Грамотное поведение на дороге с дошкольного возраста.
Досуг по правилам дорожного движения
Вежливая дорога
Клепач Лариса Ивановна;
Московская Руслана Владимировна,
воспитатели ГБДОУ № 74
Санкт-Петербурга
Проблема: По количеству совершаемых ДТП Россия занимает одно из лидирующих мест. При этом количество аварий с участием детей с каждым годом не уменьшается.
Чаще всего ДТП с детьми происходят на пешеходных переходах, когда не соблюдаются правила поведения на дороге. Среди других частых причин можно выделить переход дороги в неустановленном месте и игра вблизи проезжей части ( «верити.рф»)
Актуальность: В процессе реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.
Ребенок в силу своих психологических особенностей проявляет огромный интерес ко всему, что его окружает. Является любознательной личностью. К сожалению, он не может самостоятельно определить всю меру опасности познания окружающего мира. Поэтому педагог детского сада, зная особенности детей, имея опыт методической работы может создать условия для удовлетворения интереса детей и воспитания безопасного поведения на дороге.
Содержательная часть:
1.Работа с родителями
2.Работа в группе и на прогулке
3.Досуг «Вежливая дорога»
4.Приложение
Понимая всю актуальность проблемы, мы внедрили в группе систему работы по созданию условий воспитания безопасного поведения детей на дороге. Сама состоит из нескольких важных компонентов: работы с родителями и работы в групповом помещении и на улице.
Что необходимо знать ребёнку:
- Знание сигналов светофора и их назначение
- Правила поведения на регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходах
- Базовые правила поведения в общественном транспорте
- Отличие основных транспортных средств
На первом родительском собрании мы знакомим родителей с актуальностью воспитания у детей культуры безопасного поведения на дороге. Рассказываем о психологической готовности и необходимости упражнять в выполнении элементарных правил поведения на дороге. Своим примером демонстрировать выполнения этих правил. В. А. Сухомлинский сказал: «Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами своих родителей…
В течении года активно включаем родителей, приглашаем учувствовать в мероприятиях по данной теме: досугах, игровых праздниках, открытых мероприятиях, выставках.
В уголке родителей помещаем папку-передвижку «Это интересно знать» с информацией о необходимости обучения детей правилам безопасного поведения на дороге. Предлагаем список художественной литературы и мультфильмов для совместного времяпровождения.
2. Работа в группе и на прогулке
Начиная с сентября проводим беседы, игровые занятия, читаем художественную литературу: «Светофор» А. Северный, «Юрка живёт на другой стороне» Я. Пишумов, «Сказка о правилах дорожного движения» Т.А. Шорыгина, «Автобус №25» С. Маршак , знакомимся с презентацией «ПДД для малышей», смотрим мультфильмы: «Дорожная сказка», «Знакомство с улицей», «Про котенка Женю», «Баба-Яга и правила дорожного движения», «Сказка о машинах», «ПДД для детей».
Моделируем игровые сюжеты, разыгрывая различные ситуации «Если заболел светофор», «Мы опаздываем в сад»; «Поможем скорой помощи», «Научи Лисичку правильному переходу проезжей части» и т.д. Играем в сюжетно-ролевые и творческие игры «Шофер», «Безопасная дорога» и т.п.
Дети всегда с большим желанием играют и придумывают свои сюжеты. В играх ребята знакомятся с правилами безопасного поведения, упражняются, реализуют свои интересы и потребности.
В течении года проводятся досуги, развлечения и выставки.
3. Досуг «Вежливая дорога».
Досуг по правилам дорожного движения
«Вежливая дорога»
Цель:
Создавать условия для формирования знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице.
Задачи:
Создавать условия для:
- Закрепления знаний детей о транспорте, о видах транспорта.
- Закрепления с детьми знания дорожных знаков.
- Закрепления знаний детей о сигналах светофора.
Воспитатель: Ребята, дорога — это место, где надо быть очень внимательным. Чтобы дорога стала нашим другом, мы должны знать правила поведения на ней. Правила дорожного движения.
Сегодня, когда я ехала в Детский сад увидела, как лисичка чуть не попала под машину. И пришлось пригласить её к нам, чтобы вы, ребята, смогли научить ее правильному поведению на дороге.
Входит Лисичка.
Лисичка: Здравствуйте, ребята. Я очень хочу узнать всё о правилах дорожного движения. Живу я в лесу и правила мне были не нужны, сейчас приехала в гости к другу коту Леопольду и чуть не попала под машину. Поняла, что дорога ко мне относится грубо, я ее боюсь.
