие видели их в виде скульптур и барельефов на набережных и мостах, на фасадах домов и парках. Нам показалось интересным то, что африканский зверь, буквально, наводнил Северный город. Когда, почему и зачем появились скульптурные изображения львов в нашем городе? Чем заслужили они такое почтение и любовь петербургских архитекторов и горожан? Для того чтобы ответить на эти вопросы, мы совместно с родителями провели исследовательскую работу. Цель проекта Развитие интереса к культурному наследию Санкт-Петербурга. Узнать, почему в нашем городе «поселились» львы. Задачи проекта Планируя и реализуя проект, были поставлены задачи: •Расширять представления детей о Санкт-Петербурге, его уникальности, сказочности •Упражнять в узнавании и назывании достопримечательностей и памятников •Развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к городу, способность чувствовать красоту города и эмоционально откликаться на нее •Развивать у детей способность воспринимать и понимать архитектурный и скульптурный облик города, символику Санкт-Петербурга •Развивать способности устанавливать связи между декоративным убранством и назначением скульптуры •Развивать воображение за счет воссоздания легенд о львах-хранителях •Закреплять представление о символическом значении скульптуры львов •Обогащение словаря «барельеф», «сфинкс», «грифон», «пилястры», «замковый камень», • Воспитывать патриотические чувства, бережное отношение к культурному наследию нашего города Ожидаемые результаты у детей У детей выработан интерес к изучению истории Санкт-Петербурга, его культурному наследию. Повышение уровня краеведческих представлений у детей старшего дошкольного возраста. Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации. Ожидаемые результаты у родителей Активизация интереса родителей к истории города, расширение знаний родителей о занимательном материале. Оформление презентации и подготовка с детьми мини-рассказа по результатам совместной экскурсии по городу. Разучивание с детьми стихотворений о львах Петербурга и о городе. Ожидаемые результаты у педагогов Создание авторской видео презентации «Такие разные львы» Подбор книг для библиотеки по Петербурговедению Подбор видеоматериалов «Львы в Петербурге» Создание картотеки стихов «Санкт-Петербург-львиная столица» Создание альбома «Где обитают львы?» на основе сделанных детьми отчетов-презентаций. Организация выставки детских проектов в ДОУ Выставка детских творческих работ по теме проекта Этапы проекта Организационный этап На этом этапе необходимо обозначить проблему, поставить задачи, спланировать проектную деятельность, провести работу с родителями. Деятельность педагога: • Организация предметно-развивающей среды по теме проекта. Подбор иллюстраций и книг по Петербурговедению • Составление плана работы над проектом. Чтобы найти ответы на эти вопросы: - определили цель и задачи проекта, разработали план работы, - изучили познавательную, художественную и методическую литературу, - сделали подборку игр для детей старшего дошкольного возраста. • Сбор материала необходимого для реализации проекта. Подбор материала для составления альбома «Такие разные львы» • Чтение методической литературы для осуществления проекта. Составление рекомендаций для родителей • Изготовление презентации «Львы город стерегут», дидактических игр и пособий. • Подбор стихотворений для разучивания с детьми • Организация выставки проектов в детском саду, создание альбома «Где обитают львы?» • Экскурсия в музей-макет «Петровская акватория» Деятельность детей: • Рассматривание иллюстративного материала, раскрашивание раскрасок на тему «Львы в нашем городе» • Экскурсия-прогулка в город совместно с родителями, в «места обитания львов», поиск «своего льва», фотография со львом. • Совместное с родителями оформление проекта на листе формата А3 • Презентация - рассказ в детском саду, изготовленного вместе с родителями проекта. • Разучивание стихов и песен и игр о нашем городе Санкт-Петербурге • Изготовление альбома «Такие разные львы» Взаимодействие с семьей. • Помощь в подборе материалов по теме проекта. • Разучивание с детьми песен и стихов. • Маршруты выходного дня: посещение зоопарка (рассказать свои впечатления о льве), прогулка по городу к цирку на Фонтанке, прогулка «Львы стерегут город» с детьми к любимой скульптуре льва, фотография со львом. • Подбор материалов для составления альбома «Где обитают львы?». Составление маршрутов на карте города • Составление с детьми мини- рассказа о «своем льве». Оформление детско – родительской выставки • Экскурсия всей группой в музей-макет «Петровская акватория» Рекомендации родителям к составлению альбома: Уважаемые родители! Приглашаем Вас принять участие в проекте «Где обитают львы?» Цель проекта: Развитие интереса к культурному наследию Санкт – Петербурга у детей старшего дошкольного возраста. Проект разделяется на несколько этапов. Этап первый: Совершить прогулку по городу. Во время прогулки необходимо вместе с ребенком «найти льва» (скульптуру, барельеф, живой лев в цирке, в зоопарке, современные львы в оформлении детских площадок). Список наиболее известных мест обитания львов: «Мир и Изобилие» («Мир