Методическая разработка занятия
Путешествие по островам эмоций
Пономарева Оксана Дмитриевна,
музыкальный руководитель структурного подразделения
«Отделение дошкольного образования детей» ГБОУ лицея № 82
Петроградского района Санкт-Петербурга
музыкальный руководитель структурного подразделения
«Отделение дошкольного образования детей» ГБОУ лицея № 82
Петроградского района Санкт-Петербурга
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………………………3
Ход занятия………………………………………………………………………………………...4
Список литературы………………………………………………………………………………..11
Приложения………………………………………………………………………………………..12
Пояснительная записка к методической разработке по теме «Путешествие по островам эмоций»
Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека, воспитывает такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красоте. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные произведения, являющиеся шедеврами искусства, рождает творческую активность. Основным критерием доступности (помимо небольшой протяженности звучания, привлекательности знакомых ребенку тем и сюжетов) является соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребенка, способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа.
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Среди вспомогательных средств общения самым действенным и организующим является музыка. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям. Само собой разумеется, что музыкальные образы и музыкальный язык должен соответствовать возрасту ребенка.
Слушание музыки на психогимнастике может предварять этюд, помогающий ребенку войти в нужное эмоциональное состояние. Так, лирическая музыка дает общее настроение успокоения, тихой радости и грусти, ровное внешнее поведение, а драматическая музыка создает настроение возбуждения, повышенного жизненного тонуса, подвижное и неспокойное поведение. Музыка может быть фоном, на котором развивается действие того или иного этюда. В этом случае она усиливает эмоции и делает ярче образные представления детей.
Многие педагоги, воспитатели и музыкальные руководители, в том числе используют на занятиях элементы психогимнастики, аутотренинга, способствующие воспитанию эмоций, развитию выразительности движений, навыков саморасслабления.
Толчком к работе в этом направлении стала практика, которая показала, что дошколята, читая или рассказывая, либо вообще не используют такие специфические для устной речи средства выразительности, как жесты и мимика, либо используют их неумело.
Совместная работа в контакте с воспитателем подтверждает необходимость специального обучения детей дошкольного возраста умелому и уместному использованию жестов и мимике во всех сферах жизни. Основная цель - это преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятия психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
Данное занятие было разработано для детей подготовительной группы (возраст 6-7 лет) и может проводиться воспитателями и иными специалистами образовательного учреждения.
Цель: развитие у детей эмоциональную отзывчивость, умения понимать эмоции других людей в процессе игровых ситуаций.
Задачи:
Художественно-эстетическое развитие
- формировать умения выделять эмоционально-образное содержание музыкального произведения;
- обогащать музыкальных впечатлений детей;
- продолжать развивать навыки восприятия звуков;
- способствовать дальнейшему навыков танцевальных движений.
Физическая развитие
- передавать в движении особенностей музыки, соблюдая темп и характер произведения;
- способствовать творческой активности детей в доступных видах музыкальной и исполнительской деятельности.
Речевое развитие
- приучать детей к самостоятельности суждения и учить выражать свое мнение полным развернутым предложением.
Познавательное развитие
- закрепить представление о понятии «эмоции» и видах эмоций.
Социально-коммуникативное развитие
- формировать такие качества как сочувствие, отзывчивость.
Используемые технологии:
Здоровьесберегающие, личностно- ориентированные, игровые.
Материально-техническое обеспечение:
Тубус, письмо, карта путешествия, рисунки островов, пиктограммы с изображениями основных эмоций, аудиозапись (см.Приложения), ковер, сундучок, мешок-груша, гигантский строительный набор, набор мягких лего-софт кубиков (для постройки корабля), гюйсы.
Предварительная работа: знакомство с различными эмоциями человека, выполнение пальчиковой гимнастики.