Воспитатель: Мы с ребятами познакомим тебя с правилами дорожного движения. И ты поймешь, что дорога очень вежливая и добрая.
Воспитатель: Ребята, кто помогает и пешеходам, и водителям на дороге, подаёт сигналы о действиях на дороге?
Дети: светофор.
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы узнаем, какие вы ловкие, быстрые, внимательные и насколько хорошо знаете сигналы светофора и дорожные знаки. А лисичка будет смотреть внимательно и постарается в игре выучить все цвета светофора.
1.Игра «Светофор» (Воспитатель держит светофор и поочередно показывает разные цвета)
На светофоре загорается красный круг – дети стоят, желтый круг – приседают, зеленый круг - маршируют) Лисичка все делает вместе с детьми. (Дети стараются выполнить правильные действия на разные сигналы светофора)
2. Игра «Мы автомобилисты» (Дети разбиваются на пары, один ребенок в паре «машина», а другой «водитель». «Машины» закрывают глаза. Водители с открытыми глазами должны будут провести свой автомобиль по дороге, не столкнувшись с другой машиной.) на дороге устанавливается светофор и препятствия.
3. Игра «Машины - пешеходы» (все дети делятся на две команды и становятся возле пешеходного перехода)
Воспитатель: Покажем лисичке, как правильно переходить проезжую часть.
4. Игра «Знаю о дороге всё» (Делимся на две команды, команды выстраиваются в шеренги напротив друг друга. На середине площадки стоит светофор, какая команда быстрее до него дойдет, та и выиграла. Воспитатель зачитывает вопросы сначала одной команде, затем другой. За каждый правильный ответ команда продвигается вперед на шаг к светофору.)
Воспитатель:
- Когда идешь по тротуару ты кто? (пешеход)
- Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Три)
- Что такое зебра? (Пешеходный переход)
- Назови машины специального назначения. (ДПС; скорая; пожарная; МЧС…)
- Как называется место, где ожидаем транспортное средство? (остановка)
- Что такое проезжая часть? (часть дороги по которой движутся машины)
- Какие виды пешеходных переходов вы знаете? (наземные, подземные)
- Как называют людей, идущих по улице? (пешеходы)
- На какой сигнал светофора разрешается переходить? (зеленый)
- На какой сигнал светофора не разрешается переходить? (красный)
5. Игра «Сложи знак» из частей
(два конверта со знаками). Быстрее и правильно сложить знак, разрезанный на части. Дети выполняют задание.
6. Переходим проезжую часть вместе.
Поход к проезжей части. Ребята надевают светоотражающие жилеты и берут два красных флажка (впереди строя и позади).
Лисичка с ребятами и воспитателями проходят к ближайшему перекрёстку и руководствуясь правилами дорожного движения переходят по пешеходному переходу проезжую часть.
Возвращаются на территорию детского сада..
Воспитатель: Ребята, вы все старались, показали хорошие результаты.
Лисичка: Я так рада, что пришла к вам. Смогла так весело выучить правила дорожного движения. И даже перешла проезжую часть сама. Спасибо Вам ребята и Воспитатели.
Воспитатель: А теперь можно подарить всем памятные медальки «Вежливая дорога», чтобы мы всегда помнили, что дорога рада встречать всегда ребят знающих и выполняющих правила дорожного движения.
4. Приложение:
Игры и игровые ситуации по ПДД
Игровые ситуации (Авторы КлепачЛ.И. Московская Р.В.):
Цели: Создавать условия для формирования у детей умения легко различать назначение цветовых сигналов светофора, выполнять действия в соответствии с сигналом. В игре моделировать различные дорожные ситуации на регулируемом и нерегулируемом перекрёстке.
Материал: Макет светофора; дорожная разметка, разрешающая переход проезжей части в обозначенном месте (зебра из кожзаменителя).
1 вариант «Светофор заболел».
Ход игры:
Дети делятся на две команды (водители и пешеходы).
Водители держат в руках имитацию водительского руля. Пешеходы могут взять в руки сумочки, рюкзаки или игрушки (то, что считают нужным для игровой ситуации).
Воспитатель проговаривает маршрут следования «машин», совместно с ребятами определяют место пешеходного перехода и светофора.
