Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект-сценарий тематического фольклорного досуга для детей
с нарушениями опорно-двигательного аппарата старшего дошкольного возраста

День Федота. Федот Урожайник

(20 июня)
Исакова Татьяна Анатольевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 44
компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Сценарий - конспект тематического фольклорного досуга
«День Федота»,  «Федота Урожайника»  (20 июня).
Для детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет)  с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями опорно-двигательного аппарата).
Проводится совместно с родителями.
Цель: Приобщение детей  и родителей к истокам русской народной культуры; культуры русского языка в целом, используя фольклорные произведения (потешки, пословицы, поговорки, песни, хороводы, игры, забавы).
Задачи:
1.Познакомить с древнерусским  праздником «День Федота»,  «Федота Урожайника».
2.Познакомить с устным народным творчеством по теме: народными  играми - хороводами «Ой, вставала я ранешенько», «Во поле березка стояла», «Как у дядюшки Федота»,  «Вейся, вейся, капустка»;  подвижными народными играми «Рыбаки и рыбки», «Пирог».
3. Активизировать и пополнить словарь детей потешками и пословицами.
4.Развивать продуктивную деятельность (плетение венков из полевых цветов).
5.Развивать двигательные, музыкально - ритмические навыки,  в соответствии с ритмом и характером русских хороводов.
6. Воспитывать интерес к фольклору, уважение к  русской  народной культуре, русскому языку и  древнерусским традициям.
7.Воспитывать любовь к Родине, чувство единения и дружбы.
Костюмы: 
-сарафаны, блузки, кокошники или повязки на голову для хозяюшек в русском стиле;
-рубаха, брюки, пояс и сапоги для Федота в русском стиле;
-костюмы для русалок;
-картузы для мальчиков и повязки на голову для девочек, косоворотки, сарафаны и передники;
Материалы и оборудование:
-музыкальный центр;
-цветы бумажные для украшения площадки;
-баннер с названием праздника,
-украшения в виде предметов старины и народных промыслов.
-ведра с полевыми цветами и веточками березы;
-3ведра и красные  пластмассовые мячи;
-ткань голубого цвета;
-сетка волейбольная;
-заготовки венков из полевых цветов;
-ёмкости для воды, тазы, ведра детские пластмассовые;
-веревки  и прищепки;
-скамейки, стулья по количеству детей;
-платочки,
-пирог.
Персонажи:
-Хозяюшки (взрослые) -3;
-Федот (взрослый)-1;
-Русалки (взрослые)-2.
Ход:
Часть 1.  
 
1-я хозяюшка:
 
 
 
2-я хозяюшка:
 
 
 
3-я хозяюшка:
 
 
 
 
 
 
 
Хором:
 
 
3-я хозяюшка:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Хозяюшки поют песню «Во поле березка стояла».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3-я хозяюшка:
 
Дети:
 
2-я хозяюшка:
 
1-я хозяюшка:
 
Звучит музыка и входят хозяюшки.
 
-Заходи сюда, народ!
И слева и справа!
Мы Федота здесь встречаем
Шуткой и забавой!
 
- Заходи, народ, сюда!
И давай знакомиться!
Пусть на долгие года
Этот день запомнится!
 
- Побыстрей да веселей,
Дорогие зрители!
Приводите и детей,
Приводи родителей!
-Надо в празднике всерьез
Всем принять участие!
Чтобы славный наш Федот
Пожелал нам счастья!
 
- Сюда, народ!
Здесь нас праздник ждет!
 
- А мы к вам  пришли не с пустыми руками – принесли вам букет, подаренный прекрасной березкой…
Люди всегда любили березку. Сравнивали с девушкой  за ее нежность и скромную красоту.
Ее  тонкие ветви похожи на косы…
 
В хоровод скорей вставайте,
Песню звонко запевайте…
Ведь березонька – душа
Ох, как летом хороша!!!
 
Хоровод «Во поле березонька стояла…» 
Сокращенный вариант.
 
