Организация и методика проведения
прогулок в доме ребёнка
Березкина Татьяна Васильевна
ВведениеРанний возраст - это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Необходимо использовать прогулку для всестороннего развития и воспитания детей.
В развитии детей раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша.
Принимая ребенка впервые в группу, воспитатель должен все о нем знать, получив сведения у врача, в беседе с родителями, в общении с ребенком еще до его прихода в дошкольное учреждение.
Одним из условий, обеспечивающих нормальное развитие, хорошее самочувствие детей раннего возраста, является единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в их воспитании.
Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, детям предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых, ярких впечатлениях, в свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками.
Значение прогулки в решении задач всестороннего развития
ребенка раннего возраста.
Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Наконец, прогулка — это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Сокращение времени пребывания на воздухе создает дефицит движений. Зачастую роль прогулки в развитии детей недооценивается и сводится к простому пребыванию на улице. Но при этом на прогулке множество возможностей не только для физического, но и умственного, нравственного воспитания и развития детей. Во время прогулки у нас появляется множество возможностей для всестороннего слаженного развития личности ребенка. Находясь на площадке, дети много двигаются, соответственно становятся более ловкими, подвижными, вырабатывают новые умения и навыки, укрепляется мышечная система, появляется аппетит, улучшается настроение, создается дружный коллектив. Но в силу своих возрастных особенностей, дети сами не могут играть и познавать мир, воспитание и развитие возможно только под чутким руководством воспитателя.
Время прогулки в режиме дня
Прогулка обязательно должна проводиться в любую погоду. Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
XI. Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса:
П. 11.5. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий.
При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.
11.6. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.
Содержание прогулки должно соответствовать физиологическим, педагогическим требованиям во всех возрастных группах. При организации прогулки большую роль играет наличие и состояние участков каждой группы, их планировка и благоустроенность.
Участки ясельных и дошкольных групп должны быть изолированы друг от друга зелеными насаждениями (кустарником). Участок ясельной группы должен быть расположен вблизи от выходов из помещений. Для обеспечения различных видов деятельности рекомендуется разделить групповые площадки по видам игрового и физкультурного оборудования. На каждой площадке должен быть предусмотрен навес для защиты детей от солнца и осадков. Участок должен быть хорошо освещен и содержаться в образцовом порядке.
Уборка территории должна производиться ежедневно до прихода детей. Ежедневно санитарное состояние участков должно находиться под контролем руководителя ДОУ и медицинского персонала (рабочий день начинается с осмотра всех участков для обеспечения охраны жизни и здоровья детей).
В любое время года при проведении прогулки каждый воспитатель обязан наблюдать за самочувствием и тепловым состоянием детей.
В холодное время года не допускать переохлаждения, а в теплое - перегревания. В летний период педагог обязан соблюдать питьевой режим на прогулке.
Комфортное состояние детей на прогулке обеспечивается ее интересным содержанием. Воспитатель планирует прогулку на каждый день работы. В структуру плана прогулки следует включать разные виды деятельности.
Виды прогулок, их характеристика
Традиционные - тематические, которые построены по принципу доминирования вида детской деятельности или являются продолжением темы дня в образовательном процессе.
Инновационные - тематические прогулки:
• Развлекательные прогулки с персонажем
• Прогулки-события
• Прогулки - трудовые акции
• Спортивные прогулки.
Обязательными составляющими прогулок самых разных видов являются:
• Совместная деятельность взрослого с детьми (Совместная деятельность взрослого с детьми в ходе прогулки проявляется особенно ярко, т. к. осуществляется тесное общение между ними во всех видах деятельности.)
• Совместная деятельность со сверстниками
• Самостоятельная деятельность ребенка
Развлекательные прогулки с персонажем направлены на создание позитивного эмоционального фона, эмоциональную и психологическую разгрузку детей, удовлетворение их потребности в двигательной активности.
Персонаж помогает заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдениям, труду.
Прогулка-событие посвящается определенной теме (Дню космонавтики, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню города, Дню знаний и др.) или событию в детском саду (установили новый игровой комплекс, спортивное оборудование, обновили песок в песочницах и др.).
Прогулка-событие (тематическая прогулка) помогает воспитателю подчеркнуть важность события, уточнить их знания, выяснить характер восприятия определенной темы.
