Проект
Основы финансовой грамотности для малышей
Рыженко Анастасия Александровна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 40
комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Рождение проблемы: Повышение заинтересованности к экономическому воспитанию в новых и очень противоречивых условиях социальной жизни закономерно, поскольку экономическая культура во многом зависит от преодоления трудностей в политической, социальной и культурной жизни нашего общества.воспитатель ГБДОУ детский сад № 40
комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Обращение к экономическому вопросу воспитания дошкольников актуально на сегодняшний день, поскольку дети быстрее впитывают атмосферу нового мира, лучше приспосабливаются к новым реалиям.
В современных условиях ребенок неизбежно встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он знакомится с такими понятиями как, «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр.
Внедрение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность дошкольников - это прежде всего, необходимость ещё в дошкольном возрасте дать детям представления о рыночной экономике, ее развитии и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.
Обучение экономической грамоте не сводится только к тому, чтобы учить зарабатывать деньги, в приоритете ставится формирование нравственных понятий: добросовестность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр, а также ориентация детей в экономическом пространстве современного мира на материале в зависимости от возрастных возможностей.
Постановка проблемы
Помочь дошкольникам сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, производство, обмен, нормы жизни, деньги, товар, цена, в соответствии с их возрастными особенностями
Актуальность проекта обусловлена тем, что в обществе происходят преобразования , становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта других стран - все это вызывает необходимость связать образование и экономику. Бережливость, организованность, умение распределять имеющийся бюджет, рачительность и другие качества человека необходимо воспитывать начиная с дошкольного возраста. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным, систематическим. Такой подход во многом зависит от психологической, педагогической готовности детей к этому.
Цель проекта:
Заложить экономические основы образа мышления у дошкольника, создать предметную и пространственную среду, которая бы способствовала формированию основ финансовой грамотности у детей .
Задачи:
• Формирование основ экономической культуры у детей дошкольного взраста.
• Активизация познавательной деятельности, развивающей основы экономики, через разнообразные виды детской деятельности.
• Совершенствование коммуникативных качеств дошкольников.
• Содействие и развитие интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
• Развитие умений творчески подходить к решению ситуаций экономических ситуаций при помощи игровых действий.
• Укрепление взаимоотношений в коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).
Тип проекта: Информационно- практико- ориентированный ( группа детей собирает и реализуют информацию, в соответствии с социальными интересами)
Этапы проекта:
1 этап –Организационный.
• Изучение справочной, методической, энциклопедической инфрмации.
• Информирование и анкетирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Основы Финансовой грамотности для малышей» .
• Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
• Подбор необходимых средств, инструментов, оборудования, пособий для практического обогащения проекта.
2 этап – Практический.
Реализация мероприятий проекта.
3 этап – Заключительный
Подведение итогов реализации проекта в форме экономической игры «Магазин»
Кейс -технология (проблемная ситуация) «Даша в магазине»
Анкетирование родителей «Мой ребенок и основы финансовой грамотности».
Квест-игра
Формы работы:
• беседа, обсуждение, дискуссия,
• просмотр мультфильмов, слайдов, презентации, иллюстраций,
• коллекционирование,
• чтение художественной литературы,
• игровые ситуации,
• решение проблемных ситуаций,
• рассматривание фотографий и иллюстраций,
• сюжетно-ролевая игра,
• продуктивная деятельность,
Ресурсное обеспечение:
1. Телевизор, флеш карта, компьютерное оборудование
2. Денежные знаки и их изображения, игрушечные и настоящие современные, других стран, недавнего прошлого и пр.
3.Художественная литература: Романов А. «Чудеса в кошельке», К. И. Чуковский «Муха цокотуха»
4. Мультфильмы С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама».
6. Сюжетные картины «Мы в магазине», «Мы на рынке»«Малыш в магазине»
7. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет»
8. Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы
Участники проекта:
• дети дошкольного возраста (5 -7лет),
• воспитатели группы,лгопед
• родители.
Сроки реализации проекта: в течение 1 недели
Предполагаемые результаты.
