Долгосрочный познавательный проект «Смена сезонов»
Ивачкина Ольга Юрьевна
Тип проекта: досугово-образовательный с использованием событийной технологии.Продолжительность: долгосрочный.
По количеству участников: коллективный.
Форма организации детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная. Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность темы: любовь и бережное отношение к родной природе воспитывается с раннего возраста. Именно с этого возраста необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль в воспитании детей. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Уже в период младшего дошкольного возраста дети знакомятся с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями, со сменой сезонов года. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения в ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствует формированию у детей лучших характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважении к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Достичь это с раннего возраста можно в том случае, если знакомить ребенка с тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветов, любоваться пейзажами родных мест, красотой природы. Впечатления от великолепия природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Все дети любознательны. Круг интересов очень широкий. Но в современном мире ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс отчуждения. Поэтому необходимость приобщения ребенка к природе, изучение природных явлений, получение знаний, начиная с дошкольного детства, бесспорна. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. В тоже время изучение природных явлений в рамках применения событийной технологии, дает дополнительные возможности для подготовки и реализации необходимых мероприятий в русле событий, осуществляемых в досуговой деятельности с младшими дошкольниками. Природное любопытство детей младшего дошкольного возраста заставляет их задавать вопросы, заниматься исследованиями и искать взаимосвязь между предыдущим опытом и новыми ситуациями, в которых они оказываются. В основе данного проекта лежит готовность дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность во впечатлениях и событиях. Данный проект ориентирован на расширение знаний о сезонах года, о смене сезонов, на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, нравственных ценностей. С целью развития устойчивого интереса к природе, получение знаний и представлений, проект был разработан на основе событийного подхода, в русле досуговой деятельности, так как именно данный подход позволяет получить максимальный эффект от предлагаемых мероприятий и способствует формированию собственного жизненного опыта ребенка на основе детских потребностей и интересов, в рамках ярких и интересных событий, а также развивает его как личность.
Цель проекта: формирование представлений о временах года и сезонных изменениях в природе в формате реализации событий в досуговой деятельности.
Задачи: Обучающие:
- формировать у младших дошкольников представления о сезонах года, о месяцах, их последовательности, о сезонных изменениях в природе, о том, что можно делать в разные сезоны;
- учить различать диких животных и их детенышей, познакомить с их местом обитания, изменениями, происходящими в разные сезоны года;
- учить детей различать птиц: зимующие и перелетные;
- учить различать растения, изменения, происходящие с ними в разные времена года; - учить детей различать одежду и обувь, определять, что надевать в разные сезоны, при смене сезонов;
- учить различать овощи и фрукты, знать, где и когда растут;
- формировать представления о праздниках;
- расширять словарный запас детей.
Коррекционно-развивающие:
- развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов, умение сравнивать и анализировать;
- развивать умение замечать красоту природных явлений, переживать радость от общения с ней и воспитывать благодарное чувство к природе;
Воспитательные:
- воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку;
- воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.
Принципы реализации проекта:
- Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- Принципы научной обоснованности и практической применимости;
- Принцип полноты, необходимости и достаточности;
- Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;
- Принцип интеграции образовательных областей;
-Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
- Принцип решения программных образовательных задач в различных формах совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
- Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Участие воспитателей в реализации проекта: рисование с детьми, изготовление тематических поделок о смене сезонов.
Участие музыкального руководителя в реализации проекта: организация праздников, музыкальное сопровождение событий в досуговой деятельности. Участие родителей в реализации проекта: помощь в выставке поделок, участие в событиях в досуговой деятельности, предоставление фотографий.
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие: беседы, настольный театр, мини-экскурсии.
Познавательное развитие: беседы, чтение рассказов.
Речевое развитие: чтение, описание картин, ответы на вопросы, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, заучивание стихов и песен.
Художественно - эстетическое развитие: рассматривание картин, рисование на манке, занятия по ИЗО с воспитателями, изготовление поделок совместно с родителями.