Ход занятия
Этап занятия | Ход занятия | Действия детей |
Вводная часть | Музыкальный руководитель: Доброе утро, ребята! Нам в детский сад прислали необычную посылку (показывает тубус с письмом и картой). Давайте ее откроем и посмотрим. Что это, как вы думаете? Посмотрите, здесь письмо. Давайте прочитаем. «Дорогие ребята, приглашаем вас совершить путешествие по островам эмоций. Чтобы вам легче было ориентироваться в пути, вам поможет карта «Жители островов». Ну что, ребята, отправимся в путешествие? |
Дети заходят в зал под музыку О.Анофриева «Акватория»(Приложение № 1) и встают около музыкального руководителя. Ответы детей Приложение № 19 Ответы детей |
Основная часть |
Музыкальный руководитель: Мы отправляемся по островам эмоций! Давайте вспомним, что такое эмоции? Для чего нам нужны эмоции? Какие чувства может испытывать человек? Как мы можем определить настроение человека? Я сейчас буду показывать вам карточки с изображением различных настроений, а вы попробуете угадать и назвать их. А теперь я буду играть небольшие музыкальные произведения, а вы найдете и покажете нужную карточку. Молодцы, ребята, вспомнили, какие бывают эмоции. А на чем мы отправимся в путешествие? Хорошо, давайте превратимся в моряков, а для того, чтобы стать моряками нам понадобятся воротнички, вот они, одевайте их скорее! И построим наш корабль! Отправляемся в путь! Для того чтобы попасть в страну эмоций нам необходимо уточнить, какие чувства мы испытываем сейчас? Поднимите руку те, у кого веселое настроение. Хлопните в ладоши те, кто ничего не боится. Молодцы! Мы отправляемся в путешествие на корабле. Садитесь на корабль. «Полный вперед, право руля, лево руля!». Слышите шум моря? (звучит шум моря) Ну, вот и первый остров. Это остров Страха (звучит музыка «Танец дикарей» Есинао Нака). Интересно, кто живет на этом острове? (Выбегает пират) Пират: Здравствуйте, ребята. Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поздороваемся. Музыкальный руководитель: Уважаемый пират, что случилось? Пират: Раньше я был очень смелым, никого не боялся, а теперь в меня вселился страх и я никак не могу от него избавиться! Ребята, взгляните на лицо пирата, какое чувство он испытывает? Как вы догадались? Совершенно верно: он дрожит, у него широко открыты глаза, рот вот-вот закричит. А все потому, что на острове темные пещеры, страшные вулканы. Кто-нибудь догадался, почему этот остров так называется «Остров страха»? Кто попадает на этот остров, того охватывает испуг. Не очень приятно находится на этом острове, правда? Давайте поможем пирату избавиться от страха! Как можно это сделать? Давайте представим, что мы надуваем воздушный шар, а потом отпускаем его в небо, повторяя при этом: «Воздушный шар, улетай и страх мой забирай». Упражнение «Отпускаем страх» (дыхательная гимнастика) Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, пирату уже не страшно. Пират: Ой, спасибо, ребята, мне уже не страшно. Побегу расскажу другим жителям острова, как можно избавиться от страха (убегает под музыку). Музыкальный руководитель: Молодцы, а нам пора отправляться дальше. Давайте посмотрим карту, на какой следующий остров поплывем? (шум моря, крик чаек) Ну что же мы попали на остров Удивления (звучит музыка) Что такое удивление? Ребята, а когда мы удивляемся, в каких ситуациях? Посмотрите, а у меня есть волшебный сундук, давайте откроем его. Посмотрите здесь разные предметы и инструменты. С их помощью я предлагаю вам показать сказку. Сказка –шумелка Вот какая удивительная сказка у нас получилась. Возьмите с собой в дорогу вот эту коробочку и раскройте её только когда вернётесь домой. Обещаете? Музыкальный руководитель: Нам пора отправляться дальше. (звучит запись шума моря) Смотрите на горизонте следующий остров. Какой-то он темный. Это остров «Злости» (звучит музыка) Ребята, посмотрите, у меня в руках портрет человека, обратите внимание на его лицо. Какое чувство он испытывает? Что произошло с его ртом? Бровями? Какое выражение его глаз? Правильно, ребята! Жители этого острова очень часто злиться. Что такое злость? Как выглядит человек, который злится? А когда, ребята, мы чаще всего злимся? Музыкальный руководитель: С какими людьми приятнее общаться: с добрыми или злыми? Молодцы! Давайте мы все вместе скажем волшебные слова, которые помогут и нам и жителям этого острова избавиться от этой отрицательной эмоции. Если я вдруг разозлюсь, И ногою топну, Я вдохну и улыбнусь, И в ладоши хлопну А еще можно выпустить свою злость наружу с помощью активных движений. Сейчас будет звучать музыка, а мы с помощью движений будем избавляться от злости, можно даже взять в руки яркие платочки. «Активное слушание» (звучит музыка Антонио Вивальди из цикла времена года «Шторм») Исполняется упражнение. Вот такое упражнение можно сделать, когда мы разозлились. Давайте сверим маршрут. Отлично, а поплывем мы дальше с помощью физминутки (фоном звучит музыка). Физминутка «Морское царство» Море очень широко, Море очень глубоко, Рыбки там живут, друзья, А вот воду пить - нельзя! А над морем чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, а над морем мы с тобою. Мы теперь плывем по морю и резвимся на просторе. Веселее загребай и дельфинов догоняй! Ну, вот мы с вами и приплыли на остров Грусти (звучит музыка) А что такое грусть? Вы испытывали когда-нибудь эту эмоцию? А что нужно