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люлю-люли, стояла
Люли-люли, стояла.
 
(«Круг». Взявшись за руки, образуют круг; движения по часовой стрелке. Сделав легкий полуоборот корпуса по ходу движения, танцующие идут простым шагом, на припев вращение вокруг себя.)
 
Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли-люли, заломати.
Люли-люли, заломати.
 
(Лицом в круг. Выполняются плавные движения руками  вперед и  назад, с «пружинкой»).
 
Я ж пойду, погуляю
Белую березу заломаю.
Люли-люли, заломаю.
Люли-люли, заломаю.
 
(Танцующие легким шагом идут в центр круга, поднимая при этом руки вверх, возвращаются в исходное положение).
 
Срежу я с березы три пруточка,
Сделаю из них я три гудочка
Люли-люли, три гудочка.
Люли-люли три гудочка.
 
(Имитируются движения срезания пруточков, игры на гудочках).
 
-Кто же этот Федот, которого мы ждем и встречаем сегодня? Знаете?
 
- Даааа….(или нет).
 
-Может этот Федот проказник?
Любит все портить, обижать, и ссорить?
 
-Нет!!!
Федот, да не тот!!!
Наш Федот Урожайник!
Наш Федот Страж!
 
На День Федота просили крестьяне хорошей погоды и пытались угадать, каким будет урожай  ржи!
 
Поэтому и называют этот день - Федот Урожайник!
 
Так же в этот день можно было купаться, не опасаясь русалок. Попросят Федота, он и убережет от несчастья!
 
Поэтому  и называют этот день - Федот Страж!
А еще в этот день просили Федота Урожайника о хорошем урожае.
 
Федот тепло дает – рожь в золото ведет!
Федот на дождь поведет – колос тощий нальет!
 
Собирали на Федота землянику, ловили рыбу, катались на лодках, готовились к сенокосу, готовили нарядные одежды, затевали большую стирку – бученье, пели и танцевали, хороводы игры заводили!
 
Вот как!
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дети и родители подпевают и повторяют движения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.Основн. часть:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3 часть.
Заключи-тельная.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Федот:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дети:
 
Федот:
 
 
 
 
 
Федот проводит игру.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3-я хозяюшка:
 
 
 
 
 
 
 
Хозяюшки поют песню «Ой, вставала я ранешенько».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Федот:
 
 
 
 
 
 
 
2-я хозяюшка:
 
 
Федот:
 
 
 
3-я хозяюшка:
 
 
 
 
 
Хозяюшки поют песню.
 
 
 
 
 
 
 
Федот:
 
 
1-я хозяюшка:
 
Федот:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Хозяюшки проводят игру.
 
 
Федот:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Русалки держат голубое полотно.
 
1-я хозяюшка:
 
Федот:
 
 
 
 
2-я хозяюшка:
 
 
Федот:
(показать как развести золу в воде)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2- я хозяюшка:
 
Федот:
 
 
 
2- я хозяюшка:
 
 
 
 
 
 
 
 
2- я хозяюшка проводит игру.
 
 
 
 
Федот:
 
 
 
 
1-я хозяюшка проводит игру.
 
 
 
 
1-я хозяюшка
 
Федот:
 
 
 
 
 
 
Дети:
 
Федот:
 
3-я хозяюшка:
 
Хозяюшки проводят  мастер- класс по подгруппам, в беседках.
 
Федот:
 
3-я хозяюшка:
 
 
 
Хозяюшки поют песню.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Федот:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1-я хозяюшка проводит игру.
 
 
 
 
Федот:
 
Все  хозяюшки хором:
 
Федот:
 
 
 
 
 
 
 
Звучит музыка и входит Федот.
 
- Здравствуйте, детишки!
Девчонки и мальчишки!
И хозяюшки почтенные!
 
К нам народ сюда спешит!
Дружно, весело шумит!
И желанная толпа
Даже издали видна!
 
Тогда я поведу рассказ
Про старину, да и про нас…
И про славного Федота,
(показывая на себя).
Праздник начинать охото???
 
