Конспект-сценарий тематического фольклорного досуга для детей
с нарушениями опорно-двигательного аппарата старшего дошкольного возраста
с нарушениями опорно-двигательного аппарата старшего дошкольного возраста
День Федота. Федот Урожайник
(20 июня)
Исакова Татьяна Анатольевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 44
компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга
воспитатель ГБДОУ детский сад № 44
компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Сценарий - конспект тематического фольклорного досуга «День Федота», «Федота Урожайника» (20 июня). Для детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет) с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями опорно-двигательного аппарата). Проводится совместно с родителями. |
|||
Цель: Приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуры; культуры русского языка в целом, используя фольклорные произведения (потешки, пословицы, поговорки, песни, хороводы, игры, забавы). | |||
Задачи: 1.Познакомить с древнерусским праздником «День Федота», «Федота Урожайника». 2.Познакомить с устным народным творчеством по теме: народными играми - хороводами «Ой, вставала я ранешенько», «Во поле березка стояла», «Как у дядюшки Федота», «Вейся, вейся, капустка»; подвижными народными играми «Рыбаки и рыбки», «Пирог». 3. Активизировать и пополнить словарь детей потешками и пословицами. 4.Развивать продуктивную деятельность (плетение венков из полевых цветов). 5.Развивать двигательные, музыкально - ритмические навыки, в соответствии с ритмом и характером русских хороводов. 6. Воспитывать интерес к фольклору, уважение к русской народной культуре, русскому языку и древнерусским традициям. 7.Воспитывать любовь к Родине, чувство единения и дружбы. |
|||
Костюмы: -сарафаны, блузки, кокошники или повязки на голову для хозяюшек в русском стиле; -рубаха, брюки, пояс и сапоги для Федота в русском стиле; -костюмы для русалок; -картузы для мальчиков и повязки на голову для девочек, косоворотки, сарафаны и передники; Материалы и оборудование: -музыкальный центр; -цветы бумажные для украшения площадки; -баннер с названием праздника, -украшения в виде предметов старины и народных промыслов. -ведра с полевыми цветами и веточками березы; -3ведра и красные пластмассовые мячи; -ткань голубого цвета; -сетка волейбольная; -заготовки венков из полевых цветов; -ёмкости для воды, тазы, ведра детские пластмассовые; -веревки и прищепки; -скамейки, стулья по количеству детей; -платочки, -пирог. |
|||
Персонажи: -Хозяюшки (взрослые) -3; -Федот (взрослый)-1; -Русалки (взрослые)-2. |
|||
Ход: | |||
Часть 1. | 1-я хозяюшка: 2-я хозяюшка: 3-я хозяюшка: Хором: 3-я хозяюшка: Хозяюшки поют песню «Во поле березка стояла». 3-я хозяюшка: Дети: 2-я хозяюшка: 1-я хозяюшка: |
Звучит музыка и входят хозяюшки. -Заходи сюда, народ! И слева и справа! Мы Федота здесь встречаем Шуткой и забавой! - Заходи, народ, сюда! И давай знакомиться! Пусть на долгие года Этот день запомнится! - Побыстрей да веселей, Дорогие зрители! Приводите и детей, Приводи родителей! -Надо в празднике всерьез Всем принять участие! Чтобы славный наш Федот Пожелал нам счастья! - Сюда, народ! Здесь нас праздник ждет! - А мы к вам пришли не с пустыми руками – принесли вам букет, подаренный прекрасной березкой… Люди всегда любили березку. Сравнивали с девушкой за ее нежность и скромную красоту. Ее тонкие ветви похожи на косы… В хоровод скорей вставайте, Песню звонко запевайте… Ведь березонька – душа Ох, как летом хороша!!! Хоровод «Во поле березонька стояла…» Сокращенный вариант. Во поле береза стояла, Во поле кудрявая стояла, Люлю-люли, стояла Люли-люли, стояла. («Круг». Взявшись за руки, образуют круг; движения по часовой стрелке. Сделав легкий полуоборот корпуса по ходу движения, танцующие идут простым шагом, на припев вращение вокруг себя.) Некому березу заломати, Некому кудряву заломати, Люли-люли, заломати. Люли-люли, заломати. (Лицом в круг. Выполняются плавные движения руками вперед и назад, с «пружинкой»). Я ж пойду, погуляю Белую березу заломаю. Люли-люли, заломаю. Люли-люли, заломаю. (Танцующие легким шагом идут в центр круга, поднимая при этом руки вверх, возвращаются в исходное положение). Срежу я с березы три пруточка, Сделаю из них я три гудочка Люли-люли, три гудочка. Люли-люли три гудочка. (Имитируются движения срезания пруточков, игры на гудочках). -Кто же этот Федот, которого мы ждем и встречаем сегодня? Знаете? - Даааа….