Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Значение прогулки в жизни ребенка раннего возраста

Горячева Ольга Петровна
       Прогулка имеет огромное значение для укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ,способствует повышению аппетита,усвояемости питательных веществ , особенно белкового компонента пищи . Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма .Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды,особенно к простудным заболеваниям. Наконец прогулка - это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх , трудовых процессах ,разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении.Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях.
        Длительность пребывания на свежем воздухе в разные сезоны года отличается, но даже в холодное время и в дождливую погоду она не должна быть отменена.Режимом дня в группах дневного пребывания предусмотрены 2 прогулки продолжительностью около 4 часов ,но фактически дети на воздухе бывают значительно меньше.Вместо 2 часов утренней прогулки в дни с физкультурными и  музыкальными занятиями сокращается до 1 часа , вторая прогулка нередко и вовсе отменяется . Уходя из дошкольного учреждения , к сожалению,дети не всегда гуляют с родителями.
       Зимой прогулки с младшими дошкольниками разрешается проводить при температуре не ниже -15градусов.При этом же значении температур, но сильном ветре рекомендуется сокращать прогулки ,если нет возможности защитить детей от ветра спеециально устроенным навесом.
        Прогулка способствует умственному воспитанию.Во время пребывания на участке или на улице. дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте ,о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе , подмечают связи между различными явлениями ,устанавливают эелементарную зависимость. Наблюдения вызывают интерес у детей, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответы. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем,будит мысль и воображение детей.
         Прогулки решают не только воспитательные, но и оздоровительные задачи. На прогулках педагог проводит индивидуальную работу по развитию движений, подвижные , спортивные игры, развлечения и физические упражнения . Специальное время отводится для трудовой и самостоятельной деятельности детей. Разумное чередование и сочетание этих разноообразных занятий делает прогулку интересной, привлекательной. Такая прогулка обеспечивает хороший отдых, создает у детей радостное настроение.
          Одевание и раздевание детей на прогулку.
Одевание детей нужно организовать так,чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга . Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия.Нужна просторная раздевалка с индивидуальными шкафчиками и достаточным числом скамеечек и стульчиков, чтобы ребенку было удобно сесть, надеть носки ,штанишки или обувь и не мешать при этом другим детям.Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности.Сначала все надевают носки,штанишки, обувь, затем свитер. куртку, шапку,шарф,варежки.При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке.Когда у детей выработаются навыки одевания и раздевания, и они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу,завязать шарф и т. п.) Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее ,родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности.
        Создание условий для эффективного проведения прогулок.
На участках помимо стандартного оборудования: домик ,песочница, качели, горка, скамейки,должен быть дополнительный материал ,который поможет детям развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать. Это могут быть: корзина с листочкамиБкуклы,одетые по сезону, грабельки, лопатки для снега.Атрибуты будут зависеть от того,что будут наблюдать дети, в какую игру будут играть. с чем будут проводить эксперементы.
Ярко украшенный участок сам по себе вызывает интерес у детей, желание идти на прогулку. Можно прикрепить вертушки для наблюдения за ветром, повесить колокольчики на разной высоте,перышки-одни для прохождения и подлезания( не задень, чтобы не зазвенел), другие для прыжков.
         Очень важное условие не давать детям на прогулке игрушки, которые вышли из употребления в группе, т. е. сломанные, испорченные, все игрушки должны быть хорошо обрабатываемыми, яркими и целыми.
         Необходимые игрушки на прогулке для детей раннего возраста:
-моторные игрушки: мячи и обручи трех размеров, шары и кегли, каталки.
-технические игрушки: всевозможные виды транспорта.
-строительный материал.
-музыкальные игрушки: погремушки, колокольчики, бубны.
-наборы игрушек: животные , птицы.
-игрушки для песочницы - много разного цвета и размера.
-наборы для художественной творческой деятельности( вместе с воспитателем).
-дидактические игрушки (матрешки, пирамидки).
