Досуговая деятельность, как средство развития
коммуникативных способностей детей старшего
дошкольного возраста
Болокан Анастасия Олеговна,
ГБДОУ Детский сад № 48
Кировского района Санкт-Петербурга
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГБДОУ Детский сад № 48
Кировского района Санкт-Петербурга
№ | Наименование раздела | Страница |
РАЗДЕЛ 1 |
||
1.1. | Введение |
|
1.2. | Цель и задачи |
|
1.3. | Ожидаемые результаты |
|
РАЗДЕЛ 2 |
||
2.1. | Содержание |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
||
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Мониторинговые показатели |
||
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 |
||
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Конспекты досугов |
РАЗДЕЛ 1
- Введение
Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная.
Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.
Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Человек без коммуникации не может жить среди людей. Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками.
В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. Общение и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей.
Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребёнка.
Досуговая деятельность является средством развития общения детей дошкольного возраста. Она является хорошей возможностью раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощают их, создают свой художественный образ персонажа, у детей развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Коллективная досуговая деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создаёт условия для социализации ребёнка, усиливает его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенциала.
Досуговая деятельность является основным средством развития коммуникативных способностей.
- Цель и задачи
Задачи:
1. Создать и апробировать диагностический материал по развитию коммуникативных способностей;
- Составить и реализовать план оснащения РППС группы необходимыми атрибутами и материалами;
- Создать банк методических материалов по использованию в работе с детьми с целью развития у них коммуникативных способностей через досуговую деятельность.
Результаты данной разработки могут помочь в развитии коммуникативных способностей детей эффективно развиваться с помощью досуговой деятельности. Дети могут стать отзывчивыми, доброжелательными к окружающим; научиться договариваться, решать конфликты со сверстниками, идти на компромисс, (считалка, жребий, беседа); дети могут стать раскованнее, свободнее в общении друг с другом и взрослыми.
Повысить уровень педагогической компетентности родителей в области коммуникативного развития дошкольников, в совместных досуга.
РАЗДЕЛ 2
2.1. Содержание.
Одной из важных исследовательских задач остается разработка средств формирования коммуникативных навыков, что связано с разработкой и внедрением эффективных технологий, при которых ребенок способен познать мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны и способствуют продвижению в развитии. Причем решающее значение должно придаваться деятельности, в которой ребенок сможет полно раскрыть свои возможности и наиболее эффективно усвоить социально-культурный опыт. Досуговая деятельность это деятельность эмоционально насыщенная, что делает ее интересной и увлекательной для детей. Будучи по своему характеру синкретической деятельностью, она наиболее достаточно полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов. Все это говорит об ее широком развивающем потенциале, который позволяет использовать досуговую деятельность в образовательном процессе.
Цель: развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста через досуговую деятельность.
Данная цель достигается в процессе решения следующих задач:
- повысить уровень развития коммуникативных способностей дошкольников через участие в досуговой деятельности;
- пополнить развивающую предметно – пространственную среду необходимыми материалами и атрибутами;
- повысить уровень педагогической компетентности родителей в области коммуникативного развития дошкольников через участие в совместных досугах
Данный вид деятельности предполагает поддерживание следующих принципов:
- принцип позитивности (создания атмосферы сотрудничества, доброжелательности, взаимопомощи);
- принцип саморазвития (реализация творческих способностей и возможностей каждого участника мероприятия);
- принцип целостности (развитие самосознания личности каждого ребенка);
- принцип духовности (установление взаимосвязи между высшими ценностями: здоровьем, добром, счастьем, внутренним миром ребенка).
- принцип индивидуальности (учет индивидуального физического и психического развития, социокультурного опыта ребенка).
Для выявления уровня развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста разработан и апробирован диагностический материал (Приложение 1).
По результатам диагностики составлен план взаимодействия педагогов с детьми и родителями.
План учитывает возрастные особенности детей, программные требования и интересы детей.
В плане также отражается оснащение РППС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Коммуникативные способности детей эффективно развиваются с помощью досуговой деятельности. Дети становятся отзывчивыми, доброжелательными к окружающим; научились договариваться, решать конфликты со сверстниками, идти на компромисс, (считалка, жребий, беседа); дети стали раскованнее, свободнее в общении друг с другом и взрослыми.
За учебный год проводится работа с родителями: родители помогают в изготовлении костюмов, атрибутов, эмблем, рисунков к мероприятиям. Также проводятся индивидуальные беседы.
Повышается уровень педагогической компетентности родителей в области коммуникативного развития дошкольников, в совместных досугах.
Мы считаем, что данный опыт представлен в виде методической разработки, может быть полезен педагогам ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 2008
- Василика М.А. Основы теории коммуникации. М.: Гардарики, 2006
- Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников / Под ред. Т.С. Комаровой. М., 2004.
- Исаева И.Ю. Досуговая педагогика. Учебное пособие - Москва: Флинта, 2010. - С. 26
- Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника. М.: Дрофа, 2010
- Лисина М.И. Общение ребенка со взрослыми как деятельность. Ред. сост. М.И. Лисина. М., 1974
- Полякевич Ю.В., Осинина Г.Н. Формирование коммуникативных навыков у детей 3 – 7 лет. Волгоград: Учитель, 2011
- Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3 – е изд. – Спб, 2009
- Уханова А.В. Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. – Спб.: Речь; М.: Сфера, 2011