Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка проекта

Роль устного народного творчества
в развитии детей раннего возраста

Курочкина Наталья Викторовна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 28
Петродворцового района Санкт-Петербурга

Актуальность проекта        
Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки  сочинил великий и бессмертный поэт - русский народ. Устное народное творчество воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.  Большую роль в развитии детей играет русская народная сказка. Сказки издавна были инструментом воспитания. В сказках на доступном для ребенка языке рассказывается о вечных ценностях, о добре и зле, о правилах поведения. 
Пояснительная записка
Проект проводился мной  с родителями первой младшей группы. В группе 22 человека. 
 Вид проекта: семейный, среднесрочный, информационно - творческий.
Цель:  Вовлечь родителей в образовательный процесс, повысить их активность в делах группы, заинтересовать родителей в  формировании предметно – пространственной среды группы.
Задачи:
- создавать в семье более тесное общение между взрослым и ребенком путем совместного прочтения, обсуждения и обыгрывания народных сказок и потешек, а также путем совместного творчества при сочинении сказок, создании книжки-малышки;   
- при участии родителей способствовать развитию речи детей, приобщать детей к богатству русской речи, расширять их словарный запас;
- обогащать предметно-пространственную среду группы книжками- малышками по русским народным сказкам и потешкам.
Постановка проблемы.
В современном мире очень остро стоит проблема тесного общения родителя с ребенком. Ведь главный воспитатель – это семья. Из-за нехватки времени зачастую родителям приходится заменять свое общение с детьми телевидением или компьютером. Часто слышим в лексиконе современных людей слова - паразиты, все больше внедряются слова заимствованные из чужих языков. И, к сожалению, все больше забывается исконно - русская речь, вся красота и богатство русского языка. Все сильнее вытесняется традиция семейного чтения.
 Гипотеза.
 Я надеюсь, что приобщение  родителей и детей к устному народному творчеству поможет вернуть нас к нашим истокам, к нашим традициям, возродит любовь к книге и создаст условия для того, чтобы наши дети росли воспитанными и умели различать добро и зло. Общение с семьей позволит мне добиться наибольших результатов в работе с детьми раннего возраста.
Используемые технологии:
- консультации для родителей;
- анкетирование;
- родительское собрание – консультация с элементами тренинга;
- конкурс домашнего творчества  для родителей с участием детей по созданию книжки-малышки.
Ожидаемый результат:
У детей появится больший интерес к книгам, творчеству.
- Повысится педагогическая культура родителей, рефлексивное отношение к себе как к воспитывающим взрослым.
Содержание проекта
Этапы проекта.

Последовательность Деятельность Сроки
Подготовительный
  1. Подбор литературы и интернет-ресурсов для изучения данной темы.
  2. Подбор иллюстраций, игр, материалов и оборудования  для будущего собрания родителей
С 11.02.2020
Практический
  1. Размещение консультаций для родителей в родительском уголке.
  2. Анкетирование родителей.
  3. Родительское собрание-консультация с элементами тренинга
С 20.02.2020
 
 
С 27.02.2020 по 02.03.2020
13.03.2020
Заключительный Изготовление книжки-малышки С 14.03 по 25.03.2020