и Победа») Летний сад «Самсон» Петергоф Сторожевые львы. Елагин остров. Русский музей. Сторожевые львы. Барельефы. Дом Лобанова-Ростовского. Сторожевые львы. Английская наб., д.4. Львы философы Дом графини Лаваль. Лев философ. Стрелка Васильевского острова. Барельеф сторожевого льва. Александринский театр Барельефы маски льва. Банковский мост. Грифоны. Львиный мостик. Сторожевые львы. Университетская набережная. Сфинкс и грифон. Приморский пр., дом 91 Ши-цзу. Дацан. Манежная площадь. Грифон Набережная Кутузова, дом 24 Ограда из сторожевых львов Шереметьевский дворец. Барельефы львов на ограде. Дом Державина Барельефы львов на ограде. Свердловская набережная Петровская набережная Адмиралтейский пр. 12 Проспект Обуховской обороны Адмиралтейская набережная у Дворцового моста Летучий голландец У Пушкинского дома на набережной Макарова Перед домиком Петра 1 Юсуповский дворец. Барельеф Этап второй: Оформление проекта на листе А3, это фотография ребенка со скульптурой или барельефом, буклет из цирка и т.д., небольшая схематическая карта той части города, где вы нашли льва, приклеить силуэты города, либо нарисовать то, что находится рядом, что видит лев перед собой, что он охраняет. Выучить стих (мы выдадим, или подобрать самим о Санкт-Петербурге, о львах в нашем городе). Этап третий: Презентация (мини- рассказ) ребенком своего проекта Этап четвертый: Экскурсия в исторический музей - макет «Петровская акватория» Деятельностный этап Это основной, реализационный этап. На данном этапе необходимо реализовать все поставленные задачи Социально-коммуникативное развитие Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); Беседы на тему «Откуда лев родом», «Как появился лев в городе», «Почему в городе так много львов». Игра – викторина «Каменный лев» Т.Ю. Толкачева стр.123. Игровая деятельность (сюжетно-ролевая, игра с правилами и другие виды игр); Образные этюды «Лев в клетке», «Лев в саванне», «Лев внимательно смотрит», «Лев хорошо слышит», «Лев унюхал добычу», «Лев чувствует лапой», «Лев на арене цирка», «Лев ушел из цирка», «Такие разные каменные львы, «Изобрази льва сидящего, стоящего, катающего шар, охраняющего». «Определи настроение льва по фотографии» (суровое, грозное, сторожевое, добродушное). Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по сказочным местам Петербурга» (использовать игрушки малой формы). Речевое развитие Словесная игра «Львы какие?» (Каменные бронзовые, огромные, небольшие, грозные, добрые, мечтательные, медные). Рассказ – мечта «Какой лев украсит мою улицу». Сочинение сказки «Как львы на мосту здороваются с прохожими» Дидактич игра «Определи по детали животное» (крыло, шар, очки, корона, кольцо). Восприятие художественной литературы и фольклора: А. Кушнер «Хищник», А. Кожевников «РРРы», Л. Толстой «Лев и собачка», Ю.Лихолетов «Галка и цирковой лев», Л. Яковлев «Укротитель», М. Борисова «Гранитный лев ребятам рад», чтение и обсуждение с детьми книги В. Нестерова «Львы город стерегут». Загадывание загадок по теме. Заучивание стихов наизусть Дыхательная гимнастика Познавательное развитие Познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними) Просмотр презентаций и фильмов, подготовленных воспитателем. Видеофильм «Львы стерегут город». Презентация «Такие разные львы» Рассматривание карты города (найти исходную точку, рассмотреть места обозначения скульптурных львов, определить, какие скульптуры где находятся. Рассматривание: львы, сидящие на набережной Невы, катающие шары, сторожащие дворцы и особняки, поддерживающие мосты, отметить, что выражают их позы. Дидактическая игра «Найди половинки» (каждый ребенок получает карточку с изображением половины льва, половинки должны найти друг друга и составить целое изображение) Художественно-эстетическое развитие Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; Изобразительная деятельность Лепка «Сторожевой лев». Рисование «Портрет льва». Аппликация (обрывная «Грифоны банковского моста» Раскрашивание раскрасок Знакомство с живописью: рассматривание картин «Даниил во рву со львами», П.П. Руденс 1613-1615, «Охота на львов» Делакруа Эжен 1860, «Красавица и чудовище» Адольф Вайс 1838-1900 Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) Разучивание песен «Мы островитяне», «Тебе, Петербург», «Большая львиная семья». Прослушивание песен о Санкт-Петербурге Музыкальная игра «Сфинкс» Физическое развитие Пальчиковая гимнастика Подвижные игры Физкультминутки Заключительный этап – подведение итогов всей проектной деятельности Продукт проекта - Альбом «Такие разные львы», который составлен из оформленных детских проектов. Альбом находится в свободном доступе в уголке Петербурговедения и будет использоваться в качестве пособия при изучении города. Заключительное мероприятие - Экскурсия в исторический музей - макет «Петровская акватория» Список использованной литературы: •Т.Ю. Толкачева «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт – Петербурга» •А.М. Вербенец, О.В. Солнцева, О.Н. Сомкова «Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство»». •О.В. Солнцева Е.В. Коренева-Леонтьева «Город – сказка, город – быль» •В. Нестеров «Львы стерегут город»