(или нет). -Может этот Федот проказник? Любит все портить, обижать, и ссорить? -Нет!!! Федот, да не тот!!! Наш Федот Урожайник! Наш Федот Страж! На День Федота просили крестьяне хорошей погоды и пытались угадать, каким будет урожай ржи! Поэтому и называют этот день - Федот Урожайник! Так же в этот день можно было купаться, не опасаясь русалок. Попросят Федота, он и убережет от несчастья! Поэтому и называют этот день - Федот Страж! А еще в этот день просили Федота Урожайника о хорошем урожае. Федот тепло дает – рожь в золото ведет! Федот на дождь поведет – колос тощий нальет! Собирали на Федота землянику, ловили рыбу, катались на лодках, готовились к сенокосу, готовили нарядные одежды, затевали большую стирку – бученье, пели и танцевали, хороводы игры заводили! Вот как! |
|
Дети и родители подпевают и повторяют движения. |
|||
2.Основн. часть: 3 часть. Заключи-тельная. |
Федот: Дети: Федот: Федот проводит игру. 3-я хозяюшка: Хозяюшки поют песню «Ой, вставала я ранешенько». Федот: 2-я хозяюшка: Федот: 3-я хозяюшка: Хозяюшки поют песню. Федот: 1-я хозяюшка: Федот: Хозяюшки проводят игру. Федот: Русалки держат голубое полотно. 1-я хозяюшка: Федот: 2-я хозяюшка: Федот: (показать как развести золу в воде) 2- я хозяюшка: Федот: 2- я хозяюшка: 2- я хозяюшка проводит игру. Федот: 1-я хозяюшка проводит игру. 1-я хозяюшка Федот: Дети: Федот: 3-я хозяюшка: Хозяюшки проводят мастер- класс по подгруппам, в беседках. Федот: 3-я хозяюшка: Хозяюшки поют песню. Федот: 1-я хозяюшка проводит игру. Федот: Все хозяюшки хором: Федот: |
Звучит музыка и входит Федот. - Здравствуйте, детишки! Девчонки и мальчишки! И хозяюшки почтенные! К нам народ сюда спешит! Дружно, весело шумит! И желанная толпа Даже издали видна! Тогда я поведу рассказ Про старину, да и про нас… И про славного Федота, (показывая на себя). Праздник начинать охото??? -Даааа! -Развеселый вы народ! Встань дружно в хоровод! Знакомиться будем!!!! Игра «Как у дядюшки Федота» Как у дядюшки Федота Было семеро детей. (Дети идут легким шагом по кругу по часовой стрелке, друг за другом; Федот в центре круга против часовой стрелки) Пить не пили. Есть не ели. (Лицом в центр круга. Машут руками попеременно, как бы отмахиваясь). Друг на друга все смотрели! (Поворачиваются лицом друг к другу) Разом делали вот так! (Федот показывает любое забавное движение). -Вот и познакомились! Здравствуйте! -Ой, мы знаем, на Федота Надо раненько вставать, Умываться, наряжаться, Чтобы всюду поспевать! Игра - хоровод «Ой, вставала я ранешенько» (Калинка - малинка моя) Сокращенный вариант. - Ой, вставала я ранешенько, Умывалася белешенько. (Лицом в круг, изображают «потягивающие» движения, умывание) - Ой, люли-люли, калинка моя, В саду ягода - малинка моя! (Повороты вокруг себя) - Надевала черевики на босу, Я гнала свою корову на росу! (Имитируют движения обувания, движения помахивания прутиком) -Да, я вижу вы готовы! Что ж пора и начинать… Землянику собирать! Подвижная игра «Собери землянику» Хозяюшки рассыпают по площадке красные мячи. -Раз два, три…ягоду бери! -Ох, быстро вы с ягодами справились! Много вкусного варенья получится! Устали? -Федотушка, да что ты!!! А мы песню запоем, Хоровод вновь заведем, Вот и отдохнем! Игра-хоровод «Капуста» Вейся, вейся, капустка! Вейся, вейся, милая! Как же мне капустке не виться, Белою вилою не завиться!! (ведущий заводит хоровод в «улитку», постепенно завивая «вилок») -И в огороде потрудились! Что ж теперь пора и на речку! -Да зачем же нам на речку, Федот? -Как зачем, хозяюшки?? Да рыбу ловить!!! -Сеть тяну, Рыбу ловлю! Попало немало: Семь окуней, Пятьдесят карасей! Один ершок- И того в горшок! Ухи наварю, Всех детей накормлю! Подвижная игра: «Рыбаки - рыбки». (Хозяюшки