Вывод: по завершению проекта у  родителей повысилось желание участвовать в педагогическом процессе, они стали более активными в делах группы, повысилась их ответственность, у детей повысился словарный запас, книжный уголок пополнился самодельными книжками.
Анкета для родителей « Роль устного  народного  творчества  в нашей семье».
Цель: Выявить знания родителей по данной теме и место устного народного творчества в семье.
Вопросы анкеты:
1.Употребляете ли Вы в семье, в разговорной речи с ребенком русские народные потешки, пословицы, поговорки?
2. Как часто Вы читаете русские народные сказки? В какое время?
3. Поете ли Вы на ночь колыбельные песни ребенку?
4. Какие колыбельные Вы поете?
5. Обсуждаете ли Вы с ребенком после прочтения сказку, объясняете ли непонятные слова?
6. Как Вы считаете, важно ли устное народное творчество для развития ребенка или же это пережитки прошлого.
 Проведя анализ  анкет и кратко побеседовав с родителями индивидуально я сделала вывод, что 50% семей не употребляют в разговорной речи потешек ( и т.д.), 70% родителей знают потешки только по книгам. 3% родителей из-за нехватки времени включают детям сказки на интернет-носителях или телевидении. Колыбельные песни поют своим детям 3%. Обсуждают с ребенком прочитанное 50% родителей. В семьях, где с детьми часто остаются бабушки, детям больше читают и употребляют в речи слова из русского фольклора.
 На основе анализа анкеты я решила провести в группе собрание-консультацию для родителей с элементами тренинга. Тему я взяла более узкую, о русских народных сказках. 
 Родительское собрание-консультация с элементами тренинга для родителей «В гостях у сказки».
Оборудование: карточки с изображением сказочных героев, фигурки сказочных героев из группового кукольного театра, мяч, проигрыватель с аудиозаписью сказки « Теремок», карточки со словами, выставка книг с русскими народными сказками.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня я пригласила вас для того, чтобы вместе с вами выяснить, насколько важна русская народная сказка в воспитании и развитии наших детей. Мы с вами не просто поговорим о сказке, но и окунемся в ее мир, поиграем и поучимся играть с нашими детьми дома.
 Взрослые иногда недооценивают роль русской народной сказки в формировании личности, в развитии ребенка. В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. Это аргументируется тем, что дети должны познавать реальный окружающий мир, а не знакомиться с небылицами. В действительности дошкольный возраст – это возраст сказки. Сегодня нашу встречу я хочу начать с того, что каждый участник по кругу назовёт своё имя, а затем какого-нибудь сказочного героя или название русской народной сказки на первую букву своего имени. Ответы родителей.
1. Обсуждение «Что такое сказка?»
Воспитатель: Я предлагаю вам подумать и ответить на вопросы «Что же такое  русская народная сказка?»; «С какого возраста нужно читать сказки детям?» Родители размышляют над вопросом.
Конечно же,  сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Именно через сказку ребенку передается культурное наследие человечества. Сказка несет ребенку радостное, оптимистическое восприятие мира. В ней сочетается не только занимательный сюжет с удивительными героями, но и чувствуется присутствие ощущения истинной поэзии, которая открывает слушателю мир человеческих чувств, приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.
В период привыкания к детскому саду сказка помогает решить непростые психологические проблемы и справиться со стрессом. Также они способствуют всестороннему развитию ребёнка. Решаются многие воспитательные задачи. Именно они учат детей сопереживать, радоваться чужому счастью, попадать в различные жизненные ситуации. Сказки развивают воображение, творческую активность, речь, мышление, память, помогают воспитанникам выстроить взаимоотношения со сверстниками. Также они формируют правила и нормы поведения. Сказка строит «фундамент» для становления ребёнка как личности, стороны которой проявят себя во взрослой жизни.
Русская народная сказка приобщает детей и к художественной литературе. Необходимо умение раскрывать  сказку так, чтобы свет и тепло его озарили сердце ребенка. У малыша никогда не возникало сомнения, как отнестись к тем или иным персонажам (петух - герой, лиса - коварная, волк - жадный, медведь – глупый). Это не примитивность подачи жизненного материала, а та необходимая простота, которая усваивается ребенком прежде, чем он будет готов воспринимать сложные вещи.
Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Ведь сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания — не быть злодеем. Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде сильных  или смекалистых образов, всегда готовых прийти на помощь. А что такое дружба и взаимовыручка? Как бы мы не внушали ребенку, что надо помогать друг другу, это не всегда может быть понятно ему, но прослушав сказку «Репка» он получает наглядный и пример взаимопомощи. Сколько бы мы не говорили, что надо слушаться старших, но это не всегда срабатывает, а сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» показывает, что, не послушав старшего, можно навлечь беду не только на себя, но и своих близких. Русские народные сказки уникальны тем, что они развивают память ребенка, мышление. Часто в сказках есть короткие песенки, которые повторяются в эпизодах и эмоционально обогащают восприятие и хорошо развивают речь. Речь малышей становиться более насыщенной, эмоциональной. Малыши овладевают грамматическими формами родного языка.
