Поэтическая гостиная для детей старшего дошкольного возраста
Поэтический вечер посвященный творчеству С. Есенина
Кочкина Ирина Владимировна
Цель: познакомить дошкольников с творчеством русского поэта С. Есенина.
Задачи:
- Закрепить знания о времени года – зиме;
- Развивать интонационную выразительность речи;
- Прививать любовь к родной природе, к русской литературе.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость
Материал:
- Фильм «Зима», с музыкой А. Вивальди «Времена года. Зима»
- презентация с картинками зимней природы (под каждое стихотворение определённая картинка)
- портрет С Есенина
- атрибуты для оформления «гостиной» (канделябр, свечи, книги, перо, чернильница и др.)
1 Воспитатель:
Здравствуйте, - слово какое чудесное,
Чуточку доброе, чуточку нежное.
Здравствуйте, - скажем мы этому дню,
Здравствуйте, - скажем мы всем и всему.
Мы рады видеть вас в гостях «Поэтической гостиной»
2 Воспитатель:
Нас ждёт много интересного, но прежде чем мы приоткроем занавес «Поэтической гостиной», догадайтесь, о чём сегодня пойдёт речь? А поможет вам музыкальное произведение А. Вивальди.
Звучит музыка А. Вивальди «Времена года. Зима»
1 Воспитатель: Предлагаю проверить правильность ответа обратив внимание на экран.
Презентация в сопровождении музыки А. Вивальди «Времена года. Зима»
Нас ждёт много интересного, но прежде чем мы приоткроем занавес «Поэтической гостиной», догадайтесь, о чём сегодня пойдёт речь? А поможет вам музыкальное произведение А. Вивальди.
Звучит музыка А. Вивальди «Времена года. Зима»
1 Воспитатель: Предлагаю проверить правильность ответа обратив внимание на экран.
Презентация в сопровождении музыки А. Вивальди «Времена года. Зима»
2 Воспитатель: Правильно, речь пойдёт о Зиме, Зимушке – Зиме.
1 Воспитатель:Композитор выразил свои чувства с помощью…. Музыки.
Художник с помощью …кисти и красок.
А поэт?...С помощью слов.
2 Воспитатель: Зимняя природа побуждает людей творить. Мы предлагаем вам прикоснуться к чуду поэзии!
1 Воспитатель:
Наша речь полна величья, гордой простоты.
В ней прекрасных слов богатство, сила красоты.
Потому поэта слушай, будь прилежен впредь,
Чтоб могучей русской речью, хорошо владеть!
2 Воспитатель:
Встреча наша будет посвящена творчеству известного русского поэта – Сергея Есенина (на экране появляется портрет С. Есенина)
У великих людей одна дата жизни – дата рождения их неповторимого таланта. Из далёких 20 – х годов 19 века шагнул в наши дни и дальше в будущее удивительный человек и поэт Сергей Есенин. Прежде чем прочитать о нём стихотворение, я хотела бы зажечь свечу в память вечно живой поэзии Есенина. (Зажигается свеча (имитация).
1 Воспитатель:Встреча наша будет посвящена творчеству известного русского поэта – Сергея Есенина (на экране появляется портрет С. Есенина)
У великих людей одна дата жизни – дата рождения их неповторимого таланта. Из далёких 20 – х годов 19 века шагнул в наши дни и дальше в будущее удивительный человек и поэт Сергей Есенин. Прежде чем прочитать о нём стихотворение, я хотела бы зажечь свечу в память вечно живой поэзии Есенина. (Зажигается свеча (имитация).
В этом имени слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что – то есть в нём от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёз и синь – рассвет.
Что – то есть в нём и от весенней грусти, юности и чистоты…
Только скажут – «Сергей Есенин»
Всей России встают черты:
И над заводью месяц тонкий,
И в степи, у заросших троп,
Красногривого жеребёнка
Неуклюжий, смешной галоп.
И весенних осин серёжки,
И рязанского неба ширь,
И просёлочные дорожки,
И приокские камыши.
А я помню его живого,
Златоуста, а я слыхал,
Как слетало златое слово
В затаивший дыханье зал,
И как в души оно врывалось,
Мучась, жалуясь, ворожа,
И как в нём закипала ярость
Пугачёвского мятежа.
Слово болью шло, замирая,
Будто било в колокола,-
Русь, Россия, не надо рая,
Только ты бы одна жила.
Над Россией летит …. Есенин!
