Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Театрализованное представление для детей старшего дошкольного возраста

Модное народное немного хороводное

Осташко  Наталья Александровна 
Цель: Познакомить детей с русскими хороводами и их структурой, приобщить к народной культуре, через потешки, песни, игры.  
Задачи: 
Образовательные:
  • научить детей двигаться в манере русских народных хороводов.
Воспитательные:
  • воспитывать у детей уважение к родной русской культуре;
  • прививать интерес к народной музыке и любовь к русскому искусству;
Развивающие:
  • развивать умение двигаться соответственно музыке, менять движения по фразам в русской пляске;
  • развивать музыкальный слух и чувство ритма в русских народных мелодиях;
  • развивать танцевальные и импровизационные навыки и умения.
Звучит музыка из к/ф «Там на неведомых дорожках».
На сцену выходит ведущая – сказочница
Звучит народная мелодия.
ФХ: Здравствуйте, гости дорогие начитанные да учёные. Я рада видеть вас сегодня в этом зале. Зовут меня Фольклора Хороводовна!
Расскажу я вам, сегодня сказку народную! Да не простую сказку, а поучительную!
В одной прекрасной стране, которая называлась Россия. Рядом друг с другом находились стиль модный да стиль народный. И жили они рядом, не тужили да друг друга дополняли.
СЛАЙД
Была в той стране деревня одна называлась она словом заморским «Гаджетово». Она поодаль стояла. Да и не деревня вовсе она была, а так дом один. И жила в доме том Федора. Ни с кем она дружбы не водила, разве что с компьютером планшетным. Из народного только имя у неё и осталось.
Ведущая поёт: Как у нашей у Федоры в огороде помидоры.
Ой, чего это я одна песни пою? Ребята, а давайте все вместе про Федору распевочку споём. (дети поют вместе ведущей)
Звучит музыка. На сцену выходит Федора с планшетным компьютером.
Федора: (не отрываясь от гаджета) Чего кричите, чатеться мешаете!
ФХ: (зрителям) Да вот и сама Федора к нам пожаловала! (Федоре) Здравствуй, Федора!
Федора: Приветик?
ФХ: У нас праздник! Модный (Федора отвлекается от гаджета и смотрит вокруг) Народный!
Федора: (разочаровано) А-а-а-а.
ФХ: Да отвлекись ты от компьютера! Посмотри сколько ребят к тебе в гости пришли.
Федора: В гости, то пришли, а фотку  не лайкнули!
ФХ: Что за язык чудной непонятный. Вот правильно народ говорит: «Век живи – век учись».
Федора: Да что вы заладили народное – народное! Народное – уже давно не модное!
ФХ: Ну и Федора! Совсем она о корнях своих позабыла. Давайте проучим её, чтобы модной была, да про народное помнила. Я попрошу вас мне сейчас помочь в одной народной потешке. Как только я скажу: «А нам интересно…», вы дружно спросите у Федоры «Что ты с ним сделала?».
Эй, Федора! Как дела-то у тебя?
Федора: Хорошо дела! Мамаша с папашей в город ездили яблоко мне привезли!
ФХ: А, нам интересно, (вместе с детьми) что же ты с ним сделала?
Федора: Как что, на видное место поставила, чтобы все в дом заходили и завидовали! (показывает айфон)
ФХ: Эх, ты! Надо было его разрезать, сахаром посыпать, а потом съесть!