Для того чтобы сказка оказывала положительное воздействие на психическое и умственное развитие ребенка, нужно уметь ее правильно выбрать. Естественно, ведь что двух годовалый карапуз, не поймет повествование со сложной сюжетной линией, с большим количеством персонажей. Давайте рассмотрим, какие произведения, для какого возраста годятся.
На первом году жизни ребёнок нуждается не столько в чтении книг, сколько в колыбельных и детских прибаутках. Малышу нужно петь о том, как он значим, как его любят и т. д. Игры наподобие «Ладушки-ладушки», «По кочкам» очень будут кстати для годовалого пупса.
К двум годам у ребенка уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Для этого возраста лучшими сказками будут: «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»,  «Как коза избушку построила»,  «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Маша и медведь» и др.
Между двумя и пятью годами фантазия карапуза начинает работать с удвоенной силой, он уже умеет представлять предметы в уме, фантазировать. Теперь он может воспринимать сюжеты о волшебстве. Но, тем не менее, он еще должен быть достаточно прост. Однако именно это достижение психического развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок. Педагогам необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его психическое развитие. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.
В старшем дошкольном возрасте психика и память ребёнка готова воспринимать более длинные рассказы, с большим количеством действующих лиц. В этом возрасте ребенок уже и сам может учиться читать, только делать это нужно осторожно и ненавязчиво, для того чтобы не отбить желание к учебе. Конечно же, для первой детской сказки лучше сделать выбор в пользу старых русских или народных. Они всегда несут в себе добро. Учат правильно делать выбор, имеют достаточно простой сюжет. А уже в старшем возрасте можно обратить внимание и на зарубежных авторов.
Главная задача родителей в период раннего детства – заинтересовать ребенка чтением и сформировать у него любовь к книгам. Обращайте внимание на внешний вид книги с той или иной сказкой. В этом возрасте книга прочно входит в число наиболее привлекательных игрушек для малышей. Выбирайте яркие, красочные книжки с большим количеством иллюстраций и плотными страницами, чтобы ребенок не мог их разорвать. Множество картинок легко воспринимаются ребенком в этом возрасте. Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать малышам сказки данного возраста нужно медленно, нараспев, с выражением, чтобы малыш мог ясно представить себе всех героев сказки. Обязательно жестикулируйте, гримасничайте и показывайте весь необходимый спектр эмоций вместе с героями. Некоторые из них ребенок будет просить перечитывать по много раз. Это тоже полезно, повторение развивает память. Потом можно предложить ребенку пересказать сказку своими словами. Или вместе с родителями взять куклы и мягкие игрушки, распределить между ними роли сказки и инсценировать ее. Любимые сказочные персонажи остаются в памяти детей на долгие годы. Дети, которым часто читают сказки, раньше учатся говорить, умеют в раннем возрасте выражать эмоции словами. А родители вместе со своим ребенком могут снова окунуться в эту волшебную страну детства и вспомнить любимых сказочных героев.
Давайте и мы с вами немного окунёмся в мир сказки.
2. Игра «Сказочный мяч».
Цель: развивает и активизирует словарный запас ребёнка.
Воспитатель бросает родителям по кругу мяч и называет сказочного героя, а родители называют действия:
Колобок – …. катится;
Заяц –…. прыгает;
Петушок – …кукарекает;
Репка – …растет;
Собачка –…. лает;
Медведь –…. ревет;
Курочка – … кудахчет;
Мышка –…. пищит и т. д.
3. Игра «Сказка по кругу».
Воспитатель держит в руках коробку и обращается к родителям: «В этой коробке живёт очень интересная сказка. Только каждое слово написано на отдельном листочке. Необходимо по очереди вытягивать слова и сочинять сказку». Например, первое слово «коза». Начинаем сказку: «Жила-была лиса». Следующее слово «избушка». Продолжаем сочинять: «коза жила в избушке» и т. д. Каждый родитель принимает участие в сочинении сказки.
Сказка может не только воспитывать, но и корректировать поведение, во многих случаях снимать сложные психологические проблемы и стрессы, тревожащие неокрепшую психику ребенка. Когда ребенок не хочет идти в детский садик, родители могут предложить по дороге в сад придумывать новые сказки с любимыми персонажами. Или вместе с ребенком придумать героя, назвать его, придумать, как он выглядит, где живет, и каждый день придумывать разные истории о нем. А можно придумать и совсем новых персонажей, сочинить свою собственную сказку. И каждый вечер рассказывать о его новых похождениях. Обратите внимание, какие сюжетные ходы выбирает малыш, стремится ли он сделать финал истории счастливым, с какими персонажами ассоциирует себя и своих близких. Особое внимание следует обратить, если ребенок устойчиво отдает предпочтение несчастливым концовкам, уделяет повышенное внимание отрицательным персонажам.
Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры. Так же эти игры очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, активируют словарный запас, закрепляют знания об окружающем мире, стимулируют развитие у ребенка связной монологической и диалогической речи. Предлагаю рассмотреть некоторые из них. Давайте с вами немного разомнемся и превратимся ненадолго в сказочных героев.
4.«Игра – превращение» (сюжетная гимнастика).