Осень, есень, осенний цвет.
Всё равно этот цвет весенний
Сень берёзы и синь рассвет.
2 Воспитатель: Поэт прожил на земле до обидного мало – всего три десятилетия. Он писал, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать, почувствовать мир созданный поэтом.
1 Воспитатель: Окружающая природа – это и есть Родина для Есенина. А Родина для него – это село Константиново под Рязанью, где он родился. С двух лет он был отдан на воспитание деду по матери, у которого было трое взрослых сыновей: в этой семье и прошло почти всё его детство. Дяди были озорные и отчаянные. Среди других мальчишек Серёжа был большим драчуном, ходил всегда в царапинах.
2 Воспитатель: «Чувство Родины основное в моём творчестве», - писал Сергей Есенин. Какой же видел и какой любил свою Родину Есенин?
1 реб:
Низкий дом с голубыми ставнями,1 Воспитатель: Окружающая природа – это и есть Родина для Есенина. А Родина для него – это село Константиново под Рязанью, где он родился. С двух лет он был отдан на воспитание деду по матери, у которого было трое взрослых сыновей: в этой семье и прошло почти всё его детство. Дяди были озорные и отчаянные. Среди других мальчишек Серёжа был большим драчуном, ходил всегда в царапинах.
2 Воспитатель: «Чувство Родины основное в моём творчестве», - писал Сергей Есенин. Какой же видел и какой любил свою Родину Есенин?
1 реб:
Не забыть мне тебя никогда,-
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня ещё мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.
1 Воспитатель: Сергей Есенин воспевал в своих стихах природу, и не зря его называли певцом русской природы.
2 Воспитатель:
Послушайте, пожалуйста, стихотворение о зиме и как звери ожидают её приближение.
2 реб:2 Воспитатель:
Послушайте, пожалуйста, стихотворение о зиме и как звери ожидают её приближение.
«В ожидании зимы»
Под осенними осинками
Зайка зайке говорит:
— Посмотри, как паутинками
Наш осинничек обвит.
Замелькали нити белые,
Закраснел в дубраве лист;
Сквозь деревья помертвелые
Чей-то слышен вой и свист.
То зима идет сердитая —
Горе бедному зверью!
Поспешим к ее прибытию
Шубку выбелить свою. —
Под осенними осинками
Обнялись друзья, молчат.
Повернулись к солнцу спинками —
Шубки серые белят.
3 реб:
«ЗИМА»
Вот уж осень улетела,
И примчалася зима.
Как на крыльях, прилетела
Невидимо вдруг она.
Вот морозы затрещали
И сковали все пруды.
И мальчишки закричали
Ей "спасибо" за труды.
Вот появилися узоры
На стеклах дивной красоты.
Все устремили свои взоры,
Глядя на это. С высоты
Снег падает, мелькает, вьется,
Ложится белой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает,
И иней на снегу сверкает.
1 Воспитатель: Мы с вами послушали замечательные стихотворения о зиме, послушали, как о ней можно рассказать словами. А теперь давайте ещё раз послушаем, как зима звучит в музыке.
Песня «Зима»
2 Воспитатель: Зима. Вокруг тишина… Но что нарушает тишину лесного зимнего царства? Сергей Есенин нарисовал замечательную картину зимы в стихотворении «Пороша».
4 реб:«ПОРОША»
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
1 Воспитатель: Сергей Есенин мастер пейзажных зарисовок. В своих стихотворениях он изображает скромную, неброскую, красоту зимней природы. Они создают настроение, торжественность и грациозность, недоступность этой холодной красоты.
Танец «Согревалочка»
1 Воспитатель: В русской поэзии немало замечательных стихов о природе, но Сергей Есенин нарисовал её по новому: он показал особый русский колорит – просторы, луга, реки, деревушки раскинувшие средь раздольных полей. Его поэзия по простоте образов, прозрачности слова, красочности близка к произведениям русского народного творчества, к сказкам.
«Сказка о заколдованной красавице»
«Давным – давно жила на свете одна девушка. И была она красоты необыкновенной. Тоненькая, стройная, коса золотая до земли. Ласковая была, приветливая. Все любили её, только о ней и говорили. Чёрная зависть заползла в сердце злой колдуньи: не о ней говорят, не ей любуются. Решила она извести со свету ту красавицу, и превратила злая колдунья её в дерево. А это деревце тоже красоты невиданной: белоствольна, ветви, как косы переливаются. Шумит ласково, путников от жары в своей тени укроет. Люди любовались нежным деревцем и ласково называли её …. (берёзкой). Злится ещё пуще колдунья. Напустила она холоду. Только берёзка по – новому красавицей обернулась. В горностаевой шубе стояла, косы серебристым инеем искрятся».