В прогулках – трудовых акциях преобладают трудовые поручения, воспитанники приобщаются к разным формам труда в соответствии с сезоном и погодными условиями. У детей формируется понимание, что труд на природе - это не игра или развлечение, а серьезное занятие. На таких прогулках дети учатся трудиться коллективно, сообща.
Спортивная прогулка - особый вид прогулки, в которой используются разнообразные элементы детской деятельности спортивной тематики.
Цели и задачи спортивной прогулки предусматривают укрепление здоровья, профилактику утомления, физическое и умственное развитие, оптимизацию двигательной активности детей.
При правильной организации прогулки оказывается закаливающее воздействие на организм ребенка в естественных условиях, повышается уровень физической подготовленности детей дошкольного возраста.
Акцент в таких прогулках делается на формировании физических качеств, воспитании интереса к спорту и здоровому образу жизни.
Прогулки могут проводиться не реже одного-двух раз в месяц в те дни, когда организуется непосредственно образовательная деятельность, требующая большой умственной нагрузки, или непосредственно образовательная деятельность по художественному творчеству.
В ходе спортивной прогулки следует чередовать задания с высокой двигательной активностью и игры малой подвижности, командные игры и подгрупповые, индивидуальные упражнения.
Организация спортивной прогулки предполагает знакомство воспитанников с различными видами спорта, спортсменами. Возможна экскурсия или целевая прогулка на стадион (городской, школьный, дворовый). Наблюдение за тем, как занимаются спортсмены или школьники, поможет вызвать у дошкольников интерес, желание заниматься спортом.
Спортивная прогулка не может быть насыщена только двигательными видами деятельности. Рекомендуется подбирать задания познавательного характера и спортивной направленности. Например, дидактические игры («Летние и зимние виды спорта», «Какой вид спорта здесь лишний», «Узнай по силуэту», «Кто больше видов спорта с мячом назовет», игры на внимание («Верно ли исходное положение при метании, беге», на воображение («Изобрази вид спорта»). Также можно включать литературные задания (загадки, считалки, стихи).
С детьми младшего дошкольного возраста на спортивной прогулке можно организовать разнообразные подвижные игры сюжетного характера, включающие основные движения. Можно соорудить условные спортивные площадки, где старшие воспитанники будут играть с младшими, давать им двигательные задания, обучать определенным двигательным навыкам.
Для спортивных игр желательно отводить не менее половины времени всей спортивной прогулки.
Сценарий спортивной прогулки составляется воспитателем по физической культуре вместе с воспитателем группы.
Важно отличать подобные прогулки от спортивных праздников – тщательно подготовленных мероприятий для детей, требующих наличия у них определенных двигательных умений и навыков.
Спортивные прогулки предоставляют воспитанникам некоторую свободу выбора (для этого следует подобрать несколько вариантов заданий, игр, упражнений, при этом учитываются их интересы, желания. Прогулки не так строго структурированы, как спортивные праздники и развлечения.
Прогулка – это каждый раз открытие, это свободное детское время, общение с миром, друг с другом. В замкнутом пространстве группы ребёнок всё-таки немного скован, стены действуют на него своей стабильностью, они диктуют порядок. Когда же ребёнок попадает на улицу, он становится похож больше сам на себя. В игре на улице можно увидеть, какой ребёнок на самом деле.
Содержание и руководство деятельностью детей на прогулке в
группах раннего развития
Воспитатель должен педагогически верно руководить деятельностью детей. Необходимо создать для детей условия, чтобы они охотно шли на прогулку. На улице пользоваться не только стационарным оборудованием, но и обязательно выносить на площадку дополнительные материалы, что сделает прогулку более познавательной и интересной. Важно соблюдать структуру прогулки, которая была выработана многими поколениями воспитателей:
1. Наблюдение – воспитывать умение видеть изменения в окружающем мире, устанавливать причины изменений, делать выводы. Здесь можно выделить несколько видов деятельности: наблюдение за живой и неживой природой, за трудом взрослых, за жизнью улицы. Наблюдение должно быть информативным, не растянутым по времени (5-7 минут, интересным с использованием ярких образов потешек, стихов, обогащать словарный запас ребенка. Каждый день наблюдение проводится за различными объектами, чтобы поддерживать интерес ребенка.