Цель: развивает координацию движений.
Воспитатель: предлагаю вам пройти, как мишка косолапый, хитрая лиса, зайчик и т. д.  Воспитатель включает отрывки аудиозаписи сказки « Теремок» , родители встают в круг и имитируют движения зверей.
Дети с удовольствием имитируют движения и действия сказочных героев, им всегда интересно преодолевать сказочные препятствия, выполнять сказочные задания, перепрыгивать через ручеек с палочкой и т. д.
Так же можно предложить задание, требующее от малышей более сложных умственных операций. Например, дети рассказывают о том, кто тянул репку (перед ними фигурки всех персонажей сказки, но не в традиционном изложении, а в обратном порядке: мышка за кошкой, кошка за Жучкой, и т. д.
Во время прогулки ребёнка, можно организовать игру по сказкам? Призвать понаблюдать за природой. Малыши с удовольствием наблюдают за облаками, отгадывает, на кого из героев похожи облака. Рисует их очертания на песке, земле, снеге. Предложить ребёнку решить проблемные ситуации: что было бы, если бы спряталось солнце? из-за куста вышел волк? И т. п. Дети любят играть с песком. Построить из песка дом для капризной Кати, лабиринты для злого волка. Пройти той же дорожкой, по которой катился колобок и встречал всех друзей. Это позволяет разнообразить прогулку, делает ее насыщеннее и увлекательнее.
5.Игра «Встречи героев».
Цель: развивает устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.
Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика. Предлагаю выбрать двух родителей и поиграть в такую игру. Проводится игра.
6.Игра «Звукорежиссеры».
Цель: развитие устной связной речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.
После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.
7.Игра «Новые сказки».
Цель: развитие творческого воображения, фантазии связной речи.
Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдет, если там появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов множество.
8. Игра «Пропущенный кадр».
Цель: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.
Для игры можно использовать серии картинок для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.
По-порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.
9. Игра «Сказочная цепочка».
Цель: научить составлять предложения по предметным картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки.
Выберите для игры любую прочитанную сказку. В нашем случае это « Лиса и лапоть». Я приготовила отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет, есть такие в данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть. ( Проводится игра с родителем).
10. Игра «Отгадай загадки».
Предложить ребёнку отгадать загадки по сказкам:
Цель: учить отгадывать загадки, развивать мышление.
Воспитатель: Сейчас я проверю, знаете ли вы отгадки. ( Ответы родителей)
Не лежалось на окошке,
Покатился по дорожке. (Колобок)
Ах ты, Петя, простота,
Сплоховал немножко.
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко. (Кот, Петух и Лиса)
Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла. (Мышка)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети? (Семеро козлят)
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут вашему ребенку лучше ориентироваться в мире сказок.
Уважаемые родители, помните, что читая или придумывая сказки, вместе с детьми вы попадаете в волшебное пространство, где вам предоставляется возможность проявить чувства и стать ближе друг к другу. А у ребят формируется так называемый запас жизненной прочности – некая картотека жизненных ситуаций. И лучшего тренажера для формирования ребенка еще не придумали.
Ну а под конец нашей встречи я хочу вам предложить домашнее задание. Поговорите дома с ребенком, какая у него любимая сказка и попробуйте сами сотворить книжку-малышку. Пусть малыш станет активным участником в создании книги.  Как будет выглядеть ваша книжка- малышка, решает каждый сам. Как вариант могу предложить сделать книжку-раскладушку (или «гармошку»). Для того, чтобы создать маленький шедевр, не нужно обладать особенными талантами , достаточно быть внимательным и наблюдательным. Ведь нужно сделать такую вещь, которая будет интересовать и увлекать ребенка. Ну и, конечно же, не забудьте включить фантазию. При оформлении книжки- малышки пользуйтесь различными интересными предметами: ткань разных фактур, пуговицы необычных форм и больших размеров, кнопки, ленточки, липучки.   Внутри некоторых страниц вместо наполнителя можно разместить, к примеру, горох или гречку, а страницу прострочить на машинке редкой строчкой. Такой прием будет благотворно действовать на развитие мелкой моторики ребенка. Дайте малышу приложить свои усилия к созданию книги, пусть он что-то приклеит, раскрасит. Работая над книжками, вы:
- развиваете творческие способности своего ребёнка;
- способствуете восприятию ребенком формы, цвета;
- развиваете мелкую моторику ребенка;
- формируете усидчивость.
Приходя в группу и видя свой шедевр, ребенок будет испытывать чувство гордости и удовлетворения от созданного им самим, пусть и при помощи родителей. У малыша таким образом будет развиваться интерес к новому прочтению этой книги.
Итак, желаю успеха!
Список используемых источников.
1. Аникин В.П. Русские народные пословицы. Поговорки, загадки и детский фольклор М., 1957
2. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М., 1988.
3. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 72 с.
4. Гурович Л.М. и др. Ребенок и книга: Кн. Для воспитателя дет. сада – М.: Просвещение, 1992. – 64 с.
 