-Даааа!
 
-Развеселый вы народ!
Встань дружно в хоровод!
Знакомиться будем!!!!
 
Игра  «Как у дядюшки Федота»
 
Как у дядюшки Федота
Было семеро детей.
 
(Дети идут легким шагом  по кругу по часовой стрелке, друг за другом; Федот в центре круга против часовой стрелки)
 
Пить не пили.
Есть не ели.
 
(Лицом в центр круга. Машут руками  попеременно, как бы отмахиваясь).
 
Друг на друга все смотрели!
 
(Поворачиваются лицом друг к другу)
 
Разом делали вот так!
 
(Федот показывает любое забавное движение).
 
-Вот и познакомились! Здравствуйте!
 
-Ой, мы знаем, на Федота
Надо раненько вставать,
Умываться, наряжаться,
Чтобы всюду поспевать!
 
Игра - хоровод «Ой, вставала я ранешенько»
(Калинка - малинка моя)
Сокращенный вариант.
 
- Ой, вставала я ранешенько,
Умывалася белешенько.
 
 
(Лицом в круг, изображают «потягивающие» движения, умывание)
 
- Ой, люли-люли, калинка моя,
В саду ягода - малинка моя!
 
(Повороты вокруг себя)
 
- Надевала черевики на босу,
Я гнала свою корову на росу!
 
(Имитируют движения обувания, движения помахивания прутиком)
-Да, я вижу вы готовы!
Что ж пора и начинать…
Землянику собирать!
 
Подвижная игра «Собери землянику»
 
Хозяюшки  рассыпают  по площадке красные мячи.
 
-Раз два, три…ягоду бери!
 
 
-Ох, быстро вы с ягодами справились!
Много вкусного варенья получится!
Устали?
 
-Федотушка, да что ты!!!
А мы песню запоем,
Хоровод вновь заведем,
Вот и отдохнем!
 
Игра-хоровод «Капуста»
 
Вейся, вейся, капустка!
Вейся, вейся, милая!
 
Как же мне капустке не виться,
Белою вилою не завиться!!
 
(ведущий заводит хоровод в «улитку», постепенно завивая «вилок»)
 
-И в огороде потрудились!
Что ж теперь пора и на речку!
 
-Да зачем же нам на речку, Федот?
 
 
-Как зачем, хозяюшки??
Да рыбу ловить!!!
 
-Сеть тяну,
Рыбу ловлю!
Попало немало:
Семь окуней,
Пятьдесят карасей!
Один ершок-
И того в горшок!
Ухи наварю,
Всех детей накормлю!
 
Подвижная игра: «Рыбаки -  рыбки».
(Хозяюшки с Федотом  пытаются поймать детей волейбольной сетью)
 
 
 
-Много хлопот летом и в огороде и в поле, и на дворе, и на реке.
Но делу время - потехе час!!!
 
В этот день я разрешаю всем купаться
И русалок не бояться!!!
Эй, русалки, выплывайте!!!
С нами дружно (грозя пальцем) поиграйте!
 
Игра с русалками.  (с полотном)
 
 
 
 
 
-Ой, никого не поймали, русалочки!!!
 
 
-А чтобы русалочки не щекотали вас в этот день, надо бросить в них платочки!!!
-Бросайте платочки!
 
 
-Ох, сколько теперь грязных платочков у нас!!!
 
 
 
-Да уж, потрудились вы, выкупались, а дела домашние я за вас не переделаю!!!
 
В этот день – День Федота, все хозяюшки на Руси перестирывали много белья!!!
И называлось это БУЧЕНЬЕ!!!
 
Золу с печей собирали,
В воде разводили,
Процеживали и в этом растворе стирали!
 
Порошков то раньше не было!
 
С тех пор и повелось выражение «развести бучу» - затеять большую стирку!!!
 
-Федотушка, да как же нам стирать?
 
 
-А надо воды натаскать из речки!
Эй, русалки, не сердитесь!
И водицей поделитесь!!!
 