2. Дидактические задания – дают детям возможность проявить собственное творческое начало, стимулируют их умственные операции, предлагают выполнять исследовательские действия. Выполняя задания, дети накапливают чувственный опыт, развивается, внимание, наблюдательность, любознательность, память, идет быстрое пополнение словарного запаса. Такие игры должны занимать около пяти минут, но проводиться несколько раз за время прогулки. Задания надо подбирать разнообразные и в них всегда должны присутствовать игровые элементы тогда они будет способствовать развитию ребенка.
3. Трудовая деятельность - в процессе труда дети становятся более послушными, учатся работать в коллективе, инициативными. Хорошо продуманная трудовая деятельность увлекает детей, они видят свои возможности и получают радость от результатов, дети узнают "цену" собственного труда и труда других людей. Появляются начальные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. По времени трудовая деятельность может занимать от 10 до 20 минут. Самоуважение ребенка за достигнутый результат повышает самооценку, детям интересно быть рядом с взрослым, чувствовать себя участником коллективного дела.
4. Подвижные игры и игровые задания – организованные воспитателем проводятся ежедневно, где дети тренируются и закрепляют двигательные навыки, умение играть с коллективом, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются нравственные качества. Длительность игр 5-7 минут и проводятся несколько раз за прогулку, чередуясь с другими видами деятельности. Игровая деятельность должна планироваться в зависимости от степени интенсивности предыдущей деятельности, и создавать благоприятные условия для развития умственных, физических, нравственных и волевых качеств детей.
5. Самостоятельная деятельность детей и игры с выносным материалом, индивидуальная работа с детьми – нуждаются в систематичном контроле со стороны воспитателя. Но при этом воспитатель непосредственно не включается в игру, а лишь обеспечивает условия для ее стимуляции и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений. Целесообразно организовывать самостоятельную двигательную деятельность детей в конце прогулки, что позволит наполнить содержанием организованных воспитателем игр в процессе самостоятельной деятельности детей. Когда основная часть детей занята самостоятельными играми, педагогу необходимо организовывать индивидуальные игры-развлечения, понаблюдать с детьми за явлениями, которые они пропустили во время своего отсутствия. Сделать так, чтобы на прогулке не было скучно. Все эти части структуры обязательны в прогулке они делают её более насыщенной и интересной.
Заключение
Воспитанники на прогулке попадают в мир, уже знакомый, но меняющийся в зависимости от времен года, климатических условий. И наша цель во время прогулки решить сразу несколько задач - развивать не только физические умения, но и нравственно – эмоциональную заинтересованность детей в прогулке. Во время прогулок необходимо детализировать знаний о различных объектах (дождь идет, кот умывается лапой, ориентироваться в окружающем мире (пойдем к горке, к столу и т. д., воспитывать умение слушать взрослого и выполнять движения в зависимости от его требований.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
Список использованной литературы:
1. Авраменко, О. В.Нравственное воспитание дошкольников в игре: Образовательно-профессиональные программы. [Текст]/О. В. Авраменко - Елец, 2001г.
2. Вавилова, Е. Н. Укрепляйте здоровье детей. [Текст]/ Пособие для воспитателей д/сада /Е. Н. Вавилова. - М.: Просвещение, 1986.- 128с.
3. Змановский, Ю. А. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. [Текст]/ Ю. А. Змановский //Дошкольное воспитание. - № 9.- 1993.- с. 23-25.
4. Иващенко, О. Н. Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке.. [Текст]/О. Н. Иващенко //Дошкольное воспитание. - № 11.- 2007.- с. 56-59
5. Кравченко, И. В., Прогулки в детском саду [Текст]/ И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова // 2010г
6. Михайленко, Н. Я. Формирование совместных предметно-игровых действий (ранний возраст) [Текст]/ Н. Я. Михайленко // Дошкольное воспитание. 1987г. № 6
7. Рунова, М. Формирование оптимальной двигательной активности. [Текст]/ М. Рунова //Дошкольное воспитание. - № 6.- 2000.- с. 30-37.
8. "Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" [Текст]/ СанПиН 2.4.1.3049-13