5.  Павлова Л. «Методика обучения детей третьего года жизни: потешки и сказки», г. Москва, издательство «Просвещение».
 
6. Развивающие игры с малышами до трех лет. Сост. Галанова Т.В. – Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2004
 
7.https://nsportal.ru
 
8. https://maam.ru
 
9.https://yandex.ru
 
 
Приложения.
 
Консультация для родителей
«Устное народное творчество как средство развития речи детей»
Богатейшим материалом, основой для игр, развивающие коммуникативные навыки, развивающих речь ребенка во всех ее аспектах, является русский народный фольклор. По словам ученого-лингвиста Виноградова Г.С., едва ли можно найти материал, более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью. Вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор.
Фольклор – это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово обогащает духовно ту среду, в которой растут наши дети. Поэтому польза малых фольклорных форм для всех очевидна.
Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах и желаниях.
В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, приговорками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.
Такие процессы в жизни малыша, как одевание, купание, требуют сопровождения словом, и здесь русское народное творчество незаменимо.
С раннего детства ребенок откликается на потешки, приговорки.
Трудно переоценить их воспитательное значение. Знакомясь с потешками, ребенок вслушивается в речь, улавливаете ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникает в их смысл, таким образом, развивается слух малыша.
Многие потешки, пословицы и загадки, сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов: создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение. Большинство потешек – готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения.
Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости. Адресованные детям потешки, заклички, считалки, прибаутки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове. Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке (к каким именно явлениям природы ему нужно обратиться), снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее.
Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности
Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. По словам А.П. Усовой, "словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности". Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития.
Большое количество фольклорных жанров позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно. Не пренебрегайте простыми стишками, сказками, загадками, песенками – в скрытой и игровой форме они учат маленького человека жизни.
 
Консультация для родителей
"Влияние русской народной сказки на развитие ребенка»
 
Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Еще в середине XIX века известный исследователь русской народной сказки А.Н.Афанасьев говорил: «Увлекаясь простодушною фантазией народной сказки, детский ум нечувствительно привыкнет к простоте эстетических требований и чистоте нравственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборотами и художественно верными природе описаниями».
Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодике. Ритмичность сказочному языку придают повторы и устойчивые обороты, которые привлекают внимание малыша, вызывают желание их повторять. Сказка побуждает юного слушателя произносить звукоподражания («му», «мяу», «ква-ква»), короткие, многократно звучащие в тексте фразы («бабка за дедку, дедка за репку»). Животные — герои сказок имеют не только имена, но и созвучные имени прозвища, которые невозможно не запомнить: лягушка-квакушка, мышка-норушка, зайчишка-трусишка, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконной русской речи, проникается ее поэзией. Слушая русские народные сказки, маленький человек не только постигает родной язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости. Начав с коротеньких бесхитростных сказок о животных, ребенок постепенно дорастает до восприятия сложных поэтических образов волшебных сказок, которые требуют от него напряжения

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»