-книги для чтения и рассматривания
-наборы для развития элементарных трудоых навыков:лейки,грабельки,лопатки, ведерки ).
Храниться весь этот материал должен в кладовке на веранде или в раздевальной комнате в специально отведенном месте. Раскладывание игровых принадлежностей для прогулки , происходит или в утренние часы , когда воспитатель проверяет участок, или в начале прогулки, особенно если это летнее время и дети либо наблюдают за деятельностью воспитателя , либо помогают ему.
Песочница должна располагаться под навесом,должна быть достаточной высоты и ширины для удобства подхода и игры.Очень удобно, когда есть столик или широкая скамейка,где отлично получаются куличики.Песок переодически пополняют и очищают, ежедневно перекапывают и увлажняют.На ночь песок необходимо покрывать,Горка должна быть пологой, не очень высокой с хорошими ступеньками.Стол со скамейками распологать лучше в тени, чтобы в жаркое время года было комфортно порисовать , почитать книгу или просто отдохнуть.
      Зимнее время года
Зимняя одежда ограничивает движения детей, поэтому двигательной активности нужно уделять особое значение.Большая часть участка должна быть расчищена от снега, где можно свободно бегать, прыгать, играть. Постройки из снега должны не только украшать участок, но и стимулировать движения малышей:
-снежные постройки: горка, слоненок, черепаха- на которые дети могут взобраться,скатиться, посидеть.
-всевозможные лабиринты
-воротца для подлезания
-дорожки,раскрашенные краской , извилистые, прямые, круги для игр.
Игрушек зимой меньше чем летом: это лопатки, небольшого размера, ведерочки,игрушечные саночки, машины.
          Непременным условием для успешного проведения прогулки является правильное планирование ее проведения.
-Один из главных компонентов прогулки - это наблюдение, т. к. оно обогащает представление детей о мире природы, людей, эстетические представления. Во время наблюдения мы активизируем такие процессы как зрение, слух, осязание, обоняние, тактильные и вкусовые ощущения- все это способствует глубокому познанию окружающего мира, оставляет в душе ребенка незабываемые впечатления.Зависят планируемые наблюдения от времени года, погодных условий, пройденного материала, но бывают и спонтанные наблюдения:вертолет,пролетающий в небе , ворона у кормушки, кошка пробегающая мимо и т. д.
-Дидактические задания длятся не более 3-4 минут, проводятся несколько раз в течении прогулки.Они могут проводиться как с одним ребенком, так и с подгруппой детей сразу.Также могут быть элементом наблюдения. Разнообразные задания должны быть в форме игры, доступны и понятны малышам по содержанию: "камушки для украшения куличика", "букет из листьев", "гнездышко из веточек" и т. д. Главным условием является законченность : собирали камушки для куличиков- угостите "медвежат", собирали палочки для гнездышка- посадите "птичку".Предлагая дидактические задания, мы решаем не только задачи на усвоение признаков и свойств предметов, но и на активизацию мыслительных процессов, звукопроизношение, активизацию словаря , движений, умение анализировать.В процессе игр происходит активное накопление чувственного опыта, развивается наблюдательность и внимание, память и мышление.