Звучит музыка «Московская кадриль». Герои разыгрывают сценку. Они танцуют, при новом подходе друг к другу, кланяются. Фольклора Хороводовна задает Федоре вопрос «Как дела?». Между героями идет диалог и снова они расходятся. Так повторяется несколько раз.
ФХ: Здравствуй, Федора! Как дела!
Федора: (показывает большой палец вверх) Мамаша с папашей на распродаже были бруки модные привезли. Джинсы называются! С подворотами!
ФХ: А, нам интересно, (вместе с детьми) что же ты с ним сделала?
Федора: На кусочки порезала, сахаром посыпала и съела. Фу, как не вкусно было!
ФХ: Эх, ты! Их же надо было погладить и в шкаф повесить!
Федора: В следующий раз так и сделаю! (проходка, снова встречаются)
ФХ: Здравствуй, Федора! Как дела!
Федора: Ещё лучше прежнего! Мамаша с папашей на зоовыставке были мини пига привезли!
ФХ: Кого?
Федора: Ну, поросёнка маленького, комнатного!
ФХ: А, нам интересно, (вместе с детьми) что же ты с ним сделала?
Федора: Ничего! Погладить себя он не дал и шкаф завалил!
ФХ: Эх, ты! Надо было его покормить, напоить и спать уложить!
Федора: (перебивая ФХ) Знаешь, что, Фольклора Хороводовна! Я твоих лайфхаков (ФХ недоуменно смотрит…) советов про моду больше не слушаю!
ФХ: Это зря. Я тоже в моде разбираюсь! И даже в современной. Вот смотри.
Звучит народная музыка «Валенки».
Номер «Дефеле». (На сцене стоит заранее приготовленный стол. На сцену по очереди выходят четыре девочки. На первой в фартук с народной вышивкой. В руках у неё петушок на палочке и плошка с деревянными ложками. Делает проход, ставит утварь на стол и уходит. Остальные участницы одеты в современные вещи с народными элементами. Проделывают всё тоже, что и первая участница. В конце номера стол накрыт. Девочки уходят)
ФХ: (подходит к Федоре) Вот видишь Федора, модным и народное может быть.
Федора: (отходит) Отстань!
ФХ: Ну, не обижайся! (подходит к Федоре)
Федора: Не приставай!
ФХ: Ну прости нас, мы пошутили!
Федора: Отстаньте, сказала!
ФХ: (зрителям) Наша Федора, как упрямый Федул, который на шутку губу надул!
ФХ: (Федоре)А, пряничка хочешь?
Федора: Хочу!
ФХ: С танцуешь с нами дам!
Федора: Под народные не буду, скучно!
ФХ: А ты попробуй!
Федора: Сначала пряник, потом танцы!
ФХ: Ну и хитрая же ты Федора! (дает пряник). Держи на здоровьичко! Ребята, я все приглашаю вместе с Федорой стать в хоровод (зрители становятся в хоровод)
Хоровод - это старинный вид танцевального искусства, который сочетает хореографию с текстом. Я приглашаю вас в хоровод под русскую народную песню «Со вьюном я хожу».
Хоровод «Со вьюном я хожу»
ФХ: Молодцы ребята! Занимайте свои места. (зрители садятся на свои места)
Федора, а тебе понравился наш хоровод?
Федора: Не очень. Я то танцевать, то петь не успевала!
ФХ: Это, Федора, был традиционный хоровод. Только мы сделали самые простые движения. А в хороводе в старину было семь основных фигур:
(На экране картинки, изображающие фигуры хоровода)
 «Столбы» - Участники хоровода образуют неподвижный квадрат, который затем приходит в движение. Фигура «столб» символизировала единство земли и неба

