«Как на масляной неделе...»
Герасимова Наталья Валерьевна
Цель: Расширение знаний детей о традициях празднования Масленицы. Развивать активный интерес к конструированию, эстетический вкус в процессе работы.Задачи: Развитие познавательного интереса старших дошкольников; расширение словарного запаса; развитие умения сотрудничать, желания участвовать в массовых мероприятиях; обеспечение благоприятного, эмоционально насыщенного микроклимата в группе; создание условий для эффективного общения всех участников образовательных отношений; активизация творческого потенциала родителей; привлечение их к активному сотрудничеству с ДОУ.
Атрибуты: Оформление музыкального зала в русском стиле. Русские народные костюмы. Бумажные одноразовые тарелки, заранее раскрашенные детьми в желтый цвет, гофрированная бумага, клей, кисти, гуашь. Музыкальные композиции.
Дети выходят под русскую народную песню «Машенька», танцуют танец и садятся на стульчики.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы отмечаем замечательный праздник Масленицу! Длиться этот праздник целую неделю. Масленица – это праздник, когда мы прощаемся с зимой и зовём к себе в гости весну. Каждый день на масленичной неделе имеет своё название. А что это за названия, сейчас мы послушаем. (Дети и родители рассказывают стихи).
1. Понедельник – первый вечно
И называется он – «встреча»,
В этот день Весну встречают,
И блины печь начинают!
2. Вторник – «заигрыш» зовётся,
Ходят все друг к другу в гости,
С горок снежных все катаются.
И блинами наедаются.
3. Среда – лакомка называется,
Вот тут все точно объедаются!
Живот себе набивают,
И друг друга угощают!
4. Ну, а что же с четвергом,
Четверг зовётся «перелом»
С этого дня всё меняется
И разгулье начинается!
5. «Тёщины вечорки» пятница называется,
В этот день зятья к тещам в гости собираются!
И тещи для зятьев пекли блины,
И устраивали настоящий зятю пир!
6. А суббота – день семейный,
Зовется «золовкины посиделки»
В этот день невеста родных в гости принимает,
А золовкам всем подарки дарит!
7. У воскресенья званий много,
Но скажем лишь одно мы,
Прощенное зовется воскресенье,
И просят все друг у друга прощения!
Воспитатель: Вот и узнали мы названия дней недели Масленицы. Ну а теперь, давайте позовём Весну. (Дети хором):
Весна-красна!
Тёпло солнышко!
Приди скореё,
Согрей детей!
Весна-весна красная, приди весна с радостью!
С радостью, с великой милостью!
(Выходит Баба-Яга)
Баба-Яга: Вот и все, ребятки, не будет в этом году весны (радуется), не распустятся на деревьях листочки, не появятся красивые цветочки, птички не прилетят, звери не проснутся от зимней спячки. Украла я ваше ясное солнышко. Ха-ха-ха.
Воспитатель: Как теперь снег будет таять? Как теперь земля будет греться? Если солнышко в ближайшие дни не вернуть на небо, тогда зимушка будет вечно на земле править, и холода останутся навсегда. А ну, Баба-Яга! Куда спрятала солнце? Отдавай обратно!
Баба-Яга: Чего раскричались-то? Не отдам я вам солнце, оно мне нужнее!
Воспитатель: Да зачем оно тебе?
Баба-Яга: Я решила слетать отдохнуть в теплые края, да ступа моя сломалась, вот я и подумала, что раз я не могу лететь загорать в теплые края, пусть тепло само ко мне придет! Теперь у меня в избушке настоящее лето! Эх, только моря не хватает!
Воспитатель: А как же дети?
Баба-Яга: А что дети? Детям и зимой нормально: они на снежной горке катаются, на санках, на лыжах, на коньках. Чем это плохо-то?
Воспитатель: Детям нужно и тепло и весна! Ведь если не будет весны, не буде и лета! Так же нельзя! Верни солнышко!
Баба-Яга: Ещё чего захотели. Не верну!
Воспитатель: (Обращается к детям и родителям) На Масленицу было принято в игры играть. Может, и мы с Бабой-Ягой поиграем, она раздобреет и вернёт нам солнышко?
(Проводится подвижная игра с Бабой-Ягой).
Двое родителей держаться за руки, между ними идут цепочкой Баба-Яга и дети. Все поют:
Бабка-Ёжка шла,
Озорная шла,
Шла по удалью,
По заудалью.
Сама прошла,
И детей провела,
Самого лучшего оставила.
На последнем слове двое ловцов опускают руки и ловят тех, кто не успел пройти. Круг становиться шире... и так далее - пока всех не переловят. Обычно, когда осталось двое игроков, они становятся ловцами, а остальные опять цепочкой идут за ведущим, игра начинается заново, если есть желание.
Баба-Яга: Ух! Хорошо с вами играть! Но солнышко я вам не отдам!
Воспитатель: Баба-Яга, а давай мы тебя все вместе научим, как можно сделать солнышко своими руками, может, ты подобреешь и вернёшь нам наше солнышко? (Баба-Яга соглашается).
Все участвующие в забаве совместно изготавливают солнышки из бумажных тарелок.
Баба-Яга: Какое замечательное солнышко у меня!!! Мне очень нравится! Ладно, так и быть, верну я вам ваше солнышко, а это (показывает своё) себе заберу!
Воспитатель: Дети, а кто мне скажет, что же ещё было принято на Масленицу делать? Ответы детей (кушать блины).
Дети совместно с родителями танцуют танец «Блиночки».
Уход в группу.
Чаепитие.