-К услугам вашим два ведра!
Забудь про коромысло!
И без него туда-сюда
Носите воду быстро!
В забаве этой важен труд,
И ловкость и сноровка!
Тот верх возьмет, кто свой сосуд
Наполнит, быстро ловко!
 
Игра с водой «Натаскай воды».
(в центре площадки стоят ёмкости с водой, по разным сторонам площадки расставлены скамейки и стулья с тазами)
 
 
 
 
-Что ж  и с этим справились!
Воду натаскали, пора и «бучу развести»!
Нашу стирку начать!
 
Игра «Стирка».
(детям приготовлены веревки, прищепки для развешивания платочков)
 
 
 
 
 
-Выстирали все, утомились!
 
-Пока вы «бучу разводили», на полях-лугах травушка-муравушка то как выросла!!!
И цветы луговые так милы и красивы!
 
-А что всегда любили из цветов луговых плести?
 
- Веночки!
 
-А вы умеете плести веночки?
 
-А мы научим!
 
Мастер-класс по плетению веночков!
(дети распределяются по подгруппам, у хозяюшек заготовлены венки из полевых цветов, которые надо доделать))
 
 
 
 
-Ох, красота то какая!
 
-Федотушка, а мы тебе и хоровод заведем с нашими веночками!
 
 
Игра-хоровод «Я с веночком хожу»
(хозяюшка передаёт  любому ребенку венок и они  меняются местами)
 
Я с веночком хожу,
Я с зеленым хожу,
Уж кому мне свой венок подарить,
Уж кому мне  зеленый подарить?
Подарю я венок,
Подарю я зеленый,
Подарю своей подруженьке,
Подарю дружку - товарищу!
 
 
- Ох, молодцы! Порадовали меня!
 
-Стучит, бренчит по улице:
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке-
Туда же по дорожке!
-Куда, Фома едешь?
Куда погоняешь?
-Сено косить!
-На что тебе сено?
-Коровок кормить!
-На что тебе коровы?
-Молоко доить!
-На что тебе молоко?
-Ребяток поить!
 
-А вы знаете, детушки, ведь скоро и сенокос начнется!  Будем траву косить, сено сушить, для коровушек заготавливать….
Но этот рассказ будет в другой раз!
 
Вы трудились и играли,
Пели звонко, танцевали.
Что ж, пора и подкрепиться,
Пирогом нам угоститься!
 
- А мы сначала поиграем в игру!
 
Игра «Пирог».
(дети стоят в двух командах с двух сторон от «пирога»,  ребенок -«пирог» сидит  в середине на стульчике. По команде дети бегут к «пирогу», кто первый дотронулся до «пирога», тот и забирает его к себе в команду.
 
 
-А вот вам и настоящий пирог!
 
-Благодарствуем, Федот!
Ждем Вас снова через год!
 
 
- Всем спасибо за внимание,
За задор и звонкий смех!
За огонь соревнованья-
Право, праздник - наш успех!
Ни к чему пустые речи,
Ведь прощаться нам пора!
Говорю: «До новой встречи,
До свидания, детвора!»
 
Угощение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дети  и родители повторяют движения за Федотом, с каждым разом ускоряется темп игры).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дети и родители повторяют и движения и слова.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дети и родители  подпевают и повторяют движения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дети и родители собирают мячи в ведра под фонограмму.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дети и родители двигаются простым шагом за ведущим.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дети перебегают с одной стороны «берега»  на противопол-ю.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дети «проплывают под
полотном».
 
 
 
 
дети бросают небольшие платочки в «речку» (полотно)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
(дети по очереди бегают за водой с небольшими ведрами  и переливают ее в тазы)
 
 
 
 
 
 
 
(дети стирают платочки в тазах  и развешивают на натянутых веревках, родители помогают им)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дети вместе с родителями плетут венки из подготовленных заготовок.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дети и родители стоят в кругу и поют песню вместе с хозяюшками.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»