«Вожжа» - Участники хоровода образуют волнистые линии, которые вскоре начинают постепенно уменьшаться в амплитуде, в итоге превращаясь в точку. 
«Плетень» - Название этой фигуры – не случайно. Подобно мастеровому, начинающему изготовление плетня от исходной точки, участники хоровода расходятся от центра, образуя с каждой секундой увеличивающиеся спирали,

«Круг» - Во время исполнения этой фигуры участники создают круговые петли, образующие «узелки» и «заломы», которые необходимо непременно распутать и разгладить.
«Сторона на сторону» - Во время исполнения этой фигуры мужчины выстраиваются в шеренгу напротив женщин. Затем начинается поочередное схождение «двух начал» и их общение. Женщины как бы случайно роняют платки и венки, а мужчины поднимают и возвращают потери хозяйкам.

«На четыре стороны» - Участники образуют квадрат, стороны которого символизируют четыре стороны света. Одним из элементов этой фигуры становятся символичные движения – участники на четыре стороны «сеют просо», чтобы вскоре «собрать урожай».

«Плясовая» - С каждой фигурой движение хоровода ускоряется, наполняется юмором и радостью. Во время плясовой части хоровода исполняются самые любимые народные танцы, сопровождает которые удалой гармонист. 


Федора: Ничего себе! Я думала, что хоровод это просто хождение по кругу, а тут целых семь фигур, которые столько людей одновременно исполняют! Да ещё и поют при этом!
ФХ: Хоровод и сейчас танцуют. Посмотрите, как это делать известный на весь мир Госуда́рственный академи́ческий хореографи́ческий анса́мбль «Берёзка» и́мени Н. С. Наде́ждиной.
На экране видео хоровода
ФХ: Знаменитый плывущий шаг этого знаменитого ансамбля появился в 1948 году. Ансамбль вышел на сцену под русскую народную песню «Во поле березонька стояла». С тех пор поэзия старинного русского хоровода и образ русской девушки — отличительная особенность этого коллектива.
Федора: А как развлекались наши предки?
ФХ: Много игр было в то время и подвижных для улицы: «Горелки», например или «Два Мороза», «Гуси-лебеди» и многие другие. Были игры, которые проходили в помещении, так называемые комнатные игры. Такие как «Колечко», «Дергачи», «Жмурки», конечно же были и хороводные игры. Играли и дети, и молодые люди, и взрослые.
Федора, может быть. и ты вспомнишь, какую-нибудь народную игру.
Федора: (задумчиво) Может быть и вспомню… Точно есть одна! Раньше она была моей любимой. Называется эта игра «Ручеёк». Только мой ручеёк ни такой, в который обычно играют. Я предлагаю вам сейчас встать в круг и разбиться на пары.
Федора проводить игру «Ручеёк».
Участники стоят в пара в хороводе лицом в круг. Звучит музыка. Первая назначенная пара, взявшись за руки, бежит. не сговариваясь к любой другой паре и становится на её место. Те, в свою очередь, делают тоже самое. И так повторяется до тех пор, пока не перестает звучать музыка. Та пара, которая осталась в кругу выполняет задание ведущего.
ФХ: Какую отличную игру ты вспомнила!
Федора: А можно ещё поиграть?
ФХ: Конечно, можно! Есть замечательная народная игра. Которая называется «Тетёра».
Фольклора Хороводовна проводит игру «Тетёра», которая исполняется на мотив русской народной песни «Прялица».
Двое держаться за руки, между ними идут цепочкой Тетера и ее "дети". Все поют:
 
Тетёра шла,
Маховая шла,
По заулочкам
По проулочкам
Сама прошла
И детей провела
Самого красивого оставила.

На последнем слове двое ловцов опускают руки и ловят, кто не успел пройти. Круг становиться шире... и так далее - пока всех не переловят. При желании игра повторяется.

 
Федора: Замечательная игра! А вы, ребята просто молодцы! Мне так весело с вами, что я даже и про гаджет свой забыла. И мне так танцевать захотелось!
 
ФХ: Так в чём же дело!
 
Фольклора Хороводовна и Федора проводят игру «Хороводная плясовая»
Звучит песня «Во поле берёзка стояла». Играющие начинают медленно идти в хороводе. Как только зазвучит песня «Барыня», мальчики танцуют в присядку, а девочки «Ковырялочку». Если зазвучит «Московская кадриль» все сходятся в круг и расходятся. Игра повторяется несколько раз.
Федора: Молодцы, ребята! Так весело танцевали!
ФХ: Но, приходит время прощаться! Мы очень надеемся, что вы не будите забывать народные традиции, чтить их и делиться с другими.
Федора: Но, а прощание мы хотим, поделиться ещё одной русской традицией. Традицией хлебосолья и гостеприимства.
Герои раздают зрителям сладости.
ФХ: Спасибо всем за внимание! Всего вам доброго!
Все: До свидания!
 
 
 
Источники:
Панкеев И.А. Русские народные игры -М.:Яуза, 1998.
https://www.youtube.com/watch?v=PeaXWshV3bM&list=RDZnmOLvV1NLA&index=13
http://russian7.ru/2013/04/7-sakralnyx-figur-xorovoda/
https://www.culture.ru/materials/104113/berezka-taina-plyvushego-shaga

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»