У детей: обогащение жизненно опыта, расширение представлений об окружающем; формирование умений осознавать и соизмерять свои потребности и возможности; обогащение игрового опыта, в том числе, через совместные со взрослыми и сверстниками игры; формование умения вести диалог с партнером (взрослым, сверстником) использование в игровой деятельности основных экономических понятий и категорий, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (цена, товар, денежные знаки, «монеты», «купюры», и пр.); создание продуктов детской деятельности
У родителей: получение дополнительных знаний по экономическому воспитанию детей; обогащение содержания совместной игровой детско-родительской деятельности; проявление заинтересованности в непосредственном участии в образовательной и информационной деятельности
У воспитателей: повышение профессиональной компетенции, умение использовать комплексный метод педагогической поддержки сюжетно-ролевой игры дошкольников, получение системы работы по формированию экономического опыта дшкльников.
Показателями эффективности реализации проекта являются следующие критерии:
1. Дошкольники используют в сюжетно-ролевых играх такие понятия как :«деньги», «цена», «товар».
2. Дети бережно относятся к своим вещам, одежде, игрушкам, книгам.
3. При диалогическом общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, приводят в пример, обсуждают ситуации, когда в результате экономии денежных средств общего бюджета были сделаны важные покупки, включая организацию семейного отдыха.
4. В беседе оценивают товар, представленный в рекламных роликах.
Можно в дальнейшем организовать работу с детьми дошкольного возраста по следующим направлениям:
• денежные средства «растут» если их хранить не в «банке – копилке», а в Банке;
• авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, экономность, расчётливость, рачительность, трудолюбие, но при этом и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры благородства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п. ,
• правила безопасного поведения в различных, реальных жизненных ситуациях.
Структура проекта:
Проектная деятельность осуществляется в групповом помещении детского сада .
Реализация проектной деятельности в ДОУ организуется по интегрированному принципу - в форме совместной деятельности воспитателя с дошкольниками, а также создаются условия для организации самостоятельной деятельности детей в рамках проекта.
День недели | Совместная деятельность детей и взрослых | Самостоятельная деятельность детей | Раба с родителями |
понедельник | Рассматривание денежных знаков нашей страны и денег других стран. Просмотр мультфильмов Фиксики «Деньги» «Копилка» «Банкомат» Разминка «Пальчиковая гимнастика» Будем денежки считать, 1, 2, 3, 4, 5 (сгибаем и разгибаем пальцы рук) 1 и 2 оплатим дом, дом в котором мы живем (отгибаем мизинец и безымянный) Третья монетка одежду купить (отгибаем средний палец) На четвертую монетку, будем есть и пить (отгибаем указательный палец) Ну а пятую пока спрячем в донце кошелька (прячем большой палец в кулак)? Для чего спрячем деньги в донце кошелька? Рефлексия ?-Ребята , понравилась вам сказка? - А что больше всего понравилось? - Важно ли то, что вы сегодня узнали? - Для чего это пригодится в жизни? Игра «Купи другу подарок» |
Сюжетно — ролевая игра «Магазин» | Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» |
вторник | Чтение Романов А. «Чудеса в кошельке». Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха» Игра эстафета «Доставка продуктов» Аппликация уголке творчества. Изготовление рекламных брошюр: «Сегодня в продаже…» Дидактическая игра «Упрямый Антошка» (по принципу «скажи наоборот») Игра «Хочу - надо» Игра «Купи другу подарок» |
Сюжетно — ролевая игра «Кафе» | Познавательный маршрут «Банкомат» (задание для родителей: показать работу банкомата) |
среда | Дидактическая игра «Что продается, а что – нет» Загадки по теме «Магазин» Игры: «Что быстрее купят?» «Монополия» |
Сюжетно — ролевая игра «Банк» | |
четверг | Беседа «Зачем человеку деньги?» Кейс- технология «Ребенок в магазине» Решение проблемной ситуации «Чей труд важнее» , «Оцени поступок».Игры «Кто что делает?» «Магазин игрушек» |
Раскраски Магазин продуктов» «Банк» «Кафе» |
Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамотность» |
пятница | Квест-игра «В поисках клада» |
Список литературы
1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
2. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
3. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
6. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
7. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
8. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
9. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
10. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
Интернет ресурсы
https://www.minfin.ru/ru/document
https://dohcolonoc.ru/
http://e.stvospitatel.ru/