сделать, чтобы человек перестал грустить? Молодцы. Видите, как много можно сделать, чтобы помочь человеку избавиться от грусти. Ребята, а я предлагаю для жителей острова станцевать русский народный танец «Кадриль», ведь они никогда не были в России! (Звучит музыка Анна Литвиненко «Веселая Кадриль) Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! (раздается веселый смех, музыка) Слышите, это, наверное, жители острова смеются. Удалось вам все-таки их развеселить. Музыкальный руководитель: Давайте посмотрим карту, куда мы поплывем дальше (звучит запись шума моря). Музыкальный руководитель: Смотрите на горизонте следующий остров. Это Остров Радости (звучит музыка) Радость. Что это за эмоция? Когда у вас бывает веселое хорошее настроение? Давайте с вами поиграем в игру «Круг радости!» Для этого каждому по очереди нужно рассказать, что ему нравится, или что его радует и передать смайлик следующему человеку, стоящему в кругу. |
Ответы детей Приложение № 16 Ответы детей Дети подходят к столу и надевают гюйсы, стоят из модулей корабль Дети поднимают руку Дети хлопают в ладоши Дети занимают места на «корабле» Приложение № 2 Приложение № 3 Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей Дети выполняют вместе с пиратом дыхательную гимнастику. Делают глубокий вдох, поднимают руки вверх, проговаривая слова, затем опускают руки. Приложение № 4 Дети смотрят карту, затем занимают места на корабле. Ответы детей Приложение № 2 Приложение № 5 Ответы детей Приложение № 6 Приложение № 2 Приложение № 7 Приложение № 17 Ответы детей Ответы детей Ответы детей Дети выполняют движения: - изображают злость; - топают ногой; - глубокий вдох, улыбаются; - хлопают в ладоши. Приложение № 8 Дети под музыку двигаются по залу, исполняя хаотичные движения Приложение № 2 Дети встают в круг Дети широко разводят руки в сторону Приседают,коснувшись руками пола Выполняют движение рыбка Разводят руки в сторону, приподняв плечи Машут руками в разные стороны Машут руками над головой Плавательные движения руками Показываем, как плывут дельфины Приложение № 9 Ответы детей Приложение № 10 Приложение № 11 Приложение № 2 Приложение № 12 Ответы детей Приложение № 18 Дети играют в игру |
Итог занятия | Музыкальный руководитель: Ребята, мы побывали на многих островах и познакомились с разными эмоциями, но пора возвращаться домой и чтобы вернуться обратно в детский сад, нужно выполнить задание островитян. Мы должны спеть песню с помощью различных эмоций. Попробуем? Песня «В траве сидел кузнечик» Музыкальный руководитель: Очень хорошо, ребята, посмотрите, кажется островитяне оставили нам подарок. Как вы думаете, что это? Верно, это ковер, но он непростой, это ковер-самолет и с помощью него мы быстро вернемся в детский сад. Берите подушки и ложитесь, закрывайте глаза, летим! (звучит волшебная, успокаивающая музыка) Упражнение «Медитация» Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилась музыка? Какие ощущения вы испытывали, когда ее слушали? Музыкальный руководитель: Наше путешествие по островам эмоций подошло к концу. Давайте вспомним, что вам запомнилось больше всего? Какая эмоция вам больше всего понравилась? Надо всегда относиться к людям доброжелательно, приветливо, тогда и к вам будут относиться так же. Хорошо, когда у человека радостное настроение, тогда любое дело получается. Радуйтесь чаще! Ребята, мы совсем забыли о сундучке. Давайте посмотрим, что внутри? До свидания, ребята! |
Приложение № 13 Дети исполняют песню с помощью разных эмоций Ответы детей Приложение № 14 Ответы детей Ответы детей Дети открывают сундучок Дети получают подарки (внутри сладкие монетки) Дети выходят из зала под музыку Приложение № 15 |
1.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада. – М.: М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011
2. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ [Текст]/ Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – М.:Айрис-пресс, 2007
3.Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие/ Под ред. Н.В. Микляевой. – М., ТЦ Сфера, 2012
4.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019
Приложения
Приложение№1 https://stand.hitplayer.ru/?s=акватория
Приложение №2 https://stand.hitplayer.ru/?s=крик%20чаек%2C%20шум%20моря
Приложение №3 https://power.gybka.com/song/99940458/LADUSHKI_-_06_TANEC_DIKAREJ_Esinao_Naka
Приложение №4 http://x-minus.top/track/25854/доброта
Приложение №5 https://stand.hitplayer.ru/?s=звук%20волшебства
Приложение №6 https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/12/10/skazka-shumelka-yozhik-pyh
Приложение №7 https://stand.hitplayer.ru/?s="как%20судьба%20стучится%20в%20дверь"%21
Приложение №8 https://wwv.zvuch.com/tracks/storm-vivaldi
Приложение №9 https://stand.hitplayer.ru/?s=чайковский%28%20осенняя%20песнь%29
Приложение №10 https://ru.apporange.space/song/66209196
Приложение №11 https://noisefx.ru/skachat-zvuk-smeha-detei.html
Приложение № 12 https://stand.hitplayer.ru/?s=Веселая%20музыка%20для%20конкурсов
Приложение №13https://chudesenka.ru/1350-v-trave-sidel-kuznechik.html
Приложение №14 https://stand.hitplayer.ru/?s=медитация
Приложение №15 https://chudesenka.ru/1343-v-portu.html
Приложение №16
Карточки с изображением эмоций
Приложение №17
Портрет с изображением злого человека
Приложение №18
Смайлик для игры «Круг радости»
Приложение №19
Изображения островов