Физическое развитие: целевые прогулки, динамические паузы на занятиях. Ожидаемые результаты проекта:
Дети:
- Умение выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе, называть времена года в правильной последовательности, месяцы;
- Знать диких животных, птиц, овощи, фрукты, одежду, обувь;
- Рассматривать сюжетные картинки, серии картин, уметь составлять небольшой рассказ по ним;
- Использовать все части речи, простые нераспространенные предложения;
- Отвечать на вопросы взрослого, отгадывать загадки, разгадывать кроссворды.
- Проявлять бережное отношение к природе.
- Участвовать в обсуждениях.
- Участвовать в сезонных наблюдениях.
- Развитие творческого мышления детей;
- Развитие познавательной активности, любознательности, воображения;
- Расширение кругозора детей;
Педагоги:
- Повысят профессиональную компетентность в вопросах проектирования педагогического процесса на основе реализации досуговой деятельности с использованием событийного подхода по теме проекта.
- Овладеют методом создания презентаций.
Родители:
- Проявят интерес к совместной деятельности с ребенком.
- Станут активными участниками реализации проекта в досуговой деятельности. Этапы проекта.
Подготовительный этап (информационно-накопительный).
1. Определение темы.
2. Формулировка цели и задач.
3. Информирование педагогов и родителей о предстоящей деятельности.
4. Подбор наглядного материала, литературы.
5. Составление плана реализации основного этапа проекта.
Основной этап (организационно-практический)
Реализация проектной деятельности:
- Наблюдения, мини-экскурсии, целевые прогулки.
- Разучивание стихотворений, песен.
- Описание картин, составление рассказов.
- Рисование, занятия по ИЗО.
- Беседы, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов.
- Репетиции.
- Праздники.
План реализации проекта:
Сентябрь. Подготовка и реализация события в досуговой деятельности: оформление выставки «Как я провел лето!» (на основе фотографий, предоставленные родителями о детях летом). Изготовление дидактической книги «Времена года: смена сезонов». Изготовление игры для развития дыхания «Четыре сезона». Оформление дерева к осени.
НОД: развитие речи по теме «Овощи».
НОД: развитие речи по теме «Фрукты».
Досуговая событийная деятельность: Мини-экскурсия «Сад. Огород». Дидактическая игра: Лото «Времена года».
Октябрь. НОД: составление рассказа по закрытой картине «Ранняя осень».
НОД: развитие речи на тему: «Ранняя, золотая, поздняя осень».
НОД: составление рассказа по серии картин «Дождливая осень».
Досуговая событийная деятельность: Мини - экскурсия на тему «Признаки осени. С какого дерева листок?»
Подготовка к досуговой событийной деятельности: разучивание стихотворений и песни наизусть к «Празднику Осени», репетиции праздника, подготовка костюмов, подготовка реквизита, украшение зала.
Ноябрь. НОД: развитие речи на тему «Одежда».
НОД: развитие речи на тему «Обувь».
Дидактическая игра: пазлы «Четыре сезона».
Рисование на манке на тему «Осень».
Подготовка к досуговой событийной деятельности: разучивание стихотворений и песни наизусть к «Празднику Осени», репетиции праздника, подготовка костюмов, подготовка реквизита, украшение зала.
Досуговая событийная деятельность: «Праздник Осени» в соответствии со сценарием.
Подготовка к досуговой событийной деятельности: разучивание стихотворений и песни наизусть к празднику «Новый Год», репетиции праздника.
Декабрь. Досуговая событийная деятельность: «Оформление дерева к зиме». НОД: составление рассказа по картине «Зима».
НОД: составление рассказа по закрытой картине «На прогулке».
НОД: развитие речи по теме «Новогодние игрушки».
НОД: составление рассказа по картинкам «Праздник Новый год».
Подготовка к досуговой событийной деятельности: разучивание стихотворений и песни наизусть к празднику «Новый Год», репетиции праздника.