В игре пешеходы и автомобилисты должны действовать в соответствии с дорожной ситуацией. Т.е. переходить проезжую часть только в положенном месте и на зелёный сигнал светофора. Но через некоторое время светофор не показывает никакого сигнала (заболел) и правила перехода по пешеходному переходу меняются. Пешеходы и автомобилисты выполняют действия в соответствии с изменёнными условиями (с правилами перехода проезжей части на нерегулируемом перекрёстке).
Водители и пешеходы могут несколько раз меняться ролями.
2 вариант «Мы опаздываем в сад».
Ход игры:
Как и в первом варианте дети делятся на две команды (водители и пешеходы). Водители держат в руках имитацию водительского руля. Воспитатель проговаривает маршрут следования «машин», совместно с ребятами определяют место пешеходного перехода и светофора.
В игре пешеходы и автомобилисты должны действовать в соответствии с дорожной ситуацией. Т.е. несмотря на то, что в данный момент мы куда-то опаздываем, нам необходимо дождаться зеленого сигнала светофора и перейти дорогу по пешеходному переходу.
На случай, если нам необходимо перейти дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу нам нужно убедиться, что автомобили остановились и посмотрев, сначала на налево дойти до середины дороги, а потом посмотрев направо перейти остальную часть дороги. И не в коем случае не перебегать дорогу в неположенном месте!
Водители и пешеходы могут несколько раз меняться ролями.
3 вариант «Поможем скорой помощи».
Ход игры:
Как и в первых двух вариантах дети делятся на две команды (водители и пешеходы), но среди водителей есть один «скорая помощь». Водители держат в руках имитацию водительского руля. Воспитатель проговаривает маршрут следования «машин», совместно с ребятами определяют место пешеходного перехода и светофора. В игре пешеходы и автомобилисты должны действовать в соответствии с дорожной ситуацией. Далее «скорая помощь» «включает» мигалку (имитирует звуком). В свою очередь автомобилисты должны пропустить «скорую», т. е. принять правую сторону. На случай красного сигнала светофора остановиться, а пешеходы слыша сирену, не в коем случае не должны переходить по пешеходному переходу на свой зеленый сигнал светофора, пока не проедет автомобиль «скорой помощи». «Скорая помощь» с включенным проблесковым маячком и специальным сигналом всегда пропускается всеми участниками дорожного движения!
Дидактические игры:
«Учим дорожные знаки»
Цель: Продолжать закреплять знания детей о дорожных знаках, светофоре.
Материал: Карточки большие и маленькие со знаками.
Ход игры:
Детям раздают большие карты. Ведущий по очереди показывает карточки с дорожными знаками, тот, кому она подходит, забирает знак, кладет в правый верхний угол и рассказывает, как называется этот знак, в каких ситуациях применяется. Выиграет тот, кто правильно подберет знаки к ситуациям и сможет это объяснить.
«Правила поведения»
Цели: Закрепить с детьми правила поведения; обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, на улице; научить необходимым мерам предосторожности.
Материал: Разрезные картинки.
Ход игры:
На доске картинки, на которых изображены люди в различных ситуациях. Воспитатель предлагает детям рассмотреть их. Дети рассматривают эти картинки, выбирают любую и рассказывают, вспоминая правила дорожного движения, чего нельзя делать и как надо поступать.
Подвижная игра:
«Машины едут»
Цель: упражнять детей в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга, выполнять движения по сигналу. Закрепить знания о том, что машины едут по дороге.
Ход игры:
Дети – машины легко бегают (едут) по площадке. Если воспитатель поднимает зеленый флажок, дети продолжают идти по залу. Если поднят желтый флажок – останавливаются и хлопают в ладоши. Если красный - стоят без движения и звука. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
Правила.
На зеленый цвет светофора – идет по залу.
На желтый цвет светофора – останавливаемся и хлопаем в ладоши.
На красный цвет – сидеть без движения.
Физкультминутка :
«Зебра» И. Гурина
У асфальтовой дороги
(Поочередное поднимание рук — вперед, вверх, развести в стороны, опустить)
Возмущались носороги:
— Пешеходам нет пути!
Как дорогу перейти?
Мимо едут, вжик да вжик,
(Руки на пояс — повороты в стороны)
То такси, то грузовик,
То автобус, то маршрутка –
На дорогу выйти жутко!
Подошёл художник крот:
(Ходьба на месте)
— Нарисуем переход!
Чёрно-белая дорожка
От порожка до порожка.
Зебра ахнула: — Друзья!
(Наклоны головы в стороны)
Полосатый он, как я!
С той поры зовёт народ
(Наклоны головы вперед-назад)
«Зеброй» этот переход.