с Федотом пытаются поймать детей волейбольной сетью) -Много хлопот летом и в огороде и в поле, и на дворе, и на реке. Но делу время - потехе час!!! В этот день я разрешаю всем купаться И русалок не бояться!!! Эй, русалки, выплывайте!!! С нами дружно (грозя пальцем) поиграйте! Игра с русалками. (с полотном) -Ой, никого не поймали, русалочки!!! -А чтобы русалочки не щекотали вас в этот день, надо бросить в них платочки!!! -Бросайте платочки! -Ох, сколько теперь грязных платочков у нас!!! -Да уж, потрудились вы, выкупались, а дела домашние я за вас не переделаю!!! В этот день – День Федота, все хозяюшки на Руси перестирывали много белья!!! И называлось это БУЧЕНЬЕ!!! Золу с печей собирали, В воде разводили, Процеживали и в этом растворе стирали! Порошков то раньше не было! С тех пор и повелось выражение «развести бучу» - затеять большую стирку!!! -Федотушка, да как же нам стирать? -А надо воды натаскать из речки! Эй, русалки, не сердитесь! И водицей поделитесь!!! -К услугам вашим два ведра! Забудь про коромысло! И без него туда-сюда Носите воду быстро! В забаве этой важен труд, И ловкость и сноровка! Тот верх возьмет, кто свой сосуд Наполнит, быстро ловко! Игра с водой «Натаскай воды». (в центре площадки стоят ёмкости с водой, по разным сторонам площадки расставлены скамейки и стулья с тазами) -Что ж и с этим справились! Воду натаскали, пора и «бучу развести»! Нашу стирку начать! Игра «Стирка». (детям приготовлены веревки, прищепки для развешивания платочков) -Выстирали все, утомились! -Пока вы «бучу разводили», на полях-лугах травушка-муравушка то как выросла!!! И цветы луговые так милы и красивы! -А что всегда любили из цветов луговых плести? - Веночки! -А вы умеете плести веночки? -А мы научим! Мастер-класс по плетению веночков! (дети распределяются по подгруппам, у хозяюшек заготовлены венки из полевых цветов, которые надо доделать)) -Ох, красота то какая! -Федотушка, а мы тебе и хоровод заведем с нашими веночками! Игра-хоровод «Я с веночком хожу» (хозяюшка передаёт любому ребенку венок и они меняются местами) Я с веночком хожу, Я с зеленым хожу, Уж кому мне свой венок подарить, Уж кому мне зеленый подарить? Подарю я венок, Подарю я зеленый, Подарю своей подруженьке, Подарю дружку - товарищу! - Ох, молодцы! Порадовали меня! -Стучит, бренчит по улице: Фома едет на курице, Тимошка на кошке- Туда же по дорожке! -Куда, Фома едешь? Куда погоняешь? -Сено косить! -На что тебе сено? -Коровок кормить! -На что тебе коровы? -Молоко доить! -На что тебе молоко? -Ребяток поить! -А вы знаете, детушки, ведь скоро и сенокос начнется! Будем траву косить, сено сушить, для коровушек заготавливать…. Но этот рассказ будет в другой раз! Вы трудились и играли, Пели звонко, танцевали. Что ж, пора и подкрепиться, Пирогом нам угоститься! - А мы сначала поиграем в игру! Игра «Пирог». (дети стоят в двух командах с двух сторон от «пирога», ребенок -«пирог» сидит в середине на стульчике. По команде дети бегут к «пирогу», кто первый дотронулся до «пирога», тот и забирает его к себе в команду. -А вот вам и настоящий пирог! -Благодарствуем, Федот! Ждем Вас снова через год! - Всем спасибо за внимание, За задор и звонкий смех! За огонь соревнованья- Право, праздник - наш успех! Ни к чему пустые речи, Ведь прощаться нам пора! Говорю: «До новой встречи, До свидания, детвора!» Угощение. |
Дети и родители повторяют движения за Федотом, с каждым разом ускоряется темп игры). Дети и родители повторяют и движения и слова. Дети и родители подпевают и повторяют движения. Дети и родители собирают мячи в ведра под фонограмму. Дети и родители двигаются простым шагом за ведущим. Дети перебегают с одной стороны «берега» на противопол-ю. Дети «проплывают под полотном». дети бросают небольшие платочки в «речку» (полотно) (дети по очереди бегают за водой с небольшими ведрами и переливают ее в тазы) (дети стирают платочки в тазах и развешивают на натянутых веревках, родители помогают им) Дети вместе с родителями плетут венки из подготовленных заготовок. Дети и родители стоят в кругу и поют песню вместе с хозяюшками. |