Подготовка к досуговой событийной деятельности: «Наряжаем Елку», подготовка детских костюмов к празднику, украшение музыкального зала, подготовка реквизита.
Досуговая событийная деятельность: «Новый Год», проведение музыкально-театрализованного представления с участием традиционных новогодних персонажей «Дед Мороз», «Снегурочка», «Баба Яга», «зайцы», «снежинки» и др., а также родителей, раздача подарков.
Январь. Досуговая событийная деятельность: изготовление и развешивание с папами кормушек для птиц.
НОД по развитию речи «Дикие животные» (что они делаю зимой?) Дидактическая игра «Четыре сезона».
Досуговая событийная деятельность: целевые прогулки «Признаки зимы». Досуговая событийная деятельность: подготовка к досуговой событийной деятельности «Выставка рисунков «Зима»
Рисование на манке на тему «Зима» (совместно с воспитателями).
Досуговая событийная деятельность: оформление выставки рисунков детей «Зима».
Февраль. Досуговая событийная деятельность: «Лес зимой».
Подготовка к досуговой событийной деятельности в формате музыкально-спортивного праздника «День защитника Отечества» Репетиции к празднику. Досуговая событийная деятельность: изготовление тематических поделок в подарок папам и дедушкам, вместе с мамами.
Досуговая событийная деятельность: «День защитника Отечества».
Март. Досуговая событийная деятельность: «Украшение дерева к весне».
НОД: развитие речи по теме «Птицы».
Досуговая событийная деятельность: изготовление тематических поделок в подарок мамам и бабушкам, вместе с папами.
Подготовка к досуговой событийной деятельности: «Разучивание стихов и песни к празднику «8 марта» (репетиции), подготовка представления, подготовка зала и реквизита, выбор музыкальных композиций для танцев детей и родителей. Досуговая событийная деятельность: музыкальный праздник к 8 марта с участием родителей в соответствии со сценарием.
Досуговая событийная деятельность: Весеннее развлечение «Масленица» с музыкальным руководителем.
Досуговая событийная деятельность: целевые прогулки «Признаки весны». Дидактическая игра «Одежда по сезонам».
Апрель. Подготовка к досуговой событийной деятельности: музыкально-спортивный праздник «Дети-космонавты» ко дню космонавтики (репетиции), подготовка зала, костюмов, реквизита (принимают участие все группы ДОО). Досуговая событийная деятельность: музыкально-спортивный праздник «Дети-космонавты» ко дню космонавтики для всех групп ДОО, с участием родителей. Досуговая событийная деятельность: «Посадка цветов» (высадка на приусадебном участке около детского сада рассады цветов).
Рисование на манке на тему «Весна».
Досуговая событийная деятельность: настольный театр «Лиса и заяц».
Май. НОД: составление рассказа по картине «Лето».
НОД: составление рассказа по серии картин «На речке».
НОД: развитие речи по теме «Цветы».
НОД: развитие речи по теме «Насекомые».
Досуговая событийная деятельность: Целевые прогулки на темы «Цветы», «Насекомые».
Досуговая событийная деятельность: организация и проведение мини-похода вместе с родителями в близлежащий парк.
Досуговая событийная деятельность: «Оформление дерева к лету».
Разучивание стихов наизусть о лете.
Рисование на манке на тему «Лето».
Досуговая событийная деятельность: изготовление совместно с детьми книжек-самоделок по всем сезонам года.
В процессе реализации событийного подхода в досуговой деятельности в ДОО в группе младших дошкольников, в рамках предлагаемого проекта, удастся добиться расширения спектра интересов дошкольников, появления у детей новых знаний, не только по теме проекта, но и по темам различных предлагаемых праздников и иных досуговых мероприятий, привлечения родителей к реализации досуговой деятельности в событийном формате, повышения уровня осведомленности воспитателей при организации и реализации событийной технологии в досуговой деятельности с детьми.