-Обучение трудовым действиям является важным компонентом прогулки.Впроцессе их выполнения мы формируем положительное отношение , уважение к труду взрослых, желание включиться в трудовой процесс, а затем и желание самостоятельно что-то сделать.Первые поручения должны быть очень простыми и понятными для детей : отнеси в корзинку, убери в контейнер, собери веточки.Малыши очень эмоциональны и быстро увлекаются.Скажи им ,собери камушки,и они хватают ведерки и бегут собирать, бросая при этом игрушки,и только тогда , когда они видят результат труда, они будут охотно откликаться на предложение воспитателя.По времени трудовой процесс не должен быть долгим ( 10 минут).Необходимо правильно подобрать инвентарь для выполнения трудовых действий .Летом ведерки должны быть небольшие - 0,8л, желательно с отметкой внутри 0.2-0.3 кг- уровень наполнения, Для переноски песка , для построек ,воды, .Зимой до 2л.,т. к. снег легкий и объемный.Время выполнения таких поручений 5-7 минут, расстояние не более 100-150м , если есть у детей желание, поручение можно повторить.Лопатки зимой должны быть на каждого ребенка , грабли, венички. черенки у этого инвентаря 60-70 см. Перед выполнением заданий воспитатель обязательно обясняет, что надо хорошо послушать. что и как будут делать дети.Перечисляем последовательность выполнения и всегда строго следим за правильностью выполнения. Это дисциплинирует детей , а также помогает воспитателю наблюдать за выполнением поручений: набрать камешки до отметки, донести воду и вылить в тазик ,аккуратно.По завершении каждого цикла надо предложить малышам самим проверить правильность выполнения и только после этого переходить к следующему этапу.В скоре это принесет положительные результаты.Малыши поймут алгоритм , и в следующий раз уже самостоятельно будут справляться с заданием.Выполняя поручения и видя результат, у детей повышается самооценка, происходит обогащение самостоятельных действий, он учится уважать и ценить труд взрослых, приходит на помощь, узнает правила выполнения трудовых заданий , формируется уверенность, самостоятельность, умение довести начатое дело до конца.
-ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ :
 У малышей еще не достаточно сформирован опыт самостоятельной двигательной активности, поэтому подвижные игры и упражнения мы проводим ежедневно. С их помощью на прогулке решаются оздоровительные, воспитательные задачи. В условиях прогулки у воспитателя много времени для каждого ребенка : научить одного поправить ошибки другого, поддержать третьего.Если игровые упражнения мы можем проводить в течении всей прогулки, чередуя смены движений, то подвижная игра планируется заранее и проводится в зависимости от времени года и погодных условий. Это может быть начало или конец прогулки, может несколько раз в течении прогулки , т. к. самостоятельная деятельность детей очень кратковременна, чередование с игрой . приносит результаты. В задачу взрослого также входит наблюдение за состоянием детей, они быстро утомляются и не5обходимо увидеть признаки: одышка, покраснение лица, потоотделение. Значит необходимо сменить вид деятельности , предлжить заняться более спокойным занятием. Если в этот день проводилось физкультурное заняти, можно ограничиться на прогулке игровыми упражнениями, или игрой малой подвижности, очень хороши хороводные игры, они учат малышей играть вместе , двигаться рядом.Дети с удовольствием включаются в игру, если есть дополнительные атрибуты: шапочки, эмблемы, платочки и т. п.
       Малышам нравится повторение одной и той же игры, они имеют возможность закрепить новое умение, текст становится для них осмысленным.Со временем содержание игр меняется ,усложняется.  Взрослый - обязательный участник игр, дети испытывают удовольствие от общения с ним , его эмоциональность заряжает детей на действия, вызывает желание и интерес.
Проводя подвижные игры, мы решаем очень много задач : удовлетворение потребности в движении, повышение эмоционального тонуса малышей, уточнение знаний об объектах, развитие ориентировки в пространстве, умение слушать взрослого, выполнять требования игры.
        Стараясь выполнять все вышеперечисленные аспекты прогулки мы можем надеятся на то ,что у детей будет отличное здоровье,крепкая нервная система,развитый интеллект.

                              Используемая литература:
     
Васильева М.А." Программа воспитания и обучения в детском саду" МОСКВА-МОЗАИКА СИНТЕЗ  2005г.
     Веракса Н.Е. "Образовательная деятельность на прогулках" Волгоград Издательство "УЧИТЕЛЬ" 2014г.
      Григорьева Г.Г. " Педагогика раннего возраста " Москва АКАДЕМА 1998
      Печора К.Л. "Дети раннего возраста в дошкольный учреждениях" Москва 
      Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС  2009.        

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»