- А вот как рассказал сказку о заколдованной красавице С. Есенин.
6 реб:- А вот как рассказал сказку о заколдованной красавице С. Есенин.
«Белая берёза»
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
1 Воспитатель: Обратите внимание, как зазвучала нежная любовь к скромной неброской красоте природы. Русская берёзка…. Она напоминает изящный образ невесты в белом подвенечном наряде и в фоте (кисти белой бахромой) «Горят снежинки в золотом огне» - это сияющий венец невесты.
2 Воспитатель:Тихо падал снег, лежат на земле – усталые, притихшие снежинки.
Игра – пляска «Зимняя»(либо танец «Снежинок»).
2 Воспитатель: Зимой особенно трудно: холодно и голодно приходится животным и птицам. У Есенина есть стихотворение о воробушках. В этом слове заложено ласковое, нежное отношение ко всем без исключения птицам. Таких слов не нашёл бы человек равнодушный к птицам. Не каждый умеет рассказать так, чтобы другие смогли представить, о чём говорит рассказчик, и разделит его чувства, что пережил сам автор.
7 реб:«Поёт зима - аукает»
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
1 Воспитатель: Вьюга – снежная владычица, королева русской зимы. О ней писали многие поэты. Но как пишет о ней прекрасный русский поэт Сергей Есенин.
8 реб:«Вьюга»
Что тебе надобно, вьюга?
Ты у окна завываешь,
Сердце больное тревожишь,
Грусть и печаль вызываешь.
Прочь уходи поскорее,
Дай мне забыться немного,
Или не слышишь — я плачу,
Каюсь в грехах перед Богом?
Дай мне с горячей молитвой
Слиться душою и силой.
Весь я истратился духом,
Скоро сокроюсь могилой.
Пой ты тогда надо мною,
Только сейчас удалися
Или за грешную душу
Вместе со мной помолися.
2 Воспитатель: Обратите внимание как автор «оживляет» природу для того, чтобы мы лучше представили пейзаж, увиденный или представленный им. Во всём, что окружало поэта, он видел жизнь. Он хочет научить нас видеть в обычном необычное, научить замечать красоту природы.
1 Воспитатель: Ребята, вы прослушали сегодня стихотворения Сергея Есенина. Заметили ли вы, как они мелодичны, певучи, легко рифмуются, лиричны? Мы можем сказать, что они близки к песне. И это не случайно. Поэзия Есенина музыкальна. Сергей Есенин очень любил народные песни. За ними он проводил целые вечера, он хорошо знал русскую песню: грустную, задорную, старинную, современную, он понимал, а главное чувствовал её.
2 Воспитатель: Композиторы создавали произведения, навеянные стихотворными образами поэзии Есенина. Сейчас вы услышите песню на стихи Есенина.
1 Воспитатель: Ребята, вы прослушали сегодня стихотворения Сергея Есенина. Заметили ли вы, как они мелодичны, певучи, легко рифмуются, лиричны? Мы можем сказать, что они близки к песне. И это не случайно. Поэзия Есенина музыкальна. Сергей Есенин очень любил народные песни. За ними он проводил целые вечера, он хорошо знал русскую песню: грустную, задорную, старинную, современную, он понимал, а главное чувствовал её.
2 Воспитатель: Композиторы создавали произведения, навеянные стихотворными образами поэзии Есенина. Сейчас вы услышите песню на стихи Есенина.
Песни на слова Сергея Есенина (живое исполнение)
1 Воспитатель: Слова могут творить чудеса. Но магия одного слова раскрывается вместе с другими словами, которые помогают ему ожить, зазвучать. А главным волшебником является автор. И если мы услышим его слово, то поймём его душевные переживания, его настроение – поймём душу поэта.
2 Воспитатель: Наша встреча в «Поэтической гостиной» подошла к концу и мы надеемся, что вы ещё больше стали понимать, любить творчество поэта Сергея Есенина. До новых встреч!
2 Воспитатель: Наша встреча в «Поэтической гостиной» подошла к концу и мы надеемся, что вы ещё больше стали понимать, любить творчество поэта Сергея Есенина. До новых встреч!